ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3149/14 от 27.03.2014 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-3149/2014

01.04.2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 27.03.2014 года.

Решение в полном объеме изготовлено 01.04.2014 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Лунькова М.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изотченко А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области

к Обществу с ограниченной ответственностью «Терминал» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о ликвидации юридического лица,

при участии в деле в качестве 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному округу г. Иркутска,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представителя по доверенности;

от ООО «Терминал» - не явилось;

от ИФНС России по Октябрьскому округу г.Иркутска – не явилась,

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области обратилась в арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Терминал» о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Терминал» (далее по тексту - Общество).

Представитель Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил ликвидировать ООО «Терминал».

Ответчик ООО «Терминал» о времени и месте судебного разбирательства извещалось судом, исходя из положений п.2 ч.4 ст.123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.

Копия определения суда о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении предварительного судебного заседания от 05.03.14г. направлялась судом ООО «Терминал» заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области и в выписке из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Терминал»: 664009, <...>. Конверт с копией определения суда от 05.03.14г. вернулся с отметкой «истек срок хранения», о чем орган почтовой связи проинформировал суд. Сведениями о других адресах ООО «Терминал» суд не располагает.

Кроме этого, копия определения о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному заседанию и назначении предварительного судебного заседания от 05.03.14г. опубликованы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом 11.03.14г. (уведомление №664025 72 64526 3), в заседание суда не явилось, представило отзыв, в котором поддержало доводы Межрайонной ИФНС России №17 по Иркутской области о ликвидации ООО «Терминал». Просило о рассмотрении дела в его отсутствие.

В исковом заявлении истец указал, что Общество с ограниченной ответственностью «Терминал» зарегистрировано в качестве юридического лица, ОГРН<***>.

ООО «Меридиан» состоит на налоговом учете в ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска.

Согласно сведениям, указанным в учредительных документах Общества и заявленным при регистрации, единственным участником и руководителем Общества является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

В налоговом органе имеется информация о том, что ФИО2 умер 12.08.2013г.

Тем не менее, до настоящего времени в ЕГРЮЛ ООО «Терминал» ФИО2 значится как действующий директор ООО «Терминал» и единственный участник ООО «Терминал». Управление Обществом третьими лицами инспекцией не установлено.

ООО «Терминал» обладает признаками действующего юридического лица, регулярно предоставляет налоговую и бухгалтерскую отчетность, последняя из которых – налоговая декларация по налогу на прибыль за 3 квартал 2013г., поступила в инспекцию по месту налогового учета Общества 16.10.2013г.

В соответствии с п.8 ст.21 Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» доли в уставном капитале общества переходят к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являвшихся участниками общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

Инспекцией направлен запрос в Нотариальную палату Иркутской области о предоставлении информации о наследниках и наследстве ФИО2

На запрос получен ответ от нотариуса Нотариальной палаты Иркутской области ФИО3 от 23.12.13г. №21327, согласно которому наследственное дело к имуществу ФИО2 не заводилось.

Таким образом, в нарушение ст.51 Гражданского кодекса РФ в едином государственном реестре содержатся недостоверные сведения о данных государственной регистрации, которые в свою очередь являются общедоступными.

Полагая, что наличие в Едином государственном реестре юридических лиц заведомо ложной информации о руководителе постоянно действующего исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Терминал» свидетельствует о грубом нарушении Обществом требований Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о ликвидации юридического лица.

Выслушав представителя истца ФИО1, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Согласно статье 57 Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества, а также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона о регистрации за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003г. №14-П, положение пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающее право налоговых органов предъявлять в суд по основаниям, указанным в законе, требования о ликвидации обществ, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Норма, содержащаяся в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в ее конституционно-правовом смысле не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы, в том числе права владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободу предпринимательской деятельности.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Федеральным законом от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129?ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе: сведения об адресе (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (подпункт «в»); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт «л»).

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах «м», «о», «р», а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

Таким образом, при смене лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, соответствующие изменения подлежат внесению в государственный реестр в порядке, предусмотренном статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании представленного в регистрирующий орган заявления.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, единственным участником и руководителем Общества с ограниченной ответственностью «Меридиан» является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Вместе с тем, 15.08.2013г. Службой записи актов гражданского состояния Иркутской области зарегистрирована запись о смерти ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Тем не менее, до настоящего времени в ЕГРЮЛ ООО «Терминал» ФИО2 значится как действующий директор ООО «Терминал» и единственный участник ООО «Терминал». Управление Обществом третьими лицами регистрирующим органом не установлено.

Согласно представленному инспекцией ответу нотариуса Иркутского нотариального округа ФИО3 от 23.12.2013г. №21327, по данным алфавитной книги учета наследственных дел, наследственное дело к имуществу ФИО2 не заводилось.

В то же время Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому округу г. Иркутска установлен факт представления Обществом отчетности по налогу на прибыль организаций за 3 квартал 2013г.

В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004г. №84 указано, что при рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица.

Презумпция добросовестности, установленная законодателем в Федеральном законе от 08.08.2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не означает, что заявитель может по своему усмотрению злоупотреблять правом на государственную регистрацию.

В силу положений статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена недопустимость злоупотребления правом при осуществлении гражданских прав.

В рассматриваемом случае Обществом с ограниченной ответственностью «Терминал» грубо нарушены положения Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федерального закона от 08.02.1998г. №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части непредставления в регистрирующий орган сведений о смене лица, имеющего право без доверенности действовать от имени Общества.

Противоправные действия ответчика, выразившиеся в длительном, грубом, непрекращающемся нарушении установленных законодательством положений о сущности юридического лица, затрагивают интересы государства, поскольку создают препятствия в осуществлении налогового контроля, а также в осуществлении регистрирующим органом обязанности по обеспечению единства и сопоставимости (достоверности) сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, поскольку данные сведения в соответствии со статьями 7, 8 Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997г. №188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» являются общедоступной информацией, которая может использоваться любыми лицами по их усмотрению.

Принимая во внимание общедоступность информации, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц, указание при регистрации заведомо ложных сведений, помимо прочего, затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В силу положений статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Указанная статья закрепляет главные элементы состязательного начала арбитражного процесса и определяет, что каждому лицу, участвующему в деле, надлежит доказывать обстоятельства, которые обосновывают его юридическую позицию. Из чего следует, что:

а) обязанность доказывания распространяется на всех лиц, участвующих в деле;

б) основу распределения обязанности по доказыванию составляет предмет доказывания;

в) каждое участвующее в деле лицо доказывает определенную группу обстоятельств в предмете доказывания, определяемую основанием требований или возражений.

Кроме того, основу распределения обязанности по доказыванию составляет предмет доказывания, поскольку именно основания требований и возражений сторон влияют на его формирование.

Невыполнение бремени доказывания приводит к вынесению решения в пользу стороны, доказавшей обстоятельства, на которые она ссылалась.

Общество с ограниченной ответственностью «Терминал» требования регистрирующего органа не оспорило, приведенные в их обоснование обстоятельства не опровергло, свое несогласие с ними не выразило, что в силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует расценивать как их признание.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд приходит к выводу о длительном непрекращающемся грубом нарушении Обществом с ограниченной ответственностью «Терминал» законодательства Российской Федерации, в связи с чем, юридическое лицо подлежит ликвидации на основании статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица решением суда о ликвидации юридического лица могут быть возложены на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Принимая во внимание, что единственный участник и руководитель Общества с ограниченной ответственностью «Терминал» ФИО2 умер, наследственное дело не заводилось, в рассматриваемом случае арбитражный суд не может возложить обязанности по осуществлению ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Терминал» на какое-либо иное лицо.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ООО «Терминал» следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4000руб., от уплаты которой истец при подаче иска освобожден в порядке, установленном законом.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

1.Исковые требования удовлетворить.

2.Ликвидировать Общество с ограниченной ответственностью «Терминал», расположенное по адресу: <...>.

3.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Терминал» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 4000руб.

4.На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья М.В. Луньков