ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3743/2022 от 02.08.2022 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-3743/2022

9 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 2 августа 2022 года. Решение в полном объеме изготовлено 9 августа 2022 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Курца Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жапаркановой Н.В., до перерыва - с использованием средств аудиозаписи, после перерыва – без использования средств аудиозаписи, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Универсалстройгрупп» (ОГРН 1163850094154, ИНН 3811440495, адрес: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Коммунаров, д. 5, кв. 1, 8)

к федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области» (ОГРН 1123850030920, ИНН 3808225040, адрес: 664003, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Фурье, д. 14)

о расторжении государственных контрактов,

при участии в заседании:

от истца: Гунько М.А. – директор общества,

от ответчика: Сокольников Р.И. – представитель по доверенности от 11.01.2022 № Д-42/2,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Универсалстройгрупп» (далее - истец, ООО «Универсалстройгрупп») обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области» (далее – ответчик, ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области») о расторжении государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту № 0834100000221000018 от 15.07.2021, № 0834100000221000036 от 23.08.2021.

Заявленные требования основаны на положениях статей 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), частью 8 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), устанавливающих возможность расторжения контракта судом по требованию заинтересованной стороны при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контракта.

Ответчик исковые требования не признал, представил отзыв на иск, в котором с доводами истца не согласился, указал на невозможность расторжения указанных контрактов по требованию истца, с учетом положенных в основу требования доводов о существенном изменении обстоятельств, к которым не относится прогнозируемое увеличение стоимости на материалы. Ответчик указал, что поскольку у заказчика необходимость в выполнении контрактов не отпала, однако дополнительные лимиты бюджетных обязательств на 2022 год не доводились, подписание дополнительных соглашений по спорным контрактам является не возможным.

В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы искового заявления и отзыва на него соответственно. Кроме того, истцом представлены локальные сметные расчеты к контрактам в действующих ценах, представил письма о повышении цен на материалы, счета на оплату, доказывающие повышение цен на необходимые строительные материалы после заключения государственных контрактов.

В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 12 час. 40 мин. 02.08.2022, о чем размещена информация в сети Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жапаркановой Н.В. без использования средств аудиозаписи ввиду отсутствия сторон.

Дело подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ, в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле материалам.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Между ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области» (заказчик) и ООО «Универсалстройгрупп» (подрядчик) 28.07.2021 заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений дежурной части (далее – ДЧ) и помещений ИВС, помещений ДЧ и ЭКЦ МО МВД России «Усть-Кутский» (закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества) № 0834100000221000018.

Кроме того, 23.08.2021 между ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Иркутской области» (заказчик) и ООО «Универсалстройгрупп» (подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений ДЧ и ИВС ОМВД России по Нижнеилимскому району (закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества) № 0834100000221000036.

Данные контракты заключены на основании Закона о контрактной системе путем проведения электронных аукционов, на основании протоколов рассмотрения единственных заявок на участие в электронном аукционе от 15.07.2021 № 18-ЭА (0834100000221000018), от 12.08.2021 № 29-ЭА (0834100000221000036).

Спорные контракты содержат идентичные существенные условия (за исключением цены договора), установленные в соответствии с требованиями статьи 34 Закона о контрактной системе.

В соответствии с контрактом № 0834100000221000018 подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту помещений ДЧ и помещений ИВС, помещений ЭКЦ МО МВД России «УстьКутский», а также помещений ДЧ и ИВС ОМВД России по Нижнеилимскому району (закупки товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества), а заказчик обязался принять и оплатить результат выполненных работ (пункт 1.1 контрактов).

Согласно пунктам 1.2 контрактов перечень, объем и стоимость работ, составляющих предметы контрактов, определяются в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом.

Срок исполнения работ согласно пунктам 3.1 контрактов составляет 60 календарных дней.

Источником финансирования Контрактов является федеральный бюджет, ЛБО 2022 года (пункт 2.2 контракта).

В соответствии с пунктами 2.1 контрактов цена контрактов является твердой и определяется на весь срок исполнения контрактов за исключением случаев, предусмотренных законом, составляет по контракту № 0834100000221000018 - 2 606 082 рубля 56 копеек, по контракту № 0834100000221000036 – 1 374 592 рубля 54 копейки, что подтверждается локальными сметными расчетами.

Поскольку заказчик является Федеральным казенным учреждением, то при заключении государственных контрактов в силу требований статьи 24 Закона о контрактной системе, применяются только регулируемые цены, установленные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Минстрой России).

Письмом Минстроя России № 53335-ИФ/09 от 06.12.2021 были изменены в сторону повышения индексы стоимости строительно-монтажных работ и расценки на материалы, что привело к значительному удорожанию итоговой стоимости сметных работ. А также за период с 1 квартала 2021 года по настоящее время, на рынке строительных и отделочных материалов несколько раз происходило значительное повышение цен, в связи с инфляционными процессами.

Выполнив расчеты по стоимости строительно-монтажных работ, строительных материалов и накладных расходов, подрядчик установил, что стоимость оговоренных контрактом №0834100000221000036 строительно-монтажных работ составляет на 01.01.2022 - 2 036 454 рубля 23 копейки, стоимость оговоренных контрактом № 0834100000221000018 строительно-монтажных работ составляет на 01.01.2022 - 3 973 371 рубль 08 копеек. Соответственно превышение стоимости по контрактам составило 48% и 51% соответственно.

Поскольку подрядчик лишен возможности выполнить установленные контрактами работы по капитальному ремонту указанных в контрактах объектов в полном объеме и надлежащего качества по контрактным ценам, им было принято решение о расторжении контрактов, в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении контрактов, в связи с чем 27.12.2021 истец направил в адрес заказчика уведомление о расторжении контрактов.

Поскольку ответа на направленное письмо получено не было, истец обратился в суд с требованием о расторжении контрактов.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом (пункт 1 статьи 53 ГК РФ).

Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, в том числе из договоров и иных сделок (статья 8 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).

Проанализировав условия представленных Контрактов, суд считает, что по своей правовой природе указанные контракты являются договорами подряда, заключенными в форме государственных контрактов, следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфов 1, 5 главы 37 ГК РФ и Закона о контрактной системе.

Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, применительно к договору подряда существенными являются условия о предмете и сроках выполнения подрядных работ.

Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Оценив условия контрактов, суд пришел к выводу о согласовании сторонами всех их существенных условий, при таких обстоятельствах суд считает контракты заключенными, порождающими взаимные права и обязанности сторон.

В силу норм статей 746, 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Оплата выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором.

Согласно норме части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Положениями статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев возможности изменения существенных условий контракта при его исполнении в том числе:

- в случае если по предложению заказчика увеличивается предусмотренный контрактом объем работ не более чем на десять процентов,

- в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, повлекших невозможность его исполнения, в том числе при необходимости внесения изменений в проектную документацию при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, при условии, что такое изменение не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов.

В силу пункта 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу пунктов 1, 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно статье 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в пункте 2 статьи 451 ГК РФ, а именно: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.

Как усматривается из материалов дела, после заключения контрактов произошло существенное возрастание стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, которые нельзя было предусмотреть при заключении Контрактов.

Так, Письмом Минстроя России № 53335-ИФ/09 от 06.12.2021 были изменены в сторону повышения индексы стоимости строительно-монтажных работ и расценки на материалы, что привело к значительному удорожанию итоговой стоимости сметных работ. Кроме того за период с 1 квартала 2021 года на рынке строительных и отделочных материалов несколько раз происходило значительное повышение цен, в связи с инфляционными процессами.

Выполнив расчеты по стоимости строительно-монтажных работ, строительных материалов и накладных расходов, подрядчик установил, что стоимость оговоренных Контрактами строительно-монтажных работ по состоянию на 01.01.2022 превысит согласованную при заключении стоимость на 48%-51%.

Вместе с тем, увеличение стоимости подрядных работ для государственных нужд более чем на 10% исключает возможность заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта в силу положений Закона о контрактной системе.

Согласно пояснениям истца, в связи с увеличением стоимости строительных материалов подрядчик лишен возможности выполнить работы по капитальному ремонту объектов в полном объеме и надлежащего качества по установленным контрактным ценам, однако, как указал истец, в ходе устных переговоров заказчик указал, что возможность изменить существенные условия контрактов в сторону увеличения цены более, чем на 10% от ранее заявленной суммы у него отсутствует.

В соответствии с абзацем 2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.

Требование истца о расторжении контрактов основано на том, что увеличение стоимости строительных материалов имеет место в гораздо большем размере, чем допустимо увеличение цены контрактов согласно положениям Закона о контрактной системе, а выполнение работ по ранее согласованным ценам, будет для подрядчика убыточным, приведет его к банкротству.

Истец указывает на невозможность при заключении договора предвидеть значительный рост цен на стройматериалы, а также на то обстоятельство, что выполнение контрактов по установленным Контрактами твердым ценам в настоящее время объективно не представляется возможным.

В обоснование правовой позиции, истец представил в материалы дела сформированные сметные расчеты по контрактам, исходя из цен на строительно-монтажные работы, строительные материалы и оборудование, установленных в 4 квартале 2021 года и 1 квартале 2022 года, из которых усматривается значительный рост сметной стоимости работ.

Так, по контракту № 0834100000221000018 стоимость ремонта помещения ДЧ и ЭКЦ МО МВД России «Усть-Кутский» исходя из цен 4 квартала 2021 года увеличилась с 1 158 389 рублей до 1 518 986 рублей 92 копеек; стоимость ремонта помещения ДЧ и ИВС ОМВД России «Усть-Кутский» исходя из цен 1 квартала 2022 года увеличилась с 1 447 693 рублей до 2 454 384 рублей 16 копеек; по контракту № 0834100000221000036 – имеет место увеличение сметной стоимости работ по ценам 1 квартала 2022 года с 1 374 592 рубля 54 копейки до 2 590 980 рублей.

Также истцом представлены в материалы дела письма его контрагентов ООО «Энергия» и ООО «МАРС» (л.д. 160-161), согласно которым последние уведомляют истца об увеличении цен на отделочные материалы с декабря 2021 года на 12-20%, а ООО «Энергия» также указало на ожидаемое повышение цен в первой половине февраля 2022 года на 13-15%. В подтверждение чего истцом представлены счета на оплату за март 2021 года и март 2022 года, выписанные указанными поставщиками отделочных материалов, из которых усматривается рост цен на стройматериалы.

Кроме того, истцом представлена таблица сравнения цен на аналогичные материалы 2021 года и 2022 года, из которой усматривается значительное возрастание стоимости за единицу измерения, превышающую 10% рубеж, предоставляющий сторон государственного контракта заключить дополнительное соглашение об увеличение сметной стоимости работ.

Таким образом, из совокупности всех представленных истцом документов, не оспоренных ответчиком, усматривается значительный рост цен на строительные материалы, что приводит к невозможности выполнения обязательств по контрактам.

Ни истец не ответчик не могли предугадать настолько существенный рост цен на строительные материалы в момент заключения контракта. Таким образом, изменение обстоятельств вызвано причинами, которые истец не мог преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру контрактов и условиям оборота.

При этом исполнение контрактов без изменения его условий настолько нарушит соответствующее контракту соотношение имущественных интересов сторон и повлечет для истца такой ущерб, что он в значительной степени лишится того, на что была вправе рассчитывать при заключении контрактов и более того, понесет убытки, соответствующие разнице между сметной стоимостью контрактов и стоимостью работ с учетом увеличения цен на стройматериалы и недостаточностью денежных средств выделяемых заказчиком для исполнения контрактов.

Из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет ответчик.

Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств исковые требования подлежат удовлетворению, а оспариваемые контракты расторжению, поскольку их исполнение не представляется возможным в связи с существенным изменением цены контракта в связи со значительным ростом цен на строительные материалы, которые вызваны обстоятельствами непреодолимой силы, которые не могли предвидеть стороны контракта в момент его заключения.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021 по делу № А56-31773/2021, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2022 по делу № А63-11917/2021.

При принятии решения арбитражный суд в силу положений части 2 статьи 168 АПК РФ решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска либо об обеспечении исполнения решения; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения; определяет дальнейшую судьбу вещественных доказательств, распределяет судебные расходы, а также решает иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела составляет 12 000 рублей (6 000 рублей за каждое требование неимущественного характера).

Истцом при обращении в суд уплачена государственная пошлина в сумме 12 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями №№ 17 от 21.02.2022, 24 от 10.03.2022.

При таких обстоятельствах государственная пошлина в сумме 12 000 рублей по правилам статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.

Расторгнуть государственные контракты № 0834100000221000018 от 28.07.2021, № 0834100000221000036 от 23.08.2021, заключенные между федеральным казенным учреждением «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» по Иркутской области» и обществом с ограниченной ответственностью «Универсалстройгрупп».

Взыскать с федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Универсалстройгрупп» судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 12 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья Н.А. Курц