ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-451/20 от 19.02.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск

25 февраля 2020 года Дело № А19-451/2020

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2020 года

Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2020 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кобелевой Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению отдела полиции № 4 Межмуниципального управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>)

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании:

от заявителя: не явились;

от ответчика: не явились;

установил:

Отдел полиции № 4 Межмуниципального Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее ответчик, предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил,
о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По существу заявленных требований суд установил следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.

На основании поступившего в дежурную часть отдела полиции № 4 сообщения о незаконной реализации алкогольной продукции должностным лицом отдела полиции № 4 МУ МВД России «Иркутское» произведен осмотр магазина «Продукты», расположенного по адресу: <...>, в котором осуществляет деятельность индивидуальный предприниматель ФИО1.

В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 10.2 Федерального закона
№ 171-ФЗ от 22.11.1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» предприниматель допустил оборот (хранение) алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции, а именно: пиво «Немецкое», объем 1,5 л., с содержанием этилового спирта 4,5%, по цене 148 руб., в количестве 10 единиц.

Нарушение отражено в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.12.2019г., алкогольная продукция изъята у предпринимателя согласно протоколу изъятия вещей и документов от 12.12.2019г.

По результатам проверки должностным лицом Межмуниципального Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» составлен протокол об административном нарушении № 039857 от 27.12.2019г.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдел полиции № 4 Межмуниципального Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд исследовал материалы дела и пришел к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995г.
«О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлен запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

Применительно к розничной продаже алкогольной продукции аналогичный запрет дополнительно установлен подпунктом 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона
№ 171-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе: товарно-транспортная накладная;справка, прилагаемая к таможенной декларации, для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, импортированных и являющихся товарами ЕАЭС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005г. № 864 утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.

В силу пункта 2 статьи 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.

На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.

Таким образом, исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2, 16, 25 и 26 Федерального закона № 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.

В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования названного Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.

Объективную сторону указанного административного правонарушения образует, в том числе, розничная продажа и хранение алкогольной продукции без документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции.

Из материалов дела следует, что при проведении сотрудником полиции 12.12.2019г. контрольных мероприятий предпринимателем не были представлены документы, подтверждающие легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции (пива).

В рассматриваемом случае противоправные действия предпринимателя были квалифицированы административным органом по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку предусмотренные статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ документы в отношении пива представлены не были при проведении осмотра.

Однако предприниматель представил сотруднику полиции объяснение от 27.12.2019г., в котором указал, что обнаруженную в ходе проверки в помещении магазина алкогольную продукции привез поставщик – компания «ТД Восток», однако документы на нее поставщиком предоставлены не были. В связи с чем предприниматель не стал выставлять алкогольную продукцию на продажу, а решил оставить ее за прилавком до того момента, пока не привезут сопроводительные документы на нее.

ИП ФИО1 передал полиции документы, подтверждающие легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции, в том числе: расходная накладная № НВ000058679 от 12.12.2019г., счет-фактура от 12.12.2019г. № НВ000058679, справка о производителях к документу, товарно-транспортная накладная от 12.12.2019г. № НВ000058679, приложение к накладной, декларация о соответствии.

Оценив указанные документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что они относятся именно к алкогольной продукции, находившейся 12.12.2019г. в розничной продаже в магазине "Продукты" и изъятой на основании протокола изъятия вещей и документов от 12.12.2019г.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года № 15206/06 указано, что квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Представление необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Аналогичная правовая позиция изложена также в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года № 2375/07.

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 названного Кодекса.

В частности, особые требования к розничной продаже алкогольной продукции установлены в статье 16 Федерального закона № 171-ФЗ, подпункт 12 пункта 2 которой запрещает розничную продажу такой продукции без сопроводительных документов и без деклараций о соответствии.

При этом на основании пунктов 11 и 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г.
№ 55, продавец обязан своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Как уже отмечалось выше, согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года № 15206/06 и от 14 июня 2007 года № 2375/07, квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. В то же время представление необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении либо в арбитражный суд подтверждает нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, противоправные действия предпринимателя ФИО1, выразившиеся в необеспечении торгового объекта (магазина «Продукты») предусмотренными статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ документами, подтверждающими легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции, при их фактическом наличии у предпринимателя, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не частью 2 той же статьи.

При этом рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не отнесено к компетенции арбитражных судов. Такие дела вправе рассматривать суды общей юрисдикции, органы внутренних дел, органы Роспотребнадзора и органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота алкогольной продукции (статьи 23.1, 23.3, 23.49 и 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

С учетом изложенного у суда отсутствуют основания для привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Протокол об административном нарушении № 039857 от 27.12.2019г. и приложенные к нему документы подлежат возврату отделу полиции № 4 Межмуниципального управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Иркутское».

Учитывая, что предусмотренные пунктом 1 статьей 10.2, подпунктом 12 пункта 2 статьи 16 и пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ документы на спорную алкогольную продукцию имеются, а их достоверность не вызывает сомнения, суд полагает, что такая продукция не может быть признана находящейся в незаконном обороте, а потому подлежит возврату предпринимателю (пункт 6 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19 сентября 2018 года).

Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования отдела полиции № 4 Межмуниципального управления Министерства Внутренних дел Российской Федерации «Иркутское» о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Алкогольную продукцию, изъятую на основании протокола изъятия вещей и документов от 12 декабря 2019 года, возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Е.И. Верзаков