АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
о признании гражданина банкротом
и введении процедуры реализации имущества гражданина
г. Иркутск
«5» декабря 2017 года Дело №А19-3536/2017
Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 декабря 2017 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шнитовой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Величко Ю.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда дело по заявлению публичного акционерного общества «Сбербанк России» (далее – ПАО Сбербанк) (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, адрес: 664011, <...>) о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ФИО1) (дата рождения: 12.10.1968, место рождения: с. Газ – Завод, Газ – Заводского района, Читинская область, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, адрес: 665811, <...>) банкротом,
при участии в судебном заседании:
финансового управляющего ФИО2, паспорт;
должника ФИО1, паспорт; представителя должника: ФИО3 по доверенности, паспорт;
представителя ПАО Сбербанк: ФИО4 по доверенности, паспорт;
установил:
ПАО Сбербанк обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании ФИО1 банкротом на основании пункта 1 статьи 213.5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»).
Заявление ПАО Сбербанк о признании ФИО1 банкротом принято к производству определением Арбитражного суда Иркутской области от 14.03.2017, возбуждено дело о банкротстве ФИО1
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 05.06.2017 в отношении ФИО1 введена процедура реструктуризация долгов гражданина; финансовым управляющим утвержден арбитражный управляющий ФИО2.
В судебном заседании рассматривается отчет финансового управляющего ФИО2 о результатах проведения процедуры реструктуризации долгов гражданина.
Финансовый управляющий ФИО2 в судебном заседании огласил отчет по итогам проведения процедуры реструктуризации. Ходатайствовал о введении в отношении ФИО1 процедуры реализации имущества гражданина, возражал против утверждения представленного плана реструктуризации долгов гражданина, пояснил, что представленный должником план реструктуризации долгов не направлен на полное погашение требований залогового кредитора.
Представитель ПАО Сбербанк поддержал заявленное ходатайство финансового управляющего о признании должника банкротом, возражал против утверждения представленного плана реструктуризации долгов гражданина.
Должник возражал относительно открытия процедуры реализации имущества должника, настаивал на утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, пояснил, что предложенный проект плана реструктуризации долгов предусматривает 50 % погашения требований залогового кредитора ПАО Сбербанк, в остальной части требования ПАО Сбербанк подлежат прощению должнику.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, ходатайства не направили; о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; пункты 14, 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 35 от 22.06.2012 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»).
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленного отчета, арбитражный суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, установленным указанным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Как следует из пункта 7 статьи 213.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)») по окончанию проведения процедуры реструктуризации финансовый управляющий, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве гражданина обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, протокол собрания кредиторов, на котором рассматривался проект плана реструктуризации долгов гражданина, с приложением документов, определенных пунктом 7 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Из отчета финансового управляющего и представленных документов следует, что за время проведения в отношении ФИО1 процедуры реструктуризации долгов гражданина финансовым управляющим выполнены следующие мероприятия:
- направлены уведомления должнику, кредиторам, в регистрирующие органы о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина, о последствиях введения процедуры реструктуризации долгов гражданина;
- опубликовано сообщение о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов гражданина в газете «Коммерсантъ» № 107 от 17.06.2017;
- проведен анализ финансового состояния должника;
- сформирован реестр требований кредиторов;
- проведено первое собрание кредиторов.
С целью выявления имущества должника финансовым управляющим направлены запросы в регистрирующие органы.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.07.2017 ФИО1 принадлежит 5 объектов недвижимого имущества.
По сведениям Службы Гостехнадзора Иркутской области, ОТН и РАМТС ГИБДД МВД России ФИО1 не имеет зарегистрированного имущества.
В силу пункта 8 статьи 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ финансовый управляющий обязан проводить анализ финансового состояния должника.
Из представленного финансовым управляющим анализа финансового состояния ФИО1 следует, что согласно сведений из МИФНС № 12 по ИО в налоговом органе отсутствуют декларации по форме 2 НДФЛ за 2013-2015 года, другие сведения о доходах ФИО1 у финансового управляющего отсутствуют; у должника достаточно имущества для покрытия судебных расходов и на выплату вознаграждения арбитражному управляющему; достоверно установить возможность (невозможность) восстановления платёжеспособности должника не представляется возможным.
Признаки фиктивного и преднамеренного банкротства не установлены.
В соответствии со статьями 16, 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовым управляющим сформирован реестр требований кредиторов ФИО1, согласно которому требования кредиторов первой и второй очередей отсутствуют; требования кредиторов третьей очереди составляют 30 656 528 руб. 25 коп. (ПАО Сбербанк), в качестве требования, обеспеченного залогом следующего имущества должника:
- нежилое помещение общей площадью 136 кв.м., этаж цокольный № 1, номера на поэтажном плане 5, 5а, 6, 6а, 6в, 6г, расположенное по адресу: <...>;
- нежилое помещение общей площадью 65,1 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 6-9, расположенное по адресу: <...>;
- нежилое помещение общей площадью 93,1 кв.м., этаж 2, номера на поэтажном плане 1-5, расположенное по адресу: <...>;
- нежилое помещение общей площадью 168,7 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 1-17, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Первомайский, д. 13;
- нежилое помещение общей площадью 59,8 кв.м., этаж 1, номера на поэтажном плане 1-7, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Первомайский, д. 13.
Кроме того, согласно представленному должником в материалы дела списка кредиторов у ФИО1 имеются неисполненные денежные обязательства перед 33 кредиторами в общем размере 1 469 953 руб. 97 коп.
Согласно статье 213.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе реструктуризации долгов гражданина он, кредитор или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней с даты истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 настоящего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов гражданина.
В случае, если в установленный настоящей статьей срок финансовым управляющим не получено ни одного проекта плана реструктуризации долгов гражданина, финансовый управляющий представляет на рассмотрение собрания кредиторов предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Проект плана реструктуризации долгов гражданина с приложением документов, предусмотренных Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», направляется гражданином, конкурсным кредитором или уполномоченным органом финансовому управляющему, гражданину (в случае, если проект плана реструктуризации долгов гражданина представлен конкурсным кредитором или уполномоченным органом), конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается указанным лицам лично.
В соответствии с пунктом 5 статьи 213.12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не ранее чем через двадцать дней с даты направления конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган проекта плана реструктуризации долгов гражданина, но не позднее чем в течение шестидесяти дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2 статьи 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», финансовый управляющий обязан провести первое собрание кредиторов.
Финансовый управляющий обязан представить на рассмотрение первого собрания кредиторов отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии гражданина, проект плана реструктуризации долгов гражданина (при его наличии), свои возражения относительно представленного проекта плана и (или) предложения по его доработке (при наличии таких возражений и (или) предложений) или предложение о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.
Финансовым управляющим 21.09.2017 проведено собрание кредиторов ФИО1, на котором приняты решения: об отказе в утверждении плана реструктуризации ФИО1; об обращении в Арбитражный суд с ходатайством о признании ФИО1 банкротом и введении процедуры реализации имущества.
Данное решение собрания кредиторов не оспорено, не признано недействительным в установленном статьей 15 Закона о банкротстве порядке.
Статьей 213.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлены требования к гражданину, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации его долгов, в числе которых наличие источника дохода и другие требования.
Содержание плана реструктуризации долгов гражданина урегулировано статьей 213.14 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой такой план должен содержать положения о порядке и сроках пропорционального погашения в денежной форме требований и процентов на сумму требований всех конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, известных гражданину на дату направления плана реструктуризации его долгов конкурсным кредиторам и в уполномоченный орган; порядок уведомления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа о существенном изменении имущественного положения гражданина, критерии существенного изменения его имущественного положения.
В случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа (пункт 4 статьи 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Должником в материалы дела представлен следующий проект плана реструктуризации долгов ФИО1:
«1. По состоянию на «24» августа 2017 задолженность гражданина (далее - должник) составляет 30 656 528 (Тридцать миллионов шестьсот пятьдесят шесть тысяч пятьсот двадцать восемь) руб. 25 коп., которая состоит из:
№ п/п
Наименование/ Ф.И.О. кредитора
Основание обязательства
Сумма основной задолженности
(руб.)
%, пени, штрафы за просрочку исполнения
(руб.)
Дата требования
Сведения о залоговых обязательствах
Примечание
1
ПАО "Сбербанк России"
Кредитный договор <***> от 30.09.2013
11 844 869,00
339 397,80
14.
03.
2017
Объекты недвижимости:
г. Иркутск, мкр. Первомайский, д.13 этаж 1, пл. 168,7 кв.м.
г. Иркутк, м-он Первомайский, д.13, пл. 59,8 кв.м.
<...> м.
<...>
Кредитный договор <***> от 24.10.2013
17 598 305,01
546 229,10
ИТОГО
29 443 174,01
885 626,90
2. Порядок и сроки погашения в денежной форме требований кредиторов и уполномоченного органа.
В отношении должника применяется рассрочка погашения задолженности в соответствии с графиками погашения задолженности, установленными настоящим планом реструктуризации.
Со дня подписания настоящего плана реструктуризации проценты на сумму задолженности, по которой осуществляется реструктуризация, не начисляются. Должник вправе произвести досрочное погашение задолженности.
Согласно требований ст. 213.17 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017) в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем 50% размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.
Согласно ч. 2 ст. 213.14 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017) срок реализации плана реструктуризации долгов гражданина не может быть более чем три года. В случае, если план реструктуризации долгов гражданина утвержден арбитражным судом в порядке, установленном пунктом 4 статьи 213.17 настоящего Федерального закона, срок реализации этого плана должен составлять не более чем два года.
С учётом указанных положений ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.07.2017) настоящий проект плана реструктуризации долгов гражданина составлен из ходя из расчёта погашения долгов не менее чем 50% требований кредиторов на срок два года.
2.1. Кредитор ПАО Сбербанк России. Сумма задолженности всего: 30 656 528,25 руб.
График погашения задолженности:
№ п/п
Дата уплаты
Сумма
1
01.11.2017
70000
2
01.12.207
70000
3
01.01.2018
70000
4
01.02.2018
70000
5
01.03.2018
70000
6
01.04.2018
70000
7
01.05.2018
70000
8
01.06.2018
70000
9
01.07.2018
70000
10
01.08.2018
70000
11
01.09.2018
70000
12
01.10.2018
70000
13
01.11.2018
150 000
14
01.12.2018
150 000
15
01.01.2019
150 000
16
01.02.2019
150 000
17
01.03.2019
150 000
18
01.04.2019
150 000
19
01.05.2019
150 000
20
01.06.2019
150 000
21
01.07.2019
150 000
22
01.08.2019
150 000
23
01.09.2019
150 000
24
01.10.2019
150 000
ИТОГО
2 640 000
С момента начала действия плана реструктуризация, ФИО1 обязуется приступить к действиям по продаже заложенного имущества, в целях полного погашения задолженности перед кредитором:
1.г. Иркутск, мкр. Первомайский, 13 площадь -178,4 кв.м. и площадь 94,8 кв.м., итого общая площадь - 273,2 кв.м. по цене = 30 000 рублей за 1 кв. м., что составит не менее 8 196 000 руб.
2.г. Иркутск, ул. Лермонтова, 341/4, площадь - 65.1 кв.м. и 93 .1 кв.м. итого общая площадь -158.2 кв.м. по цене = 45 000 руб. за 1 кв. м. что составит не менее 7 120 000 руб.
3.В отношении Кредитора по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, предусматривается преимущественное удовлетворение его требований за счет выручки от реализации предмета залога.
4.Имеется согласие на погашение требований в неполном размере следующих кредиторов:
№ п/п
Основание обязательства
Сумма задолженности
Размер снижения требования
Сумма задолженности
Примечание
1
2
5. Срок реализации настоящего плана реструктуризации долгов гражданина - с 01.11.2017 по 01.11.2019
6. В случае существенного изменения имущественного положения должника, должник обязуется уведомить конкурсных кредиторов и уполномоченный орган в предусмотренном законом порядке, направив соответствующую информацию заказным письмом с уведомлением конкурсным кредиторам и уполномоченному органу
7. Целесообразность введения плана реструктуризации задолженности гражданина
Между ИП ФИО1 и ПАО «Сбербанк России» были заключены кредитные договоры <***> от 30.09.2013 и <***> от 24.10.2013. Договоры были заключены для приобретения коммерческой недвижимости, с целью организации минимаркетов по торговле продуктами питания.
До сентября 2015 года ИП ФИО1 выполняла все условия договора и оплачивала ежемесячно около 700 000 рублей (проценты и тело кредита) банку. Так же для досрочного погашения части долга по кредитам в декабре 2014, было продано единственное жилье: жилой дом по адресу: <...>. Сумма от реализации недвижимости в размере 10 000 000 руб. была направлена на погашение кредитов.
В марте 2015 по адресу: <...> и м-он Первомайский 13 г. Иркутска открылся продуктовый магазин торговой сети супермаркетов «Слата», что привело к снижению выручки фактически на 50%.
По ул. ФИО5 341/4 г. Иркутска открылся детский стоматологический центр, что привело к прекращению действия лицензии на продажу алкогольной продукции и снижению выручки на 30%.
С весны 2015 года началось снижение покупательской способности населения из-за экономического кризиса в России в целом. Кроме того в Иркутске открыли свои магазины крупные общероссийские торговые сети, такие как «О Кэй», «Метро», «Лента» с которыми конкурировать по ценам не смогли даже наши поставщики. Покупатели стали приобретать продукты в данных торговых сетях и перестали приобретать продукцию в наших магазинах. При снижении выручки , оплачивать большие суммы по кредитам оказалось уже не возможно.
В марте 2015 года ИП ФИО1 обратилась в ПАО «Сбербанк России» с просьбой о реструктуризации основного долга в связи с невозможностью оплачивать тело кредита и проценты по нему. Кредитор в реструктуризации долга ИП ФИО1 отказал. В июне повторно ИП ФИО1 обратилась с в Банк с просьбой о реструктуризации задолженности по кредиту, однако банк принял решение по реструктуризации задолженности только в сентябре 2015 года (копии заявлений в Банк и их ответов прилагаются). За указанное время все оборотные деньги были потрачены на погашения кредита Банку, образовались большие долги перед поставщиками продукции, в результате чего поставщики отказались поставлять товар в наши магазины, товарооборот упал на 90%, при отсутствии товара отсутствовала и выручка, платить Банку да же минимальные суммы стало просто не чем. В результате не своевременных действий со стороны ПАО «Сбербанк России» по предоставлению реструктуризации по кредиту ИП ФИО1 были прекращены отношения с поставщиками, выручка от реализации продукции отсутствовала и ИП ФИО1 оказалась на грани разорения.
В декабре 2015 года ПАО «Сбербанк России» обратился в суд с исковым заявлением о взыскании солидарно с ИП ФИО1, ООО «Фэмили Маркет», ФИО3 в пользу ПАО «Сбербанк России» задолженности по кредитным обязательствам в размере 30 656 528,25 руб. Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 14.09.2016 исковые требования ПАО «Сбербанк России» о взыскании задолженности, судебных расходов удовлетворены полностью.
В первый год действия плана реструктуризации сумма платы составит 70 000 руб. в месяц, состоящих из получаемых ИП ФИО1 арендных платежей. Сумма получаемой арендной платы с площади по адресу: Иркутск ул. Верхняя Набережная 167/11 - 25 000 рублей в месяц, <...> рублей в месяц, в сумму арендной платы не входят оплаты за электроэнергию, теплоэнергию и услуги ЖКХ потребляемые арендатором.
В стадии переговоров находится сдача в аренду площадей по адресу: г. Иркутск м-он Первомайский д. 13 под детский танцевальный клуб, планируемая арендная плата на первое полугодие 36 500 руб. в месяц за вычетом тепловой энергии 1 290 руб., услуг ЖКХ 4 396 руб. В связи с банкротством собственника - ИП ФИО1, потенциальные арендаторы, в случае утверждения плана реструктуризации судом и получением разрешения сдать вышеуказанное помещение в аренду, договор с представителями арендаторов будет заключен с последующим выкупом помещения под детский клуб.
Итого доход от сдачи помещений по договору аренды составит 80 814 руб. в месяц.
Установленный прожиточный минимум в Иркутской области составляет 10 814 рублей, сумму которого мы отнимаем от дохода 80 814-10 814 = 70 000 руб.
Как уже было указано в течении действия плана реструктуризации долгов гражданина, реализовывается недвижимое имущество в целях погашения долга по адресам:
1 г. Иркутск, м-он Первомайский, <...>. и площадью 94,8 кв.м. итого общая площадь 273,2 кв.м. по цене ниже рыночной (для скорейшей продажи) - 30 000 руб. за 1 кв.м. площади, что составит = 8 196 000 руб.
2.<...> кв.м. итого общая пл. 158,2 кв.м. по цене 45 000 руб. за 1 кв.м., всего составит = 7 120 000 руб.
В настоящее время имеются заинтересованные в приобретении этих площадей лица. Вся сумма по договору продажи направляется на погашение задолженности согласно плана реструктуризации.
В второй год действия плана реструктуризации, возобновляется работа розничных магазинов по адресу: <...> а так же получении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, на что необходимо согласие кредитора (банка). Доход согласно данным за период 2015 года составит по магазину по адресу: <...>: В среднем выручка магазина с учетом снижения покупательской способности составит 960 000 рублей в месяц, при рентабельности учитывающей только себестоимость продаваемых товаров в размере 25,4 % ( по данным 2015 года по данному магазину), доход составит 243 840 рублей в месяц.
Затраты на обслуживание магазина:
Наименование
Сумма в рублях
Оплата услуг ЖКХ
5 700,00
Оплата электроэнергии
25 500,00
Охранные услуги
3 500,00
3/плата персонала
72 000,00
Налоги
32 400,00
Интернет
2 563,00
Накладные расходы
4 500,00
Итого затрат
146 163,00
Чистая прибыль составит 243 840 -146 163 = 97 677 руб.
Магазин по адресу: <...>:
В среднем выручка магазина с учетом снижения покупательской способности составит 880 000 рублей в месяц, при рентабельности учитывающей только себестоимость продаваемых товаров в размере 24,8 % (по данным 2015 года по данной точке), доход составит 218 240 руб. в месяц.
Затраты на обслуживание магазина:
Наименование
Сумма в рублях
Оплата услуг ЖКХ
8 400,00
Оплата электроэнергии
28 000,00
Охранные услуги
3 500,00
3/плата персонала
72 000,00
Налоги
32 400,00
Интернет
1 500,00
Накладные расходы
4 500,00
Итого затрат
150 300,00
Чистая прибыль составит 218 240 - 150 300 = 67 940 руб. Итого: 67 940 + 97 677 = 165 617 руб.
Установленный прожиточный минимум в Иркутской области составляет 10 814 руб., сумму которого мы отнимаем от полученного дохода 165 617-10 814 = 154 803 руб.
Для реализации плана реструктуризации ИП ФИО1 необходимо снятие запретов, ограничений со стороны ПАО «Сбербанк России» на продажу и сдачу недвижимого имущества по договору аренды, а так же снятие блокировок и запретов с расчётного счёта принадлежащего предпринимателю для возможности возобновления торговой деятельности.».
Арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае: представления не соответствующего требованиям настоящего Федерального закона плана реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности; неисполнения гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа; нарушения установленного статьей 213.16 настоящего Федерального закона порядка принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина; наличия в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений; противоречия условий плана реструктуризации долгов гражданина настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (статья 213.18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45, арбитражный суд не утверждает плана реструктуризации долгов гражданина, даже не исключая одобренного собранием кредиторов, в том числе, если такой план является заведомо экономически неисполнимым.
Должником не представлены доказательства того, что план реструктуризации долгов является реально исполнимым.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о контролируемости должником собственных доходов.
Представленный на утверждение суда план реструктуризации задолженности предполагает, что задолженность будет погашаться за счет средств полученных ФИО1 от аренды имущества, за счет средств полученных от продажи имущества (г. Иркутск, м-он Первомайский, <...>. и площадью 94,8 кв.м.; <...> кв.м.), являющегося предметами залога конкурсного кредитора, а также за счет средств полученных от возобновления деятельности розничных магазинов.
При оценке довода должника о возможности погашения требований кредиторов за счет доходов от аренды залогового имущества, арбитражным судом установлено, что должником в материалы дела представлены копии договоров аренды нежилого помещения № 1 от 29.09.2017, № 2 от 29.09.2017, № 3 от 15.05.2017.
Вместе с тем, отсутствуют доказательства того, что данный доход имел место на дату проведения собрания кредиторов должника, поскольку договоры аренды нежилого помещения № 1 и № 2 заключены после проведения собрания кредиторов должника; срок, на который заключены указанные договоры (договор № 3 от 15.05.2017 заключен на срок с 15.05.2017 до 14.04.2018; договоры № 1, № 2 от 29.09.2017 на срок с 01.10.2017 по 30.08.2018) не позволит должнику производить погашение требований кредиторов согласно графику до 01.11.2019; а также не подтверждена финансовая возможность арендаторов осуществлять платежи, предусмотренные договорами на протяжении всего срока действия договора.
Более того, суд обращает внимание на наличие противоречивых сведений указанных в проекте плана реструктуризации долгов ФИО1, а именно: должник указывает, что сумма арендной платы с площади по адресу ул. Верхняя Набережная 167/11 составляет 25 000 руб., ул. ФИО5 341/4 – 25 000 руб. (представлены в материалы дела договоры № 1 от 29.09.2017, № 2 от 29.09.2017); также на стадии переговоров находится сдача в аренду площадей по адресу: м-он Первомайский, д. 13, планируемая арендная плата 36 500 руб., однако должником в материалы дела представлена копия договора № 3 от 15.05.2017, заключенного ранее указанных договоров № 1 и № 2 от 29.09.2017.
Кроме того, само по себе заключение договоров аренды не свидетельствует о стабильном, систематически получаемом доходе.
При этом документально подтвержденных сведений об иных источниках дохода должником не представлено.
Как пояснил должник, предпринимательская деятельность им не осуществляется, поскольку с весны 2015 началось снижение покупательской способности населения из-за экономического кризиса в России и открытия магазинов крупных общероссийских торговых сетей. ФИО1 не имеет постоянного места работы, в настоящее время не работает.
Доводы должника о возможности реализации имущества, являющегося предметами залога ПАО Сбербанк до 01.11.2018, являются предположительными, поскольку невозможно установить даты предполагаемой реализации имущества.
Финансовая возможность потенциальных покупателей по договорам о намерениях купли-продажи недвижимости от 11.10.2017, от 17.10.2017, от 23.10.2017 не подтверждена надлежащими доказательствами.
Более того, согласно проекту плана реструктуризации долгов предполагаемая стоимость объектов недвижимости: г. Иркутск, м-он Первомайский, <...>. и площадью 94,8 кв.м. составляет 8 196 000 руб.; <...> кв.м. - 7 120 000 руб., тогда как из условий договоров о намерениях купли-продажи недвижимости от 11.10.2017, от 17.10.2017 следует, что стоимость составляет 5 000 000 руб., и 5 300 000 руб.
Копия договора о намерениях купли-продажи недвижимости от 23.10.2017 в отношении объекта недвижимости расположенного по адресу: <...> противоречит условиям проекта плана реструктуризации долгов, поскольку как следует из условий разработанного должником проекта плана реструктуризации во второй год должна возобновиться работа розничных магазинов по адресу: <...>
Довод о возможности возобновления работы розничных магазинов документально не подтвержден, носит предположительный характер, с учетом того, что деятельность ФИО1 с 2015 года носила убыточный характер.
Как указывалось ранее, план реструктуризации задолженности может быть представлен в отношении задолженности гражданина, имеющего источник дохода.
В случае отсутствия какого-либо из условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве, в том числе при отсутствии у должника источника доходов, в отношении гражданина не может быть представлен план реструктуризации долгов.
При рассмотрении данного условия во взаимосвязи с положениями статей 2, 213.14 Закона о банкротстве следует учитывать, что под отсутствием у гражданина источника дохода следует также понимать его заведомую и безусловную недостаточность для целей утверждения и реализации плана реструктуризации долгов.
Доказательств того, что должник имеет реальный источник дохода, достаточный для целей утверждения и реализации плана реструктуризации долгов, материалы дела не содержат.
Общая сумма требований, предъявленных к должнику, составляет 30 656 528 руб. 25 коп., в том числе 29 443 174 руб. 01 коп. – основной долг, 22 591 руб. 85 коп. – плата за обслуживание кредита, 1 146 985 руб. 81 коп. – проценты, 43 182 руб. 17 коп. – неустойка, 594 руб. 41 коп. – пени (обеспеченное залогом имущества должника).
Кроме того, согласно представленному должником в материалы дела списку кредиторов у ФИО1 имеются неисполненные денежные обязательства перед 33 кредиторами в общем размере 1 469 953 руб. 97 коп., не установленные в рамках дела о банкротстве.
Представленный должником план реструктуризации долгов предусматривает погашение задолженности перед ПАО Сбербанк в сумме 2 640 000 руб. за период с 01.11.2017 по 01.11.2019, и не предусматривает полного погашения задолженности перед кредиторами.
Таким образом, условия о распределении денежных средств от реализации заложенного имущества, которые позволили бы полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, представленный должником план не содержит.
Таким образом, представленный должником план реструктуризации долгов не соответствует положениям пункта 4 статьи 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», то есть в случае утверждения плана реструктуризации кредиторы не смогут получить удовлетворение в размере существенно большем, чем смогли бы получить в результате немедленной реализации имущества.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», план реструктуризации долгов может предусматривать, что цель восстановления платежеспособности должника будет считаться достигнутой, если по окончании срока его реализации должник не будет иметь просроченных обязательств и будет способен продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых (без учета правила абзаца второго пункта 2 статьи 213.11 Закона о банкротстве) к моменту окончания срока реализации плана не наступил.
Представленный проект плана реструктуризации долгов гражданина таких условий не предусматривает.
Суд не утверждает план реструктуризации долгов, если по окончании срока его реализации должник в будущем не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (например, если не имеющий стабильного дохода должник передает все основное имущество кредиторам, срок исполнения обязательств перед которыми наступил). Данные разъяснения должны также учитываться при применении пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве в случае утверждения плана реструктуризации без одобрения собрания кредиторов.
Таким образом, исходя из определенной Законом о банкротстве и вышеприведенными разъяснениями цели реабилитационной процедуры - восстановления платежеспособности должника, результатом реструктуризации долгов гражданина и, соответственно, условием плана реструктуризации должно являться не только погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, но и обеспечение для должника возможности продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых к моменту окончания срока реализации плана не наступил.
При этом достижение указанной цели заключается в предоставлении в течение срока действия утвержденного плана возможности добросовестному должнику погасить, а конкурсным кредиторам - получить удовлетворение своих требований в размере, большем, чем кредиторы могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев.
В рассматриваемом случае согласно представленному плану должник должен получать доход в размере, достаточном для осуществления ежемесячных выплат по 70 000 руб., а также доход от реализации недвижимого имущества.
При этом в основу плана реструктуризации долгов гражданина положено условие о продаже недвижимого имущества должника, находящегося в залоге у ПАО Сбербанк.
Должником не доказана возможность погашения задолженности перед ПАО Сбербанк в течение непродолжительного времени. Кроме того, план реструктуризации долгов ФИО1 по существу направлен на прекращение залогового иммунитета и удовлетворение требования залогового кредитора в общем порядке.
Условия, касающиеся погашения требований конкурсных кредиторов, обеспеченных залогом имущества гражданина, должны содержаться в плане реструктуризации долгов гражданина. Эти условия должны быть одобрены залоговым кредитором (пункт 3 статьи 213.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Должником, не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что залоговый кредитор согласовал и одобрил условия реализации предметов залога.
Присутствующий в судебном заседании залоговый кредитор указал на невозможность утверждения плана реструктуризации долгов, и необходимость введения процедуры реализации имущества. Согласия о погашении не в полном размере своих требований ПАО Сбербанк не дал.
Сведений об удовлетворении текущих обязательств должника в материалы дела также не представлено.
В соответствии со статьей 213.18 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд выносит определение об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в случае:
представления не соответствующего требованиям настоящего Федерального закона плана реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности;
неисполнения гражданином обязанности по уведомлению кредиторов об обстоятельствах, предусмотренных пунктом 2 статьи 213.13 настоящего Федерального закона, при наличии соответствующего ходатайства конкурсного кредитора или уполномоченного органа;
нарушения установленного статьей 213.16 настоящего Федерального закона порядка принятия собранием кредиторов решения об одобрении плана реструктуризации долгов гражданина;
наличия в плане реструктуризации долгов гражданина и прилагаемых к нему документах недостоверных сведений;
противоречия условий плана реструктуризации долгов гражданина настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Оценив представленный проект плана реструктуризации долгов ФИО1, суд, приходит к выводу о его несоответствии требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002.
По результатам рассмотрения плана реструктуризации долгов гражданина в соответствии с настоящей статьей выносит одно из следующих определений: об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; об отложении рассмотрения вопроса об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина, о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина (пункт 3 статьи 213.17 Закона о банкротстве).
Должник в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил достоверные доказательства, дающие основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание выводы анализа финансового состояния должника, сделанные финансовым управляющим по результатам проведения процедуры реструктуризации долгов, наличие имущества должника, достаточного для покрытия расходов на проведение процедуры банкротства, а также то, что собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии в отношении него процедуры реализации имущества, а также учитывая отсутствие правовых оснований для утверждения судом плана реструктуризации долгов в порядке пункта 4 статьи 213.17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд приходит к выводу об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина и о признании ФИО1 банкротом и введении в отношении нее процедуры реализации имущества гражданина.
Между тем, суд полагает необходимым указать, что введение в отношении гражданина процедуры реализации имущества не исключает возможности прекращения производства по делу на основании седьмого абзаца пункта 1 статьи 57 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в случае удовлетворения требований всех кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также не исключает возможности утверждения мирового соглашения (пункт 1 статьи 150, статья 213.31 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
При принятии решения о признании гражданина банкротом арбитражный суд утверждает в качестве финансового управляющего для участия в процедуре реализации имущества гражданина лицо, исполнявшее обязанности финансового управляющего и участвовавшее в процедуре реструктуризации долгов гражданина, если иная кандидатура к моменту признания гражданина банкротом не будет предложена собранием кредиторов (абзац второй пункта 2 статьи 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» финансовый управляющий, утверждаемый арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина, должен соответствовать требованиям, установленным настоящим Федеральным законом к арбитражному управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.
Арбитражный суд утверждает финансового управляющего в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с учетом положений статьи 213.4 настоящего Федерального закона и настоящей статьи.
Ассоциацией «Межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие» представлена кандидатура арбитражного управляющего ФИО2 (ИНН <***>, регистрационный номер в сводном государственном реестре арбитражных управляющих 3056, почтовый адрес: 664039, г. Иркутск-39, а/я 23) и информация о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно статье 213.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов, установленных статьей 20.6 указанного Закона, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Фиксированное вознаграждение финансового управляющего составляет двадцать пять тысяч рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Суд полагает возможным утвердить финансовым управляющим должника ФИО2; утвердить финансовому управляющему ФИО2 фиксированную сумму вознаграждения в размере 25 000 руб. единовременно.
С даты принятия настоящего решения наступают последствия, установленные пунктами 5, 7 статьи 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»:
все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично;
сделки, совершенные гражданином лично (без участия финансового управляющего) в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, ничтожны. Требования кредиторов по сделкам гражданина, совершенным им лично (без участия финансового управляющего), не подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы.
регистрация перехода или обременения прав гражданина на имущество, в том числе на недвижимое имущество и бездокументарные ценные бумаги, осуществляется только на основании заявления финансового управляющего. Поданные до этой даты заявления гражданина не подлежат исполнению;
исполнение третьими лицами обязательств перед гражданином по передаче ему имущества, в том числе по уплате денежных средств, возможно только в отношении финансового управляющего и запрещается в отношении гражданина лично;
должник не вправе лично открывать банковские счета и вклады в кредитных организациях и получать по ним денежные средства.
Понесенные ПАО Сбербанк при подаче заявления расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. в силу пункта 1 статьи 59 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на должника – ФИО1
Руководствуясь статьями 45, 213.17, 213.18 213.24 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, статьями 167-170, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина ФИО1 отказать.
Признать индивидуального предпринимателя ФИО1 (дата рождения: 12.10.1968, место рождения: с. Газ – Завод, Газ – Заводского района, Читинская область, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, адрес: 665811, <...>) банкротом, ввести процедуру реализации имущества гражданина до «28» мая 2018 года.
Утвердить финансовым управляющим в деле о банкротстве ФИО1 арбитражного управляющего ФИО2.
Утвердить финансовому управляющему ФИО2 фиксированную сумму вознаграждения в размере 25 000 рублей единовременно за проведение процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Назначить рассмотрение отчета финансового управляющего на 10 часов 00 минут «28» мая 2018 года.
Судебное заседание состоится в кабинете № 201А Арбитражного суда Иркутской области, расположенного по адресу: 664011, <...>, телефон специалиста <***>, факс <***>.
Информацию о движении дела, включая сведения об объявленных перерывах, а также времени и месте рассмотрения дела, можно получить на сайте Арбитражного суда Иркутской области: www.irkutsk.arbitr.ru, а также направив запрос по электронному адресу a19.yugarmazhapova@arbitr.ru.
Взыскать с ФИО1 в пользу ПАО Сбербанк 6 000 руб. – расходы по уплате госпошлины.
Указать, что с даты принятия настоящего решения наступают последствия, установленные статьей 213.25 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 26.10.2002.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Н.В. Шнитова