ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3016/2021 от 16.06.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск;

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                    Дело  № А19-3016/2021

23.06.2021

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.06.2021.

Решение суда в полном объеме изготовлено 23.06.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Пенюшова Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Родионовой В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>,                                     ИНН <***>, дата регистрации: 28.12.2007, адрес: 664003, <...>)

к ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 15.06.2018, адрес: 664000 ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ РАЙОН ИРКУТСКИЙ ТЕРРИТОРИЯ                  28 КМ БАЙКАЛЬСКОГО ТРАКТА Д. 33)

о расторжении договора аренды, об обязании возвратить лесной участок,

при участии в судебном заседании:

от истца: не явились;

от ответчика: ФИО2, доверенность, паспорт, диплом;

установил:

МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ                   ФИО1 (далее – ИП ФИО1) о расторжении договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, об обязании возвратить лесной участок, расположенный по адресу: Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, Выделы 24ч. 39ч, кадастровый номер участка: 38:08:111201:199 в течение 10 дней с момента вступления решения суда                                  в законную силу.

Уточнения исковых требований приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

В обоснование исковых требований истец указал, что лесной участок, предоставленный в пользование ИП ФИО1 на основании договора аренды                               от 03.07.2017 № 91-167/17, относился к категории защитных лесов (категория защитности – нерестоохранные полосы лесов). На территории Качугского лесничества расположена особо охраняемая природная территория - государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Магданский» (далее -                               заказник «Магданский»). Заказник «Магданский» создан решением облисполкома Иркутской области от 02.10.1973 № 606, является постоянно действующим в соответствии с Постановлением главы администрации Иркутской области от 20.05.2003 № 73-пг. Постановлением Правительства Иркутской области от 18.10.2017 № 668-пп                                    «Об установлении зон с особыми условиями использования территорий государственных природных заказников регионального значения Иркутской области», в границах заказника «Магданский» установлена зона с особыми условиями использования территорий. По мнению Министерства, осуществление рекреационной деятельности на спорном лесном участке не соответствует режиму охраны данных лесных участков, относящихся к категории защитных лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, что свидетельствует о нарушении требований закона. Истец полагает, что издание Постановления Правительства Иркутской области от 18.10.2017 №°668-пп «Об установлении зон с особыми условиями использования территорий государственных природных заказников регионального значения Иркутской области» относится к существенным изменениям обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды, что в соответствии с частью 1 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации является основанием для расторжения договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17.

Ответчик исковые требования не признал, полагая, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения иска. По мнению ответчика, отсутствует существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора аренды, так как арендуемый ответчиком лесной участок не относится к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях. Арендуемый ответчиком лесной участок расположен в квартале 492 (выделы 24ч, 39ч), который не указан в Приложение № 5                 к Приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 23.04.2019 № 556 «Об отнесении лесов на территории Иркутской области к защитным лесам и установлению их границ и о внесении изменений в приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 16.09.2009 № 372, от 12.11.2009 № 485, от 28.12.2009 № 546», то есть не отнесен к перечню кварталов, входящих в состав лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Таким образом, в отношении квартала 492, а, следовательно, и лесного участка, арендованного предпринимателем никаких изменений, в том числе существенных,                             не произошло, то есть не изменилось ни целевое назначение лесов: защитные леса (категория: ценные леса - нерестоохранные полосы лесов), ни количественные и качественные характеристики арендуемого лесного участка, оснований для расторжения договора аренды не имеется. Согласно действующему законодательству на особо охраняемых природных территориях допускается ведение рекреационной деятельности; имеется только запрещение на ведение деятельности, оказывающей негативное (вредное) воздействие на природные комплексы и их компоненты, и не соответствующей целям создания государственных природных заказников. В дополнительном отзыве на иск, ответчик указал, что полагает договор аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 недействительной (ничтожной) сделкой, нарушающей требования                        Постановления Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 552-пп,                                             который не может быть расторгнут судом. 

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения спора извещен надлежащим образом в порядке статей 121-123 АПК РФ.

Судебные акты по рассматриваемому делу опубликованы на официальном портале "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru.) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дело рассматривается в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя истца.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании протокола № 2 результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка от 14.06.2017                          между МИНИСТЕРСТВОМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (арендодатель)  и ИП ФИО1 (арендатор) заключен договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, в соответствии с условиями которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное владение и пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, имеющий следующие характеристики: площадь: 2,7427 га, местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Качугский район», Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, выделы 24ч, 39ч, кадастровый номер 38:08:111201:199. Лесной участок передается арендатору в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (пункт 4 договора).

Лесной участок передан в пользование арендатора на основании акта                           приема-передачи от 03.07.2017.

Срок действия договора от 03.07.2017 № 91-167/17 установлен с даты государственной регистрации права аренды лесного участка на 49 лет (пункт 24 договора).

Договор аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 зарегистрирован в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области 24.07.2017 за номером государственной регистрации 38:08:111201:199-38/001/2017-1.

Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета депутатов трудящихся от 02.10.1973№ 606 «Об учреждении комплексных государственных заказников областного значения» на управление охотничье промысловое хозяйство возложена обязанность по созданию Заказника «Магданский», без изъятия лесов из государственного лесного фондаи с изъятием территории из охотугодий Ленского коопзверопромхоза                       (22 тыс. га), спортивного хозяйства облохотобщества «Ахинское» (1,3 тыс. га), спортивного хозяйства Всероссийского военно-охотничьего общества «Магданское» (12,0 тыс. га) и спортивного хозяйства Восточно-Сибирского филиала СО АН СССР «Илгинское»                            (39 тыс. га) сроком на 10 лет (до 30.11.1983 г.) на территории Качугского и                                   Эхирит-Булагатского районов, площадью 74,3 тыс. га. Установлены границы Заказника и утвержден его режим.

Заказник образован в целях сохранения, воспроизводства и восстановления численности диких животных, обитающих на его территории, среды их обитания и поддержания целостности естественных сообществ. Основными задачами является поддержание целостности естественных сообществ, сохранение, воспроизводство и восстановление ценных в хозяйственном, научном и культурном отношениях,                                           а также редких и исчезающих видов диких животных.

Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 16.10.1983 № 531 «О продлении сроков действия государственных охотничьих заказников» срок действия заказника «Магданский» продлен на 10 лет.

Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 17.06.1982 № 305 «Об утверждении Положений о государственных охотничьих заказниках областного значения», утверждено новое Положение о заказнике «Магданский», на управление охотничье-промыслового хозяйства при облисполкоме возложена обязанность по исполнению Положения, принятию мер к улучшению природоохранной деятельности                  на территории заказника.

Постановлением Главы администрации Иркутской области от 19.08.1998 № 91-пг                  «О продлении срока действия государственных природных заказников областного значения» изменены границы и уменьшена площадь заказника с 74,3 тыс. га до 52,154 тыс.га. Территория Заказника включает в себя только территорию Качугского района.

Постановлением Главы администрации Иркутской области от 12.11.1998 № 159-пг     «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 19.09.1998                            № 91-пг» изменены границы и увеличена площадь заказника «Магданский» с 52,154 тыс. га                              до 77, 828 тыс. га.

Приложением № 3 к Постановление Главы администрации Иркутской области                     от 19.08.1998 № 91-пг «О продлении срока действия государственных природных заказников областного значения» в редакции Постановления Главы администрации Иркутской области от 12.11.1998 № 159-пг «О внесении изменений в постановление главы администрации области от 19.09.1998 № 91-пг» определено, что территория заказника «Магданский» Качугского района расположена в следующих границах: Качугский лесхоз, Верхоленское лесничество, кварталы №№ 495-497, 498-503 (1/2 часть), 525-537, 538-541 (1/2 часть),                    553-572, 583-585 (1/2 часть), 586-587, 596-624, 649-653, 675-678, 388, 389, 416-423, 452-459,                  486-492, 521-525, общая площадь – 778 228 га.

Постановлением главы администрации области 20.05.2003 № 73-пг «О сроке действия государственных природных заказников областного значения» заказник «Магданский» признан постоянно действующим, в существующих границах и режимом охраны определенным Положением о нем.

Постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп                         «О государственных заказниках Иркутской области» заказнику «Магданский» присвоен статус государственного природного заказника регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем.

Постановлением Правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-ПП                      «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп» утверждены границы заказника «Магданский»; описание границ, каталог координат и карта государственного природного заказника регионального значения «Магданский» приведены в с приложении № 10 к постановлению Правительства                     Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп.

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп                        «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области» утверждено новое Положение о Заказнике «Магданский», на службу по охране и использованию животного мира Иркутской области возложена обязанность по исполнению Положения, принятию мер к улучшению природоохранной деятельности на территории Заказника.

Согласно пункту 3 Положения о Заказнике «Магданский» государственный природный заказник регионального значения с комплексным (ландшафтным) профилем «Магданский» (далее - Заказник) расположен в границах кадастровых кварталов 38:08:111201 (в том числе участки 38:08:111201:55, 38:08:111201:77, 38:08:111201:91, 38:08:111201:92, 38:08:111201:102, 38:08:111201:129), 38:08:000000 (участки 38:08:000000:106, 38:08:000000:153, 38:08:000000:160), на землях лесного и водного фондов.

Согласно пункту 14 Положения о Заказнике «Магданский» на территории Заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также не связанная с возложенными на Заказник целями и задачами, в том числе:

- сбор и заготовка гражданами недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;

- осуществление действий, ведущих к беспокойству объектов животного мира;

- забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для хозяйственно-бытового водоснабжения, разведка и добыча подземных вод, используемых для целей технического водоснабжения;

- осуществление любых видов рыболовства, за исключением рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях, а также нахождение с орудиями и (или) продукцией добычи (вылова) водных биологических ресурсов, за исключением случаев осуществления рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях;

- движение и стоянка механических транспортных средств вне дорог, за исключением механических транспортных средств, используемых при проведении мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника, тушении и профилактике лесных пожаров на территории Заказника, предупреждении и ликвидации иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- строительство промышленных, жилых и иных объектов, если это не связано с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника;

- размещение радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;

- устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, разведение костров, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий вне специально определенных и обозначенных информационными знаками мест, нанесение надписей и знаков на природных объектах.

На территории Заказника действуют ограничения на отдельные виды деятельности, в том числе посещение Заказника в целях, не связанных с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника, осуществляется с 1 января по 24 апреля, с 21 июня по 30 августа и                                                             с 1 ноября по 31 декабря (пункт 15 Положения о Заказнике «Магданский»).

Поскольку лесной участок, расположенный в квартале № 492 Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, переданный в пользование ИП ФИО1 на основании договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 отнесен к защитным лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях - на территории Заказника «Магданский», в отношении которого действует режим особой охраны и использования заказника, истец полагает, что данные обстоятельства являются существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и в силу статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации,                     пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации имеются основания для расторжения указанного договора.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о расторжении договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 и об обязании возвратить лесной участок.

Исследовав и оценив представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии                                   с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Проанализировав условия договора от 03.07.2017 № 91-167/17 от 03.07.2017                    № 91-167/17, суд полагает, что по своей правовой природе указанный договор является договором аренды лесного участка.

Следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации                        (далее – ГК РФ), главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

Исследовав условия договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, суд установил, что сторонами согласованы существенные условия, предусмотренные                           статьей 607 ГК РФ, статьей 72 ЛК РФ, учитывая факт регистрации договора в установленном законом порядке, суд на основании правил статьи 432 ГК РФ приходит к выводу заключенности указанного договора.

Лесной участок передан в аренду по акту приема-передачи от 03.07.2017.

В силу статьи 606 ГК РФ арендодатель предоставляет арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно статье 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом                                  (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ЛК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения договора) леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1). Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2). В частности, эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3). Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями                 (часть 4).

Согласно пункту 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является осуществление рекреационной деятельности.

Согласно положениям статьи 41 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Рекреационная деятельность в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. На лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты                                                               (части 1, 2, 3 статьи 41 ЛК РФ).

Часть 1 статьи 112 ЛК РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и на иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти                            (часть 5 статьи 112 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ  "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3 статьи 24 Федерального закона                                 от 14.03.1995 № 33-ФЗ  "Об особо охраняемых природных территориях").

В соответствии со статьями 23, 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ                       "Об особо охраняемых природных территориях", статьей 6 Закона Иркутской области                            от 19.06.2008 № 27-оз "Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области", постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп "О государственных природных заказниках Иркутской области", постановлением Правительства Иркутской области от 05.03.2014 № 107-пп                          "Об образовании государственного природного заказника "Лебединые озера (Окунайский)", постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп "Об утверждении Положений о государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области" принято Постановление Правительства Иркутской области от 18.10.2017 № 668-пп "Об установлении зон с особыми условиями использования территорий государственных природных заказников регионального значения Иркутской области".

По пункту 3 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации                   от 16.07.2007 № 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.09.2007 № 10084) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, используются в соответствии с режимом особой охраны особо охраняемой природной территории и целевым назначением земель, определяемыми лесным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и положением о соответствующей особо охраняемой природной территории.

Согласно части 4 статьи 11 ЛК РФ пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.

Постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп                        «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области» утверждено новое Положение о Заказнике «Магданский», согласно пункту 14 указанного Положения на территории Заказника запрещается деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, препятствующая сохранению уникальных и типичных природных комплексов и природных объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, а также не связанная с возложенными на Заказник целями и задачами, в том числе:

- сбор и заготовка гражданами недревесных, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений для собственных нужд;

- осуществление действий, ведущих к беспокойству объектов животного мира;

- забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов для хозяйственно-бытового водоснабжения, разведка и добыча подземных вод, используемых для целей технического водоснабжения;

- осуществление любых видов рыболовства, за исключением рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях, а также нахождение с орудиями и (или) продукцией добычи (вылова) водных биологических ресурсов, за исключением случаев осуществления рыболовства в научно-исследовательских, контрольных, учебных и культурно-просветительских целях;

- движение и стоянка механических транспортных средств вне дорог, за исключением механических транспортных средств, используемых при проведении мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника, тушении и профилактике лесных пожаров на территории Заказника, предупреждении и ликвидации иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

- строительство промышленных, жилых и иных объектов, если это не связано с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника;

- размещение радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств;

- устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, разведение костров, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий вне специально определенных и обозначенных информационными знаками мест, нанесение надписей и знаков на природных объектах.

На территории Заказника действуют ограничения на отдельные виды деятельности, в том числе посещение Заказника в целях, не связанных с проведением мероприятий по соблюдению режима особой охраны и обеспечению функционирования Заказника, осуществляется с 1 января по 24 апреля, с 21 июня по 30 августа и с 1 ноября по 31 декабря (пункт 15 Положения о Заказнике «Магданский»).

Исследовав и оценив доводы сторон и представленные в материалы дела доказательства на основании статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что                    на территории Заказника «Магданский» в соответствии с правовым режимом особой охраны, установленным в отношении данного Заказника, какая-либо деятельность граждан, в том числе и рекреационная, ограничена  на основании Положения о Заказнике.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что на дату заключения договора аренды от 03.07.2017 № 91-167/17, границы особо охраняемой природной территории – Заказника «Магданский» установлены постановлением Правительства Иркутской области от 07.11.2012 № 629-пп в редакции постановления Правительства Иркутской области от 28.08.2013 № 318-ПП, а постановлением Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области» утверждено Положение о Заказнике с установлением режима особой охраны и использования Заказника.

Таким образом, суд полагает, что при заключении названного договора сторонами нарушены требования статей 112 ЛК РФ, статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995                      № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" и постановления Правительства Иркутской области от 29.08.2016 № 522-пп «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области», договор заключен в нарушение требований о режиме особой охраны и использования Заказника, определенного Положением о Заказнике, в том числе прямо установленного запрета на осуществление какой-либо деятельности, ведущей к беспокойству объектов животного мира.

В силу статьи 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 ГК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

При таких обстоятельствах, при заключении договора аренды лесного участка                     от 03.07.2017 № 91-167/17 истцом и ответчиком нарушен законодательно установленный запрет на передачу в аренду лесов, относящихся к особо охраняемой природной территории, в отношении которой установлен режим особой охраны и использования, ограничена любая деятельность, ведущая к беспокойству объектов животного мира, суд приходит к выводу о том, что договор аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17 является недействительной (ничтожной) сделкой как посягающей на публичные интересы в области охраны окружающей природной среды, не порождающей правовых последствий для сторон с момента ее совершения в силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 ГК РФ, на основании требований статей 112 ЛК РФ, статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ                   "Об особо охраняемых природных территориях", Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 "Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях" и постановления Правительства Иркутской области                  от 29.08.2016 № 522-пп «О государственных природных заказниках регионального значения Иркутской области», что исключает возможность удовлетворения исковых требований Министерства о расторжении названного договора.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относятся признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, а также применение последствий недействительности ничтожной сделки.

Согласно пункту 4 статьи 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки (реституцию) по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, а также в иных предусмотренных законом случаях (пункт 4 статьи 166 ГК РФ).

По смыслу статей 56 ГПК РФ, 65 АПК РФ при решении вопроса о применении по своей инициативе последствий недействительности ничтожной сделки суду следует вынести указанный вопрос на обсуждение сторон.

Исходя из исковых требований Министерства, при расторжении договора истец просит обязать ответчика возвратить лесной участок, расположенный по адресу: Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, Выделы 24ч. 39ч, кадастровый номер участка: 38:08:111201:199, в течение десяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, при применении последствий недействительности ничтожной сделки в рамках настоящего иска в виде понуждения возвратить лесной участок, суд исходит из того, что такое требование фактически предъявлено истцом в рамках рассматриваемого иска.

При рассмотрении и разрешении дел, возникших из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, т.е. обстоятельствами, на которых заявитель основывает свои требования.

При таких обстоятельствах, установив факт недействительности (ничтожности) договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, на основании                                     пункта 4 статьи 166 ГК РФ, пункта 79 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25, полагает необходимым применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды лесного участка от 03.07.2017 № 91-167/17, обязать ответчика возвратить Министертсву лесной участок, расположенный по адресу: Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, Выделы 24ч. 39ч, кадастровый номер участка: 38:08:111201:199, в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

При применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания общества возвратить министерству лесной участок суд исходит из того, что в ходе судебного разбирательства ответчик в нарушение требования части 1 статьи 65 АПК РФ не опроверг факт нахождения лесного участка в пользовании предпринимателя.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ, глава 25.3 НК РФ).

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Из положений части 3 статьи 110 АПК РФ следует, что государственная пошлина,                   от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

На основании правил статьи 110 АПК РФ государственная пошлина по данному иску в сумме 6 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

руководствуясь статьями 110, 167-170, 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,


решил:

иск удовлетворить в части.

Обязать ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ФИО1 возвратить МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ лесной участок, расположенный по адресу: Качугское лесничество, Верхоленское участковое лесничество, защитные леса, Верхоленская дача, квартал № 492, Выделы 24ч. 39ч, кадастровый номер участка: 38:08:111201:199, в течение десяти рабочих дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме                6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд             в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                             Е.С. Пенюшов