АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709;
факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-3721/2021
20.04.2021
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станотиной В.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 (адрес: 664078, <...>)
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом;
установил:
Заместитель военного прокурора 22 военной прокуратуры армии, войсковая часть 56681 (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель, ИП ФИО1) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представитель административного органа, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Рассмотрев вопрос о наличии сведений об извещении ответчика о рассмотрении дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта.
При применении данного положения судам следует исходить из части 6 статьи 121, части 1 статьи 123 АПК РФ, в соответствии с которыми арбитражный суд к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия должен располагать сведениями о получении лицом, участвующим в деле, иным участником арбитражного процесса копии первого судебного акта по делу либо иными сведениями, указанными в части 4 статьи 123 АПК РФ.
Согласно части 4 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если:
1) адресат отказался от получения копии судебного акта, и этот отказ зафиксирован организацией почтовой связи или арбитражным судом;
2) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд;
3) копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации;
При этом, если после направления истцу или ответчику соответствующего судебного акта в суд от организации почтовой связи поступила информация, указанная в пункте 2 или 3 части 4 статьи 123 АПК РФ, суд проверяет, соответствует ли адрес, по которому лицу направлен один из названных выше судебных актов, сведениям о его месте нахождения, размещенным на официальном сайте регистрирующего органа в сети Интернет, либо обращается в регистрирующий орган с запросом относительно места жительства индивидуального предпринимателя.
Согласно части 4 статьи 121 АПК РФ судебное извещение, адресованное юридическому лицу, направляется арбитражным судом по адресу данного юридического лица. Адрес юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Определение суда о принятии заявления к производству и назначении судебного заседания от 12.03.2021 направлено по адресу ответчика согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Почтовое отправление с определением суда, направленное ответчику, возвращено органами почтовой связи с отметкой «истек срок хранения»; на конверте имеются все необходимые отметки.
Суд, исследовав почтовое отправление, пришел к выводу, что ответчик в соответствии с требованием части 4 статьи 123 АПК РФ считается извещенным надлежащим образом о принятии искового заявления и рассмотрении дела.
Данные выводы суда соответствуют разъяснениям Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановление от 17.02.2011 № 12, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации постановление от 12.07.2012 № 43.
Ответчик в судебное заседание не явился, представителей не направил, отзыв на заявление не представил, требования не оспорил.
В соответствии с частью 3 статьи 205 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 АПК РФ по имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером <***>.
Как следует из материалов дела, 18.02.2021 в ходе проведения 22 военной прокуратурой армии, войсковая часть 56681 проверки исполнения законодательства о порядке использования и сохранности федеральной собственности с привлечением специалистов территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Иркутской области в Заларинском, Балаганском и Нукутском районах и должностных лиц ФКУ «Войсковая часть 39995» в магазине «Апельсин» ИП ФИО1, расположенном по адресу: <...> здание 228/229 (территория войсковой части 39995).
В ходе проверочных мероприятий должностным лицом установлено, что предпринимателем нарушены требования Технического регламента Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880, Технического регламента Таможенного союза 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881, Технического регламента Таможенного союза 034/2013 «О безопасности мяса и мясной продукции», принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68.
По факту выявленных нарушений заместителем военного прокурора 22 военной прокуратуры армии 02.03.2021 в отношении предпринимателя вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Усматривая в действиях предпринимателя наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, заместитель военного прокурора на основании статьи 23.1 обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса.
За действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 Кодекса.
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренная частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, состоит, в том числе в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, не соответствующих таким требованиям, если эти нарушения создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения по применению и исполнению технических регламентов и обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Субъектом рассматриваемого правонарушения может являться лицо, чья деятельность функционально связана с соблюдением требований технических регламентов.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ), технический регламент – документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или Указом Президента Российской Федерации, или Постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В силу части 1 статьи 6 Закона № 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства.
Пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства и реализации (пункты 1, 5, 6 статьи 15 Закона № 52-ФЗ).
Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ) предусмотрено, что в обороте не могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли, а также продукты, материалы и изделия, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (пункт 2 статьи 3).
Отношения, возникающие между потребителями и продавцами при продаже товаров, регламентированы Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 10 Закона № 2300-1 информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона № 2300-1 продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Согласно пункту 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 принят Технический Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011). Настоящим техническим регламентом установлены, в том числе, требования безопасности к объектам технического регулирования, включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные (пункт 4 статьи 1 ТР ТС 021/2011).
Согласно статье 2 ТР ТС 021/2011 целями принятия данного технического регламента являются: 1) защита жизни и (или) здоровья человека; 2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); 3) защита окружающей среды.
Срок годности пищевой продукции – период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению (статья 4 ТР ТС 021/2011).
Согласно части 7 статьи 17 TP ТС 021/2011 при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (часть 12 статьи 17 TP ТС 021/2011).
В силу части 9 статьи 17 TP ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 принят Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).
Настоящий технический регламент Таможенного союза разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Маркировка пищевой продукции – информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним (абзац 6 статьи 2 ТР ТС 022/2011).
В соответствии со статьей 3 ТР ТС 022/2011 пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Статьей 4.1 TP ТС 022/2011 установлены требования к маркировке упакованной пищевой продукции, которой в соответствии со статьей 2 Технического Регламента признается пищевая продукция, помещенная в потребительскую упаковку.
Согласно пункту 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО); 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Предусмотренная пунктом 1 части 4.1 настоящей статьи и нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза, за исключением случаев, указанных в пункте 3 части 4.8 настоящей статьи (пункт 2 статьи 4.1 ТР ТС 022/2011).
Пунктом 1 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 определены требования к способам доведения маркировки. Так, маркировка пищевой продукции, предусмотренная пунктом 1 части 4.1 и пунктом 1 части 4.2 настоящей статьи, должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения.
Согласно пункту 5 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 настоящей статьи, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции).
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68 принят Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013).
Настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продуктов убоя и мясной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно пункту 12 главы IV ТР ТС 034/2013 не допускается обращение на рынке государств-членов продуктов убоя и мясной продукции, не соответствующих требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, в том числе продуктов убоя и мясной продукции с истекшим сроком годности.
В соответствии со статьей 36 Закона № 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной проверки магазина «Апельсин», расположенного по адресу: <...> здание 228/229 (территория войсковой части 39995), административным органом установлен факт реализации ИП ФИО1 пищевой продукции, не отвечающей требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 034/2013.
Так, в нарушение требований части 12 статьи 17 TP ТС 021/2011, пункта 12 главы IV TP ТС 034/2013 в торговом зале на момент проверки в охлаждаемом торговом прилавке с наличием ценников допускается реализация следующей пищевой продукции с истекшим сроком годности:
- мясной продукт вареный, охлажденный ветчина «Павловская» в искусственной оболочке, изготовитель «Усольский свинокомплекс», дата изготовления 25.01.2021, срок хранения 20 суток при температуре 6+(_2) °С. Общий вес 0,762 кг, по цене 407 руб. за кг;
- сардельки «Телячьи» вареное колбасное изделие мясное, упакованы в модифицированную газовую среду, дата изготовления 25.01.2021, срок хранения 20 суток при температуре 6+(_2) °С, изготовитель: Бретский мясокомбинат, республика Беларусь. На остатке 0,762 кг по цене 389 руб. за кг;
- пресервы рыбные «Скумбрия» филе-кусочки в масле, с пряностями в потребительской упаковке масса нетто 150г, 230г, изготовитель: ООО «Вкусное море», юридический адрес: <...>, дата изготовления 19.11.2020, срок годности 90 суток. На день проведения надзорных мероприятий срок годности истек 17.02.2021, на остатке 10 шт по цене 122 руб. за 1 шт.;
- пресервы рыбные «Ассорти рыбное» филе-кусочки в масле в потребительской упаковке масса нетто 170г, 180г, изготовитель: ООО «Вкусное море», юридический адрес: <...>, дата изготовления 19.11.2020, срок годности 90 суток. На день проведения надзорных мероприятий срок годности истек 17.02.2021, на остатке 3 шт. по цене 141 руб. за 1 шт.
В нарушение требований пункта 8.1 СП 2.3.6.3668-20 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию», части 12 статьи 17 TP ТС 021/2011 допускается нарушение условий хранения установленные изготовителем следующей пищевой продукции:
- салат из морской капусты в майонезе с горбушей. Пищевая рыбная продукция маринованная в потребительской упаковке масса нетто 400г. Изготовитель «ООО РК «Акватория», юридический адрес Россия, <...>. Адрес производства: Россия, <...> А.Б. Изготовлено и упаковано 15.01.2021. Заводом изготовителем предусмотрены условия хранения от+2°С до -4°С. В торговом зале хранится указанный продукт при температуре + 8,5°С. Из-за нарушений условий хранения потребительская упаковка вздутая. На остатке 2 шт. по цене 172 руб. за 1 шт.;
- салат из морской капусты с фасолью в майонезе. Пищевая рыбная продукция маринованная в потребительской упаковке масса нетто 100г. Изготовитель «ООО РК «Акватория», юридический адрес Россия, <...>. Адрес производства: Россия, <...> А.Б. Изготовлено и упаковано 08.01.2021.
3. В нарушение обязательных требований статьи 3, пункта 1 части 4.1 статьи 4 ТР ТС 022/2011, пункта 4.5 ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», в магазине допускается реализация следующих пищевых продуктов фасованных в потребительскую упаковку без информации для потребителя о дате изготовления:
- грудка с кожей. Полуфабрикаты кусковые из мяса цыплят-бройлеров (охлажденное). Изготовитель: «Саянский бройлер», юридический адрес и адрес производства: Иркутская область, г. Саянск, Агропромышленный комплекс, квартал 2. На остатке 2,418 кг по цене 230 руб. за кг;
- бедро с кожей. Полуфабрикаты кусковые из мяса цыплят-бройлеров (охлажденное). Изготовитель: ООО «Саянский бройлер», юридический адрес и адрес производства: Иркутская область, г. Саянск, Агропромышленный комплекс, квартал 2. На остатке 6,465 кг по цене 208 руб. за кг;
- сервелат п/к «Мадера», сервелат в/к «Элитный», изготовитель ООО «Телец» Иркутская область, Усольский район, рабочий <...>. На маркировке отсутствует дата изготовления. Срок годности целого батона 30 суток, после вскрытия упаковки срок годности 15 суток, на стикере отсутствует информация о дате вскрытия батонов. На остатке сервелат «Элитный» 0,812 кг по цене 392 руб. за кг; сервелат «Мадера» - 0,246 кг по цене 509 руб. за кг.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Согласно представленных в материалы дела объяснений от 02.03.2021 предприниматель с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями согласен, вину признает, нарушения устранил.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае факт совершенного предпринимателем правонарушения, установлен и подтвержден материалами дела, в том числе, постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 02.03.2021, объяснениями предпринимателяот 02.03.2021.
Несмотря на то, что нормы части 1 и части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в целом направлены на охрану общественных отношений, связанных с соблюдением требований технических регламентов, по своему содержанию часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ содержит квалифицирующие признаки, присущие только данной конкретной норме (причинение вреда жизни или здоровью граждан либо создание угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан).
При этом угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан возникает в случае наличия условий, при которых эта угроза может наступить либо неизбежно, либо с высокой степенью вероятности.
В действующем законодательстве имеется следующая юридическая презумпция: пищевые продукты, сроки годности которых истекли, а равно пищевые продукты, не имеющие установленных сроков годности, информации о дате изготовления, маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, в силу одного лишь этого обстоятельства признаются некачественными, непригодными для использования по назначению и опасными для жизни и здоровья потребителей.
Таким образом, установленные административным органом в ходе проведения проверки факты реализации предпринимателем пищевых продуктов срок годности которых истек, без маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, а также с нарушением условий хранения, носят противоправный характер и характеризуются тем, что согласно закону создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Сам факт нахождения таких продуктов в свободном обороте является достаточным для квалификации действий правонарушителя по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и не требует наступления вредных последствий в виде причинения вреда, поскольку дальнейшая реализация такой продукции уже создает угрозу здоровью и жизни потребителей.
Исходя из имеющихся материалов дела, арбитражный суд считает, что названные действия предпринимателя образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Описанные в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 02.03.2021 события правонарушений и представленные доказательства позволяют квалифицировать вышеуказанные действия (бездействие) предпринимателя по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Документальные доказательства, опровергающие выводы административного органа, лицом, привлекаемым к административной ответственности, в материалы дела не представлены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Особенность вины индивидуальных предпринимателей характеризуется КоАП РФ иными критериями, чем вина юридических лиц. Вина индивидуального предпринимателя как физического лица в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана в соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ (пункт 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление № 10)).
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля предпринимателя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенных обязанностей, предпринимателем не представлено.
Выявленное административное правонарушение свидетельствует об отсутствии со стороны предпринимателя надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризует пренебрежительное отношение лица к установленным правовым требованиям.
Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, состоит в том, что имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, предприниматель не принял всех зависящие от него мер для предотвращения правонарушения.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При таких обстоятельствахсудом установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения, в связи с чем имеются все основания для привлечения ИП ФИО1 к административной ответственностиза совершение правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении в отношении предпринимателя которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело административным органом не допущено и судом не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления в суде не истек.
Оснований для применения в рассматриваемом случае статьи 2.9 КоАП РФ суд не усматривает. Наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в силу пункта 18.1 Постановления № 10 квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не выявлено.
Рассмотрев вопрос о применении меры ответственности, суд учитывает следующее.
Согласно частям 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суду не представлено.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает признание предпринимателем вины в совершении административного правонарушения, ранее предприниматель к административной ответственности не привлекался.
Решая вопрос о возможности применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд считает необходимым отметить следующее.
Судом установлено, что ИП ФИО1 включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства как микропредприятие.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение действий, предусмотренных частью 1 названной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
С учетом изложенного суд считает, что основания для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствуют, поскольку правонарушение совершенное предпринимателем повлекло угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, таким образом, не может быть произведена замена штрафа на предупреждение.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Принимая во внимание, что правонарушение предпринимателем совершено впервые (доказательств обратного в материалы дела не представлено), отягчающие ответственность обстоятельства не установлены, об их наличии не заявлено, арбитражный суд считает возможным назначить ИП ФИО1 административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб., что является минимальным наказанием, предусмотренным санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
При этом суд исходит из того, что наказание в виде штрафа в указанном размере с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Кроме того, санкция части 2 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает дополнительное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что выявленная в ходе надзорных мероприятий пищевая продукция административным органом у предпринимателя не изымалась. Согласно акту от 18.02.2021 № О0000000102 выявленная пищевая продукция изъята из торговли для личных нужд предпринимателя.
Таким образом, дополнительное наказание предусмотренное частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде конфискации предметов административного правонарушения судом не может быть применено.
Руководствуясь статьями 167–170, 206 АПК РФ, арбитражный суд,
решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>; адрес: 664074, <...>; дата и место рождения: 14.09.1958, с. Подюга, Коношского района, Архангельской области; дата и место регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: 21.03.1997, Администрация Аларского района) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. без конфискации.
Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель – УФК по Московской области (военная прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, ИНН/КПП <***>/503201001, лицевой счет <***>); банк получателя: ГУ Банка России по ЦФО; счет получателя: 03100643000000014800; кор.счет: 40102810845370000004; КБК (поле 105 платежного поручения): 415 1 16 10121 01 0001 140; БИК: 004525987; Код ОКТМО (поле 105 платежного поручения): 46773000051; назначение платежа (поле 24 платежного поручения): Административный штраф (ФИО должника) по решению (указать наименование суда, органа административной юрисдикции) от ___ по делу № ___.
Надлежащим образом заверенную копию квитанции или платежного поручения, подтверждающего уплату штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья О.В. Гаврилов