ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-4105/2021 от 05.07.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                

08.07.2021                                                                                               Дело  №А19-4105/2021

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  05.07.2021.

Решение  в полном объеме изготовлено   08.07.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломаш Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»  (ИНН <***>, 665770, <...>)

к   Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области

о признании незаконными решений от 29.12.2020 № 048S19200040648, от 11.01.2021 № 048S19210000027, № 048S19210000028, № 048S19210000029, № 048S19210000030, № 048S19210000031, № 048S19210000031,

при участии  в судебном заседании

от заявителя - не явился;

от Пенсионного фонда – ФИО1 – доверенность от 14.12.2020, удостоверение,

установил:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»   (далее по тексту –страхователь, МБУДО «Дом детского творчества») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее по тексту – Пенсионный фонд, Учреждение) от  29.12.2020 № 048S19200040648, от 11.01.2021 № 048S19210000027, № 048S19210000028, № 048S19210000029, № 048S19210000030, № 048S19210000031, № 048S19210000031 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

В судебном заседании 28.06.2021 в порядке ст. 163АПКРФ объявлялся перерыв до  10 час. 25 мин. 05.07.2021, после окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Заявитель о месте и времени судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился.

Ответчик в судебном заседании ходатайствовал приобщении к материалам дела возражений  на заявление.

Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области заявило о процессуальном правопреемстве.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд установил следующие обстоятельства.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.05.1996г., ОГРН <***>.

Учреждением в Пенсионный фонд по месту учета в установленные сроки представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-СТАЖ (исх) за 2017г. и формы СЗВ-М (исх) за март-август 2020г.

В дополнение к представленным сведениям за указанные периоды страхователем 06.10.2020г. представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации, формы СЗВ-СТАЖ (доп) и 13.10.2020г. представлены сведения формы СЗВ-М (доп) в отношении 1 застрахованного лица, отчетность на которого, ранее в исходных формах не представлялась.

В ходе проверки представленных сведений Управлением установлено, что сведения формы СЗВ-СТАЖ (доп) за 2017год и формы СЗВ-М (доп) за март-август 2020г.  представлены страхователем с нарушением установленных законом сроков.

По результатам проверки составлены акты от 25.11.2020 №048S18200036409, от 26.11.2020г. № 048S18200036605, № 048S18200036606, № 048S18200036607, № 048S18200036608, № 048S18200036609, № 048S18200036610, на основании которых приняты решения от 29.12.2020г. № 048S19200040648, от 11.01.2021г. № 048S19210000027, № 048S19210000028, № 048S19210000029, № 048S19210000030, № 048S19210000031, № 048S19210000032 о привлечении МБУ ДО «ДДТ» к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Указанными решениями учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996г. № 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона в виде штрафа в общей сумме 3500руб.

Требованиями от 02.02.2021г. №048S01210002651, от 08.02.2021г. №048S01210002933, №048S01210002935, №048S01210002936, №048S01210002937, №048S01210002938, №048S01210002939 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, направленным в адрес МБУ ДО «ДДТ»  по телекоммуникационным каналам связи, учреждению было предложено уплатить финансовые санкции в сроки до 16.02.2021г. и до 20.02.2021г.

Заявитель, полагая, что решение от 29.12.2020г. № 048S19200040648, от 11.01.2021г. № 048S19210000027, № 048S19210000028, № 048S19210000029, № 048S19210000030, № 048S19210000031, № 048S19210000032 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования являются незаконными и необоснованными, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев ходатайство Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда по Иркутской области о процессуальном правопреемстве, суд установил следующее.

Согласно информационному письму от 15.06.2021, направленного адрес Арбитражного суда Иркутский области, следует, что Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда по Иркутской области реорганизовано путем присоединения  к нему всех территориальных органов ПФР в городах и районах Иркутской области.

В состав структуры Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области с момента реорганизации входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность на территории Иркутской области, не имеющие статуса филиала или представительства.

Государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области в судебном заседании 28.06.2021 и 05.07.2021 представлены ходатайства о процессуальном правопреемстве с приложением документов: листа записи из ЕГРЮЛ, согласно которому 21.06.2021 в ЕГРЮЛ отношении Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области внесена запись о прекращении юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, положение от 03.03.2021 №51п «О реорганизации территориальных  органов пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области».

По правилам ч. 1 ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Исходя из перечисленных обстоятельств, суд считает возможным заменить Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области по делу № А19-4105/2021 на правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.

 Оценив имеющиеся в материалах дела документы суд считает, что требования Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»  подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, для признания ненормативного правового акта налогового органа недействительным, необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагающее на него какие-либо обязанности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. №27-ФЗ (далее Федеральный закон от 01.04.1996г. №27-ФЗ) АО «ДСИО» является страхователем.

Согласно пункту 2.2 части 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016г. № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М).

В разделе 3 формы СЗВ-М указывается тип представляемой формы. Всего предусмотрено три типа: 1) исходная форма - впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; 2) дополняющая - подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; 3) отменяющая - подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

Согласно статье 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Статьей 16 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Таким образом, для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.

В соответствии с положениями Федерального закона № 27-ФЗ, Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция), страхователь имеет право уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.

Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н (далее - Инструкция) установлено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 40 Инструкции).

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (действовала до 26.07.2020, утратила силу с 27.07.2020 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.04.2020 № 211н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах») и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п.

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 23 ноября 2016 г. № 1058п утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете.

Приложением № 1 к указанному постановлению утверждена форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в пункте 2 которого приводятся документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Приложением № 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которой после слов «установил» указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.

Таким образом, в силу прямого указания приведенных положений акт проверки и решение о привлечении к ответственности должны содержать конкретные обстоятельства вмененного лицу правонарушения, а также указание, в чем выразились противоправные деяния этого лица.

Как следует из материалов дела, исходные формы СТАЖ за 2017г. и СЗВ-М за март-август 2020г. представлены страхователем в установленные сроки. Указанное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела извещениями о доставке, протоколами проверки электронных документов и заявителем не опровергается.

Сведения по типу формы «дополняющая» за указанные периоды в отношении 1 застрахованного лица, отчетность на которого, ранее в исходных формах не представлялась, учреждение представило 06.10.2020г. и 13.10.2020г.

Основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа в сумме 3500руб. послужил вывод Пенсионного фонда о предоставлении МБУ ДО «ДДТ» дополняющих форм СЗВ-СТАЖ за 2017год и СЗВ-М за март-август 2020г за пределами установленных пунктами 2 и 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сроков.

Как установлено судом, ни акты проверки, ни оспариваемые решения о привлечении Учреждения к ответственности, на основании которого выставлены требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не содержат сведений о том, что дополняющие сведения представлены на основании направленного Пенсионным фондом уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда и с нарушением срока направления исправленных сведений, установленного частью 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, пунктом 40 Инструкции.

Абзацем третьим статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете ответственность страхователя за нарушение срока представления скорректированных сведений не предусмотрена, поскольку не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).

Таким образом, в рассматриваемом случае, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения Пенсионным фондом, МБУДО «Дом детского творчества» реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений за этот период, что исключает возможность привлечения Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Приведенный правоприменительный подход соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации выраженной в определениях от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу №А73-910/2017, от 05.09.2018 №303-КГ18-5700 по делу №А04-5751/2017, от 05.09.2018 №303-КГ18-5702 по делу №А04-5748/2017, от 30.10.2017 №307-КГ18-6769 по делу №А56-73062/2017, принятых по результатам рассмотрения дел с аналогичными фактическими обстоятельствами, позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

В удовлетворении требования о взыскании с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ за 2017 год, март-август 2020г. в размере 3500руб. отказать.

Кроме того, решением Арбитражного суда  от 08.06.2021 по делу №А19-6768/2021,  в  удовлетворении требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области о взыскании с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ за отчетные периоды: 2017 год, март-август 2020г. в размере 3500руб. отказано.

Учитывая, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым, а любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности, требование заявителя о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 29.12.2020 № 048S19200040648, от 11.01.2021 № 048S19210000027, № 048S19210000028, № 048S19210000029, № 048S19210000030, № 048S19210000031, № 048S19210000031 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования является обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Настоящее решение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительными решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области от 29.12.2020 № 048S19200040648, от 11.01.2021 № 048S19210000027, № 048S19210000028, № 048S19210000029, № 048S19210000030, № 048S19210000031, № 048S19210000031 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как несоответствующееФедеральному закону Российской Федерации «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996г. №27-ФЗ.

Обязать  Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                                       О.Л. Зволейко