ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5168/15 от 23.11.2015 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-5168/2015

30 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 23.11.2015. Решение в полном объеме изготовлено 30.11.2015.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Серовой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Пушкаревой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» (ОГРН 1033801050656, ИНН 3808098000; юридический адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, д. 4, оф. 132А)

к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА (ОГРН 1033801541905, ИНН 3807000276; юридический адрес: 664081, г. Иркутск, ул. Станиславского, д. 2)

третьи лица: Администрация города Иркутска, Администрация Иркутского района

об обязании заключить договор,

при участии в заседании:

от истца: представитель Хохлова Г.С. (доверенность от 11.11.2014 № 52)

от ответчика: представитель Хиценко А.Н. (доверенность от 12.01.2015)

от третьих лиц: от Администрации города Иркутска – представитель Цыренова М.В. (доверенность от 06.10.2015), от Администрации Иркутского района - не прибыл, уведомлен о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявил о проведении судебного заседания в его отсутствие,

установил:

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА об обязании в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу заключить договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения на условиях, определенных Постановлением администрации города Иркутска № 031-06-1611/14 от 31.12.2014 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) по типовой форме, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения».

Определением от 17 сентября 2015 по настоящему делу в качестве третьих лиц привлечены Администрация города Иркутска и Администрация Иркутского района.

До рассмотрения дела и принятия решения по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации уточнил исковые требования; согласно данным уточнениям истец просит:

1. обязать в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу МУП «Водоканал» города Иркутска (именуемое «Исполнителем» по договору б/н без указания даты о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и/или водоотведения) заключить с ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» (именуемое «Заказчиком» по договору б/н без указания даты о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и/или водоотведения) договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и/или водоотведения на условиях, определенных Постановлением администрации города Иркутска № 031-06-1611/14 от 31.12.2014 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)» с протоколом разногласий в редакции ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» по следующим условиям:

1.1. Пункт 1.3. договора изложить в следующей редакции:

«Размер нагрузки ресурса, потребляемого Объектом, который обязан обеспечить Исполнитель в точках подключения составляет по водоотведению и по очистке сточных вод:

- н.п. Патроны в 2015г. - 1,53 м3/час, 2016 - 2,06 м3/час, 2017 - 2,65 м3/час, 2018 - 3,82 м3/час, 2019 - 4,12 м3/час, итого - 14,19 м3/час.

- н.п. Новолисиха в 2014г. - 3,05 м3/час, 2015 - 6,19 м3/час, 2016 - 7,21 м3/час, 2017 - 6,01 м3/час, 2018 - 6,07 м3/час, 2019 - 6,52 м3/час, 2020 - 7,05м3/час, итого - 42,1 м3/час.

- н.п. Пивовариха в 2014г. - 2,95 м3/час, 2015 - 1,85 м3/час, 2016 - 4,79 м3/час, 2017 - 4,79 м3/час, 2018 - 8,95 м3/час, 2019 - 7,51 м3/час, 2020 - 14,91 м3/час, 2021 - 27,37 м3/час, 2022 -18,47 м3/час, итого - 91,58 м3/час.

В случае, если Исполнителем будет установлено превышение Объектов, указанных в п. 1.1. настоящего Договора, заявленной нагрузки, Заказчик в течение 45 календарных дней с момента получения уведомления Исполнителя об этом заключает с Исполнителем дополнительно соглашение к настоящему Договору, предусматривающее изменение размера нагрузки ресурса, установленного п. 1.3. Договора и вносит Исполнителю плату за подключение (технологическое присоединение), превышаемой заявленной нагрузки по тарифу, действующему на момент оплаты».

1.2. Пункт 4.1.1. договора изложить в следующей редакции:

«Выполнить мероприятия до границ земельного участка Заказчика (до точки подключения в н.п. Патроны на земельном участке с кадастровым номером - 38:06:143727:671, в н.п. Пивовариха на земельном участке с кадастровым номером - 38:06:141904:1486, в н.п. Новолисиха на земельном участке с кадастровым номером - 38:06:143519:6385), в том числе технические) по увеличению пропускной способности и/или увеличению мощности центральной системы водоснабжения и/или водоотведения и мероприятия по фактическому присоединению Объекта к центральной системе водоснабжения и/или водоотведения, включенные в Инвестиционную программу «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска на 2011-2015годы», утвержденную Решением Городской думы от 26.12.2011 № 005-20-290460/1, либо обеспечить включение в Инвестиционную программу «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска» на последующие годы мероприятий по включению (технологическому присоединению) Объектов Заказчика к центральным системам водоснабжения и/или водоотведения - Приложением № 2 к настоящему Договору.

1.3. Пункт 6.1.1. по тексту Договора отсутствует.

Дополнить Договор п. 6.1.1. следующего содержания:

«Индивидуальная плата (максимальная величина платы за максимальную допустимую пропускную величину подключаемой (присоединяемой) нагрузки для поселка н.п.Патроны составляет - 20 614 787 (Двадцать миллионов шестьсот четырнадцать тысяч семьсот восемьдесят семь) рублей 42 коп.

Индивидуальная плата (максимальная величина платы за максимальную допустимую пропускную величину подключаемой (присоединяемой) нагрузки для поселка н.п.Новолисиха составляет - 61 161 561 (Шестьдесят один миллион сто шестьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят один) рубль 00 коп.

Индивидуальная плата (максимальная величина платы за максимальную допустимую пропускную величину подключаемой (присоединяемой) нагрузки для поселка н.п. Пивовариха составляет 133 044 554 (Сто тридцать три миллиона сорок четыре тысячи пятьсот пятьдесят четыре) рубля 79 коп.».

1.4. Приложение к Договору «Условия подключения № 5-о от 22.01.2015, раздел «Точка подключения (технологического присоединения) объекта к сетям центральной системы водоотведения, - изложить в следующей редакции:

- н.п. Патроны точка подключения на земельном участке 38:06:143727:671 (в КНС-14);

- н.п. Пивовариха точка подключения на земельном участке 38:06:141904:1486;

- н.п. Новолисиха точка подключения на земельном участке 38:06:143519:6385».

Ответчик с заявленными требованиями не согласился, в удовлетворении иска просит отказать; в представленном отзыве на иск указал, что заключение договора в редакции, предложенной ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» невозможно. В судебном заседании ответчик пояснил, что заключение договора о технологическом присоединении между истцом и ответчиком невозможно в целом (независимо от редакции такого договора), в связи с тем, что заключение договора о технологическом присоединении между сторонами противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Ответчик пояснил, что истец может обратиться в МУП «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА с заявлением о подключении только объекта капитального строительства, тогда как ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» просит заключить договор о технологическом присоединении земельных участков, которые не являются объектами капитального строительства, а следовательно, не могут являться объектами, подключаемыми к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Также МУП «Водоканал» г.Иркутска указал, что в связи с тем, что подключаемые объекты находятся за пределами муниципального образования город Иркутск, включение мероприятий по увеличению мощности системы водоотведения в инвестиционную программу МУП «Водоканал» г. Иркутска невозможно.

Администрация города Иркутска, участвующая в процессе в качестве третьего лица, на основании определения суда от 17 сентября 2015 года, просит отказать в удовлетворении заявленного требования, считает невозможным заключение договора с истцом ввиду отсутствия у МУП «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА соответствующей мощности.

В судебных заседаниях как ответчик, так и Администрация города Иркутска поясняли, что заключение договора с истцом невозможно, поскольку для подключения запрошенной ответчиком нагрузки необходимо выполнение ряда мероприятий: например, строительство КНС №№ 47, 59, а также строительство напорных трубопроводов до КОС города Иркутска между КНС 59 и КНС 47; на сегодняшний день техническая возможность подключения объектов истца к системе коммунальной инфраструктуры города Иркутска отсутствует ввиду невозможности пропуска запрашиваемой нагрузки через имеющиеся сооружения. Из анализа положений пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения (технологического присоединения), должны быть включены в инвестиционную программу; вместе с тем, затраты на создание сетей и канализационных насосных станций не были учтены в инвестиционной программе МУП «Водоканал» г. Иркутска, утвержденной решением Думы города Иркутска от 25.06.2009 № 004-20-621070/9.

Администрация Иркутского района, участвующая в процессе в качестве третьего лица, на основании определения суда от 17 сентября 2015 года, извещена о судебном разбирательстве в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не прибыла, в представленных письменных пояснениях указала, что заявление МУП «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА от 25.09.2015 № И-15-04971 об установлении тарифа на водоснабжение, водоотведение и технологическое присоединение в Иркутском районе рассмотрено, установлено, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Иркутской области от 28 ноября 2014 года №138-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к ведению поселений отнесена организация в границах поселения водоснабжения и водоотведения. Администрация Иркутского района указала, что согласно закону Иркутской области от 6 ноября 2012 года № 114-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения» тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения уполномочены устанавливать городские и сельские поселения Иркутского района, в связи с чем администрация Иркутского района не обладает полномочиями по установлению тарифов на водоснабжение, водоотведение и технологическое присоединение.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 19.11.2015 до 23.11.2015 до 12 часов 00 минут, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Арбитражного суда Иркутской области www.irkutsk.arbitr.ru.

До перерыва представитель ответчика устно заявил о привлечении к участию в процессе в качестве третьего лица Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства; после перерыва пояснил, что это ходатайство им не поддерживается. В связи с этим у суда не имеется оснований для рассмотрения по существу данного ходатайства.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 30.12.2011 между ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» (арендатор) и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (арендодатель) заключен договор № ДЗ-274 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, по условиям которого арендодатель обязался предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендодатель обязался принять земельный участок общей площадью 985 247 кв.м (кадастровый номер: 38:06:143519:4778), расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район.

30.12.2011 между ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» (арендатор) и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (арендодатель) заключен договор № ДЗ-273 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, по условиям которого арендодатель обязался предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендодатель обязался принять земельный участок общей площадью 820 896 кв.м (кадастровый номер: 38:06:141904:985), расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район.

30.12.2011 между ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» (арендатор) и Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (арендодатель) заключен договор № ДЗ-272 аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, по условиям которого арендодатель обязался предоставить за плату во временное владение и пользование, а арендодатель обязался принять земельный участок общей площадью 339 883 кв.м (кадастровый номер: 38:06:143727:481), расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район.

Договоры заключены по итогам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Согласно пункту 1.2. договоров от 30.12.2011 №№ ДЗ-272, ДЗ-273, ДЗ-274 арендатору предоставляются земельные участки для осуществления комплексного освоения в целях жилищного строительства; комплексным освоением участка является:

- подготовка документации по планировке территории, состоящей из проекта планировки территории, проекта межевания территории в границах участка, и ее утверждение в установленном порядке уполномоченным органом;

- обустройство территории в границах участка посредством строительства (создания) на образованных в соответствии с документацией по планировке территории земельных участках в границах участка (далее - Образованные участки) объектов инженерной инфраструктуры в сфере электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, иной инфраструктуры, а также объектов по обустройству территорий общего пользования в границах участка, безвозмездная передача таких объектов в муниципальную (или государственную) собственность либо оформление в частную собственность;

- осуществление жилищного и иного строительства на Образованных участках в соответствии с видами разрешенного использования.

Письмом от 10.04.2013 № 59 Открытое акционерное общество «Российские Железные Дороги» в лице филиала Центральная Дирекция по Теплоснабжению направило в адрес ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» технические условия № 294 на подключение к сети канализации, расположенной на 21 км Байкальского тракта выданные Восточно-Сибирской Дирекцией по тепловодоснабжению структурного подразделения ЦДТВ – филиала ОАО «РЖД», согласно которому объект: малоэтажного жилого комплекса и коттеджного поселка; местонахождение: Иркутский район, в н.п. Патроны, н.п. Новолисиха; водоотведение:

- прием сточных вод в объеме 64 м3 /сут. от ЗАО «Сибирьэнерготрейд» в н.п. Патроны осуществить через проектируемую на территории в н.п. Патроны самотечную линию. Точку врезки самотечного коллектора принять в КК - сущ. (согласно схемы) возле КНС №1, диаметр коллектора принять по расчету;

- прием сточных вод в объеме 189 м3/сут. от ЗАО «Сибирьэнерготрейд» в н.п. Новолисиха осуществить через врезку в напорный коллектор с установкой канализационного колодца и запорной арматуры. Выполнить проект самотечной, напорной канализации, КНС и представить на согласование в Восточно-Сибирскую дирекцию по тепловодоснабжению. В проекте учесть установку на КНС двух насосов (рабочий, резервный), обратных клапанов, узла коммерческого учета. Точку врезки определить дополнительно совместно с представителем ВС ДТВ;

- выполнить проект и представить на согласование в Восточно-Сибирскую дирекцию по тепловодоснабжению;

- до производства работ по врезке заключить договор на технические надзор с ВС ДТВ.

- получить разрешение на приемку объемов сбрасываемых стоков от МУП «Водоканал» г. Иркутска. Заключить договор на прием и транспортировку стоков с Восточно-Сибирской Дирекцией по тепловодоснабжению.

Письмами от 15.05.2014 №№ 788-1, 788-2, 788-3 ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» обратилось к МУП «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА о выдаче условий подключения к сетям водоотведения н.п. Новолисиха, н.п. Пивовариха, н.п. Патроны.

Постановлением Администрации города Иркутска от 31.12.2014 № 031-06-1611/14 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) для ЗАО «СибирьЭнергоТрейд», была установлена в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения города Иркутска, эксплуатацию которой осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» города Иркутска, для закрытого акционерного общества «СибирьЭнергоТрейд» с учетом величины подключаемой (присоединяемой) нагрузки 147,87 м3/час в размере 214 820 903,97 рублей (с учетом налога на прибыль и налога на добавленную стоимость).

МУП «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА направило в адрес ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» договор о подключении к централизованным системам водоснабжения и/или водоотведения, по условиям которого МУП «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА обязалось выполнить действия по подготовке централизованных систем водоснабжения и/или водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объектов «Объекты капитального строительства», принадлежащего ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» на праве собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права с целевым назначением: для жилищного строительства на земельных участках с кадастровыми номерами: 38:06:143727:481, 38:06:143519:4778, 38:06:141904:985.

Рассмотрев представленный ответчиком проект договора, ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД», направило в адрес МУП «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА письмо № 705 от 02.06.2015 о невозможности подписать предлагаемую редакцию договора, с просьбой рассмотреть предлагаемые ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» изменения к существенным условиям договора, в связи с необходимостью включить в договор:

- сведения о тарифе за технологическое подключение для каждого из трех поселков (н.п. Патроны, н.п. Новолисиха, н.п. Пивовариха Иркутского района) с учетом этапности строительства в каждом из них с учетом нарастающего итога водоотведения;

- сведения о точках подключения и расстоянии от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» по каждому поселку до точки подключения к централизованной системе водоотведения МУП «Водоканал»;

- сведения о перечне мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения МУП «Водоканал» по утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе Исполнителя по Договору, либо представить ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» сведения об иных возможностях обеспечения водоотведения по каждому поселку (н.п.Патроны, н.п.Новолисиха, н.п.Пивовариха Иркутского района).

Письмом от 12.11.2015 № 1289 ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» повторно обратилось к МУП «Водоканал» г. Иркутска с просьбой заключить договор о технологическом присоединении на условиях протокола разногласий в редакции ЗАО «СибирьЭнергоТрейд».

Ввиду уклонения ответчика от рассмотрения требований о заключении договора в редакции протокола разногласий, составленного истцом, ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» просит суд урегулировать возникшие между сторонами при заключении договора разногласия.

Исследовав материалы дела, суд находит исковое требование правомерным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (Правила № 83).

Указанные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также определения критерия возможности подключения. Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.

Пунктом 6 Правил № 83 установлено, что в случае, если правообладатель земельного участка намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение построенного объекта капитального строительства, для получения технических условий.

В рассматриваемом случае в соответствии с пунктом 7 Правил № 83 точки подключения были определены на границе существующих сетей инженерно-технического обеспечения города Иркутска и сетей, строительство которых обеспечивалось истцом.

Согласно пункту 16 Правил № 83 точка присоединения к системам водоснабжения и (или) водоотведения, а также очистки сточных вод (адрес, номер колодца или камеры) указывается в условиях подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, предоставляемых заказчику исполнителем.

Согласно пункту 4 Правил № 83 подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы:

1) подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки;

2) заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек;

3) исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий;

4) присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика;

5) выполнение условий подачи ресурсов.

При этом согласно абзацу 2 пункта 17 Правил № 83 плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления, для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В отсутствие тарифа плата не взимается.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, анализируя положения пункта 17 Правил № 83, указал в постановлении от 05.02.2008 № 11912/07, что законодательством Российской Федерации собственникам сетей инженерно-технического обеспечения не предоставлено право самостоятельно устанавливать плату за подключение объекта к сетям.

С учетом этого постановлением Администрации города Иркутска от 31.12.2014 № 031-06-1611/14 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) для истца ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» установлена в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения города Иркутска, эксплуатацию которой осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» города Иркутска, с учетом величины подключаемой (присоединяемой) нагрузки 147,87 м3/час в размере 214 820 903,97 рублей (с учетом налога на прибыль и налога на добавленную стоимость). Данное постановление было направлено в адрес истца письмом заместителя мэра – председателя комитета по бюджетной политике и финансам Администрации города Иркутска от 13.01.2015 № 105-70-11/5, с оговоркой о возможности увеличения и дальнейшей корректировки платы за подключение (технологическое присоединение).

Согласно пункту 15 Правил № 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пунктам 1 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров - типовые договоры, положения и т.п.

Таким образом, действующим законодательством установлены особенности заключения публичных договоров, которые допускают издание органами исполнительной власти правил, обязательных для сторон, в связи с чем определение последними правил заключения публичного договора о подсоединении к системам коммунальной инфраструктуры соответствует закону.

Частями 6, 7, 8, 9, 10, 11 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определен порядок включения в инвестиционную программу мероприятий в целей подключения новых потребителей.

Сроки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе в случае необходимости реализации мероприятий инвестиционной программы в целях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя, устанавливаются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (в настоящем случае – МУП «Водоканал» г. Иркутска), в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования (часть 7 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного в части 7 настоящей статьи обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 8 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

В случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий (часть 9 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

Если в течение 30 дней с даты обращения организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, о корректировке инвестиционной программы и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования в соответствии с частью 7 настоящей статьи от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) не получено уведомление о принятом решении, обращение такой организации считается согласованным. В таком случае организация, осуществляющая холодное водоснабжение (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (часть 10 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

Согласно пунктам 101, 102, 103 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифа этой организации на очередной период регулирования.

В случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней со дня поступления указанного в пункте 101 настоящих Правил обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения технологического присоединения), о применении тарифа на подключение (технологическое присоединение) или индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и определяет финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или принимает решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения технологического присоединения), учитываются при установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) или тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий.

В соответствии с частью 13 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регламентированы основы правового регулирования механизма платы за подключение (технологическое присоединение), который рассчитывается согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения (водоотведения) с учетом 3 параметров: установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение); величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки; расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных канализационных) сетей к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения).

Согласно пунктам 81 - 87 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. становлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406), плата за подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) определяется согласно установленным тарифам на подключение (технологическое присоединение) либо в индивидуальном порядке в случаях и порядке, которые предусмотрены Основами ценообразования; тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения сетей к объектам централизованных систем (ставка за протяженность сети); размер ставки за протяженность сети дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки сетей, и рассчитывается исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов: на прокладку (перекладку) сетей водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии со сметной стоимостью прокладываемых (перекладываемых) сетей; налога на прибыль; в отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на реконструкцию (модернизацию) существующих объектов централизованных систем; расходы на реконструкцию (модернизацию) существующих объектов систем, финансирование которых предусмотрено за счет платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не должны превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Госстроем России, а в случае, если такие нормативы не установлены, указанные расходы определяются органом регулирования тарифов с учетом представленной регулируемой организацией сметной стоимости таких работ; законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены категории абонентов, в отношении которых допускается установление платы за подключение их, объектов в меньших размерах (льготная плата), основания для предоставления такой льготы, источники и порядок компенсации регулируемым организациям доходов, недополученных в результате предоставления таких льгот; в случае установления для отдельной категории абонентов льготной платы за подключение повышение платы за подключение для других категорий абонентов не допускается и т.д.

Проанализировав положения вышеуказанных нормативных актов в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом возникшего между ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» и МУП «Водоканал» г. Иркутска спора по заключению договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения г. Иркутска, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с действующим законодательством, только заключенный договор порождает возникновение у сторон прав и обязанностей, вытекающих из данного договора.

Из содержания пункта 2.3 устава МУП «Водоканал» г. Иркутска следует, что в соответствии с основными задачами, стоящими перед указанным предприятием, оно выполняет, в том числе, такие виды деятельности, как выдача технических условий на присоединение к системам водоснабжения и водоотведения жилых и нежилых зданий, промышленных и коммунально-бытовых предприятий, согласование проектов водоснабжения и водоотведения; строительство новых, капитальный ремонт, реконструкция действующих канализационных сетей и других объектов водоотведения города; разработка перспективных планов канализования города.

В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» - пропуск тридцатидневного срока, установленного статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации для передачи протокола разногласий на рассмотрение арбитражного суда, не является основанием для отказа в принятии искового заявления.

В случае получения извещения об акцепте оферты на иных условиях оферент вправе либо известить акцептанта о принятии договора в его редакции либо передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения или истечения срока для акцепта.

Названный срок не должен рассматриваться как срок, ограничивающий возможность заинтересованной стороны на передачу разногласий по договору в арбитражный суд.

Поэтому в тех случаях, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда по его истечении, а другая сторона не возразила против этого, суд рассматривает такое исковое заявление по существу.

Если проект договора направляется стороной, для которой заключение договора обязательно, она обязана после получения от акцептанта протокола разногласий известить последнего о принятии договора в его редакции либо об отклонении указанного протокола.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в тридцатидневный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать спорные вопросы на рассмотрение арбитражного суда.

В случае непередачи в арбитражный суд в тридцатидневный срок оферентом (в первом случае) или акцептантом (во втором случае) протокола разногласий по условиям, относящимся к существенным условиям договора, договор считается незаключенным.

При решении вопроса о том, относятся ли содержащиеся в протоколе разногласий условия к существенным, необходимо руководствоваться статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой существенными являются условия о предмете договора, условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Гражданский кодекс Российской Федерации не решает вопрос о том, вправе ли сторона, для которой заключение договора обязательно, передать разногласия по договору на рассмотрение суда, однако если они были переданы, а контрагент представил в суд свои предложения по условиям договора, то в этом случае арбитражный суд должен исходить из того, что спор передан на его рассмотрение по соглашению сторон.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к центральным системам водоснабжения и/или водоотведения по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, в связи с чем правоотношения между сторонами по указанному договору регулируются положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, для договора возмездного оказания услуг существенным условием является согласование сторонами предмета договора.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Согласно пункту 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

МУП «Водоканал» г.Иркутска и Администрация города Иркутска в ходе рассмотрения дела заявили, что заключение договора с истцом невозможно, поскольку для подключения запрошенной ответчиком нагрузки необходимо выполнение ряда мероприятий: например, строительство КНС №№ 47, 59, а также строительство напорных трубопроводов до КОС города Иркутска между КНС 59 и КНС 47; на сегодняшний день техническая возможность подключения объектов истца к системе коммунальной инфраструктуры города Иркутска отсутствует ввиду невозможности пропуска запрашиваемой нагрузки через имеющиеся сооружения. Из анализа положений пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что мероприятия, обеспечивающие техническую возможность подключения (технологического присоединения), должны быть включены в инвестиционную программу; вместе с тем, затраты на создание сетей и канализационных насосных станций не были учтены в инвестиционной программе МУП «Водоканал» г. Иркутска, утвержденной решением Думы города Иркутска от 25.06.2009 № 004-20-621070/9. В связи с тем, что подключаемые объекты находятся за пределами муниципального образования город Иркутск, включение мероприятий по увеличению мощности системы водоотведения в инвестиционную программу МУП «Водоканал» г. Иркутска невозможно.

Суд находит данные доводы несостоятельными в связи со следующим.

Из содержания изложенных выше положений статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктов 101, 102, 103 Постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации» следует, что при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), ответчик МУП «Водоканал» г. Иркутска обязан был обратиться в Администрацию г. Иркутска с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования; Администрация города Иркутска в течение 30 дней обязана рассмотреть такое обращение и принять решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направить уведомление в МУП «Водоканал» г. Иркутска. В случае принятия Администрацией города Иркутска решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности МУП «Водоканал» г. Иркутска, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), должны быть учтены Администрацией г. Иркутска при установлении тарифов на очередной период регулирования. Если в течение 30 дней с даты обращения МУП «Водоканал» г. Иркутска о корректировке инвестиционной программы и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), от Администрации г. Иркутска не получено уведомление о принятом решении, обращение считается согласованным.

В настоящем случае решение об отказе во включении в инвестиционную программу мероприятий принято не было; напротив, Администрация города Иркутска письмом заместителя мэра – председателя комитета по бюджетной политике и финансам Администрации города Иркутска от 13.01.2015 № 105-70-11/5, направила в адрес истца ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» постановление Администрации города Иркутска от 31.12.2014 № 031-06-1611/14 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение), которым для истца ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» установлена в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения города Иркутска, эксплуатацию которой осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» города Иркутска, с учетом величины подключаемой (присоединяемой) нагрузки 147,87 м3/час в размере 214 820 903,97 рублей (с учетом налога на прибыль и налога на добавленную стоимость), с оговоркой о возможности увеличения и дальнейшей корректировки платы за подключение (технологическое присоединение).

Частью 10 статьи 18 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в таком случае организация, осуществляющая холодное водоснабжение (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

В силу пунктов 101, 102, 103 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации», при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), МУП «Водоканал» г. Иркутска в течение 30 дней со дня поступления обращения ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» обязано было обратиться в Администрацию города Иркутска с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объектов ЗАО «СибирьЭнергоТрейд», об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифа этой организации на очередной период регулирования.

В случае отсутствия на дату обращения ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.

Администрация города Иркутска в течение 30 дней со дня поступления обращения МУП «Водоканал» г. Иркутска обязана была рассмотреть такое обращение и принять решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения технологического присоединения), о применении тарифа на подключение (технологическое присоединение) или индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и определяет финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или принять решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направить уведомление о принятом решении в МУП «Водоканал» г. Иркутска.

В настоящем случае Администрация города Иркутска не направила таких решений об отказе; напротив, постановлением Администрации города Иркутска от 31.12.2014 № 031-06-1611/14 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)», для истца ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» установлена в индивидуальном порядке плата за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения города Иркутска, эксплуатацию которой осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» города Иркутска.

Администрацией города Иркутска представлены в материалы дела письма Службы по тарифам Иркутской области от 14.11.2014 № 79-37-3697/14, от 29.05.2015 № 79-37-1573/15, согласно которым установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые могут передаваться органам местного самоуправления поселений, городских округов законами субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»). В настоящее время областными государственными полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе в части установления тарифов в этой сфере, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области (Закон Иркутской области от 06.11.2012 №114-оз). В случае, если организация осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории нескольких муниципальных образований, то органом регулирования в отношении такой организации является орган местного самоуправления, потребители которого потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) названных услуг. В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, орган регулирования устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения.

С учетом изложенного следует признать необоснованными доводы ответчика и Администрации города Иркутска о том, что вопрос о возможности подключения истца к сетям централизованного водоотведения города Иркутска должен рассматриваться Администрацией Иркутского района ввиду нахождения объектов истца, подлежащих подключению, на территории Иркутского района.

Необходимо отметить, что постановление Администрации города Иркутска от 31.12.2014 № 031-06-1611/14 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)», направленное ЗАО «СибирьЭнергоТрейд», не было обжаловано ответчиком МУП «Водоканал» г. Иркутска, не отменялось Администрацией города Иркутска, является действующим, ввиду чего создает права и обязанности для участников соответствующих правоотношений (в настоящем случае – истца и ответчика).

При таких обстоятельствах доводы ответчика и третьего лица об отсутствии оснований для реализации данного постановления в виде предоставления истцу возможности технологического подключения, которое, по своей сути, уже согласовано путем издания данного постановления и выполнения предшествующих ему процедур согласований между ответчиком и третьим лицом, урегулированных в изложенных выше положениях нормативных актов, неправомерны, необоснованны и направлены на ущемление прав и законных интересов истца, со своей стороны принявшего меры для предоставления ему возможности подключения возводимых им объектов жилищного строительства. При этом также необходимо принять во внимание, что строительство осуществляется истцом не самовольно, а в соответствии с условиями договоров аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, заключенных по итогам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Также суд учитывает факт направления ответчиком истцу проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к центральным системам водоотведения города Иркутска, который содержит печать и подпись ответчика; факт составления и направления такого проекта опровергает доводы ответчика о невозможности заключения с истцом договора о подключении (технологическом присоединении) к центральным системам водоотведения города Иркутска.

Письмом от 22.06.2015 № 705 (и, впоследствии, письмом от 12.11.2015 № 1289) истец сообщил ответчику о невозможности заключения данного договора на предлагаемых ответчиком условиях ввиду необходимости включить в договор сведения о тарифе за технологическое подключение для каждого из трех поселков (н.п. Патроны, н.п. Новолисиха, н.п. Пивовариха Иркутского района) с учетом этапности строительства в каждом из них с учетом нарастающего итога водоотведения; сведения о точках подключения и расстоянии от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» по каждому поселку до точки подключения к централизованной системе водоотведения МУП «Водоканал»; сведения о перечне мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения МУП «Водоканал» по утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе Исполнителя по Договору, либо представить ЗАО «СибирьЭнергоТрейд» сведения об иных возможностях обеспечения водоотведения по каждому поселку (н.п.Патроны, н.п.Новолисиха, н.п.Пивовариха Иркутского района).

Статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

При рассмотрении требования об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части судебного акта утверждает спорные условия договора в той или иной редакции, по существу не обязывая одну из сторон к заключению такого договора. Тогда как предъявление требования об обязании заключить договор имеет при наличии к тому правовых оснований правовым последствием вынесение судебного акта об обязании заключить договор (пункт 4 статьи 445 ГК РФ).

Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к центральным системам водоснабжения и/или водоотведения по своей правовой природе (с учетом положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации) является публичным договором, и водоснабжающая компания не вправе отказаться от его заключения.

Как было указано выше, в настоящем случае в деле имеется проект договора о технологическом присоединении, направленный ответчиком истцу, а также направленный истцом ответчику протокол разногласий; с учетом этого усматривается, что спорные правоотношения между сторонами возникли в связи с разногласиями по определению ряда условий этого договора. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований полагать, что в данном случае следует рассматривать спор об обязании заключить договор, несмотря на сделанный ответчиком в последнем судебном заседании довод о том, что договор о технологическом присоединении между сторонами не может быть заключен вообще (в том числе на любых других условиях). На вопрос суда о причинах направления в адрес истца проекта договора представитель ответчика не смог пояснить, при каких обстоятельствах такой проект был направлен, настаивал на невозможности заключения договора. При этом в течение нескольких месяцев в ходе рассмотрения настоящего дела сторонами велись переговоры относительно мирного урегулирования спора, в связи с чем судебное разбирательство неоднократно откладывалось по ходатайству сторон. При таких обстоятельствах, с учетом того, что в деле имеется составленный ответчиком и направленный им в адрес истца проект договора, следует признать, что между сторонами в настоящее время имеется спор об определении условий договора, который и разрешается судом в соответствии с представленными истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принятыми судом уточнениями.

Рассматривая данное требование, суд приходит к выводу о том, что предложенные истцом условия соответствуют положениям статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пунктам 71-87 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, поскольку предусматривают уточнение размера нагрузки ресурса, потребляемого возводимыми объектами в каждом из трех поселков, что делает условия договора определенными и исполнимыми. При этом, предлагая уточнение условий договора, истец обоснованно предусмотрел, что в случае, если ответчиком (исполнителем) будет установлено превышение вышеуказанными объектами заявленной нагрузки, истец (заказчик) в течение 45 календарных дней с момента получения уведомления ответчика об этом заключает с ответчиком дополнительно соглашение к договору, предусматривающее изменение вышеуказанных размеров нагрузки ресурса, и вносит ответчику плату за подключение (технологическое присоединение), превышаемой заявленной нагрузки по тарифу, действующему на момент оплаты. С учетом указанного условия исключается нарушение прав и законных интересов как истца, так и ответчика, соблюдается баланс прав и законных интересов сторон.

Предлагаемые истцом изменения в пункт 4.1.1 договора в виде дополнения его словами ссылками на конкретные участки в поселках Патроны, Пивовариха, Новолисиха, и дополнения словами: «либо обеспечить включение в Инвестиционную программу «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска» на последующие годы мероприятий по включению (технологическому присоединению) Объектов Заказчика к центральным системам водоснабжения и/или водоотведения - Приложением № 2 к настоящему Договору» правомерны, поскольку делают условия договора определенными и исполнимыми (в том числе с учетом пояснений ответчика и третьего лица о том, что соответствующие мероприятия в Инвестиционную программу не включены, несмотря на то, что такое включение должно было предшествовать установлению истцу платы за подключение). Ссылка ответчика на то, что в договоре может содержаться указание на подключение только конкретных объектов капитального строительства, но не земельных участков, на которых они расположены, опровергается предложенной им самим в рассматриваемом проекте договора условием пункта 4.1.1 договора, в котором указывается на выполнение мероприятий «до границ земельного участка заказчика, на котором располагается объект капитального строительства», без указания таких участков, тогда как истец предлагает включить в данный пункт договора ссылку на эти участки. Поскольку выполнение соответствующих мероприятий предполагается длительным, и должно быть осуществлено поэтапно в течение нескольких лет, в том числе до участков, на которых соответствующие очереди строительства запроектированы, но строительство непосредственно еще не осуществлено, предлагаемая истцом редакция данного пункта договора правомерна и обоснована с учетом существа правоотношений сторон (при том, что возможность соответствующей корректировки заложена в условиях договора, рассмотренных выше).

Ввиду необходимости уточнения условий договора в целях их исполнимости также обоснованно предлагаемое истцом включение в договор пункта 6.1.1, содержащего сведения об индивидуальной плате с разбивкой по поселкам, в котором ведется строительство объектов жилого фонда (также с учетом того, что возможность соответствующей корректировки заложена в условиях договора, рассмотренных выше).

Также правомерно предлагаемое истцом включение в Приложение к договору «Условия подключения № 5-о от 22.01.2015, раздел «Точка подключения (технологического присоединения) объекта к сетям центральной системы водоотведения» сведений о точках подключения в отношении конкретных земельных участков, на которых истцом осуществляется строительство. Предложенная ответчиком в указанном приложении к договору формулировка о том, что точка подключения будет определена после утверждения инвестиционной программы развития инженерных сетей Иркутского района влечет фактическую неисполнимость условий договора и постановку их в зависимость от действий, которые могут откладываться в течение неопределенного количества времени, при том, что истцу Администрацией города Иркутска утверждена плата за подключение к централизованной системе водоотведения для строящихся истцом объектов, и соответствующее постановление от 31.12.2014 № 031-06-1611/14 не обжаловано, не отменено, является действующим (о чем судом изложено выше). Данное постановление принято по заявке истца, содержавшей информацию об очередях строительства и соответствующих объемах расхода сточных вод (т.2, л.д. 7-11). В свою очередь, истец также несет ответственность перед лицами, заключившими с ним договоры долевого участия в строительстве, за своевременный ввод в эксплуатацию возводимых объектов. Ссылка ответчика на неуказание Администрацией города Иркутска объектов капитального строительства, для которых истцу установлен индивидуальный тариф, не может быть расценена судом как обстоятельство, лишающее истца права на подключение строящихся им объектов жилого фонда к централизованной системе водоотведения г. Иркутска при наличии постановления Администрации города Иркутска от 31.12.2014 № 031-06-1611/14 и направленного ответчиком истцу проекта договора. Кроме того, суд учитывает пояснения Администрации города Иркутска о том, что изменение тарифа может быть осуществлено только после заключения договора, в настоящем же случае он не заключен.

Поскольку спор рассматривается судом в рамках, заявленных истцом, прочие условия проекта договора, направленного ответчиком истцу, не оцениваются судом ввиду отсутствия между сторонами разногласий в отношении данных условий.

Кроме того, суд отмечает, что в деле имеется ранее заключенный между сторонами договор о подключении к системам коммунальной инфраструктуры от 20.05.2013, по условиям которого ответчик (исполнитель) обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению создаваемого объекта капитального строительства на земельных участках в н.п. Новолисиха, н.п. Патроны с кадастровыми номерами 38:06:143519:4778, 38:06:143727:481, и подключить их к эксплуатируемой исполнителем системе коммунальной инфраструктуры, а заказчик (истец) обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению к эксплуатируемой исполнителем системе коммунальной инфраструктуры и внести плату за подключение. Согласно пояснениям истца, не оспоренным и не опровергнутым ответчиком, данный договор исполняется сторонами; таким образом, нахождение соответствующих объектов на территории Иркутского района не послужило препятствием к их подключению к системам коммунальной инфраструктуры г. Иркутска.

На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (пункт 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения в полном объеме искового требования ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» об обязании МУП «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА заключить с ЗАО «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и/или водоотведения на условиях, определенных Постановлением администрации города Иркутска № 031-06-1611/14 от 31.12.2014 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)» с протоколом разногласий в редакции ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД».

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию с него в пользу истца.

Руководствуясь статьями 65, 71, 110, 167–170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Обязать МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА (именуемое «Исполнителем» по договору б/н без указания даты о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и/или водоотведения) в двухнедельный срок со дня вступления решения в законную силу заключить с ЗАКРЫТЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» (именуемое «Заказчиком» по договору б/н без указания даты о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и/или водоотведения) договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и/или водоотведения на условиях, определенных Постановлением администрации города Иркутска № 031-06-1611/14 от 31.12.2014 «Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение)» с протоколом разногласий в редакции ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» по следующим условиям:

1.1. Пункт 1.3. договора изложить в следующей редакции:

«Размер нагрузки ресурса, потребляемого Объектом, который обязан обеспечить Исполнитель в точках подключения, составляет по водоотведению и по очистке сточных вод:

- н.п. Патроны в 2015г. - 1,53 м3/час, 2016 - 2,06 м3/час, 2017 - 2,65 м3/час, 2018 - 3,82 м3/час, 2019 - 4,12 м3/час, итого - 14,19 м3/час.

- н.п. Новолисиха в 2014г. - 3,05 м3/час, 2015 - 6,19 м3/час, 2016 - 7,21 м3/час, 2017 - 6,01 м3/час, 2018 - 6,07 м3/час, 2019 - 6,52 м3/час, 2020 - 7,05м3/час, итого - 42,1 м3/час.

- н.п. Пивовариха в 2014г. - 2,95 м3/час, 2015 - 1,85 м3/час, 2016 - 4,79 м3/час, 2017 - 4,79 м3/час, 2018 - 8,95 м3/час, 2019 - 7,51 м3/час, 2020 - 14,91 м3/час, 2021 - 27,37 м3/час, 2022 -18,47 м3/час, итого - 91,58 м3/час.

В случае, если Исполнителем будет установлено превышение Объектами, указанными в п. 1.1. настоящего Договора, заявленной нагрузки, Заказчик в течение 45 календарных дней с момента получения уведомления Исполнителя об этом заключает с Исполнителем дополнительно соглашение к настоящему Договору, предусматривающее изменение размера нагрузки ресурса, установленного п. 1.3. Договора и вносит Исполнителю плату за подключение (технологическое присоединение), превышаемой заявленной нагрузки по тарифу, действующему на момент оплаты».

1.2. Пункт 4.1.1. договора изложить в следующей редакции:

«Выполнить мероприятия до границ земельного участка Заказчика (до точки подключения в н.п. Патроны на земельном участке с кадастровым номером - 38:06:143727:671, в н.п. Пивовариха на земельном участке с кадастровым номером - 38:06:141904:1486, в н.п. Новолисиха на земельном участке с кадастровым номером - 38:06:143519:6385), в том числе технические) по увеличению пропускной способности и/или увеличению мощности центральной системы водоснабжения и/или водоотведения и мероприятия по фактическому присоединению Объекта к центральной системе водоснабжения и/или водоотведения, включенные в Инвестиционную программу «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска на 2011-2015годы», утвержденную Решением Городской думы от 26.12.2011 № 005-20-290460/1, либо обеспечить включение в Инвестиционную программу «Развитие систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Иркутска» на последующие годы мероприятий по включению (технологическому присоединению) Объектов Заказчика к центральным системам водоснабжения и/или водоотведения - Приложением № 2 к настоящему Договору.

1.3. Пункт 6.1.1. по тексту Договора отсутствует.

Дополнить Договор п. 6.1.1. следующего содержания:

«Индивидуальная плата (максимальная величина платы за максимальную допустимую пропускную величину подключаемой (присоединяемой) нагрузки для поселка н.п.Патроны составляет 20 614 787 (Двадцать миллионов шестьсот четырнадцать тысяч семьсот восемьдесят семь) рублей 42 коп.

Индивидуальная плата (максимальная величина платы за максимальную допустимую пропускную величину подключаемой (присоединяемой) нагрузки для поселка н.п.Новолисиха составляет 61 161 561 (Шестьдесят один миллион сто шестьдесят одна тысяча пятьсот шестьдесят один) рубль 00 коп.

Индивидуальная плата (максимальная величина платы за максимальную допустимую пропускную величину подключаемой (присоединяемой) нагрузки для поселка н.п. Пивовариха составляет 133 044 554 (Сто тридцать три миллиона сорок четыре тысячи пятьсот пятьдесят четыре) рубля 79 коп.».

1.4. Приложение к Договору «Условия подключения № 5-о от 22.01.2015, раздел «Точка подключения (технологического присоединения) объекта к сетям центральной системы водоотведения, - изложить в следующей редакции:

- н.п. Патроны точка подключения на земельном участке 38:06:143727:671 (в КНС-14);

- н.п. Пивовариха точка подключения на земельном участке 38:06:141904:1486;

- н.п. Новолисиха точка подключения на земельном участке 38:06:143519:6385».

Взыскать с МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ВОДОКАНАЛ» Г.ИРКУТСКА в пользу ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «СИБИРЬЭНЕРГОТРЕЙД» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.В. Серова