ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3107/14 от 23.04.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-3107/2014

29.04.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 23.04.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 29.04.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе:

судьи Е.Ф. Капустенской,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Болтрушко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 199178, <...> лит. А1)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664025, <...>),

третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ОАО «Группа Илим»

о признании незаконным решение.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: - ФИО1 по доверенности от 30.07.2012 г.,

от заинтересованного лица: - ФИО2 по доверенности от 13.01.2014 г.,

от третьих лиц: - не явились, извещены.

установил:

Обществом с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» заявлены к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области требования о признании отказа от 02.12.2013 г. №ШЕА-38/5092 в предоставлении ООО «Илим Тимбер Индастри» в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:530 незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения.

Заявитель заявленные требования поддерживает в полном объеме; считает отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 02.12.2013 г. №ШЕА-38/5092 несоответствующим ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, просит суд обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:530, подготовить проекты договоров аренды земельных участков и направить их заявителю с предложением о заключении соответствующих договоров.

Заинтересованное лицо заявленные требования заявителя не признает, ссылается на несоблюдение процедуры о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131; в представленном отзыве на заявление сообщило, что ОАО «Группа «Илим» с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 в Территориальное образование не обращалось. Решение Росимущества о разделе указанного земельного участка либо поручение принять решение о разделе до Территориального управления не доводились. Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:530 не осуществлена. Просит заявителю в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, письменных пояснения по делу не направило.

Третье лицо - ОАО «Группа Илим» в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении заявления без его участия, направило отзыв на заявление, в котором сообщило, что заявленные требования ООО «Илим Тимбер Индастри» поддерживает; считает, что при наличии выданного ОАО «Группа «Илим» согласия на образование спорных земельных участков не требуется подачи заявления от ОАО «Группа «Илим» на раздел земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 или отказа от права аренды на него. Просит суд требования ООО «Илим Тимбер Индастри» удовлетворить.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, суд установил следующее.

29.10.2013 г. Общество с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением о предоставлении на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:528, 38:34:016001:529, 38:34:016001:530.

Письмом от 02.12.2013 г. №ШЕА-38/5092 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области отказало в предоставлении ООО «Илим Тимбер Индастри» в аренду испрашиваемых земельных участков в связи с отсутствием у него правовых оснований, а именно:

- отсутствия в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемые земельные участки;

- не поступления от ОАО «Группа «Илим» (арендатора исходного земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131) заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 с целью образования испрашиваемых ООО «Илим Тимбер Индастри» земельных участков с кадастровым номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:528, 38:34:016001:529, 38:34:016001:530, а также отказа от права аренды данными участками.

- отсутствия решения Росимущества о разделе федерального земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 либо его поручения ТУ ФАУГИ в ИО принять указанное решение.

Общество с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» считает решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 02.12.2013 г. №ШЕА-38/5092 об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» в аренду испрашиваемых земельных участков незаконным, несоответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением о признании отказа от 02.12.2013 г. №ШЕА-38/5092 в предоставлении ООО «Илим Тимбер Индастри» в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:530 незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм, требования ООО «Илим Тимбер Индастри» могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

- несоответствие оспариваемого решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 02.12.2013 г. №ШЕА-38/5092 закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов Общества таким решением.

При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств ООО «Илим Тимбер Индастри» требования удовлетворению не подлежат.

Как следует из статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Буквальное толкование приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что предоставление земельных участков в собственность или в аренду возможно лишь в случае нахождения на них принадлежащих заявителю объектов недвижимого имущества и связывается с необходимостью эксплуатации таких объектов.

В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Как усматривается из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» является собственником 10 нежилых зданий и 23 сооружений, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности: серия 38 АГ № 962203 от 29.10.2009 года, серия 38 АГ № 962202 от 29.10.2009 года, серия 38 АГ № 961793 от 28.10.2009 года, серия 38 АГ № 961767 от 29.10.2009 года, серия 38 АГ № 963793 от 27.11.2009 года, серия 38 АГ № 961789 от 28.10.2009 года, серия 38 АГ № 961768 от 29.10.2009 года, серия 38 АГ № 961766 от 29.10.2009 года, серия 38 АГ № 963605 от 18.11.2009 года, серия 38 АГ № 961764 от 29.10.2009 года, серия 38 АГ №961790 от 28.10.2009 года, серия 38 АГ № 963603 от 18.11.2009 года, серия 38 АГ № 963840 от 25.11.2009 года, серия 38 АГ № 963764 от 25.11. 2009 года, серия 38 АГ № 963967 от 25.11.2009 года, серия 38 АГ № 963978 от 25.11.2009 года, серия 38 АГ №964029 от 25.11.2009 года, серия 38 АГ № 962168 от 03.11.2009 года, серия 38 АГ № 961791 от 28.10.2009 года, серия 38 АГ № 961765 от 29.10.2009 года, серия 38 АГ № 962170 от 03.11.2009 года, серия 38 АГ № 963604 от 18.11.2009 года, серия 38 АГ № 961788 от 28.10.2009 года, серия 38 АГ № 964130 от 27.11.2009 года, серия 38 АГ № 962171 от 03.11.2009 года, серия 38 АГ № 962204 от 29.10.2009 года, серия 38 АГ № 961792 от 28.10. 2009 года, серия 38 АГ № 962169 от 03.11.2009 года, серия 38 АГ № 962205 от 29.10.2009 года, серия 38 АГ № 964131 от 27.11.2009 года, серия 38 АГ № 964052 от 27.11.2009 года, серия 38 АГ № 964147 от 30.11.2009 года, серия 38 АГ № 964129 от 27.11.2009 года (л.д. 102-109, 113-118, 122, 126-129, 133, 137, 141-144, 148-155).

Данные объекты недвижимости находились в границах земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 площадью 12 174 281 кв.м, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации и находится в аренде у ОАО «Группа Илим».

Впоследствии, Общество с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» совместно с ОАО «Группа Илим» приняло решение о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131, образовав восемь земельных участков.

В связи с образованием восьми земельных участков в целях выполнения кадастровых работ, Общество на основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в комитет с просьбой утвердить и выдать схемы расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, в границах которых расположены нежилые здания и сооружения, принадлежащие ему на праве собственности.

Неотъемлемым этапом при предоставлении земельного участка в собственность либо аренду является совершение органом государственной власти действий, направленных на формирование испрашиваемого земельного участка.

Главой 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены способы формирования земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Обязательными приложениями к заявлениям об образовании земельных участков являются: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки в силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом пунктом 2.1. статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).

В силу положений статей 22, 38, 39 Федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" представляемый для осуществления кадастрового учета межевой план изготавливается на основании утвержденной собственником земельного участка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, подать документы на кадастровый учет заявитель может только после получения схемы расположения земельного участка.

Во исполнение данной процедуры, ООО «Илим Тимбер Индастри» обращалось в порядке части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в орган местного самоуправления с просьбой об утверждении и выдаче схемы расположения образуемых земельных участков.

Письмом № 1960/12/12 от 25.06.2012 комитет по градостроительству Администрации города Братска отказал в удовлетворении заявления.

Отказ Комитета по градостроительству Администрации города Братска от № 11960/12/12 от 25.06.2012 г. в утверждении и выдаче схемы расположения образуемых земельных участков был предметом рассмотрения дела №А19-18108/2012.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2012 г. по делу №А19-18108/2012 было установлено, что общество является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 38:34:016001:131 и обладает исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка; общество выполнило требования статьи 11.3, пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, представило в комитет пакет документов, предусмотренных действующим законодательством для принятия решения о выдаче ему схемы земельных участков, в связи с чем, отказ Комитета по градостроительству Администрации города Братска от 25.06.2012 г. № 11960/12/12 в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» об утверждении и выдаче схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории от 29.05.2012г. № 1878 был признан судом незаконным.

В связи с этим, во исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2012 г. по делу №А19-18108/2012 Постановлением Администрации муниципального образования г. Братска от 29.04.2013 г. №1040 утверждены схемы расположения восьми земельных участков, на которых расположены 23 здания и 10 сооружений, принадлежащих Обществу с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» на праве собственности.

Впоследствии, упомянутые восемь земельных участков были поставлены на государственный кадастровый учет с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:528, 38:34:016001:529, 38:34:016001:530, как образуемые при разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131, находящегося в государственной собственности на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 08.05.2013 г. по делу №А19-16748/2012. Присвоение указанных кадастровых номеров спорным земельным участкам подтверждается определением суда от 20.09.2013г. по указанному делу.

Таким образом, для оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания и сооружениям, принадлежащие ООО «Илим Тимбер Индастри» на праве собственности, Общество выполнило все возложенные на него п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ обязанности.

Согласно п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.

Пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Таким образом, из системного толкования общего правила пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ с частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ, следует, что предусмотренная пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ возможность подачи заявлений землепользователями, землевладельцами, арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков, об их разделе или объединении, не является единственным основанием для принятия уполномоченными органами (собственниками) решений об образовании земельных участков. Так при наличии письменного согласия третьих лиц (арендаторов) на раздел или объединение арендуемых земельных участков, ничто не препятствует собственникам таких земельных участков в осуществлении их законных прав.

Следовательно, не поступление от ОАО «Группа «Илим» заявления о разделе земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 с целью образования земельных участков с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:528, 38:34:016001:529, 38:34:016001:530 не препятствовало Территориальному Управлению в принятии предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предоставлении Обществу в аренду восьми земельных участков.

Не поступление в Территориальное Управление отказа ОАО «Группа «Илим» от права аренды данными земельными участками также не препятствовало принятию предусмотренного статьей 36 ЗК РФ решения о предоставлении Обществу земельных участков, так как Обществом было предоставлено письменное согласие арендатора земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131 на образование в результате его раздела испрашиваемых земельных участков, при наличии которого расторжения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131.

Отсутствие решения государственного органа о выделении(разделе) земельных участков, на которое ссылается в своем отказе в предоставлении земельных участков ТУ ФАУГИ в Иркутской области не может быть признано правомерным основанием к отказу в силу следующего.

В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.п.6,8 указанной статьи Земельного кодекса РФ, образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В настоящем случае решение об образовании земельных участков путем их выдела из земельного участка, находящегося в федеральной собственности, принято вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Иркутской области по делам №№ А19-18108/2012, А19-16748/2012.

Доводы заинтересованного лица об отсутствии зарегистрированного права на выделенные земельные участки в ЕГРП, указанные в отказе и в отзыве на заявление, рассмотрены судом и признаны неправомерными и необоснованными в силу следующего.

В соответствии с п.1 ст.11.8 Земельного кодекса РФ возникновение и сохранение права собственности на образуемые или измененные земельные участки осуществляются в соответствии со статьями 11.4-11.7 настоящего Кодекса. Как следует из ст.11.4-11.7 Земельного кодекса РФ права при образовании земельного участка(выделе, разделе) сохраняются за соответствующим субъектом, являющимся правообладателем изменяемого земельного участка.

Вступившими в силу решениями суда по делам №№ А19-18108/2012, А19-16748/2012, и не отрицается заинтересованным лицом по настоящему делу, спорные земельные участки выделены из земельного участка, находящегося в федеральной собственности, соответственно, остаются после их выдела федеральной собственностью.

Отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки не может служить основанием для отказа в их предоставлении, при этом регистрация права собственности и ограничений(обременений) на земельные участки, к коим относится и аренда предусматривается ст.22.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Следовательно, государственная регистрация права собственности арендодателя на земельные участки может быть осуществлена одновременно с регистрацией аренды на такие земельные участки, а принятие решения о предоставлении земельных участков в аренду и направление подготавливаемого уполномоченным органом проекта договора аренды до указанной регистрации не противоречит действующему законодательству. Тем более, что как указано выше, спорные земельные участки уже находятся в федеральной собственности.

Данный факт также подтверждает, что ТУ ФАУГИ в Иркутской области является надлежащим органом, к компетенции которого относится распоряжение спорными земельными участками и, в том числе, принятие решения о предоставлении их в аренду(ст.29 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, суд считает, что отказ ТУ ФАУГИ в Иркутской области не содержит оснований, являющихся в соответствии с требованиями закона правомерным и обоснованным препятствием в предоставлении земельного участка заявителю.

Вместе с тем, в силу части 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Обратившись с заявлением от 29.10.2013 г. Общество с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» просило Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области предоставить в аренду земельный участок под принадлежащие ему на праве собственности здания и сооружения, к заявлению представлены все необходимые документы, иного заинтересованным лицом не доказано.

При этом, обстоятельства нахождения на земельных участках с кадастровыми номерами 38:34:016001:523, 38:34:016001:524, 38:34:016001:525, 38:34:016001:526, 38:34:016001:527, 38:34:016001:528, 38:34:016001:529, 38:34:016001:530 двадцати трех зданий и десяти сооружений, принадлежащих заявителю на праве собственности, установлены вступившим в законную силу судебными актами Арбитражного суда Иркутской области по делам №№ А19-18108/2012, А19-16748/2012 и подтверждается материалами дела.

Таким образом, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 02.12.2013 г. №ШЕА-38/5092 об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» в аренду земельных участков, нарушает права и законные интересы заявителя, подлежит признанию незаконным, как не соответствующее ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации связывает реализацию исключительного права на приватизацию земельного участка с нахождением на этом участке объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности.

При таких обстоятельствах, имеется доказанное заявителем нарушение его прав, предусмотренных ст.36 Земельного кодекса РФ, на приобретение земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в собственности заявителя, в аренду.

В силу ст. 200 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Учитывая предоставленные в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области документы, предусмотренные Приложением к Приказу Минэкономразвития России от 13.09.2011 г. №475, а также письменное согласие ОАО «Группа «Илим» - арендатора земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:131, на образование в результате его раздела восьми испрашиваемых Обществом земельных участков, принимая во внимание, что испрашиваемые земельные участки поставлены на кадастровый учет, объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, находится в собственности заявителя, суд считает, что имеются все основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Следовательно, требования заявителя не могут быть удовлетворены судом только путем констатации факта нарушения оспариваемым ненормативным актом (действием, бездействием) положений закона, если установление такого нарушения не повлечет благоприятных последствий для заявителя. В случае признания оспариваемого ненормативного акта (действия, бездействия) не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя, суд обязан применить меру, обеспечивающую восстановление нарушенного права, по правилам пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В абзаце 4 пункта 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О указано, что из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

При таких обстоятельствах, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.02.2010 N 12926/09, N 13258/09 относительно практики применения статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащим способом устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя в данном случае будет возложение на заинтересованное лицо обязанности подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 2 000 рублей.

В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной ООО «Илим Тимбер Индастри» при подаче заявления в суд государственной пошлины в сумме 2 000 руб. по платежному поручению №348 от 05.02.2014 г., подлежат взысканию с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в пользу ООО «Илим Тимбер Индастри».

Руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от 02.12.2013 г. №ШЕА-38/5092 об отказе в предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» в аренду земельных участков как несоответствующее ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664025, <...>) устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя, а именно: принять решение о предоставлении в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 199178, <...> лит. А1)

земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:523 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 19 00 00);

земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:524 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 20 00 00);

земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:525 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 14 00 00);

земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:526 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 13 00 00);

земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:527 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 15 00 00);

земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:530 (расположен в Иркутской области, г. Братск, П 30 16 00 00)

и подготовить и направить заявителю договоры аренды указанных земельных участков в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664025, <...>) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Илим Тимбер Индастри» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 199178, <...> лит. А1) 2 000 руб. - расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

Судья: Е.Ф. Капустенская