ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-3859/16 от 21.04.2016 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                     Дело  №А19-3859/2016

 22 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.04.2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 22.04.2016 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи  Мусихиной Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем судебного заседания Буценко Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Отдела Министерства Внутренних дел России по Чунскому району (<...>)

о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Надежда» (ОГРН <***>; ИНН <***>; место нахождение: Иркутская область, Чунский район, рп Чунский)

к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от административного органа: не явились;

от лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении: ФИО1 (паспорт);

установил:

Отдел Министерства Внутренних дел России по Чунскому району (далее – заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Надежда» (далее – ответчик, Общество, ООО ТК «Надежда») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлением, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (www.arbitr.ru), в судебное заседание представителя не направил.

В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

В судебном заседании законный представитель Общества заявленное требование признал.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 09 час. 50 мин. 21 апреля 2016 г. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» (www.arbitr.ru)

Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Общество с ограниченной ответственностью Торговая компания «Надежда» зарегистрировано в качестве юридического лица под основным государственным регистрационным номером <***>.

Общество с ограниченной ответственностью Торговая компания «Надежда» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции на основании лицензии от 24.09.2012г., серии А №176949 38РПА0000707, регистрационный номер 99, выданной Администрацией Чунского района сроком действия до 26.07.2018г.

02.02.2016г. в отношении ООО ТК «Надежда» на основании сообщения, зарегистрированного заявителем 02.02.2016г., должностными лицами Отдела Министерства Внутренних дел России по Чунскому району проведена проверка магазина «Надежда»,  расположенного по адресу: <...>, и установлено, что ООО ТК «Надежда» осуществляет реализацию алкогольной продукции при отсутствии сопроводительных документов на право розничной продажи алкогольной продукции, а именно: товаротранспортных накладных, справок к товаротранспортным накладным.

В ходе проверки должностными лицами административного органа установлено, что в магазине «Надежда»,  расположенном по адресу: <...>, Обществом в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота (товарно-транспортные накладные; справки, прилагаемые к товарно-транспортным накладным), осуществляется реализация следующей алкогольной продукции: водка «Оригинальная Небесный лед», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 413 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Белая сила», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цепе 386 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Красная горка», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 338 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Талка», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 260 рублей за единицу, в количестве 4 бутылок; водка «Гладиус», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, но цене 395 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Белый орел», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 260 рублей за единицу, в количестве 4 бутылок; водка «Скандинавия», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 446 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Беленькая золотая», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 420 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Пристань», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 205 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Русский снегопад», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 303 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; виски «Феймос Граус», емкостью 0,7 литра, крепостью 40%, по цене 1735 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Алазанская Долина», емкостью 0,75 литра, крепостью 10-12%, по цене 471 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Кастелано», красное емкостью 0,75 литра, крепостью 11%, по цене 515 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Кастеллано», белое емкостью 0,75 литра, крепостью 11%, по цене 367 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Дворец наслаждений», красное емкостью 0,75 литра, крепостью 10%, по цене 423 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Королевский Харджи», емкостью 0,75 литра, крепостью 12%, по цене 361 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; пиво «Цвай мастер»», емкостью 0,5 литра, крепостью 4,4%, по цене 63 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; пиво «Особая варка»», емкостью 0,5 литра, крепостью 6,8%, по цене 58 рублей, в количестве 2 бутылок.

Результаты осмотра помещений магазина «Надежда»,  расположенного по адресу: <...>, отражены в протоколе от 02.02.2016г. осмотра помещений, составленном в присутствии двух понятых.

Обнаруженная в ходе осмотра алкогольная продукция, реализуемая в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота (товарно-транспортные накладные; справки, прилагаемые к товарно-транспортным накладным), изъята в соответствии с протоколом от 02.02.2016г. изъятия вещей и документов.

По факту нарушения требований статей 10.2, 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995г. №171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» уполномоченным должностным лицом в отношении Общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Надежда» составлен протокол от 09.03.2016г. АД №509447 об административном правонарушении, которым действия лица, привлекаемого к административной ответственности, квалифицированы по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании абзаца 3 части 3 статьи 23.1 и статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанный протокол и другие материалы дела об административном правонарушении направлены административным органом в Арбитражный суд Иркутской области для решения вопроса о привлечении Обществак административной ответственности.

Исследовав доказательства по делу: заслушав объяснения представителя Общества, ознакомившись с письменными доказательствами, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией, предметом правонарушения – правила продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Правовые основы производства оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995г. №171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с последующими изменениями и дополнениями.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.11.1995г. №171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие данного Федерального закона.

На основании пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в области производства и оборота алкогольной продукции запрещается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 данного Федерального закона.

Применительно к розничной продаже алкогольной продукции аналогичный запрет дополнительно закреплен в пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В силу требований статьи 10.2 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная;  справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);  справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).

Алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.

Таким образом, исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2, 16, 25 и 26 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.

Приведенные требования Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» находятся во взаимной связи с законодательством о защите прав потребителей.

Так пунктами 11 и 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. №55, определено, что продавец обязан своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота данной продукции, обязательность которых предусмотрена законодательством о государственном регулировании производства и оборота спиртосодержащей продукции, признается незаконной и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в результате проверочных мероприятий, проведенных должностными лицами Отдела Министерства Внутренних дел России по Чунскому району, установлено, что в магазине «Надежда»,  расположенном по адресу: <...>, Обществом с ограниченной ответственностью Торговая компания «Надежда» в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота (товарно-транспортные накладные; справки, прилагаемые к товарно-транспортным накладным), осуществлялась реализация следующей алкогольной продукции: водка «Оригинальная Небесный лед», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 413 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Белая сила», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цепе 386 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Красная горка», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 338 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Талка», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 260 рублей за единицу, в количестве 4 бутылок; водка «Гладиус», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, но цене 395 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Белый орел», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 260 рублей за единицу, в количестве 4 бутылок; водка «Скандинавия», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 446 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Беленькая золотая», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 420 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Пристань», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 205 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Русский снегопад», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 303 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; виски «Феймос Граус», емкостью 0,7 литра, крепостью 40%, по цене 1735 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Алазанская Долина», емкостью 0,75 литра, крепостью 10-12%, по цене 471 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Кастелано», красное емкостью 0,75 литра, крепостью 11%, по цене 515 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Кастеллано», белое емкостью 0,75 литра, крепостью 11%, по цене 367 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Дворец наслаждений», красное емкостью 0,75 литра, крепостью 10%, по цене 423 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Королевский Харджи», емкостью 0,75 литра, крепостью 12%, по цене 361 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; пиво «Цвай мастер»», емкостью 0,5 литра, крепостью 4,4%, по цене 63 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; пиво «Особая варка»», емкостью 0,5 литра, крепостью 6,8%, по цене 58 рублей, в количестве 2 бутылок.

В ходе судебного разбирательства сопроводительные документы на спорную алкогольную продукцию, предусмотренные статьей 10.2 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Обществом также не представлены.

В силу положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

В рассматриваемом случае материалами дела, в том числе: лицензией от 24.09.2012г., серии А №176949, регистрационный номер 38РПА0000707 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции; протоколом осмотра помещений от 02.02.2016г.; протоколом от 02.02.2016г. изъятия вещей и документов; письменными объяснениями законного представителя юридического лица ФИО1 от 11.02.2016г.; протоколом от 09.03.2016г. АД №509447 об административном правонарушении от 09.03.2016г. АД №509447, в полной мере подтверждается и лицом, привлекаемым к административной ответственности, по существу не оспаривается факт осуществления Обществом с ограниченной ответственностью Торговая компания «Надежда» деятельности по розничной продаже алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных Федеральным закономот 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Документальных доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, материалы дела не содержат.

В этой связи арбитражный суд приходит к выводу о том, что административным органом доказано и материалами дела подтверждено наличие в действиях Общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Надежда» события административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.

Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Имея в виду, что пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995г. №171‑ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен императивный запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 названного Федерального закона, суд считает, что Общество обязано было принять все необходимые и зависящие от него меры к недопущению нарушения таких требований.

Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

В рассматриваемом случае Обществом не представлено каких-либо данных о наличии объективных препятствий для соблюдения требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля юридического лица и препятствующих надлежащему выполнению требований Федерального закона от 22.11.1995г. №171‑ФЗ.

Иными словами, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, Общество не предприняло всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.

Выявленные нарушения свидетельствуют об отсутствии со стороны Общества надлежащего контроля за соблюдением исполнения соответствующих публично-правовых обязанностей, характеризуют пренебрежительное отношение лица к установленным правовым требованиям.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, арбитражным судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у заявителя имелись основания для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, а также имеются основания для привлечения Общества с ограниченной ответственностью Торговая компания «Надежда» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормой права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Нарушений процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.

Права лица, привлекаемого к административной ответственности, на участие при составлении протокола об административном правонарушении, а также иные права, предоставляемые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заявителем обеспечены и соблюдены.

Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела не истек.

Лицом, привлекаемым к административной ответственности, не приведено ни одного довода, и судом в обстоятельствах допущенного Обществом правонарушения не установлено какой-либо исключительности для применения оценки противоправного деяния малозначительным (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10).

Об  отсутствии  исключительных  обстоятельств  в  рассматриваемом  случае  свидетельствует также характер и степень общественной опасности совершенного Обществом правонарушения.

Так в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003г. №17-П отмечено, что государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации противоправного деяния Общества в качестве малозначительного и освобождения юридического лица от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, арбитражный суд признает заявленное требование обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Доказательств наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, в материалы дела не представлено, судом не установлено.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает, что Общество привлекается к административной ответственности впервые и вину в совершении административного правонарушения признало полностью.

Поскольку факт совершения административного правонарушения доказан имеющимися материалами дела, принимая во внимание, что правонарушение совершено впервые (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), отягчающие ответственность обстоятельства не установлены, об их наличии не заявлено, арбитражный суд считает возможным назначить юридическому лицу административное наказание, предусмотренное санкцией части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в минимальном размере - 200 000 рублей.

По убеждению суда, назначенное Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за совершенное им правонарушение не свидетельствует о его карательном характере, избыточном ограничении прав юридического лица, а также несоразмерности совершенному административному правонарушению, соответствует тяжести противоправного деяния, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП Российской Федерации и обеспечивает достижение целей административного наказания, таких как предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Кроме того, санкция части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает дополнительное наказание в виде конфискации продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

В соответствии с частью 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.

В рассматриваемом случае алкогольная продукция, обнаруженная в ходе осмотра помещений магазина «Надежда», расположенного по адресу: <...>, изъятая в соответствии с протоколом от 02.02.2016г. изъятия вещей и документов, является предметом административного правонарушения.

В пункте 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что в резолютивной части решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ. Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона от 22.11.1995г. №171‑ФЗ), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции – в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995г. №171-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.

Таким образом, изъятая у юридического лица алкогольная продукция находится в незаконном обороте, что является основанием ее передачи для уничтожения в порядке, установленном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015г. №1027.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленное требование удовлетворить.

Привлечь Общество  с  ограниченной ответственности Торговая компания «Надежда», расположенное по адресу: 665514, <...> б, ОГРН <***>; ИНН <***>,  к административной ответственности предусмотренной частью 2  статьи 14.16  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:УФК по Иркутской области (ГУ МВД по Иркутской области, л/с <***>), р/с <***>, ГРКЦ Банка России по Иркутской области, г. Иркутск, БИК 042520001, ИНН <***>, КПП 380801001, ОКТМО 25650151, код бюджетной классификации 18811608010016000140, УИН 18883816030361394471.

Конфисковать у Общества  с  ограниченной ответственности Торговая компания «Надежда», расположенного по адресу: 665514, <...> б, ОГРН <***>; ИНН <***>, предметы административного правонарушения – алкогольную продукцию согласно протоколу изъятия вещей и документов от 02.02.2016г.: водка «Оригинальная Небесный лед», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 413 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Белая сила», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цепе 386 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Красная горка», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 338 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Талка», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 260 рублей за единицу, в количестве 4 бутылок; водка «Гладиус», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, но цене 395 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Белый орел», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 260 рублей за единицу, в количестве 4 бутылок; водка «Скандинавия», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 446 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Беленькая золотая», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 420 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Пристань», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 205 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; водка «Русский снегопад», емкостью 0,5 литра, крепостью 40%, по цене 303 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; виски «Феймос Граус», емкостью 0,7 литра, крепостью 40%, по цене 1735 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Алазанская Долина», емкостью 0,75 литра, крепостью 10-12%, по цене 471 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Кастелано», красное емкостью 0,75 литра, крепостью 11%, по цене 515 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Кастеллано», белое емкостью 0,75 литра, крепостью 11%, по цене 367 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Дворец наслаждений», красное емкостью 0,75 литра, крепостью 10%, по цене 423 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; вино «Королевский Харджи», емкостью 0,75 литра, крепостью 12%, по цене 361 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; пиво «Цвай мастер»», емкостью 0,5 литра, крепостью 4,4%, по цене 63 рублей за единицу, в количестве 2 бутылок; пиво «Особая варка»», емкостью 0,5 литра, крепостью 6,8%, по цене 58 рублей, в количестве 2 бутылок, и направить на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств упаковки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, Федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015г. №1027.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.

 Судья                                                                                           Т.Ю. Мусихина