АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-29592/2019
09.04.2021 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.04.2021 года. Решение в полном объеме изготовлено 09.04.2021 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Зарубиной Т.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Королевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" (ОГРН <***>, ИНН <***>. адрес: 190000, <...>, литер А, ч.пом.1Н каб. 2401)
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИНЕРГИЯ ОЙЛ ГРУПП" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664022, <...>)
третье лицо: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТРАНСОЙЛ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 197046, <...>
о взыскании 546 500 руб. 92 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, уведомлен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
от ответчика: представитель по доверенности ФИО1, паспорт;
у с т а н о в и л:
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" (далее – истец, ПАО «Газпром Нефть») обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с уточненным исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИНЕРГИЯ ОЙЛ ГРУПП" (далее – ответчик, ООО «Синегрия Ойл Групп») о взыскании 546 000 руб., из которых:
- штраф за нарушение сроков отправки порожних вагонов в размере 544 500 руб.,
- штраф за возврат цистерн в коммерчески непригодном состоянии в размере 2 000 руб. 00 коп.
С привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ТРАНСОЙЛ».
В обоснование исковых требований истец указал на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по генеральным соглашениям № ГПН-16/27160/02335/Д от 14.10.2016, ГПН-15/27160/02763/Д от 12.11.2015, № ГПН-16/27160/00424Д от 16.03.2016, а именно за превышение сверхнормативного использования цистерн на станции назначения.
В ходе рассмотрения дела по существу истец неоднократно уточнял (уменьшал) заявленные требования, ссылаясь на произведенные ответчиком оплаты.
Ответчик указал, что конечным грузополучателем нефтепродуктов, которые были поставлены истцом и в отношении выгрузки и возврата которых заявлены исковые требования не являлся, пояснил, что все документы, содержащие данные о приемке груженных вагонов и их выгрузке и отправке порожних вагонов имеются только у контрагентов, в связи с чем ходатайствовал об истребовании таких доказательств
Возражая против иска, указал причины простоя вагонов, представил контррасчет. Требования по взысканию штрафа за возврат в коммерчески непригодном состоянии вагона № 51093714 признал в части, в размере 6 111 руб. 92 коп., с начислением штрафа в размере 2 000 руб. не согласен, поскольку указанная сумма в понимании п. 18.07 Правил проведения организованных торгов в Секции «Нефтепродукты» Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее – Правила Биржи), которыми регулируются правоотношения сторон, является неустойкой, а не штрафом, при этом указанная сумма уже заложена в сумму убытков, выставленных истцу контрагентом и оплаченных последним.
Относительно порядка заполнения и подачи реквизитных заявок (на что указано истцом), ответчик пояснил, что означенное к предмету спора отношения не имеет, каких-либо доказательств того, что ответчиком были неверно заполнены реквизитные заявки, что привело к причинению истцу убытков, последним не представлено.
В части правомерности начисления истцом штрафов, представил пояснения в части отсутствия вины ответчика в простое вагонов или отсутствия такового, пояснил, что Правила Биржи не содержат расшифровки понятия «отсутствие технической/технологической возможности станции назначения». Однако буквальное толкование данного понятия позволяет сделать вывод о том, что к подобным основаниям относятся все причины простоя вагонов, которые не зависят от действий/бездействия покупателя/грузополучателя, и могут быть устранены только перевозчиком. Следовательно, к таким причинам относится, в том числе, занятость путей станции назначения и отсутствие у перевозчика оборудования (локомотива и пр.) для принятия порожних вагонов с путей необщего пользования, т.к. запланировать загруженность станции и повлиять на нее покупатель/грузополучатель не может, так же как не может повлиять на оснащенность перевозчика необходимыми техническими средствами. Истец не являлся ни перевозчиком, ни собственником Вагонов, следовательно, не мог делегировать ответчику либо его контрагенту (грузополучателю) полномочия на заключение с перевозчиком договора на отправку вагонов в порожнем состоянии. Поэтому при отсутствии у грузополучателя соответствующих полномочий он не мог передать перевозчику вагоны после выгрузки до оформления собственником вагонов заготовок транспортных накладных на перевозку порожних вагонов. Перевозчик, в свою очередь, не имел технической возможности принять порожние вагоны для их перевозки при отсутствии распоряжений их собственника.
В судебное заседание истец явку полномочного представителя не обеспечил, ранее уточнил (уменьшил) заявленные требования, представил пояснения по возражениям ответчика с учетом представленных конечными грузополучателями нефтепродуктов документов.
Ответчик, требования в части штрафа за нарушение сроков отправки порожних вагонов признает частично в сумме 100 500 руб. 00 коп. Правомерность начисления штрафа в размере 2 000 руб. оспаривает по существу.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Между истцом и ответчиком в соответствии с Правилами проведения организованных торгов в секции «Нефтепродукты» АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее – Правила торгов) заключены генеральные соглашения № ГПН-15/27160/02763/Д от 12.11.2015 года, № ГПН-16/27160/00424/Д от 16.03.2016 года, № ГПН-16/27160/02335/Д от 14.10.2016 года (далее – Соглашения).
Правила торгов разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», нормативными актами Банка России, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа».
Соглашения заключены между истцом и ответчиком в соответствии с требованиями Правил торгов в связи с установлением между истцом и ответчиком долгосрочных договорных отношений по договорам, заключаемым на организованных торгах на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (далее – Биржа) и в целях обеспечения внутреннего учета таких договоров (пункты 19.01, 21.01. приложения № 01 к Правилам торгов в редакции Правил, действовавшей на дату заключения соответствующего Соглашения).
В силу пункта 2.5. Правил торгов участники торгов обязаны выполнять требования указанных Правил.
В соответствии с условиями Соглашений и пунктом 02.01. приложения № 01 к Правилам торгов Поставщик (истец) обязуется передать, а Покупатель (ответчик) принять и оплатить Биржевой товар в количестве, по номенклатуре и качественным характеристикам, по ценам и срокам поставки согласно договорам, заключаемым в Секции «Нефтепродукты» Биржи, а также в спецификациях биржевого товара.
Согласно пункту 9.1. Правил торгов условия договоров, заключаемых на Бирже, содержатся в Заявках и в Правилах торгов, включая Приложение № 01 «Общие условия договоров поставки, заключаемых в Секции «Нефтепродукты» Биржи, а также в спецификациях биржевого товара.
Пункт 9.2. Правил торгов устанавливает, что договор на организованных торгах Биржи заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок, полное или частичное соответствие которых друг другу установлено и зафиксировано Биржей в реестре договоров в порядке, установленном Правилами торгов. При этом разнонаправленными заявками являются заявки, содержащие встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора.
В силу пункта 9.3. Правил торгов договор считается заключенным на Бирже в момент фиксации Биржей соответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения записи о заключении соответствующего договора в реестр договоров. При этом в Системе электронных торгов товарных секций Биржи (СЭТ) автоматически фиксируется время заключения (регистрации в реестре договоров) каждого договора и присваивается уникальный идентификационный номер, а также вносится информация в реестр договоров. О внесении договора в реестр договоров Биржа информирует участника торгов средствами СЭТ. Договор вступает в силу с момента внесения записи в реестр договоров Биржи, что подтверждается выпиской из реестра договоров, и действует до полного исполнения сторонами обязательств по договору. Составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется, и простая письменная форма договора считается соблюденной. Формирование и ведение реестра договоров осуществляется в СЭТ.
С учетом вышеназванных положений Правил торгов истцом в адрес ответчика в 2018, 2019 годах был поставлен железнодорожным транспортом биржевой товар (нефтепродукты, далее – Товар) по транспортным железнодорожным накладным, перечисленным истцом в расчете к исковому заявлению (с учетом принятых уточнений).
В соответствии с пунктом 06.18.1. приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период) срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) на станции назначения не должен превышать 2-х (двух) суток. В пределах указанного срока Покупатель обязуется обеспечить слив Товара и передать порожние цистерны перевозчику.
Согласно пункту 06.13. приложения № 01 к Правилам торгов Покупатель возвращает порожние цистерны в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии по полным перевозочным документам на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на гружёный рейс, либо на иную станцию по усмотрению Поставщика. Технически исправными являются порожние вагоны, у которых исправны основные узлы и детали, что включает в себя: герметичность и целостность котла, рамы, надёжность крепления котла, техническая исправность колёсных пар и тормозной системы. Коммерчески пригодными являются опломбированные порожние вагоны, которые очищены от остатков груза и иных продуктов, перевозимых в вагоне ранее, и без загрязнения наружной поверхности котла цистерны, рамы, ходовых частей, знаков надписей и трафаретов на котле, с установленными в транспортное положение деталями сливно-наливной, запорно-предохранительной арматуры, другого оборудования цистерны и плотно закрытыми клапанами и заглушками сливного прибора, с которыми произведены все действия, определенные Приказом МПС № 25 от 18.06.2003 года.
В силу пункта 06.18.2. приложения № 01 к Правилам Правил торгов (в редакции, действовавшей в спорный период) срок нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) определяется как период с даты прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе «Прибытие на станцию назначения» по дату передачи порожних цистерн с пути необщего пользования покупателем (грузополучателем) перевозчику. Для целей расчета срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) Поставщик использует данные Главного вычислительного центра (ГВЦ) – филиала ОАО «РЖД» и (или) данные ЭТРАН, и (или) данные из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате, при этом дата прибытия цистерн определяется по сведениям о дате прибытия на станцию назначения (груженый рейс), а дата передачи порожней цистерны – по дате оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс).
При этом отсчет срока нахождения (использования) цистерн у Покупателя (грузополучателя) в соответствии с пунктом 06.18.4. Правил торгов (в редакции, действовавшей в спорный период) начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днём прибытия груженой цистерны на станцию назначения, и продолжается до 24 часов 00 минут даты передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику. Время использования цистерн свыше установленного срока является сверхнормативным простоем цистерн и исчисляется в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
Согласно пункту 06.18.5. приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период) при выявлении расхождений между датами прибытия на станцию назначения (груженый рейс), указанными Поставщиком в расчете, сформированном на основании данных ГВЦ и (или) согласно данным ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных OAО «РЖД» в электронном формате, и датами прибытия груза на станцию назначения согласно календарному штемпелю на транспортной железнодорожной накладной (груженый рейс) в графе «Прибытие на станцию назначения», дата прибытия груза на станцию назначения определяется по дате календарного штемпеля на транспортной железнодорожной накладной в графе «Прибытие на станцию назначения» (груженый рейс). При выявлении расхождений между датами оформления порожней цистерны к перевозке (порожний рейс), указанными Поставщиком в расчете, сформированном на основании данных ГВЦ и (или) согласно данным ЭТРАН, и (или) данным из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате, и датами передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику согласно отметкам в памятке приемосдатчика (форма ГУ - 45) в графе «уборка» и в ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ - 46) в пункте «время уборки», дата передачи порожних цистерн с путей необщего пользования Покупателем (грузополучателем) перевозчику определяется по дате (времени) отметок в памятке приемосдатчика (форма ГУ - 45) в графе «уборка» и в ведомости подачи и уборки вагонов в пункте «время уборки» (форма ГУ- 46 ), и (или) в Акте общей формы (форма ГУ - 23).
В соответствии с пунктом 06.18.8. приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае несогласия Покупателя с данными по сверхнормативному простою цистерн, указанными Поставщиком в претензии, Покупатель обязан в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня получения претензии предоставить Поставщику оформленные и заверенные надлежащим образом грузополучателем копии транспортных железнодорожных накладных (груженый рейс) с проставленной датой в графе «Прибытие на станцию назначения» и памяток приемосдатчика (форма ГУ - 45) с проставленной датой в графе «уборка» вместе с ведомостями подачи и уборки вагонов (форма ГУ - 46) с проставленными отметками в пункте «Время уборки».
Этот же пункт Правил торгов устанавливает случаи, когда вина Покупателя (грузополучателя) в сверхнормативном простое цистерн отсутствует, и к таким случаям относит:
– ограничение погрузки грузов, их перевозок, перевозок порожних грузовых вагонов на железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателями, неприемом порожних грузовых вагонов получателями (логистический контроль);
– временное прекращение погрузки и перевозки грузов, перевозок порожних грузовых вагонов в определенных железнодорожных направлениях (конвенционное запрещение);
– отсутствие технической/технологической возможности станции назначения;
– отсутствие в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожней цистерны.
Ответственность за сверхнормативное использование вагонами Поставщика устанавливается пунктом 18.05. приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период), согласно которому Покупатель уплачивает Поставщику за простой цистерн неустойку:
– в размере 1 500 (одна тысяч пятьсот) рублей за каждые, в том числе неполные, сутки сверхнормативного использования каждой цистерны;
– или возмещает документально подтвержденные расходы Поставщика, понесенные им в связи с уплатой неустойки/расходов организациям, с которыми Поставщиком заключены договоры на организацию транспортировки товара покупателя.
В свою очередь, пункты 18.07., 18.10. приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период) устанавливают меры ответственности Покупателя в случае, если при осмотре порожней цистерны на станции налива, прибывшей после выгрузки, Поставщик выявляет нижеуказанные нарушения Правил перевозок грузов: не закрыт клапан нижнего сливного прибора; отсутствие ЗПУ; наличие посторонних предметов в котле (использованные ЗПУ, металлические предметы, мусор, остатки ранее перевозимого груза); наличие использованных ЗПУ в количестве 2 штук и более на котле. В перечисленных случаях Покупатель оплачивает Поставщику неустойку в размере 2 000 рублей за каждую цистерну, в отношении которой допущено нарушение. Кроме того, в случае неполного слива Товара из цистерн Покупатель обязан сверх неустойки полностью возместить Поставщику все причиненные в связи с этим убытки, включая, но не ограничиваясь этим, все расходы по очистке цистерн, оплате аренды цистерн за время нахождения под очисткой, оплате стоимости перевозки до станции нахождения промывочно-пропарочной станции (ППС) и обратно. В подтверждение вышеуказанных нарушений Поставщик предъявляет Покупателю оформленные на каждую цистерну акт общей формы (форма ГУ - 23) и копию транспортной железнодорожной накладной на перевозку порожней цистерны.
Покупатель отвечает за действия своих контрагентов и грузополучателей, как за свои собственные (пункт 06.17. приложения № 01 к Правилам торгов).
В нарушение вышеназванных положений Правил торгов порожние вагоны (цистерны) истца находились на станциях назначения с превышением установленного Правилами торгов срока.
Кроме того, при осмотре порожней цистерны № 51093714, прибывшей на промывочно-пропарочную станцию, был обнаружен сверхнормативный остаток нефтепродуктов. Факт обнаружения сверхнормативного остатка груза был зафиксирован в соответствующем акте общей формы. В связи с указанными обстоятельствами третьим лицом ООО «Трансойл» (далее – Экспедитор), с которым истцом был заключен договор оказания транспортно-экспедиционных услуг № 3343 от 04.05.2006 года в целях доставки Товара в рамках Соглашений, была заявлена претензия № 445/2017/01.17/КНП от 01.08.2017 года, которая оплачена истцом.
На основании положений Правил торгов и с учетом допущенных ответчиком нарушений истцом были направлены ответчику претензии:
– об уплате штрафов за сверхнормативное пользование вагонами истца – № ГПН-Л-01/05/10623 от 25.09.2019 года, № ГПН-Л-01/05/8885 от 22.08.2019 года, № ГПН-Л-01/05/8725 от 20.08.2019 года, № ГПН-Л-01/05/6811 от 25.06.2019 года, № ГПН-Л-01/05/4670 от 22.04.2019 года, № ГПН-Л-01/05/3300 от 26.03.2019 года, № ГПН-Л-01/05/3139 от 25.03.2019 года, № ГПН-Л-01/05/2518 от 05.03.2019 года, № ГПН-Л-01/05/2043 от 26.02.2019 года, № ГПН-Л-01/05/1597 от 20.02.2019 года, № ГПН-Л-01/05/766 от 29.01.2019 года, № ГПН-Л-01/05/657 от 28.01.2019 года, № ГПН-Л-01/05/8454 от 24.08.2018 года, № ГПН-Л-01/05/7193 от 23.07.2018 года, № ГПН-Л-01/05/6211 от 25.06.2018 года;
– о возмещении убытков истца и оплате штрафа за возврат вагон в коммерчески непригодном состоянии – № ГПН-Л-01/05/6502 от 29.06.2018 года.
Вышеназванные претензии ответчиком частично удовлетворены, частично – оставлены без ответа и удовлетворения, а по существу части претензий истец не согласился с доводами ответчика относительно отсутствия его вины в сверхнормативном простое вагонов.
Ввиду отсутствия возможности урегулировать спор в претензионном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в частности, из договоров и иных сделок.
В соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Как следует из положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик – продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 513 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 21.11.2011 года
№ 325-ФЗ «Об организованных торгах» договор на организованных торгах заключается на основании двух зарегистрированных разнонаправленных заявок, полное или частичное соответствие которых друг другу установлено и зафиксировано в реестре договоров организатором торговли в порядке, определенном правилами организованных торгов. При этом разнонаправленными заявками являются заявки, содержащие встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора. Договор считается заключенным на организованных торгах в момент фиксации организатором торговли соответствия разнонаправленных заявок друг другу путем внесения записи о заключении соответствующего договора в реестр договоров. При этом составление одного документа, подписанного сторонами, не осуществляется, и простая письменная форма договора считается соблюденной.
В силу пунктов 4, 5 статьи 18 вышеназванного Федерального закона условия договора, заключаемого на организованных торгах, должны содержаться в заявках, правилах организованных торгов, и (или) спецификациях договоров, и (или) правилах клиринга соответствующей клиринговой организации либо определяться в соответствии с указанными документами, а в случаях, предусмотренных правилами организованных торгов, могут содержаться в примерных условиях договоров, утвержденных саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг и зарегистрированных в Банке России. Организатор торговли обязан вести реестр договоров, заключенных на организованных торгах, и предоставлять выписки из реестра договоров о заключенных договорах в соответствии с нормативными актами Банка России.
Учитывая, что Соглашения заключены истцом и ответчиком с целью обеспечения их взаимодействия в соответствии требованиями приложения № 01 к Правилам торгов, указанные соглашения считаются заключенными. По своей правовой природе правоотношения сторон, сложившиеся в рамках Соглашений, являются взаимоотношениями поставщика и покупателя.
Ответчик, указав на отсутствие доказательств соблюдения грузополучателями установленного срока пользования вагонами, признал исковые требования относительно взыскания штрафов за нарушение сроков отправки порожних вагонов, прибывших по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭМ284616 (вагон
№ 51117265), ЭМ391549 (вагоны №№ 50525328, 53907408), ЭБ063401 (вагон № 51492726), ЭА340755 (вагон № 54079884), ЭБ155764 (вагон № 51427813), ЭГ063191 (вагон № 51477404), ЭГ265003 (вагон № 54069554), ЭЯ229292 (вагон № 75057943), ЭЯ734102 (№ 50700293), ЭЭ781696 (вагон № 51082568), ЭЯ242633 (вагон № 54661376), ЭЦ832608 (вагоны №№ 57969842, 74987116), ЭУ767724 (вагоны №№ 50559426, 53977575, 51403434), на общую сумму 96 000 руб. 00 коп.
Исковые требования о взыскании штрафов за нарушение сроков отправки порожних вагонов, прибывших по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭЕ820908 (вагон № 57798191), ЭБ126722 (вагон № 57318032) признаны ответчиком в части, на общую сумму 4 500 руб. 00 коп. с учетом возражений, изложенных ответчиком в контррасчете, отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему.
В остальной части исковые требования ответчик не признал, полагает, что простой вагонов осуществлен не по его вине, с начислением штрафа в размере 2 000 руб. не согласен, поскольку указанная сумма в понимании п. 18.07 Правил проведения организованных торгов в Секции «Нефтепродукты» Акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее – Правила Биржи), которыми регулируются правоотношения сторон, является неустойкой, а не штрафом, при этом указанная сумма уже заложена в сумму убытков, выставленных истцу контрагентом и оплаченных последним.
Рассмотрев возражения ответчика, суд приходит к следующему.
Как следует из положений пункта 06.18.5. приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период), при наличии расхождений между данными Поставщика (данными ЭТРАН, и (или) данными из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате) и данными Покупателя (грузополучателя) относительно окончания периода пользования вагонами Поставщика, дата передачи Покупателем (грузополучателем) порожних цистерн с путей необщего пользования определяется по дате (времени) отметок в памятке приемосдатчика (форма ГУ - 45) в графе «уборка» и в ведомости подачи и уборки вагонов в пункте «время уборки» (форма ГУ- 46).
В материалы дела представлены памятки приемосдатчика и ведомости подачи и уборки, содержащие данные о подаче и уборке вагонов, прибывших по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭА752856 (вагоны №№ 51237782, 57499592), ЭГ254231 (вагоны №№ 50575620, 51039246, 51061307, 51110708, 53905386, 54631981), ЭГ683791 (вагоны №№ 57304362, 57950099), ЭГ743462 (вагоны №№ 50035633, 50063213, 51202281, 51578490, 58701079, 74992918), ЭЭ177035 (вагоны №№ 50002989, 51651792, 53956777), ЭЭ333338 (вагоны №№ 50079631, 50671783, 51945236). Из указанных памяток приемосдатчика и ведомостей подачи и уборки видно, что перечисленные вагоны были выгружены и переданы перевозчику в порожнем состоянии ответчиком (грузополучателем) в установленный Правилами торгов срок (2-е суток с даты прибытия на станцию назначения), что подтверждается отметками в графах «уборка» памяток приемосдатчика и в графах «время уборки» ведомостей подачи и уборки вагонов соответственно.
Таким образом, в части взыскания штрафов за нарушение сроков отправки вышеназванных порожних вагонов на общую сумму 93 000 руб. 00 коп. истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком Правил торгов, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения требований ответчика в названной части.
По смыслу пункта 06.18.8 приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период) при подтверждении факта сверхнормативного простоя вагонов, то есть при отсутствии расхождений между данными Поставщика (данными ЭТРАН, и (или) данными из иной автоматизированной базы данных ОАО «РЖД» в электронном формате) и данными Покупателя (грузополучателя) относительно периода пользования вагонами Поставщика, вина Покупателя (грузополучателя) в нарушении сроков передачи порожних вагонов отсутствует в ряде случаев, перечень которых содержится в приведенном пункте приложения № 01 к Правилам торгов. Такими случаями признается действие следующих обстоятельств, препятствующих исполнению грузополучателем его обязательств: логистический контроль; конвенционное запрещение; отсутствие технической/технологической возможности станции назначения и отсутствие в ЭТРАН заготовок перевозочных документов на отправку порожних цистерн. Наличие соответствующих обстоятельств должно быть подтверждено, в частности, актами общей формы (Форма ГУ-23).
Материалы дела содержат акты общей формы, представленные ответчиком и перевозчиком по запросу суда в отношении вагонов, прибывших по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭМ139656 (вагон № 54050109), ЭА752856 (вагоны
№№ 50939818, 51450393, 51586295, 57457194, 57613390, 74988866), ЭЭ333338 (вагон
№ 51761013), ЭФ190519 (вагоны №№ 51477651, 53896486, 51162774); №№ ЭЕ820908 (вагон № 57798191), ЭА752856 (вагоны №№ 50098078, 57225054), ЭБ126722 (вагон № 57318032), ЭД187066 (вагон № 54676838), ЭА133067 (вагон № 58293630), ЭА990047 (вагон № 58278540), ЭЭ333338 (вагоны №№ 51484582, 51530897, 57720690), ЭУ767725 (вагоны №№ 51348175, 51664134, 51694255, 53955886, 54757141, 57530495), ЭФ100463 (вагон № 51076925), ЭФ190519 (вагоны №№ 53863619, 53938437).
Как следует из представленных актов общей формы, причинами простоя вагонов истца явились ожидание перевозочных документов, занятость путей станции назначения, отсутствие технической/технологической возможности станции назначения.
Из раздела «Термины и определения» приложения № 01 к Правилам торгов следует, что базис поставки (базис) – это определенное место доставки биржевого товара для исполнения обязательств по договору, либо место формирования цены договора, установленное в спецификации биржевого товара; франко-вагон станция назначения – это условие поставки, которое означает доставку биржевого товара до железнодорожной станции, являющейся пунктом назначения. При этом согласно пункту 06.14. приложения
№ 01 к Правилам торгов возврат порожних цистерн производится Покупателем на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо на иную станцию по усмотрению Поставщика.
Из системного толкования положений Федерального закона от 10.01.2003г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» и Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 № 374, следует, что отправителем порожнего вагона может быть только собственник вагона, оператор железнодорожного подвижного состава либо лицо, имеющее полномочие или указание владельца вагона на предъявление его порожнего вагона к перевозке. Указанный перечень уполномоченных лиц является исчерпывающим.
Таким образом, только Поставщик, если он является собственником или владельцем вагонов (цистерн) либо уполномоченное лицо распоряжаются порожними вагонами (цистернами) и вносят информацию о направлениях их отправки в систему ЭТРАН для оформления заготовки.
Обязанность Поставщика, не являющегося собственником и владельцем вагонов (цистерн), по оформлению перевозочных документов на порожние вагоны (цистерны) в автоматизированной системе ЭТРАН не установлена, как не предусмотрено такой обязанности законами или иными правовыми актами.
Следовательно, на основании пункта 06.18.8. приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период), в связи с отсутствием в ЭТРАН заготовок перевозочных документов ответчик не несет ответственности за простой порожних вагонов, прибывших по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭМ139656 (вагон № 54050109), ЭА752856 (вагоны №№ 50939818, 51450393, 51586295, 57457194, 57613390, 74988866), ЭЭ333338 (вагон № 51761013), ЭФ190519 (вагоны №№ 51477651, 53896486, 51162774). Поэтому в части начисления штрафа за нарушение сроков отправки перечисленных вагонов в сумме 163 500 рублей исковые требования не подлежат удовлетворению.
Вышеназванный пункт 06.18.8. приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период) в качестве основания освобождения Покупателя от ответственности за простой вагонов (цистерн) также предусматривает такое обстоятельство как отсутствие технической/технологической возможности станции назначения.
При этом данный пункт 06.18.8 Правил торгов введен в Правила торгов с 24.05.2016 года, тогда как в предыдущей редакции аналогичная норма отсутствовала. Таким образом, Покупателю были предоставлены дополнительные гарантии защиты от неблагоприятных последствий, вызванных не зависящими от него обстоятельствами, в частности, отсутствием технической/технологической возможности станции назначения. Поскольку данные обстоятельства, по общему правилу, находятся вне воли Покупателя, то и несение юридической ответственности за просрочку возврата порожних вагонов по данным причинам не отвечает принципу виновности гражданско-правовой ответственности, установленной статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины. В то же время, пунктом 3 указанной статьи предусмотрено исключение в отношении лиц, действующих в рамках осуществления предпринимательской деятельности, которые несут ответственность за ненадлежащее исполнение обязательства при любых обстоятельствах, за исключением случаев, когда надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как разъяснил Верховный суд Российской Федерации в пункте 8 Постановления Пленума от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях, а непредотвратимым обстоятельство признается, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства.
Отсутствие документов, необходимых для возврата порожних вагонов (цистерн), оформление которых возможно только собственником вагонов (цистерн), занятость путей и превышение технических и технологических возможностей станции назначения не зависят от действий ответчика, в связи с чем, данные обстоятельства являлись для ответчика объективными и непредотвратимыми.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности содержание представленных в материалы дела памяток приемосдатчика, ведомостей подачи и уборки вагонов и актов общей формы, суд приходит к выводу о том, что простой вагонов, вызванный занятостью путей станции назначения является по существу отсутствием технической/технологической возможности станции назначения, поскольку ответчик не имеет возможности влиять своими действиями регулировать работу станции назначения.
К аналогичным выводам пришли суды при рассмотрении дел №№ А33-17395/2016, А33-28916/2015, А19-17515/2018, А19-19217/2018.
На основании вышеуказанных выводов суд считает не подлежащими удовлетворению исковые требования по взысканию штрафов за простой вагонов, прибывших по транспортным железнодорожным накладным №№ ЭА752856 (вагоны №№ 50098078, 57225054), ЭБ126722 (вагон № 57318032), ЭЭ333338 (вагоны №№ 51484582, 51530897, 57720690), ЭЕ820908 (вагон № 57798191), ЭД187066 (вагон № 54676838), ЭА133067 (вагон № 58293630), ЭА990047 (вагон № 58278540), ЭУ767725 (вагоны №№ 51348175, 51664134, 51694255, 53955886, 54757141, 57530495), ЭФ100463 (вагон № 51076925), ЭФ190519 (вагоны №№ 53863619, 53938437), на сумму 187 500 руб.
Доводы истца относительно отсутствия оснований для освобождения ответчика от оплаты штрафов за нарушение срока отправки порожних вагонов в случае неуведомления ответчиком истца о наличии препятствий к отправке вагонов (цистерн) судом отклоняются, поскольку согласно пункту 06.14. приложения № 01 к Правилам торгов Покупатель должен письменно (факсимильной или электронной связью) проинформировать Поставщика о причинах, препятствующих выгрузке цистерн и (или) отправке порожних цистерн на станцию отправления, указанную в первой транспортной железнодорожной накладной, оформленной на груженый рейс, либо иную станцию, указанную Поставщиком, в течение одного рабочего дня с момента возникновения этих причин.
Истцом не представлено доказательств наличия у него возможности предотвратить простой вагонов (цистерн) и неблагоприятные для него последствия в случае предоставления ему информации о таком простое.
Как указано выше, перевозочные документы в системе ЭТРАН формируются не истцом, а собственником вагонов (иным уполномоченным лицом), что истцом не оспаривается. Кроме того, собственник (владелец) вагонов, являющийся контрагентом истца, фактически имел доступ к информации о движении вагонов (цистерн) и времени завершения их выгрузки, т.е. имел возможность обеспечить своевременную их отправку.
В то же время на длительность простоя вагонов, имевшего место по причине отсутствия технических/технологических возможностей ж/д станций не могли повлиять ни истец, ни ответчик, поскольку данные обстоятельства не зависят от их волеизъявления.
Ответственность Покупателя за неисполнение обязанности по информированию о простое вагонов Правилами торгов не установлена. При этом доказательств отсутствия со стороны ответчика действий по уведомлению истца о наличии препятствий к отправке порожних вагонов, в материалах дела также не имеется.
Таким образом, в данном случае суд считает необоснованными доводы истца относительно причинно-следственной связи между отсутствием у истца информации о простое вагонов (цистерн) и основаниями для освобождения ответчика от обязанности по уплате штрафов за простой.
Возражения ответчика относительно необоснованности начисления истцом штрафа в размере 2 000 руб. за возврат в коммерчески непригодном состоянии вагона (цистерны) № 51093714 судом отклоняются.
Суд полагает ошибочным мнение ответчика относительно того, что данный штраф уже заложен в сумму убытков, оплаченных истцом его контрагенту и возмещенных ответчиком.
Так, пункт 06.13. приложения № 01 к Правилам торгов устанавливает требования к состоянию порожних цистерн при их возврате собственнику (владельцу), указывая, что порожние цистерны должны быть возвращены Покупателем в технически исправном и коммерчески пригодном состоянии. Определение технической исправности и коммерческой пригодности порожних цистерн также дано в указанном пункте Правил торгов.
Согласно пунктам 18.07., 18.10. приложения № 01 к Правилам торгов (в редакции, действовавшей в спорный период) если при осмотре порожней цистерны на станции налива, прибывшей после выгрузки, Поставщик выявляет, в том числе, остатки ранее перевозимого груза, Покупатель оплачивает Поставщику неустойку в размере 2 000 (две тысячи) рублей за каждую цистерну, в отношении которой допущено нарушение. При этом сверх указанной неустойки Покупатель обязан полностью возместить Поставщику все причиненные в связи с этим убытки.
В целях доставки товара по Соглашению в адрес покупателей ПАО «Газпром нефть» на основании договора оказания транспортно-экспедиционных услуг № 3343 от 04.05.2006, заключенного между ООО «Трансойл» и ПАО «Газпром нефть», использовались вагоны ООО «Трансойл». ПАО «Газпром нефть» перед ООО «Трансойл» имеет обязательства по возврату вагонов в коммерчески пригодном и технически исправном состоянии, закрепленные условиями договора транспортно-экспедиционных услуг, и несет ответственность за их нарушение. В связи с возвратом вагонов (цистерн), в том числе, вагона (цистерны) № 51093714, в коммерчески непригодном состоянии в адрес истца ООО «Трансойл» была направлена претензия № 445/2017/01.17/КНП от 01.08.2017 года, которая была оплачена истцом.
Требования истца о возмещении ему убытков, связанных с оплатой расходов по восстановлению коммерческой пригодности указанного вагона (цистерны), в которой при возврате был обнаружен сверхнормативный остаток нефтепродуктов, ответчиком признаны и оплачены.
Поскольку в рассматриваемом случае ответчиком допущен возврат вагона (цистерны) в коммерчески непригодном состоянии в силу требований пункта 18.07. приложения № 01 к Правилам торгов штраф за возврат вышеназванной цистерны в коммерчески непригодном состоянии в размере 2 000 руб. взысканию с ответчика помимо суммы возмещенных им убытков.
Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении. Иные доводы и возражения несущественны и на выводы суда не влияют.
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика 100 500 руб. - штраф за нарушение сроков отправки порожних вагонов, 2 000 руб. – штраф за возврат цистерн в коммерчески непригодном состоянии.
В остальной части иск судом отклоняется.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Судом удовлетворены требования истца в сумме 100 500 руб. (т.е. в размере 18,7% от заявленных исковых требований). Истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в сумме 22 542 руб. коп.
На основании изложенного, поскольку требования истца удовлетворены частично, учитывая уменьшении суммы заявленных требований, расходы по оплате государственной пошлины, подлежат взысканию со сторон пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований: понесенные истцом при подаче иска расходы в сумме 2 604 руб. 91 коп. относятся на ответчика.
Излишне уплаченная истцом сумма госпошлины в размере 8 612 руб. подлежит возврату истцу из бюджета Российской Федерации на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
иск удовлетворить частично.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СИНЕРГИЯ ОЙЛ ГРУПП" в пользу ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" 102 500 руб. – основной долг, 2 604 руб. 91 коп. – расходы по оплате государственной пошлины.
В остальной части иск отклонить.
Возвратить ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ГАЗПРОМ НЕФТЬ" из бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 8 612 руб.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Зарубина Т.Б.