АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело № А19-2942/2020
«16» ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09 ноября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Куклиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загерсон А.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Комплект – техника» (ОГРН <***>; ИНН <***>)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (ОГРН <***>; ИНН <***>)
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании
от заявителя: не явились;
от ответчика: ФИО1 – представитель по доверенности, представлен паспорт;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Комплект – техника» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (далее – ответчик, Комитет) о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска по рассмотрению заявления Общества от 11.10.2019г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:31680, площадью 1302 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, октябрьский район, ул. Пискунова, для организации охраняемой автостоянки.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовым уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание представителя не направил.
Представитель Комитета в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенном в отзыве.
В силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые, заслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующее.
11 октября 2019 года Обществом с ограниченной ответственностью «Комплект – техника» было подано заявление в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:31680, находящегося в собственности муниципального образования город Иркутск. Целью проведения аукциона в отношении спорного земельного участка является право заключения договора аренды сроком на 5 лет для организации открытой автостоянки.
Как указал заявитель, не получив ответа на указанное заявление до 08.11.2019г., Общество с ограниченной ответственностью «Комплект – техника», расценив данные обстоятельства как бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Исследовав доказательства по делу, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правоотношения, возникающие в связи с предоставлением испрашиваемого земельного участка для ведения предпринимательской деятельности, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федеральным законом от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного Кодекса.
Согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.
Статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1. решения органа государственной власти или органа местного
самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность
бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2. договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в
собственность за плату;
3. договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4. договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
ООО «Комплект – техника» обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска с заявлением о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:31680.
Порядок организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка регламентирован статьей 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации и Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решений о проведении аукционов в отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск или государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным постановлением Администрации города Иркутска от 30.10.2015г. №031-06-1000/5 (далее – Административный регламент).
Пунктом 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
В силу подпункта 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 5 пункта 8.1 главы 8 раздела II Административного регламента земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона.
В заявлении Общества указана цель предоставления земельного участка для организации открытой автостоянки.
Во исполнении подпункта 4 пункта 4.2 главы 4 раздела III Административного регламента в целях получения сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, Комитетом был направлен межведомственный запрос в Комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Согласно пункту 8 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, в том числе, включают в себя основную часть проекта планировки территории.
В силу пункта 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о департаменте обеспечений градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, утвержденного распоряжением администрации города Иркутска от 14.02.2012г. № 031-10-112/12, к основным задачам департамента относится обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности, содержащимися в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.
Согласно письму департамента обеспечения градостроительной деятельности комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска, полученном посредством системы электронного взаимодействия, в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутск, утвержденными решением Думы города Иркутска от 28.10.2016г. № 006-20-260430/6 (далее – Правила землепользования и застройки), земельный участок с кадастровым номером 38:36:000022:31680 находится в территориальной зоне «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 эт.) (ЖЗ-103)», в планировочном элементе О-03-03.
В соответствии со статьей 39 Правил землепользования и застройки для территориальной зоны «Зоны застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 эт.) (ЖЗ-103)» основными видами разрешенного использования вид разрешенного использования «для организации открытой автостоянки» не предусмотрен.
На основании полученных сведений Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска принято решение об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:31680, расположенного на землях населенных пунктов по адресу: Иркутская область, город Иркутск, Октябрьский район, ул. Пискунова, площадью 1302 кв.м., с видом разрешенного использования «Для организации охраняемой автопарковки», находящегося в собственности муниципального образования город Иркутск, в связи с наличием основании, установленного подпунктом 5 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, подпунктом 5 пункта 8.1 главы 8 II Административного регламента, а именно: разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении.
Данное решение выражено в распоряжении от 14.11.2019г. № 504-02-3745/19.
Как указал Комитет на момент принятия решения об отказе Обществу в проведении аукциона на право аренды испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствовал виду разрешенного использования земельного участка, а также видам разрешенного использования, допустимым для территориальной зоны, в которой он находится.
Принятое решение об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:36:000022:31680, изложенное в распоряжении от 14.11.2019г. № 504-02-3745/19, направлено Обществу.
Максимальный срок предоставления муниципальной услуги составляет два месяца со дня поступления заявления в КУМИ (пункт 4.1 главы 4 раздела IIАдминистративного регламента).
Распоряжение №504-02-3745/19 вынесено в пределах предусмотренного срока 14.11.2019г., направлено в адрес Общества 14.11.2019.
Таким образом суд считает, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска полно и всесторонне исполнил свои обязанности, предусмотренные законодательством. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела. Суд не установил обстоятельств, свидетельствующих о бездействии Комитета, заявление Общества рассмотрено Комитетом в пределах его полномочий, проведены мероприятия по его рассмотрению, о результатах которых заявитель уведомлен, а поэтому суд не усматривает бездействия уполномоченного органа.
Общество вправе оспарить в судебном порядке принятое Комитетом решение, однако в рамках настоящего дела такое требование не заявлено, отказ не оспорен.
Также суд считает, что доказательств того обстоятельства, что оспариваемым бездействием Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска нарушены права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью «Комплект – Техника», заявителем не представлено.
Суд приходит к выводу, что действия Комитета основаны на законе, направлены на своевременное и полное исполнение требований действующего законодательства, не нарушают права заявителя, не создают препятствия для осуществления деятельности, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При указанных выше обстоятельствах суд пришел к выводу, что в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска по рассмотрению заявления Общества от 11.10.2019г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000023:31680, площадью 1302 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, октябрьский район, ул. Пискунова, для организации охраняемой автостоянки, следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.А. Куклина