ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3655/2012 от 30.03.2012 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

30.03.2012 г. Дело   А19-3655/2012

Резолютивная часть решения объявлена 30.03.2012 года.

Решение в полном объеме изготовлено 30.03.2012 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевой Т.Н,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Сибирский Авто Рентинговый Дом»

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представителя по доверенности Алексеевой Н.В., паспорт,

от Общества с ограниченной ответственностью «ТК СибАРД» – представителя по доверенности Байдацкого В.И., паспорт, представителя по доверенности Байдацкого О.В., паспорт,

установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области (далее по тексту «Заявитель») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ТК СибАРД» к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании 26 марта 2012г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 30 марта 2012г.

Представитель Заявителя Алексеева в судебном заседании заявленные требования поддержала по основания, изложенным в заявлении.

Представители Общества с ограниченной ответственностью «ТК СибАРД» заявленные требования не признали по основания, изложенным в отзыве, пояснив, что предприятие является социально значимым перевозчиком в городе Иркутске в связи с чем, приостановление деятельности может понести серьезные последствия для горожан, кроме того приостановление деятельности является крайней мерой ответственности.

В обоснование заявленных требований Заявитель указал следующее.

Обществу с ограниченной ответственностью «ТК СибАРД» выдана лицензия № АСС-38 №001506 от 12.05.2009г. на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия до 19.05.2014г.

Должностным лицом административного органа на основании приказа его руководителя от 19.01.2012 № 0046 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Проверка проведена в связи с получением информации из ОБДПС ГИБДД г.Иркутска 18.01.2012 о дорожно-транспортном происшествии, совершенном на автомашине ГАЗ-322135, в результате которого погиб 1 пассажир, 6 пассажиров ранено. В ходе проверки выявлен ряд нарушений установленных законодательством лицензионных требований и условий, которые зафиксированы в акте проверки от 31.01.2012 № 0035.

В ходе проверки, проведенной 31.01.2012г. должностным лицом Заявителя в отношении ООО «ТК СибАРД», выявлено несоблюдение Обществом установленных лицензией требований по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, в результате чего допущено совершение дорожно-транспортного происшествия, повлекшее смерть человека, тем самым предприятие допустило грубое нарушение лицензионных требований и условий.

Установленные при проверке нарушения отражены в составленном в присутствии законного представителя Общества протоколе об административном правонарушении от 01.02.2012г. серия АГ №801/9, который с заявлением и другими материалами проверки направлен в арбитражный суд для привлечения ООО «ТК СибАРД» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Заявитель просил привлечь к административной ответственности в виде приостановления деятельности.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими изменениями и дополнениями (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В силу подпункта 24 пункта 1 статьи 12 названного Закона № 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ определено понятие «лицензионные требования» - как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В соответствии с п.п. «в» п. 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Основные требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения», Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, Положением «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995г. № 27, Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004г. №15, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте» от 30.03.1994г. №15, Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637, Приказом Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» от 18.09.2008г. №152; Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР «»Об утверждении положения о порядке проведения служебного расследования ДТП» от 26.04.1990г. №49; постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. №647 «Об утверждении правил учета дорожно-транспортных происшествий».

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом в примечании к названной части указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В пункте 5 «а» Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 во исполнение Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», установлено, что грубым нарушением лицензиатом лицензионных требований и условий является нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки были установлены следующие нарушения Обществом лицензионных требований и условий:

- не переоформило лицензию на перевозку пассажиров в связи с изменением адреса места нахождения, чем нарушило требования части 1 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности от 04.05.2011 № 99-ФЗ;

-не организовало проведение сверок с ГИБДД по ДТП ежемесячно, что подтверждается отсутствием ежемесячных записей и отметок в журнале учета ДТП, отсутствием выписок ГИБДД о ДТП за январь-октябрь 2011 г., чем нарушило п. 18 Постановления Правительства РФ от 29.06.95г № 647;

- не обеспечило соблюдение установленных законодательством РФ режимов труда и отдыха водителей, что подтверждается отсутствием графиков работы водителей с указанием времени начала, окончания и продолжительности ежедневной работы, времени внутрисменных перерывов на отдых и питание, подписей водителей об ознакомлении с графиком работы на линии, чем нарушило требования Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.04 г.№ 15;

- организовало проведение стажировок водителей с нарушениями требований нормативных документов, что подтверждается расхождением записей в журналах регистрации путевых листов, проведения ежедневных медосмотров водителей и техконтроля автобусов и записей в стажировочных листах о проведении стажировки, чем нарушило требования п.2.3.2 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.03.94г. № 15;

- не организовало контроль за соблюдением сроков периодичности медицинских освидетельствований водителей, что подтверждается отсутствием медицинских справок десяти водителей, чем нарушило требования ст. 23 ФЗ от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О БДД; п. 2.2 Положения, утв. пр. МТ РФ от 08.01.97 г. № 2; п. 2.3.7 Требований, утв. пр. МТ РФ от 30.03.94 г. № 15.)

- не обеспечило полное и достоверное заполнение реквизитов путевых листов, установленной формы, что подтверждаются отсутствием во всех проверенных путевых листах подписей уполномоченных лиц, назначаемых решением руководителя предприятия и их штампов или их подписей с указанием инициалов и фамилий, заверяющих показания одометра при выезде автобуса из гаража и при его заезде в гараж, отсутствием времени (часы, минуты) проведения предрейсового медосмотра водителей, даты (число, месяц) и времени (часы, минуты) проведения послерейсового медицинского осмотра водителя, фамилии, имя, отчество медработника чем нарушило требования приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»;

-не оснастило транспортные средства, используемые для осуществления лицензионной деятельности, в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS, чем нарушило требования п. 4 «а» «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637.

Суд не может согласиться с доводом Общества о том, что у него отсутствовала обязанность переоформления лицензии, так как Общество, изменив юридический адрес, не изменяло декларируемое место своего фактического нахождения, которое указывалось в перечне сведений о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности автотранспортных средств вместе с заявлением от 03.04.2009г. о продлении (переоформлении) лицензии, в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, в лицензии № АСС-38 №001506 от 12.05.2009г. на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия до 19.05.2014г., указан адрес места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности: 664011, г.Иркутск, ул.Ударника, 3/2.

Вместе с тем, из представленной в материалы дела выписки из ЕГРЮЛ, усматривается, что юридический адрес Общества – 664001, г.Иркутск, ул.Бестужева, 2, 2, дата внесения записи – 20.04.2011г.

В соответствии с ч.1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», действовавшего на момент совершения правонарушения, прямо указано на то, что в случае изменения места нахождения юридического лица лицензиат обязан подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии; заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, подается лицензиатом в лицензирующий орган или направляется лицензиатом в лицензирующий орган в электронной форме не позднее чем через пятнадцать дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц (такие же положения содержатся в статье 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", действующей с 01.07.2011).

Таким образом, обязанность общества по переоформлению документа, подтверждающего наличие лицензии, возникла 05.05.2011г.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса российской Федерации об административных правонарушения в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно пункту 6 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о пропуске срока давности привлечения общества к административной ответственности за вменяемое ему правонарушение - не исполнение обязанности по обращению с заявлением на переоформление лицензии в связи с изменением места нахождения организации.

В соответствии с пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 667 от 29.06.1995, владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с территориальными органами внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Общество не оспаривая отсутствие ежемесячных сверок с ГИБДД полагает, что выявленное Заявителем правонарушение, выразившееся в не организации проведения сверок с ГИБДД по ДТП ежемесячно, что подтверждается отсутствием ежемесячных записей и отметок в журнале учета ДТП, отсутствием выписок ГИБДД о ДТП за январь-октябрь 2011 г., является оконченным в октябре 2011г., в связи с чем, в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данному факту истек.

Однако, суд считает, что данное правонарушение является длящимся, в связи с чем при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть, в данном случае с момента составления акта проверки 31.01.2012г.

Общество полагает, что ненадлежащее оформление графиков работы водителей не может повлиять на обеспечение безопасности дорожного движения и не препятствует выполнению требований, направленных на достижение целей лицензирования, реализация приказа Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15 направлена на выполнение требований трудового законодательства, субъектами которого является работник и работодатель, а не лицензиат и контролирующий орган.

Суд полагает, данный вывод Общества ошибочным в связи со следующим.

Согласно подпунктам "б", "в" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

В статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Согласно пункту 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 (далее - Положение), работодатель составляет графики работы (сменности) на линии для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводит их до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Таким образом, положения названных нормативных правовых актов, касающиеся деятельности по перевозке пассажиров, относятся к лицензионным требованиям и условиям, обязательным для исполнения лицензиатами.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении общество организовало проведение стажировок водителей с нарушениями требований нормативных документов, что подтверждается расхождением записей в журналах регистрации путевых листов, проведения ежедневных медосмотров водителей и техконтроля автобусов и записей в стажировочных листах о проведении стажировки, чем нарушило требования п.2.3.2 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.03.94г. № 15.

Общество полагает, что организовало проведение стажировок водителей надлежащим образом.

В соответствии с п. 2.3.2 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.03.94г. № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.

Вместе с тем, обществу не вменяется непроведение стажировки водителей, а вменяется проведение стажировок водителей с нарушениями требований нормативных документов.

При этом ни в протоколе ни в акте проверки не указано в чем именно заключается расхождение записей в журналах регистрации путевых листов, проведения ежедневных медосмотров водителей и техконтроля автобусов и записей в стажировочных листах о проведении стажировки и, соответственно, не указано, каким образом установленные расхождения позволяют прийти к выводу об отсутствии стажировки водителей либо о проведении стажировки ненадлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд полагает, что административным органом не доказано нарушение обществом п.2.3.2 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденного приказом Минтранса РФ от 30.03.94г. № 15.

Согласно подпунктам "б", "в", "е" пункта 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области

автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров, а также наличие у лицензиата водителей, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.

В пункте 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

В соответствии с пунктом 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий владельцы лицензий обязаны обеспечивать своевременное прохождение водителями медицинского освидетельствования, контроль состояния водителей перед выездом на линию.

Статьей 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены требования по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. В соответствии с пунктом 1 названной статьи медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе в проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

Как указано в протоколе об административном правонарушении общество не организовало контроль за соблюдением сроков периодичности медицинских освидетельствований водителей, что подтверждается отсутствием медицинских справок десяти водителей, чем нарушило требования ст. 23 ФЗ от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О БДД; п. 2.2 Положения, утв. пр. МТ РФ от 08.01.97 г. № 2; п. 2.3.7 Требований, утв. пр. МТ РФ от 30.03.94 г. № 15.).

По каким именно водителям отсутствуют медицинские справки в протоколе не указано, как не указано и в акте проверки.

Как пояснили представители общества в судебном заседании, справки на всех водителей у общества имеются, но, учитывая недостаточное количество времени, предоставленное административным органом для представления документов на проверку, справки не были представлены в ходе проверки.

При этом с отзывом общество представило суду несколько медицинских справок.

Учитывая, в акте проверки не указано по каким водителям представлены справки, по каким не представлены, в протоколе также не указаны фамилии водителей, по которым не представлены медицинские справки, суд полагает, что событие правонарушения описано не полно, в связи с чем административным органом не доказано нарушение обществом требований ст. 23 ФЗ от 10.12.95 г. № 196-ФЗ «О БДД; п. 2.2 Положения, утв. пр. МТ РФ от 08.01.97 г. № 2; п. 2.3.7 Требований, утв. пр. МТ РФ от 30.03.94 г. № 15.).

Общество полагает, что требования, предъявляемые к путевым листам, не могут являться лицензионными в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Суд считает указанный довод общества ошибочным по следующим основаниям.

Подпунктом "б" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии с п. 2 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с пунктом 6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов сведения о транспортном средстве включают:

1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;

2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;

3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);

4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

В соответствии с пунктом 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

В протоколе и акте проверки не указаны номера проверенных путевых листов, но с материалами административного дела суду представлены 4 путевых листа: от 24.12.2011г. № 3831, от 30.12.11 № 3887, от 30.12.11г. № 3888, от 31.12.11г. № 3889.

При этом, путевой лист от 24.12.2011г. № 3831 не может быть принят судом во внимание, так как на момент привлечения к административной ответственности по нарушению, допущенному при заполнении данного путевого листа, пропущен трехмесячный срок давности, установленный ст.4.5 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении в путевых листах отсутствуют подписи уполномоченных лиц, назначаемых решением руководителя предприятия и их штампов или их подписей с указанием инициалов и фамилий, заверяющих показания одометра при выезде автобуса из гаража и при его заезде в гараж, отсутствием времени (часы, минуты) проведения предрейсового медосмотра водителей, даты (число, месяц) и времени (часы, минуты) проведения послерейсового медицинского осмотра водителя, фамилии, имя, отчество медработника.

Обществом представлен суду приказ руководителя АТП от 10.09.2011г. № 115/1, в соответствии с которым ответственными за показания спидометров (одометров) и контроля заполнения путевых листов назначены механики АТП. С приказом под роспись ознакомлены механики Галков А.В. и Иванов А.Е.

Суд, исследовав представленные в материалы дела путевые листы, установил, что на всех трех путевых листах имеется подписи и штампы механиков АТП Галкова А.В., и Иванова А.Е., назначенных приказом руководителя АТП ответственными за показаниями одометра.

Также на путевых листах имеется штамп медицинского работника Горбуновой Л.А., проводившей предрейсовые и послерейсовые осмотры, указана дата проведения осмотров с подписью Горбуновой Л.А. При этом время проведения осмотров не проставлено.

Таким образом, из всех, указанных в протоколе нарушений при заполнении реквизитов путевых листов, суд, исследовав представленные путевые листы, приходит к выводу о доказанности только одного, а именно, отсутствие в путевых листах времени (часы и минуты) проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, что является нарушением требований приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», следовательно, нарушением лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

Административный орган в ходе проверки установил, что общество не оснастило транспортные средства, используемые для осуществления лицензионной деятельности, в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС / GPS, чем нарушило требования п. 4 «а» «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637.

Общество полагает, что положением о лицензировании в качестве лицензионного требования предусматривается оснащение транспортных средств соответствующей аппаратурой исключительно в установленном порядке, который определяется Минтрансом РФ, а приказ Минтранса РФ, устанавливающий такой порядок, вступает в силу с 1 января 2013г.

Однако, суд полагает, что на момент проверки (26.01.12г. – 31.01.12г.) у общества уже возникла обязанность по оснащению автомобилей, используемых для перевозки пассажиров аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Правительством РФ утверждено Постановление от 27.09.2011 № 790 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. № 637" (далее - Постановление N 790).

В соответствии с Постановлением № 790 в пп. "а" п. 4 Положения внесены изменения, указывающие, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров является наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении.

В соответствии с п. 2 Постановление № 790 вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением пп. "б" п. 1 Постановления № 790, который вступает в силу с 1 июля 2012 г.

Таким образом, с 1 января 2012 г. автомобильные транспортные средства, оборудованные для перевозок более 8 человек, перевозящие пассажиров, должны быть оборудованы в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и допущены в установленном порядке к участию в дорожном движении.

Подпунктом "г" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" (далее - Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641) предусмотрено, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641 виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах "г" - "е" пункта 1 данного Постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 № 641, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2010 г. № 55, утвержден "Перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".

Согласно подпункту 2 пункта 1 Перечня видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2010 N 55, следует, что оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат транспортные средства категорий "М2" и "М3".

В соответствии с пунктом 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", к категории М относятся механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров. В частности, к категория М2 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т, а к категории М3 отнесены транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что Обществом не соблюдались положения действующего законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров, а именно: транспортные средства не оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Обществом не обоснованно не учтено, что пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности" согласно части 2 статьи 12 этого Закона вступил в силу с 01.01.2011.

Следовательно, с целью повышению уровня безопасности перевозок пассажиров транспортные средства подлежат оснащению средствами навигации, функционирование которых обеспечивается российскими навигационными системами.

При таких обстоятельствах тот факт, что транспортные средства Общества не оборудованы системой спутниковой навигации, является нарушением подпункта "б" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637.

Материалами дела, а именно протоколом от 01.02.2012г. серия АГ №801/9, объяснениями законного представителя Общества при составлении протокола подтверждается, что вышеуказанные требования нормативных актов Обществом не соблюдены.

В силу ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

На основании ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс РФ об административных правонарушениях формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч.1 или ч.2 ст.2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

В п.16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч.2 ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Суд полагает, что общество знало о необходимости соблюдения лицензионных требований, однако, не приняло для этого всех зависящих от него мер.

Заявитель в обоснование необходимости привлечения ООО «ТК СибАРД» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, указал на то, что допущенное обществом нарушение лицензионных требований является грубым, так как в результате него произошло ДТП, повлекшее смерть человека.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В нарушение указанных норм Управление не представило суду доказательств того, что между произошедшим ДТП, повлекшее смерть человека и нарушением предприятием лицензионных требований имеется прямая причинно-следственная связь.

Как пояснили представители ООО «ТК СибАРД», по факту ДТП в настоящее время ведется расследование.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о невозможности привлечения ООО «ТК СибАРД» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, административным органом доказано наличие допущенных обществом нарушений условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в случае если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Поскольку протокол об административном правонарушении от 01.02.2012 серии АГ №801/9 содержит неправильную квалификацию совершенного предприятием правонарушения, а указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства достаточны для определения иной квалификации противоправного деяния, суд, руководствуясь пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", считает возможным переквалифицировать допущенное предпринимателем правонарушение с части 4 статьи 14.1 КоАП РФ на часть 3 этой же статьи и привлечь указанное лицо в соответствии с надлежащей квалификацией к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Срок, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на момент принятия решения по настоящему делу не истек.

Полномочия Заявителя в части составления протокола, определены частями 3-4 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, статьей 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002 г. № 402, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.10.2002 № 134 "О реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях РФ отнесены государственные транспортные инспекторы отделений Российской транспортной инспекции.

На основании статьи 2.4., части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, вместе с тем, принимая во внимание значительное количество допущенных нарушений, а также то, что указанные нарушения влияют на безопасность дорожного движения, в связи с чем возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Сибирский Авто Рентинговый Дом», расположенное по адресу: 664001, г. Иркутск, ул. Бестужева, 2, 2, зарегистрированное в качестве юридического лица 30.08.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу г.Иркутска Иркутской области, основной государственный регистрационный номер 1043801012496, к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Иркутской области (УГАДН по  Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, л/сч 04341439220) Р/сч 40101810900000010001

БИК 042520001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской обл.

ИНН 3811015571 КПП 381101001

ОКАТО 25401000000 КБК 10611630030016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия. 

Судья О.П.Сураева