АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело № А19-2750/2022
« 25 » октября 2022 года.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18.10.2022 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Акопян Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой М.К., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлениюОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РТ-НЭО ИРКУТСК» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664033, <...>)
к МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ КУЛЬТУРЫ «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР БУДАГОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665236, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТУЛУНСКИЙ РАЙОН, БУДАГОВО СЕЛО, ЗАВОДСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 8А)
о взыскании 144 009 руб. 50 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: ФИО1, доверенность от 10.01.2022 (паспорт, диплом);
от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РТ-НЭО ИРКУТСК» (далее – истец, ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к МУНИЦИПАЛЬНОМУ КАЗЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ КУЛЬТУРЫ «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР БУДАГОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» (далее – ответчик, МКУК «КДЦ БУДАГОВСКОГО МО») с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании задолженности по договору № 928633-2020/ТКО от 17.01.2019 в размере 144 009 руб. 50 коп., из них: 109 612 руб. 02 коп. – основной долг, 34 397 руб. 48 коп. – неустойка.
Представитель истца требования поддержала, представила копию реестра мест площадок накопления ТКО с. Будагово, которое приобщается к материалам дела.
Ответчик извещен о судебном разбирательстве в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своего представителя для участия в судебном заседании не направил, ходатайств не заявил; в ранее представленном отзыве против удовлетворения исковых требований возражал.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с письменными доказательствами, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) с 01.01.2019 все субъекты Российской Федерации должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ГКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Закона №89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Обращение с ТКО – это деятельность регионального оператора по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории соответствующего региона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6. Закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании конкурсного отбора ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК» имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО.
На основании пункта 7 статьи 24.6. Закона №89-ФЗ зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.
Пунктом 8 данной статьи установлено, что зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК» является региональным оператором на территории Иркутской области, оказывает услуги по обращению с ТКО (Зона 2 - Юг), на основании соглашения с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.04.2018 № 318 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2)» и законодательства Российской Федерации.
Территориальные зоны утверждены приказом министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области от 28.09.2018 №47-мпр.
В зону деятельности регионального оператора по обращению с ТКО входят: город Иркутск, Ангарское городское муниципальное образование, город Тулун, Тулунский район, город Саянск, город Свирск, город Усолье-Сибирское, город Черемхово, город Зима, Балаганский район, Жигаловский район, Заларинский район, Зиминский район, Иркутский район, Качугский район, Куйтунский район, Ольхонское районное муниципальное образование, Слюдянский район, Усольское районное муниципальное образование, Усть-Удинский район, Черемховское районное муниципальное образование, Шелеховский район, Аларский район, Баяндаевский район, Нукутский район, Осинский район, Эхирит-Булагатский район, Казачинско-Ленский район, Мамско-Чуйский район, Бодайбинский район.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ, собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Пунктами 1, 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг регионального оператора по обращению с ТКО является публичным и заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ операторы ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с их собственниками, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для оператора ТКО. Он не вправе отказать в заключении указанного договора собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацем 8 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила), услуга по обращению с ТКО относится к коммунальным услугам. Поэтому предоставление такой услуги собственникам и пользователям жилых помещений (далее - потребители) в многоквартирном доме (далее – МКД) и взимание платы за нее в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном упомянутыми Правилами.
Согласно пункту 148.1 Правил, предоставление потребителю услуги по обращению с ТКО осуществляется на основании возмездного договора, условия которого при управлении МКД управляющей организацией определяются в договоре управления МКД (путем включения в указанный договор условий о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО), заключаемом потребителями с управляющей организацией, выбранной для управления МКД (подпункт «а» пункта 148.4 Правил).
В соответствии с пунктом 148.8 Правил (с изменениями и дополнениями), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «г» - «е» пункта 148.11 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала вывоза ТКО по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с ТКО. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного управляющей организацией с региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно пункту 8.17 Правил обращения с ТКО утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 №1156, Потребитель услуг по обращению с ТКО в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку на заключение договора. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы в течение 15 рабочих дней, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Региональный оператор исполнил обязанность по направлению публичной оферты публикация. Информация размещена в газете http://www.ogirk.m/issue-print/292937/ на странице 33, с размещением всех типовых договоров.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, лицом, владеющим спорным имуществом площадью 468,7 кв.м, расположенным по адресу: <...> является МКУК «КДЦ БУДАГОВСКОГО МО».
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, и оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (статья 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Правил № 1156.
В пункте 2 Правил № 1156 определено, что потребителем является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ГКО.
В силу пункта «в» части 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Порядок заключения такого договора предусмотрен Правилами №1156 и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Таким образом, вопросы установления права собственности на отходы так же, как и вопросы определения стороны, ответственной за исполнение обязанностей в области обращения с отходами, возложенных на образователя отходов действующим природоохранным законодательством, регулируются хозяйствующими субъектами в рамках договорных отношений.
Следовательно, использование помещения для осуществления коммерческой деятельности возлагает на лицо, осуществляющее такую деятельность, обязанность по заключению в установленном законом порядке договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Правоотношения в сфере оказания коммунальных услуг и их оплаты возникают между управляющей организацией (либо региональным оператором по обращению с ТКО) и собственником помещений, а в предусмотренных частью 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации случаях - с иным владельцем помещений.
Ответчик, оспаривая требования истца, указывает, что услуги по вывозу ТКО в Будаговском сельском поселении оказываются истцом с июля 2020 года, поскольку с января 2019 по июль 2020 года в с. Будагово отсутствовали контейнерные площадки.
В обоснование указанного довода ответчик представил копию муниципального контракта б/н на устройство контейнерных площадок с. Будагово от 27.07.2020 с ИП ФИО2
Проверив доводы ответчика и возражения истца относительно осуществления/неосуществления ответчиком деятельности в период до июля 2020 года, суд пришел к следующим выводам.
Сама по себе заключенность такого контракта не влечет безусловного подтверждения реальности иных спорных хозяйственных взаимоотношений, а также реальности их исполнения.
Ответчиком не представлены локальный ресурсный сметный расчет, на необходимость наличия которого указано в пункте 1.1 муниципального контракта, не представлены акты сдачи-приемки работ, справка о стоимости выполненных работ и затрат, счет на оплату цены контракта (пункт 4.11 контракта), а также платежные документы, подтверждающие оплату ответчиком выполненных работ по контракту.
Сам по себе муниципальный контракт в отсутствие каких-либо передаточных актов не подтверждает совершение фактических действий по исполнению обязательств по муниципальному контракту.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.4 Закона № 89-ФЗ).
Из пунктов 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила) следует, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Администрацией Будаговского сельского поселения во исполнение требований Правил № 1039 от 22.02.2019 №8а-пг утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Будаговского муниципального образования и опубликован на официальном сайте.
Контейнерная площадка, расположенная по адресу: Иркутская область, Тулунский район, с. Будагово, ул. Заводская №17-Е указана в сроке строке 19 реестра.
Истцом в ходе судебного заседания приобщены выкопировки из электронного маршрутного журнала вывоза твёрдых коммунальных отходов, ведение которого предусмотрено Правилами № 1156.
Данный документ содержит информацию о контейнерных площадках, с которых осуществлялся вывоз твёрдых коммунальных отходов, объеме, графике вывоза.
Подпунктом 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ определено, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия у указанных лиц в собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются ТКО.
Поскольку у истца отсутствуют сведения о том, что у ответчика имеется объект размещения отходов, расположенного в границах его земельного участка, договорные отношения между истцом и ответчиком являются обязательными.
17.01.2019 между истцом (региональным оператором) и ответчиком (потребителем) заключен договор № 928633-2020/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 1 данного договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, захоронение, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 2 договора объем ТКО, места (площадки) сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов и периодичность транспортирования ТКО, а также информация о географических координатах мест (площадок) сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется с 01.10.2019 (пункт 4 договора)
Пунктом 5 договора определено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора в сумме указанной в пункте 5 Приложения №1 к договору.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета (пункт 6 договора).
В приложении № 1 к договору стороны определили места сбора и накопления ТКО.
За период с 01.01.2019 по 30.04.2021 истец оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на сумму 109 612 руб. 20 коп., о чем составил соответствующие универсальные передаточные документы, которые размещались региональным оператором в личном кабинете потребителя.
Исследовав и оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Претензионный порядок истцом соблюден.
Согласно пункту 8.17 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 № 1156, потребитель услуг по обращению с ТКО в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку на заключение договора. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы в течение 15 рабочих дней, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Региональный оператор исполнил обязанность по направлению публичной оферты публикация. Информация была размещена в газете http://www.ogirk.ru/issue-print/292937/ на странице 33, с размещением всех типовых договоров.
В соответствие с пунктом 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В силу пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Таким образом, договор оказания услуг по обращению с ТКО между региональным оператором и МКУК «КДЦ БУДАГОВСКОГО МО» считается заключенным с 17.01.2019.
Заключенный между сторонами договор по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, правоотношения по которому регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Оценив условия договора, суд пришел к выводу о согласовании сторонами его существенных условий, в связи с чем, считает вышеуказанный договор заключенным.
В силу статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Ежемесячная стоимость услуг регионального оператора определяется в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, исходя из нормативов образования отходов утвержденных приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 138, умноженных на тариф утвержденный приказом Службы по тарифам по Иркутской области № 394-спр от 18.12.2018 и разделенного на 12 календарных месяцев.
По условиям пункта 15 договора, стороны производят учет объема ТКО в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.
Договор № 928633-2020/ТКО заключен сторонами 17.01.2019. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определяется с 01.10.2019.
В силу пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Таким образом, стороны правомерно указали, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям возникшим с 01.10.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно пункту 1 договора, а также Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», потребитель обязуется производить оплату по договору в порядке, размере и сроки, которые определены договором.
Пунктом 5 договора определено, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленного счета (пункт 6 договора).
Согласно приложению к Приказу службы по тарифам для прочих потребителей установлен тариф с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 435 руб. 74 коп. (без учета НДС) и с 01.07.2019 по 31.12.2019 – 464 руб. 80 коп. (без учета НДС), с 01.01.2020 по 30.06.2020 – 464 руб. 80 коп., с 01.07.2020 по 31.12.2020 – 480 руб. 04 коп., с 01.01.2021 по 30.06.2021 – 480 руб. 04 коп.
Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 4, 5, 6 названных Правил № 269). Нормативы накопления ТКО на территории Иркутской области утверждены приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 №58-28-мпр.
Норматив накопления определяется исходя из вида деятельности согласно выписке ЕГРЮЛ и вида (наименования) разрешенного использования объекта согласно выписке ЕГРН. Так, в собственности у ответчика имеется нежилое помещение 468,7 кв.м., расположенное по адресу: Иркутская область, Тулунский р-н, с Будагово, ул. Заводская, д 8а, кадастровый номер 38:15:030204:478, назначение дом культуры.
Таким образом, региональным оператором в отношении данного объекта недвижимости применен норматив, предусмотренный для категории объектов: Кинотеатры, концертные залы, театры, цирки, спортивные арены, стадионы, клубы в размере 0.18.
Исходя из указанного объема, а также установленного тарифа, стороны согласовали, что стоимость услуг в месяц за период с 01.01.2019 по 30.06.2019 – по 3 676 руб. 16 коп. в месяц, с 01.07.2019 по 30.06.2020 – по 3 921 руб. 33 коп., с 01.07.2020 по 30.06.2021 – по 4 049 руб. 91 коп. в месяц.
В соответствии с положениями приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 139-МПР, оплата по обращению с ТКО осуществляется исходя из общей площади.
В соответствии с приказом от 28.06.2019 № 58-28-мпр Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, установлены нормативы накопления, где в пункте 2.1 таблицы установлен норматив накопления с 1 кв.м - 0,12 кубометров в год.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.06.2019 №113-спр установлены предельные тарифы на услуги регионального оператора по обращению с ТКО в отношении ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК».
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования ТКО в местах сбора и их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Таким образом, потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению, он обязан их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых Региональным оператором.
Поскольку по общему правилу оказывать услуги по обращению с ТКО может только региональный оператор, в зоне деятельности которого находятся ТКО потребителя, при этом региональный оператор вправе как самостоятельно оказывать полный комплекс услуг по обращению с ТКО, так и привлекать к этой деятельности других операторов по обращению с ТКО (разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.01.2017 «Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017 - 2019 годах»), никакое иное лицо не вправе оказывать эти услуги потребителям. В противном случае такая деятельность является незаконной, нарушающей положения статьи 42 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан на благоприятную окружающую среду, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Первые нормативы - Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 №168-мпр (далее - Приказ №168-мпр) установлены нормативы накопления ТКО в г. Иркутск и иных муниципальных образованиях Иркутской области.
Вторые нормативы - Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 №58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области». Пунктом 4 приказа установлено, что он вступает в силу через 10 календарных дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Временные нормативы - Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31.05.2021 № 58-3-мпр «Об установлении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории отдельных муниципальных образований Иркутской области в отношении отдельных категорий объектов, на которых образуются отходы».
Верховный суд Республики Бурятия признал недействующим с 10.07.2019 Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 №168-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (в редакции Приказов Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.12.2018 № 138-мпр, от 07.06.2019 №58-23-мпр).
в следующей части:
- в таблице 1 приложения к приказу «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска»:
Подпункт 2.1 «научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами»;
Подпункт 4.4. «Гаражи, парковки закрытого типа»;
- в Таблице 2 приложения к приказу «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарский городской округ Иркутской области»:
Подпункт 1.1. «Многоквартирные дома»;
Подпункт 1.3. «Многоквартирные дома»;
Подпункт 2.1. «Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения»;
Подпункт 3.1. «Торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «Торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами»;
Подпункт 3.4. «Складские помещения»;
Подпункт 8.1. «Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые»;
Подпункт 9.1. «Мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр., ремонт и пошив одежды»;
- в Таблице 4 «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области»:
Подпункт 1.2. «Индивидуальные жилые дома»;
Подпункт 1.4. «Индивидуальные жилые дома»;
Подпункт 3.1. «Торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами».
Данная особенность, а именно, признание нормативов накопления с определенной даты связано с тем, что Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 08.12.2016 №168-мпр (в редакции Приказов от 28.12.2018 №138-мпр. от 07.06.2019 №58-23-мпр) также применялся в период с 01.01.2019, при этом утратил силу в соответствии с пунктом 2 приказа от 28.06.2019 №58-28-мпр, суд приходит к выводу о необходимости признания приказа недействующим в оспариваемой часта с момента вступления в силу приказа от 28.06.2019 №58-28-мпр (через 10 дней после его публикации), то есть с 10.07.2019.
Вторые нормативы накопления Верховный суд Республики Бурятии признал недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Иркутской области» (в ред. Приказа Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 07.11.2019 №58-48-мпр) в следующей части:
- в Таблице 1 приложения к приказу «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории города Иркутска»:
Подпункт 2.1 «научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения»;
Подпункт 3.1 «торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «Торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами»;
Подпункт 4.4. «Гаражи, парковки закрытого типа»;
- в Таблице 2 приложения к приказу «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Ангарского городского округа Иркутской области»:
Подпункт 1.1. «Многоквартирные дома»;
Подпункт 1.3. «Многоквартирные дома»;
Подпункт 2.1. «Научно-исследовательские, проектные институты, конструкторские бюро, банки, финансовые учреждения, отделения связи, административные, прочие офисные учреждения»;
Подпункт 3.1. «Торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «Торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами»;
Подпункт 3.4. «Складские помещения»;
Подпункт 8.1. «Кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые»;
Подпункт 9.1. «Мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники, мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр., ремонт и пошив одежды»;
- в Таблице 4 «Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории иных муниципальных образований Иркутской области»:
Подпункт 1.2. «Индивидуальные жилые дома»;
Подпункт 1.4. «Индивидуальные жилые дома»;
Подпункт 3.1. «Торговля продовольственными товарами»;
Подпункт 3.2. «торговля промышленными товарами»;
Подпункт 3.3. «Торговля специализированными товарами».
Временные нормативы накопления утвержденные Приказом Министерства жилищной патетики, энергетики и транспорта Иркутской области от 31.05.2021 № 58-3-мпр «Об установлении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории отдельных муниципальных образований Иркутской области в отношении отдельных категорий объектов, на которых образуются отходы». Во временных нормативах в пункте 4 установлено, что указанные нормативы распространяются на отношения, возникшие с 17.05.2021.
Временного разрыва, где бы отсутствовали нормативы накопления, отсутствуют.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что в том случае, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного, устанавливая дату с которой оспариваемые нормативно-правовые акты должны быть признаны недействующими, суд принял во внимание, что оспариваемые нормативно-правовые акты до вынесения решения применялись, на их основании были реализованы права граждан и организаций, в том числе производилась оплата региональному оператору за услуги, связанные с обращением с ТКО, то есть основания для признания их недействующими с момента принятия отсутствуют.
Приказ Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской облаете от 28.06.2019 № 58-28-мпр подлежат признанию недействующим в части со дня вступления настоящего решения в законную силу. Период взыскания не превышает период действия приказа № 58-28-мпр.
Годовые нормативы накопления ТКО на территории Иркутской области утверждены приказом Министерства жилищной политики энергетики и транспорта Иркутской области от 28.06.2019 № 58-28-мпр; при расчете стоимости услуги по обращению с ТКО используется единый тариф на услугу, утвержденный Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 18.12.2018 № 394-спр «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) в отношении ООО «РТ-НЭО ИРКУТСК».
При этом, согласно расчёту истца, при расчете основного долга истец включает сумму налога на добавленную стоимость (НДС).
Включение в расчет суммы основного долга НДС суд признает правомерным, поскольку приказом службы по тарифам Иркутской области от 18.02.2020 № 17-спр в абзаце 2 пункта 2 Приложение к приказу службы по тарифам Иркутской области от 20.12.2019 № 375-спр дополнено примечанием следующего содержания: «Примечание 2: тарифы для всех категорий потребителей поменяются с учетом налога на добавленную стоимость (с учетом неприменения подпункта 36 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса)».
Исходя из норм действующего законодательства, не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Представленный истцом расчет основного долга судом проверен, признан верным.
Материалами дела подтверждается факт оказания услуг ответчику на сумму 109 612 руб. 02 коп., за период с 01.01.2019 по 30.04.2021.
В свою очередь доказательств полной оплаты указанной задолженности ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, требование истца не оспорено; представленные в материалы дела истцом универсальные передаточные документы за спорный период ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнуты, мотивированный отказ от принятия услуг в установленный договором срок ответчиком не заявлен.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд полагает, что исковые требования о взыскании основного долга в размере 109 612 руб. 02 коп., заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в заявленном размере.
Также истец начислил ответчику неустойку за период с 12.02.2019 по 21.01.2022 в размере 34 397 руб. 48 коп. в связи с неисполнением обязанности по оплате оказанных услуг.
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии со статьей 331 Гражданского кодекса Российской Федерации, соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.
Пунктом 22 договора № 928633-2020/ТКО от 17.01.2019, предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Расчет неустойки соответствует условиям договора, судом проверен, признан арифметически верным. Возражений относительно арифметических данных ответчиком суду не представлено, ходатайство о снижении неустойки, равно как и доводов о ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательств, суду не заявлено.
Размер неустойки может быть снижен судом на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика (пункт 2 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
Поскольку соответствующее ходатайство ответчиком не заявлялось, доказательств несоразмерности начисленной неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком не представлено, у арбитражного суда отсутствуют основания для самостоятельного снижения предъявленной к взысканию неустойки.
Учитывая изложенное, с ответчика за просрочку оплаты оказанный услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежат взысканию пени в сумме 34 397 руб. 48 коп.
Принимая во внимание, что требования истца подтверждаются материалами дела, ответчиком доказательств оплаты оказанных услуг не представлено, а образование отходов от жизнедеятельности человека или деятельности юридического лица является презюмируемым фактом, и обязательства Регионального оператора на вмененной в установленном порядке территории исполняются с 01.01.2019, суд находит исковые требования истца о взыскании с ответчика задолженности и неустойки обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Разрешая вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истцом при обращении в суд была оплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., что подтверждается платежным поручением №3913 от 13.07.2021.
Согласно расчету суда, произведенному в соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при цене иска 144 009 руб. 50 коп.уплате подлежит государственная пошлина в размере 5 320 руб.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основания и порядок уплаты государственной пошлины, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 333.22 Налогового Кодекса Российской Федерации арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.
Поскольку ответчик находится тяжелом материальное положение, не позволяющем уплатить государственную пошлину в установленном размере, осуществляет социально значимый вид деятельности по оказанию услуг населению, суд полагает возможным уменьшить размер госпошлины, подлежащей взысканию в доход федерального бюджета, до 2 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЙ ЦЕНТР БУДАГОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» в пользу ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «РТ-НЭО ИРКУТСК» задолженность в размере 144 009 руб. 50 коп., из них: 109 612 руб. 02 коп. – основной долг, 34 397 руб. 48 коп. – неустойка; а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья: Е.Г. Акопян