АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-3630/2014
17.07.2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 10.07.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 17.07.2014 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
судьи Е.Ф. Капустенской,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.В. Болтрушко,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)
к администрации Ангарского муниципального образования (ОГРН <***>; ИНН <***>; 665830, Иркутская область, г. Ангарск, пл. Ленина),
третье лицо: Администрация города Ангарска,
о признании незаконными действий.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: - ФИО2 по доверенности от 03.03.2014 г.,
от заинтересованного лица: - ФИО3 по доверенности от 03.12.2012 г.,
от третьего лица: - не явился, извещен.
В судебном заседании 03.07.2014 г. объявлялся перерыв до 10.07.2014 г. до 12 час. 15 мин. Судебное заседание продолжено после перерыва 10.07.2014 г. с участием тех же представителей заявителя и заинтересованного лица, без участия представителя третьего лица.
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Ангарского муниципального образования по отказу в предоставлении земельного участка, расположенного: <...> в 67 метрах северо-восточнее пожарного депо для строительства спортивно-развлекательного комплекса.
В предварительном судебном заседании 12.05.2014 г. заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ представил уточнение заявления, просил признать незаконным отказ заинтересованного лица, выраженный в письме от 03.12.2013 г. №1/07-5929 «Об отказе в предоставлении земельного участка».
Определением суда от 12.05.2014 г. уточнение заявления судом принято (ст. 49 АПК РФ).
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на предоставление в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования всех необходимых документов, содержащих сведения о запрашиваемом земельном участке, а также рассмотрение заинтересованным лицом указанных документов с 21.02.2012 г. по 03.12.2013 г.
Заявитель заявленные требования поддерживает в полном объеме, приобщил к материалам дела копию заявления от 11.03.2012 г. в подтверждение направления заинтересованному лицу уведомления о намерении продолжить строительство спортивно-развлекательного комплекса в 205 квартале с указанием того, что составлен договор с проектной организацией, взяты копии плана местности.
Заинтересованное лицо требования заявителя не признает, считает, что заявителю было предоставлено достаточно времени для предоставления пакета документов, перечень которых был обозначен в письме от 28.12.2011 г. исх. №2/07-6390, однако, документы от заявителя в адрес администрации Ангарского муниципального образования не поступили, условия, обозначенные администрацией Ангарского муниципального образования выполнены со стороны ФИО1 не были, схема планировочной организации земельного участка не была согласована в соответствии с установленным порядком, в связи с чем, заинтересованное лицо полагает, что выполнило правомерно все требования действующего законодательства и отказ в предоставлении земельного участка испрашиваемого заявителем не противоречит требованиям закона. Просит в удовлетворении требования отказать в полном объеме. Приобщило к материалам дела справку Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования в подтверждение того, какие штампы ставятся при выдаче сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Ангарского муниципального образования на фрагменте топографического плана соответствующей территории.
В связи с тем, что спорный земельный участок попадает в границы земельного участка, предоставленного Администрации города Ангарска, определением суда от 14.04.2014 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена Администрация города Ангарска.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ, в представленном отзыве на заявление сообщило, что согласно постановлению администрации Ангарского муниципального образования от 11.07.2013 г. №939-па спорный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для озеленения и благоустройства территории скверов в соответствии со ст.ст. 11, 20, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», приобщило постановление от 11.07.2013 г. №939-па. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей заявителя, заинтересованного лица и третьего лица, суд установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, в декабре 2011 г. индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в администрацию Ангарского муниципального образования о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...> в 67 метрах северо-восточнее пожарного депо для строительства спортивно-развлекательного комплекса.
28.12.2011 г. администрация Ангарского муниципального образования в письме исх. №2/07-6390 (л.д. 22-23) сообщила заявителю, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ангарска рассматриваемый земельный участок расположен в общественно-деловом центре районного уровня (ОД-3) в котором размещение спортивных объектов разрешено. Для дальнейшего рассмотрения вопроса о возможности предоставления земельного участка для строительства спортивно-развлекательного комплекса предложила заявителю выполнить силами проектной организации соответствующее обоснование размеров земельных участков с учетом сведений из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности и государственного кадастра недвижимости в объеме, перечень которого указал в данном письме, и подготовить схему расположения земельных участков на кадастровой карте соответствующей территории. Кроме того, администрация Ангарского муниципального образования указала о необходимости сообщения в трехмесячный срок о принятом решении о выполнении обоснования на строительство объекта.
Заявитель пояснил в судебном заседании, что во исполнение требований администрации Ангарского муниципального образования, указанных в письме от 28.11.2011 г. исх. №2/07-6390, представил 21.02.2012 г. в Управление архитектуры и градостроительства администрации Ангарского муниципального образования «Схему планировочной организации земельного участка Спортивно-развлекательный комплекс», которая им представлена в материалы дела. Заявитель полагает, что штамп на указанной документации подтверждает ее подачу в указанную в штампе дату.
По мнению заявителя, указанный документ содержал все необходимые сведения о запрашиваемом земельном участке. Впоследствии, как указывает заявитель, на его неоднократные устные обращения к администрация Ангарского муниципального образования об оформлении документов на землю получал ответ о том, что документы в работе.
14.11.2013 г. заявитель обратился в администрацию Ангарского муниципального образования с заявлением (л.д. 73) о подготовке акта выбора земельного участка для последующего проведения процедур согласования и принятия решения о размещении объекта строительства по адресу: <...> согласно прилагаемой схеме.
22.01.2014 г. заявитель на указанное выше заявление от администрации Ангарского муниципального образования получил письмо от 03.12.2013 г. исх. №1/07-5928 (л.д. 37) в котором администрация сообщила, что подготовка акта выбора земельного участка и предоставление земельного участка не представляется возможным в связи с истечением срока действия письма от 28.12.2011 г. исх. №2/07-6390, так как условия, необходимые для рассмотрения вопроса о выделе земельного участка, со стороны заявителя выполнены не были; предоставленная схема планировочной организации земельного участка не была согласована в соответствии с установленным порядком.
Полагая, что администрацией Ангарского муниципального образования нарушена предусмотренная нормативными актами процедура предоставления земельного участка и отказ администрации Ангарского муниципального образования, выраженный в письме от 03.12.2013 г. №1/07-5929 «Об отказе в предоставлении земельного участка» не соответствует закону, а именно: ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Администрации Ангарского муниципального образования от 12.07.2011 г. №1264-па «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «примем заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков»», а также нарушает законные права и интересы предпринимателя, предусмотренные ст. 28 Земельного кодекса РФ, так как заявитель лишен возможности получить в аренду земельный участок под строительство спортивно-развлекательного комплекса, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением (с учетом уточненных требований).
Исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2, 4 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм, требования ИП ФИО1 могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого отказа администрации Ангарского муниципального образования, выраженного в письме от 03.12.2013 г. №1/07-5929 «Об отказе в предоставлении земельного участка» закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов предпринимателя таким отказом.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств требования ИП ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Как следует из материалов дела, письмом от 03.12.2013 г. исх. №1/07-5928, за подписью главы администрации Ангарского муниципального образования ФИО4, администрация Ангарского муниципального органа отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка под строительство спортивно-развлекательного комплекса.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ №137-ФЗ от 25.10.20001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Уполномоченным органом по решению вопросов о предоставлении земельных участков в городе Ангарске является администрация Ангарского муниципального образования в силу следующего.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, обжалуемое заявителем решение об отказе в предоставлении земельного участка, выраженный администрацией Ангарского муниципального органа в письме от 03.12.2013 г. №1/07-5928 принято уполномоченным органом в силу ст. 11, 29, п. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 3 Федерального закона РФ №137-ФЗ от 25.10.20001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3.1.8.3. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «примем заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков».
Вместе с тем, пунктом 9 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Заявитель, воспользовавшись указанным правом, обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением, просит признать незаконным отказ заинтересованного лица, выраженный в письме от 03.12.2013 г. №1/07-5929 «Об отказе в предоставлении земельного участка».
В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из положений пункта 1, подпунктов 1.1., 1.2. указанной статьи, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 2 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.
В силу п. 3 ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Как усматривается из ответа администрации Ангарского муниципального образования от 28.12.2011 г. исх. №2/07-6390 (л.д. 22-23) администрация для дальнейшего рассмотрения вопроса о возможности предоставления земельного участка для строительства спортивно-развлекательного комплекса предложила заявителю представить пакет документов, необходимый для решения вопроса о возможности предоставления земельного участка, что связано также с предполагаемым объектом строительства и его параметрами (ч.1 ст.31 Земельного Кодекса РФ).
Вместе с тем, заявитель в материалы настоящего дела не представил доказательств предоставления администрации Ангарского муниципального образования в установленный администрацией трехмесячный срок пакета документов, необходимых для рассмотрения вопроса о возможности предоставления земельного участка, то есть требования, указанные в письме администрации Ангарского муниципального образования от 28.12.2011 г. исх. №2/07-6390 со стороны заявителя в установленный срок выполнены не были.
Суду не представлено копии заявления (обращения), на которое администрацией Ангарского муниципального образования был дан ответ 28.12.2011 г. исх. №2/07-6390, в связи с чем, не представляется возможным установить содержание заявления (обращения), и прилагались ли к нему какие-либо документы и в каком объеме.
Заявителю неоднократно предлагалось представить копию указанного заявления, заинтересованное лицо сообщило, что данной копии также не имеет.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Как установлено судом из материалов дела, письмом от 28.12.2011 г. исх. №2/07-6390 администрацией Ангарского муниципального образования было предложено представить ряд документов для рассмотрения заявления о возможности предоставления земельного участка для строительства спортивно-развлекательного комплекса, однако доказательств предоставления данных документов ранее 14.11.20013 г.(заявление от 14.11.2013г. о подготовке акта о выборе земельного участка) не имеется.
Ссылка заявителя на представленные им схемы, в частности, схему планировочной организации земельного участка, неосновательны, так как из штампов на данных схемах и уведомления самого заявителя, следует, что штампы на указанных документах подтверждают выдачу указанных документов заявителю из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Ангарского муниципального образования для дальнейшего согласования. Об этом же свидетельствует справка Управления архитектуры и градостроительства администрации АМО от 09.07.2014г., представленная в материалы дела заинтересованным лицом. При этом, никаких отметок о согласовании в установленном порядке либо о представлении данных документов в администрацию для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка на схемах не имеется.
Как следует из содержания заявления об обжаловании отказа администрации Ангарского муниципального образования, выраженного в письме от 03.12.2013 г. №1/07-5929 «Об отказе в предоставлении земельного участка», заявитель имел намерение получить участок для строительства спортивно-развлекательного комплекса, однако, при отсутствии торгов это возможно только при наличии предварительного согласования места размещения объекта.
В связи с изложенным, принимая во внимание п.1 ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, суд полагает правомерным затребование администрацией документов, указанных в ответе администрации Ангарского муниципального образования от 28.12.2011г. №2/07-6390.
Более того, заявитель обжалует отказ, выраженный в письме от 03.12.2013 г. №1/07-5929, выданный на заявление от 14.11.2013 г. о подготовке акта выбора земельного участка, которое было подано заявителем в администрацию Ангарского муниципального образования 19.11.2013 г. за №4674/13, то есть после предоставления земельного участка другому лицу. При этом, спорный земельный участок был предоставлен другому лицу не в аренду или собственность и не для строительства, а в постоянное (бессрочное) пользование для озеленения и благоустройства территории сквера.
Так, постановлением администрации Ангарского муниципального образования от 11.07.2013 г. №939-па данный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование администрации города Ангарска.
Таким образом, поскольку к моменту предоставления земельного участка администрации города Ангарска у заявителя истек срок для предоставления документов, необходимых для утверждения схемы расположения земельного участка, права заявителя нарушены не были.
Заявитель не отрицает, что испрашиваемый им земельный участок находится в границах земельного участка, уже предоставленного Администрации города Ангарска, иного им не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Заявление, поступившее в администрацию Ангарского муниципального образования 11.03.2012 г., содержащее уведомление о намерениях строительства спортивно-развлекательного комплекса подтверждает, что на тот период (март 2012 г.) необходимые документы для разрешения вопроса о возможности предоставления земельного участка в администрацию не предоставлялись, при этом, данное уведомление было бы актуально в случае предоставления земельного участка под строительство по заявлению другого лица, так как требовало бы проведения торгов при наличии заявлений других заинтересованных лиц.
В настоящем случае, как было указано выше, участок предоставлен (11.07.2013 г.) с иными целями в постоянное (бессрочное) пользование до того, как заявитель представил копии дополнительных документов (19.11.2013 г.). При этом, срок предоставления документов у заявителя был достаточно длительным, поскольку ответ администрации Ангарского муниципального образования на обращение заявителя о предоставлении земельного участка был дан 28.12.2011 г., при этом, документы заявителем были предоставлены, как следует из заявления, 19.11.2013 г.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеизложенное в совокупности, учитывая, что заявителем пакет документов, необходимый для рассмотрения вопроса предоставления земельного участка, предоставлен по истечении установленного администрацией Ангарского муниципального образования в письме от 28.12.2011 г. исх. №2/07-6390 трехмесячного срока, при этом, заявителем не представлено доказательств предоставления пакета документов в ранее установленные сроки, учитывая, что испрашиваемый ФИО1 земельный участок попадает в границы земельного участка, предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование Администрации города Ангарска для целей, не связанных со строительством, арбитражный суд считает, что права заявителя вынесением отказа в предоставлении земельного участка нарушены не были (ст. 4 АПК РФ), доказательства нарушения оспариваемым отказом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в материалы дела не представлены (ст. 65 АПК РФ), решение об отказе соответствует нормам действующего законодательства и принято уполномоченным органом, в связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат в силу ст.ст. 4, 9, 65 АПК РФ, ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается физическими лицами в размере 200 рублей.
Таким образом, в соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина составляет 200 руб. и относится на заявителя. В связи с тем, что заявителем при подаче заявления уплачено 2 400 руб. государственной пошлины, из федерального бюджета подлежит возврату заявителю государственная пошлина в сумме 2 200 руб.
Руководствуясь статьями 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2 200 руб., выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья: Е.Ф. Капустенская