ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-32146/18 от 28.02.2019 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, <...>, тел. <***>; факс <***>

дополнительное здание суда: 664011, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. <***>; факс: <***>

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-32146/2018

«13» марта 2019 года

Резолютивная часть решения принята 28.02.2019.

Мотивированное решение изготовлено 13.03.2019.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 30 от 20.12.2018, по факту привлечения ОАО "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ,

установил:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" (далее –Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области (далее по тесту решения- налоговый орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 30 от 20.12.2018, по факту привлечения ОАО "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Заявленные требования мотивированы отсутствием события и состава административного правонарушения, поскольку счет «депо» не является банковским счетом.

На основании пункта 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 10.01.2019 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства, лицам, участвующим в деле, предложено в срок до 01.02.2019 включительно представить все имеющиеся доводы и доказательства в обоснование своих требований и возражений.

Лица, участвующие в деле, о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства извещены надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик в отзыве, представленном в арбитражный суд 28.01.2019, просил в удовлетворении требований заявителя отказать, указал на необоснованность доводов Общества указанных в заявлении.

ОАО "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" представило возражения на отзыв ответчика, в которых просило отменить оспариваемое постановление.

Дело рассмотрено в порядке глав 25, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 28.02.19 судом в принята резолютивная часть по делу.

05.03.19 Заявитель попросил выдать мотивированный текст решения.

При рассмотрении материалов дела, судом установлено, что ОАО "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>.

Налоговым органом была проведена проверка по вопросам соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации.

ОАО "Тыретский солерудник" в ЗАО «МТ Банк» открыт счет «Депо» № 014 -0-0-2970-1 (вклад-ценные бумаги) в Республике Беларусь, в налоговый орган представлено уведомление об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, из которого следует, что 19.12.2012 Обществом с Банком заключен договор банковского счета № 02-03-03/73.

Сведения о движении денежных средств по указанному счету, подтверждающие документы при осуществлении валютных операций за 4-й квартал 2016 года должны были быть поданы обществом в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет в срок до 31.01.2017, однако заявителем не представлены.

Установив нарушение требований части 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ, пунктов 4 Правил N 819, административным органом в отношении ОАО "Тыретский солерудник" составлен протокол об административных правонарушениях №81420181214001301.

По результатам рассмотрения указанного протокола, налоговым органом вынесено постановление от 20.12.2018 №30 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Не согласившись с принятым административными органами постановлением о привлечении к административной ответственности, ОАО "Тыретский солерудник" обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.

Исследовав материалы дела, суд находит требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного контроля и регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении пользования и распоряжения валютными ценностями и иные вопросы в данной области, установлены Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Федеральный закон N 173ФЗ) В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты, исключением физических лиц - резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за предела: территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию Центральным Банком Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 5 указанного Закона Центральный банк Российской 3 Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Предусмотренный Федеральным законом N 173-ФЗ порядок представления налоговым органам названных отчетов и подтверждающих документов установлен Правилами представления резидентами налоговым органам отчетов о движении сред по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации 28.12.2005 N 819 (далее по тексту - Привила).

В соответствии с пунктом 4 Правил резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме, согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или и документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в коте зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.

При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад)), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.

Согласно пункту 5 Правил подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала, причем данные банковские документы представляются в виде копии, нотариально заверенной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а к документам, составленным на иностранном языке, прилагается перевод на русский язык, нотариально заверенный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 7 Правил).

В случае если счет (вклад) открыт после первого числа отчетного квартала, подтверждающие банковские документы представляются за период с даты открытия счета (вклада) по последнее число отчетного квартала.

В случае закрытия резидентом счета (вклада) в отчетном квартале подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа отчетного квартала по дату закрытия счета (вклада).

В соответствии с пунктом 6 Правил документы, предусмотренные пунктами 4 - 5 вышеуказанных Правил, представляются непосредственно резидентом либо представителем резидента, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации, или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В соответствии с пунктом 9 Правил днем представления в налоговый орган отчета и подтверждающих банковских документов считается:

-для отчета и подтверждающих банковских документов, представленных непосредственно резидентом либо представителем резидента, - дата, указанная в отметке налогового органа о принятии отчета;

-для отчета и подтверждающих банковских документов, направленных заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, - дата направления резидентом заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

Часть 7 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ и пункт 4 Правил содержат соответствующую обязанность по отношению к резиденту, открывшему счета (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, при этом возможность не исполнять указанную обязанность в зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам законом не предусмотрена.

Из материалов дела следует, что Обществом направлено в налоговый орган уведомление от 28.12.2012 г. об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, ОАО «Тыретский солерудник» заключен 19.12.2012 г. депозитарный договор № 02-03-03/73 с ЗАО «МТБанк» и открыт счет «Депо» № 014-0-0-2970-1. Согласно п. 1.1 Договора депонент - ОАО «Тыретский солерудник» поручает, а депозитарий (ЗАО «МТБанк) обязуется оказывать услуги по учету и удостоверению прав на ценные бумаги, принадлежащие депоненту путем открытия счета «депо» и осуществления операций по нему, открыть счет «депо» для учета прав на ценные бумаги.

Кроме того, ЗАО «Минский транзитный банк» (комиссионер, Банк) и ОАО «Тыретский солерудник» (комитент) заключен договор комиссии № 02-01-21/25 от 14.06.2013 г., из которого следует, что Банк принимает к исполнению соответствующие условиям договора поручения ОАО «Тыретский солерудник» и за вознаграждение в порядке и на условиях, определенных договором, совершает своего имени, но за счет ОАО «Тыретский солерудник» указанные в них сделки с именными бездокументарными ценными бумагами, зарегистрированными в соответствии с законодательств Республики Беларусь, в том числе допущенными к обращению или размещению на ОАО «Белорусская валютно - фондовая биржа».

ОАО «МТБ» принимает к исполнению поручения ОАО «Тыретский солерудник» совершение только следующих сделок: приобретение ценных бумаг при их первичном размешен, проводимом в установленном порядке через ОАО «Белорусская валютно - фондовая биржа также на закрытых аукционах, проводимых Национальным банком Республики Беларусь; покупка и/или продажа ценных бумаг на вторичном рынке через торговую систему биржи, в том числе условиях «Репо».

Согласно п. 3.1 договора, указанного выше, ЗАО «МТБ» обязан учитывать, принадлежащие ОАО «Тыретский солерудник» и переданные комиссионеру денежные средства на лицевом счете <***> в ЗАО «МТБ», код 117, обеспечив раздельный учет денежных средств комитент; комиссионера в течение срока нахождения денежных средств комитента у комиссионера. Осуществлять операции по указанному счету в соответствии с договором в пределах остатков денежных средств комитента на нем; в течение трех банковских дней с момента заключен-настоящего договора совершать все действия, необходимые для регистрации комитента в торгов системе Биржи, для присвоения комитенту уникального регистрационного кода (УРК), необходимого для идентификации сделок, заключенных за счет и по поручению комитента; создания позиций ценным бумагам клиента для учета ценных бумаг комитента в переводе ценных бумаг на торге; счет комиссионера.

Из пункта 3.2 договора указанного выше, комитент обязан иметь счет «Депо» в депозитарии сети Республика Беларусь, в течение трех рабочих дней с момента подписания договора представив банку по месту открытия текущего (расчетного) счета в белорусских рублях заявление на акцепт выставленных в соответствии с договором платежных требований комиссионера, не исключать комиссионера из указанного заявления до прекращения действий договора; своевременно уплачивать комиссионеру комиссионное вознаграждение и возмещать необходимые расходы комиссионера исполнению поручений в порядке, срок и размере, предусмотренном договором; с момента предоставления комиссионеру любого поручения на совершения операций купли - продажи (первичного приобретения) ценных бумаг и до полного расчета сторон по сделке, совершенной исполнение данного поручения, немедленно в письменной форме информировать комиссионер; наличии задолженности по налогам, экономическим санкциям и пени в республиканский и местный бюджеты и (или) фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты наличии картотеки к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок», а так же погашении соответствующей задолженности и картотеки.

Заявитель указывает на то, что у общества отсутствовала необходимость в предоставлении отчетов денежных средств по счету «Депо», поскольку на указанном счете учитываются и удостоверяются исключительно права на ценные бумаги. ЗАО «МТбанк» в правоотношениях с ОАО «Тыретский солерудник» банковские операции не осуществляет, а действует исключительно как специализированный участник рынка ценных бумаг, денежные средства на счетах «депо» учету и хранению не подлежат. Указанные доводы не принимаются судом во внимание, по следующим основаниям.

ЗАО «МТбанк» осуществляет банковскую деятельность, биржевую деятельность в том числе: дилерскую, брокерскую, депозитарную, а так же деятельность по доверительному управлению ценными бумагами на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 1 Федеральный закон № 173-ФЗ к валютным ценностям относится иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

На основании п. 4 ч. 1 ст. 1 ФЗ № 173-ФЗ к внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам.

Как следует из ст. 9 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 г. № 231-3 эмиссионными ценными бумагами являются акции, государственные облигации, облигации, иные виды ценных бумаг (в том числе производные ценные бумаги), отнесенные к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценных бумагах. При этом акцией согласно ст. 1 указанного Закона является именная эмиссионная ценная бумага, свидетельствующая о вкладе в уставный фонд акционерного общества, эмитируемая на неопределенный срок в бездокументарной форме и удостоверяющая определенный объем прав владельца в зависимости от ее категории (простая (обыкновенная) или привилегированная), типа (для привилегированной акции).

Часть 7 статьи 12 Закона N 173-ФЗ и пункт 4 Правил возлагают на резидента, открывшего счет (вклад) в банке за пределами территории Российской Федерации, обязанность выполнения установленных ими требований вне зависимости от наличия или отсутствия операций по банковским счетам.

В соответствии с п. 1 ст. 834 ГК РФ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк) принимает поступившую от другой стороны (вкладчика) или для нее денежную сумму (вклад) и обязуется возвратить эту сумму, а также проценты на нее на условиях и в порядке, которые предусмотрены договором.

Счет депо - объединенная общим признаком совокупность записей в реестрах депозитария, предназначенная для учета ценных бумаг.

Пунктом 1 статьи 7.1 Закона о рынке ценных бумаг предусмотрено, что владельцы и иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами права по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, (далее в настоящей статье - также ценные бумаги) получают доходы в денежной форме и иные денежные выплаты по ценным бумагам (далее в настоящей статье - выплаты по ценным бумагам) через депозитарий, осуществляющий учет прав на ценные бумаги, депонентами которого они являются. Депозитарный договор между депозитарием, осуществляющим учет прав на ценные бумаги, и депонентом должен содержать порядок передачи депоненту выплат по ценным бумагам.

Эмитент исполняет обязанность по осуществлению выплат по ценным бумагам путем перечисления денежных средств депозитарию, осуществляющему их обязательное централизованное хранение (пункт 2 указанной статьи).

Пунктом 6 этой же статьи Закона о рынке ценных бумаг предусмотрено, что депозитарий передает своим депонентам выплаты по ценным бумагам пропорционально количеству ценных бумаг, которые учитывались на их счетах депо на конец операционного дня, указанного в пункте 5 настоящей статьи.

Владельцы акций и именных облигаций (далее в настоящей статье также - ценные бумаги) и иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами права по ценным бумагам, права которых на ценные бумаги учитываются депозитарием, получают дивиденды в денежной форме по акциям, а также доходы в денежной форме и иные денежные выплаты по именным облигациям (далее в настоящей статье - выплаты по ценным бумагам) через депозитарий, депонентами которого они являются (пункт 1 статья 8.7 Закона о рынке ценных бумаг).

Согласно ч. 13 ст. 7 Федерального закона о рынке ценных бумаг депозитарий, осуществляющий учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, обязан оказывать депоненту услуги, связанные с получением доходов по таким ценным бумагам, а согласно п. 1 ст. 7.1 Федерального закона о рынке ценных бумаг такой депозитарный договор должен содержать порядок передачи депоненту выплат по ценным бумагам и т.д. В соответствии с п. 9 Положения о депозитарной деятельности депозитарий вправе по договору с клиентом (депонентом) оказывать ему сопутствующие услуги, включая, например, содействие в оптимизации налогообложения доходов по ценным бумагам на основании клиентского, служебного, официального или глобального поручения.

Таким образом, поскольку внешние ценные бумаги в виде акций иностранной организации, размещенные ОАО «Тыретский солерудник» в депозитарии за пределами Российской Федерации, являются средствами организации, размещенными на вкладе, организация на основании п. 7 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ об обязанности резидента представлять налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, в отсутствие ссылки о движении средств только в виде иностранной валюты, обязана о движении данных средств сообщать на основании Правил представления резидентами налоговым органом отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 г. № 819 ежеквартально в течение 30 дней по окончании квартала.

Общество ссылается на то что, между ОАО «Тырецкий солерудник» и ЗАО «МТБанк» заключен договор комиссии от 14.06.2013 №02-01-21/25, в соответствии с которым банк от своего имени, но за счет и в интересах Общества обязуется за вознаграждение совершать сделки на организованном рынке ценных бумаг. Расчеты Обществом производились с других валютных счетов в белорусских рублях, открытых в ООО КБ «Развитие» и ПАО «Сбербанк» на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно указанному договору, банк осуществляет операции с ценными бумагами, находящихся на счете «Депо», а именно: покупка, продажа ценных бумаг, учитывать принадлежащие денежные средства на лицевом счете в ЗАО «МТБанк, код 117.

Согласно ст. 1 Закона № 231-3 предусмотрена возможность получения документа у депозитария, содержащий последовательный перечень депозитарных операций, проведенных депозитарием по соответствующему счету "депо" за определенный период времени.

Кроме того, нормы права валютного законодательства, указанные выше по тексту решения, не содержат условий для непредставления отчета о движении средств по счету «Депо», находящихся в банках за пределами Российской федерации.

Общество не представило в налоговый орган документы, подтверждающие принятие мер для получения выписки по счету к дате представления отчетов о движении денежных средств по счету (вкладу), установленных законодательством о валютном регулировании.

В статье 25 Закона 10.12.2003 N 173-ФЗ установлено, что резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Состав правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 КоАП статьи 15.25 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения соответствующих требований действующего законодательства. Соответственно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может проявляться не в причинении какого-либо ущерба, а в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере валютного регулирования. Характер совершенного правонарушения, в частности, непредставление в налоговый орган по месту учета отчета о движении средств по счету (вкладу) в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, свидетельствует о пренебрежительном отношении налогоплательщика к исполнению установленных валютным законодательством обязанностей. Исключительных обстоятельств, объективно повлиявших на совершение заявителем неправомерного деяния, не имеется.

В силу статей 1, 24 Закона N 173-ФЗ обязанность по ведению в установленном порядке учета, составлению отчетности по проводимым ими валютным операциям и представлению органам и агентам валютного контроля необходимых документов, необходимых для осуществления валютного контроля, возложена на резидентов, осуществляющих валютные операции, в данном случае - на общество.

Следовательно, административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, что нашло свое отражение в вынесенном административным органом постановлении.

Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Из части 1 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае у ОАО "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" имелась правовая и реальная возможность соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации, но им не были предприняты все зависящие от него меры для их соблюдения.

Вина общества в совершении правонарушений материалами дела доказана, оно совершило противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность, по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В силу частей 1 и 2 статьи 23.60 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области валютного контроля, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе:

- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, его заместители;

- руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители;

- руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместители.

В силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона N 173-ФЗ органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

На основании Указа Президента от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена и 08.08.2016 исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.

Функции упраздняемой Федеральной службы финансово-бюджетного надзора переданы:

а) по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", - Федеральному казначейству;

б) органа валютного контроля - Федеральной таможенной службе и Федеральной налоговой службе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.2016 N 300 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" было внесено изменение в пункт 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (далее - Положение N 506), в соответствии с которым функция ФНС России как агента валютного контроля была заменена функцией органа валютного контроля. Полномочия органа валютного контроля ФНС России выполняет с 18.04.2016 - с даты вступления указанного постановления в силу.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 506).

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (пункт 5.1.5 Положения N 506).

В рассматриваемом случае протоколы об административном правонарушении составлены, а постановления по делу об административном правонарушении вынесены должностными лицами административного органа в пределах предоставленных им законом полномочий.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемых постановлений, административным органом допущено не было.

Протокол об административных правонарушениях в отношении ОАО "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" от 14.12.2018 №381420181214001301 составлены должностным лицом налоговой службы, в пределах его полномочий в присутствии законного представителя общества, содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Доводы общества о том, с момента открытия счета «депо» и до возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, административным органом спорные правоотношения как отношения, возникшие из договора банковского счета (вклада) не квалифицировались, не имеет правового значения по настоящему делу и не влияют на выводы суда о нарушении Обществом п. 7 ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ.

Кроме того, Административный орган в оспариваемом постановлении указывает на нарушения Обществом сроков представления отчетов за 4 квартал 2016 года – до 30.01.2017. Датой совершения административного правонарушения является 30.01.2017. постановление о назначении административном правонарушении вынесено 20.12.2018.

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ составляет 2 года, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент составления оспариваемого постановления не истек.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, может являться основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены только при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.

Существенных нарушений административным органом процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности, из материалов дела судом не усматривается.

Иные доводы заявителя не принимаются судом, поскольку носят предположительный характер и не опровергаются соответствующими документарными доказательствами, не влияют на квалификацию совершенного им правонарушения, не свидетельствуют об отсутствии вины.

Судом из материалов дела также не усматривается возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Следовательно, применение этой нормы является правом суда, а не обязанностью и только если суд признает, что совершенное лицом правонарушение является малозначительным.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Несоблюдение требований валютного законодательства, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, существенно нарушает охраняемые законом общественные правоотношения.

Доказательств, свидетельствующих об исключительности случая вмененных заявителю административных правонарушений, что позволило бы признать их малозначительными, не установлено и в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что вина общества в совершении правонарушения материалами дела доказана, процессуальных нарушений административным органом при производстве по делу об административных правонарушениях не допущено, постановления вынесены в пределах давностного срока привлечения к административной ответственности (статья 4.5 КоАП РФ).

При определении меры наказания административным органом учтены все обстоятельства, влияющие на размер наказания, административный штраф назначен в минимальном размере в пределах санкции вменяемой статьи. Мера наказания соразмерна совершенному деянию.

При изложенных обстоятельствах требования ОАО "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 30 от 20.12.2018, по факту привлечения ОАО "ТЫРЕТСКИЙ СОЛЕРУДНИК" к административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Разъяснить лицам, участвующим в деле, что по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.

Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья О.Л. Зволейко