ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5133/13 от 17.06.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                  

17 июня 2013 года                                                                               дело  № А19-5133/2013

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Загвоздина В.Д.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой  службы № 14 по   Иркутской  области,  (ИНН: 3814008935, ОГРН: 1043801916531) к Областному государственному автономному учреждению «Заларинский лесхоз» (ИНН 3825002318, ОГРН: 1033801910273) о взыскании  200  рублей 00 копеек

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой  службы № 14 по   Иркутской  области (далее по тексту – налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о взыскании с ответчика 200 рублей 00 копеек, составляющих сумму налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.

Заявитель о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 22.04.2013г.).

Ответчик о рассмотрении дела в порядке упрощенного производстваизвещался в порядке, установленном ст.ст. 121-123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (заказное письмо с определением суда от 18.04.2013, направленное судом по всем известным адресам ответчика, возвращено отделением почтовой связи по причине  отказа адресата от получения).

Из материалов дела следует, что налоговым органом при обнаружении факта несвоевременного представления налогоплательщиком бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2012 года,  составлен акт от 14.11.2012 №13-09/1859. Указанный акт совместно с извещением от 19.11.2012 № 6044 о времени и месте рассмотрения материалов проверки, назначенных на 21.12.2012 на 14 час. 00 мин., направлен 20.11.2012  налогоплательщику почтой заказным письмом, что подтверждается копией списка внутренних почтовых отправлений от 20.11.2012.

По итогам рассмотрения акта и материалов проверки, налоговым органом  в отсутствие налогоплательщика вынесено решение от 21.12.2012 №13-09/1732 о   привлечении к ответственности, предусмотренной  п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок в налоговые органы бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2012 год в виде штрафа размере 200 рублей.

Указанное решение в адрес ответчика направлено 24.12.2012 по почте заказным письмом, что подтверждается копией списка внутренних почтовых отправлений от 24.12.2012.

Требование от 28.12.2012 № 2846 об уплате налоговых санкций  направлено ответчику по почте заказным письмом, что подтверждается копией списка внутренних почтовых отправлений от 28.12.2011. Ответчик возражений по факту получения требования  суду не представил. Таким образом, с учетом положений п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование считается полученным ответчиком  по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.  Срок исполнения требования истек, однако штраф ответчиком до настоящего времени не  уплачен.

Поскольку ответчик является учреждением, у которого расчетные счета отсутствуют, финансируется за счет муниципального бюджета, применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель просит взыскать с ответчика 200 руб. 00 коп., составляющих сумму налоговой санкции, в судебном порядке.

Ответчик отзыв не представил, требования налогового органа по существу не оспорил.

Согласно решению от 21.12.2012 №13-09/1732 ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за непредставление в установленный срок в налоговые органы бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2012 года.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на налогоплательщика обязанностей, в силу пункта 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ) непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства  о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет.

Согласно статье 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действующему с 01.01.2013г.) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Следовательно, с 01.01.2013г. организации (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую (финансовую) отчетность.

Таким образом, на момента рассмотрения дела судом обязанность по представлению квартальной бухгалтерской отчетности в течении 30 дней по окончании квартала отменена.

Согласно абз.6 п.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012г. №34 устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена. Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 24.04.2012 №15230/11 – применительно к ситуации,  когда соответствующая обязанность отменена до составления протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности.

Кроме того, согласно статьям 1, 2 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действовавшего до 01.01.2013г.) (далее по тексту Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и состоящая из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмотренных нормативными актами, и пояснительной записки.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.

Статьей 15 Закона о бухгалтерском учете предусмотрена обязанность организаций, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборота по реализации товаров (работ, услуг),  представлять органам исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года.

Согласно пункту 3 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Кроме того,  Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 27 марта 2004 № 02-2-07/19@ «О представлении бухгалтерской отчетности бюджетными учреждениями» также указало, что  представление  бюджетными учреждениями в налоговый орган бухгалтерской отчетности, Законом о бухгалтерском учете не предусмотрено. В письме от 31.03.2005 № ММ-6-01/247@ Федеральная налоговая служба также сообщила, что бюджетные учреждения, получающие финансирование из бюджета,  не представляют бухгалтерскую отчетность  в налоговые органы.

Таким образом, из анализа изложенных выше норм следует, что бухгалтерская отчетность бюджетными, казенными учреждениями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, в налоговый орган не представляется.

Как следует из материалов дела, ответчик является бюджетным учреждением, вместе с тем ни  в акте проверки, ни в решении налоговым органом не приведено доказательств, обосновывающих необходимость представления ответчиком  бухгалтерского отчета за 9 месяцев 2012 год.

Таким образом, налоговый орган не доказал, что ответчик, являющийся  бюджетным учреждением, осуществлял в 2012 году предпринимательскую деятельность, и обязан был представлять  бухгалтерскую отчетность.

В силу пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.

Учитывая, что у ответчика в 2012 году отсутствовала обязанность представления бухгалтерской отчетности,  а также то, что с 01.01.2013г. обязанность по представлению квартальной бухгалтерской отчетности в течении 30 дней по окончании квартала отменена, следует признать, что у суда не имеется оснований для взыскания штрафа в размере 200 руб.

С учетом изложенного, суд полагает требования налогового органа о взыскании с ответчика штрафных санкций в сумме 200 руб. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 – 170, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л :

в удовлетворении заявленных требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия. 

Судья                                                                                                   В.Д. Загвоздин                               

: