ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-4835/20 от 03.08.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                   Дело № А19-4835/2020

07.08.2020 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 03.08.2020 года.

Решение в полном объеме изготовлено 07.08.2020 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Яцкевич Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Паламовой З.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ТАЙШЕТСКОМУ ЛЕСНИЧЕСТВУ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 665006 ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ <...>)

к АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "ГРУППА "ИЛИМ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 191025 <...>)

третьи лица: Тайшетская межрайонная прокуратура, Прокуратура Иркутской области, Министерство лесного комплекса Иркутской Области; Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура

о возложении обязанности очистить лесные участки от порубочных остатков,

при участии в судебном заседании:

от истца – не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика – ФИО1, представитель по доверенности от 26.12.2019 (предъявлены паспорт, документ об образовании);

от третьих лиц :

не явились, извещены надлежащим образом;

установил:

Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству (истец) обратилось в Братский городской суд Иркутской области с иском к АО «Группа «Илим» (ответчику) о возложении обязанности на арендатора АО «Группа «Илим» очистить от порубочных остатков в соответствии с Правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, путем и способами, не причиняющими вреда окружающей среде, в срок до 8 мая 2020 года лесные участки:

-в квартале 121 выделе 4 Квитковской дачи, Тайшетского участкового лесничества, Тайшетского лесничества общей площадью 3,87 га;

-в квартале 91 выделе 4 Квитковской дачи, Тайшетского участкового лесничества, Тайшетского лесничества общей площадью 1,37га;

-в квартале 91 выделе 10 Квитковской дачи, Тайшетского участкового лесничества, Тайшетского лесничества общей площадью 3,16 га;

-в квартале 82 выделе 15 Квитковской дачи, Тайшетского участкового лесничества, Тайшетского лесничества общей площадью 4,426 га;

-в квартале 81 выделе 4 Квитковской дачи, Тайшетского участкового лесничества, Тайшетского лесничества общей площадью 6,77 га;

-в квартале 106 выделе 24 Квитковской дачи, Тайшетского участкового лесничества, Тайшетского лесничества общей площадью 14 га.

В обосновании исковых требований истец ссылается на заключенный между арендатором - АО «Группа «Илим» и арендодателем - Министерством лесного комплекса Иркутской области договор аренды лесного участка №91-390/18 от 22.06.2018 года, в соответствии с которым ответчику в возмездное пользование был передан лесной участок из категории земель лесного фонда, расположенный на территории муниципального образования «Тайшетский район» Тайшетского лесничества Квитокская дача и неисполнение арендатором АО «Группа «Илим» предусмотренных законом и договором обязанностей по соблюдению требований лесного законодательства на арендованных участках.

Определением Братского городского суда Иркутской области от 03.12.2019 иск принят к производству суда; делу присвоен номер дела №2-447/2020.

Определением Братского городского суда Иркутской области от 07.02.2020 гражданское дело №2-447/2020 передано по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области в силу части 2.1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 18.03.2020 дело принято к производству суда.

Определениями Арбитражного суда Иркутской области от 08.06.2020 и 13.07.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство лесного комплекса Иркутской области,  Прокуратура Иркутской области и Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура (соответственно).

Истец и третьи лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке ст. 121 АПК РФ.

Истец ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Прокуратурой Иркутской области направлен отзыв, в котором указано, что настоящий спор не относится к категории дел, затрагивающих публичные интересы, в которых Прокурор принимает участие в целях обеспечения законности в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ; ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура каких-либо ходатайств не направила, письменный отзыв на иск не представила.

Суд, руководствуясь положениями ч.ч. 1, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации провел судебное заседание в отсутствие надлежащим образом извещенного истца и третьих лиц (Тайшетская межрайонная прокуратура (Прокуратура Иркутской области, Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура, Министерство лесного комплекса Иркутской области).

Ответчик заявленные исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном суду отзыве на иск.

Выслушав представителей ответчика и третьего лица – Министерства лесного комплекса Иркутской области, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал, что 22.06.2018 между Министерством лесного комплекса Иркутской области (арендодателем) и Акционерным обществом «Группа «Илим» (арендатором) был заключен договор аренды лесного участка № 91-390/18, по условиям которого Министерством Обществу во временное возмездное пользование передан лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 230 608 га., имеющий местоположение: Иркутская область, муниципальное образование «Тайшетский район», Тайшетское лесничество, Тайшетское участковое лесничество, Квитокская дача, кварталы №№ 24, 25, 36, 50, 51, 66, 72-76; Шиткинская дача, кварталы №№34ч, 44ч, 53ч, 84ч, 94ч, 105ч; Каенская дача, кварталы №№ 33ч, 62ч, 63ч, 83ч, 84ч, 120ч-123ч, 138ч; Шиткинское участковое лесничество, Каенская дача, кварталы №№ 1-10, 14-32, 33ч, 34-55, 62ч, 63ч, 64-68, 71-76, 78-82, 83ч, 84ч, 85-88, 97-102, 105-108, 113-117, 120-123ч, 124, 125; Шиткинская дача, кварталы №№ 4-13, 15-20, 25-30, 34ч, 35-42, 44ч, 45-48, 50, 53ч, 54, 57-59, 63-69, 74-80, 84ч, 85-90, 94ч, 95-97, 101, 102, 104, 105ч, 106, 107, 113, 114, 119, 120, 125-132; Тайшетское участковое лесничество; Квитокская дача, кварталы №№ 2-6, 9-17, 20, 21, 23, 26-30, 32-35, 37, 38, 42-44, 45-49, 52-59, 65, 67-69, 70, 71, 78-86, 91-95, 98-107, 109-117, 121-135, 139-150, 158-163, 171-175; для заготовки древесины.

Впоследствии, Территориальным управлением Министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству совместно с сотрудниками ОМВД по Тайшетскому району и специалистами экономической безопасности АО «Группа «Илим» были выявлены факты незаконных рубок на территории Квитковской дачи, Тайшетского участкового лесничества, Тайшетского лесничества в кв. 121 выд. 4, кв. 91 выд. 4, 10, кв. 82 выд. 15, кв. 81 выд. 4, кв. 106 выд. 24, по результатам которых, следственным отделом МВД России по Тайшетскому району возбуждены уголовные дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч.ч.2, 3 ст. 260 УК РФ.

Полагая, что обязанность по очистки лесных участков от порубочных остатков, образовавшихся в ходе незаконных рубок, лежит на ответчике, как на арендаторе лесного участка, истец обратился в суд с настоящим иском.

Ответчик возражал, указал на отсутствие у Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству полномочий на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем, ходатайствовал об оставлении искового заявления без рассмотрения. Кроме того, возражая против удовлетворения настоящего иска, указал на отсутствие у АО «Группа «Илим» обязанности по очистке лесных участков от порубочных остатков, образованных в результате незаконных действий третьих лиц.

Суд, рассмотрев довод ответчика об отсутствии и истца полномочий на обращение в суд с настоящим иском, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица (часть 2 статьи 4 АПК РФ).

Как указывалось судом ранее, обращаясь в суд с настоящим иском - Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству в качестве основания заявленных исковых требований ссылается на наличие у АО «Группа «Илим» как у арендатора земельного участка, на котором имеются порубочные остатки, образовавшиеся в ходе незаконных рубок, обязанности в силу договора по очистке арендованных земельных участков от порубочных остатков.

То есть из содержания искового заявления следует, что иск заявлен в связи с ненадлежащим (по мнению истца) исполнением арендатором - АО «Группа «Илим» условий договора аренды.

С учетом доводов истца и обстоятельств настоящего дела у суда отсутствуют основания считать, что настоящий иск заявлен в защиту прав неопределенного круга лиц.

Однако суд соглашается с доводами ответчика об отсутствии у истца права на предъявление настоящего иска ввиду следующего.

В соответствии с Положением о территориальных управлениях министерства лесного комплекса Иркутской области (далее – Положение), утвержденным Приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.10.2017 № 90-мпр (в редакции, действующей на дату обращения истца в суд) Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству (далее - территориальное управление) является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исполнению отдельных полномочий уполномоченного исполнительного органа государственной власти Иркутской области в рамках реализации Закона Иркутской области от 30 ноября 2016 года N 100-ОЗ "Об организации деятельности пунктов приема, переработки и отгрузки древесины на территории Иркутской области"; осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Иркутской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Иркутской области; федерального государственного охотничьего надзора на территории Иркутской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения; государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (государственные природные заказники регионального значения); охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе охотничьих ресурсов; предоставлению в пользование объектов животного мира, в том числе охотничьих ресурсов, физическим лицам; государственному управлению и контролю в области организации и функционирования государственных природных заказников регионального значения; осуществлению мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании в сфере лесного хозяйства.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами спора, лесные участки,  расположенные в Квитковской даче, Тайшетского участкового лесничества, Тайшетского лесничества (в квартале 121 выделе 4, в квартале 91 выделе 4, в квартале 91 выделе 10, в квартале 82 выделе 15, в квартале 81 выделе 4, в квартале 106 выделе 24)  относятся к землям лесного фонда (находятся в собственности Российской Федерации).

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по федеральному государственному лесному надзору (часть 1 статьи 83 ЛК РФ).

Согласно Постановлению Правительства Иркутской области от 27.02.2018 N 155-пп "О министерстве лесного комплекса Иркутской области", Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе:  по предоставлению лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование (подпункта 5 пункта 8 Положения).

С учетом изложенного, суд полагает, что Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Тайшетскому лесничеству не является уполномоченным лицом на подачу настоящего иска исходя из указанных в нем оснований.

Вместе с тем привлеченное к участию в настоящем деле Министерство лесного комплекса Иркутской правом на вступление в дело в качестве соистца, в порядке ст. 46 АПК РФ, не воспользовалось.

На основании изложенного, суд соглашается с доводом ответчика об отсутствии у истца полномочий на обращение в суд с настоящим иском, однако по мнению суда, данное обстоятельство не является процессуальным основанием для оставления настоящего иска без рассмотрения.

Так же суд полагает обоснованным и доводом ответчика об отсутствии у АО «Группа «Илим» обязанности по очистке лесных участков от порубочных остатков, образованных в результате незаконных действий третьих лиц, в силу следующего.

Как указывалось судом выше, 22.06.2018 между Министерством лесного комплекса Иркутской области (арендодателем) и Акционерным обществом «Группа «Илим» (арендатором) был заключен договор аренды лесного участка № 91-390/18, по условиям которого Министерством Обществу во временное возмездное пользование передан лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 230 608 га., для заготовки древесины.

В соответствии с условиями договора аренды №91-390/18 от 22.06.2018 года арендатор обязался: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Договором; соблюдать установленные лесным законодательством Российской Федерации правила, в том числе, санитарные правила, правила пожарной безопасности; осуществлять меры противопожарного обустройства лесов; осуществлять за свой счет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на участке.

Согласно статье 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного Кодекса, или использующими леса в соответствии с Лесным Кодексом лицами.

Согласно п. 12 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017), при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.

Согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 17.04.2019), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Таким образом, очистка лесосек является мероприятием, проводимым в процессе заготовки древесины, виды, объеме и сроки которой регламентированы законодательно и детализированы в договоре аренды лесного участка и проекте освоения лесов.

Вместе с тем, как указал истец, обращаясь в суд с настоящим иском, и следует из представленных в материалы дела документов – постановлений о возбуждении уловных дел, по признакам, предусмотренных ч.ч. 2, 3 ст. 260 УК РФ (Незаконная рубка лесных насаждений) порубочные остатки образовались в результате незаконных рубок неустановленными лицами.

Доказательств, свидетельствующих о незаконной заготовке древесины силами АО «Группа «Илим» истец суду не представил, на наличие таких доказательств последний не ссылался.

При этом ни Лесной кодекс РФ, ни постановление Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» не обязывает арендатора осуществлять очистку лесного участка от порубочных остатков, образовавшихся в результате незаконной рубки лесных насаждений третьими лицами.

С учетом изложенного, суд оснований для удовлетворения иска не находит.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

 Судья                                                                                                 Ю.С. Яцкевич