ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5220/17 от 18.12.2017 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №А19-5220/2017

25.12.2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 18.12.2017 года.

Решение в полном объеме изготовлено 25.12.2017 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Зволейко О.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ломаш Е.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ОБЛАСТНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» в лице конкурсного управляющего Булдыревой Татьяны Владимировны

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области

о признании недействительным решения о регистрации ликвидации ООО «Облресурс», выразившегося во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО «Облресурс»,

третье лицо: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОБЛРЕСУРС», Татаринов Владимир Ильич (ликвидатор ООО «Облресурс»).

при участии в заседании:

от заявителя: Стрижак К.С. – доверенность от 02.11.2017, паспорт;

от ответчика: Ивашов С.А. – доверенность от 28.12.2016, удостоверение;

от 3-го лица Татаринова В.И. – Мишина Ю.С. – доверенность от 20.06.2017, паспорт;

установил:

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ОБЛАСТНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» (ОГРН -1063808011410) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Иркутской области (ОГРН – 1083849000014) о признании недействительным решения о регистрации ликвидации ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОБЛРЕСУРС» (ОГРН – 1133850044811), выразившегося во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО «Облресурс».

Заявитель в судебном заседании требования поддержал.

Представитель регистрирующего органа заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебном заседании и в представленном отзыве требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ОБЛРЕСУРС» (ООО «Облресурс») было зарегистрировано в качестве юридического лица 19.11.2013г., ОГРН – 1133850044811, учредителем являлся Татаринов Владимир Ильич.

22.02.2017г. ООО «Облресурс» ликвидировано, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером № 2173850160691. Ликвидатором являлся Татаринов Владимир Ильич.

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ОБЛАСТНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО» (ОАО «Облжилкомхоз»), считая решение о ликвидации должника ООО «Облресурс» незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал решение инспекции (регистрирующего органа) о регистрации ликвидации юридического лица в судебном порядке.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Пунктом 5 ст. 63 ГК РФ установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, 13.10.2016 в регистрирующий орган поступило уведомление о ликвидации юридического лица - ООО «Облресурс» по форме № Р15001, с приложением решения учредителя о ликвидации организации от 12.10.2016. В качестве заявителя выступал ликвидатор Татаринов В.И.

20.10.2016 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН № 2163850745419 о принятии решения о ликвидации, назначении ликвидатора Общества.

Сообщение о принятии решения о ликвидации юридического лица - ООО «Облресурс» опубликовано в «Вестнике государственной регистрации» (часть 1 № 43(606) от 02.11.2016/600).

12.01.2017 ликвидатором ООО «Облресурс» в инспекцию №17 представлено уведомление поформе № Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса.

19.01.2017 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись за ГРН №2173850066124 о промежуточном ликвидационном балансе.

15.02.2017 ликвидатором Татариновым В.И. в инспекцию №17 представлено заявление о ликвидации юридического лица по форме № Р16001. К заявлению приложено решение от 23.01.2017 об утверждении ликвидационного баланса, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, копия доверенности.

22.02.2017г. ООО «Облресурс» ликвидировано, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером № 2173850160691.

Между тем, как следует из материалов дела, и установлено судом, между ОАО «Облжилкомхоз» и ООО «Облресурс» были заключены договор № 315 уступки прав (цессии) от 18.08.2014, договор № 109 уступки прав (цессии) от 22.08.2014, договор № 110 уступки прав (цессии) от 22.08.2014, договор № 130 уступки прав (цессии) от 11.09.2014.

Согласно п. 2.2. договора № 315 уступки прав (цессии) от 18.08.2014 стороны установили стоимость уступаемого права требования 2 654 480 руб. 28 коп. Пунктом 2.2. договора № 109 уступки прав (цессии) от 22.08.2014 стороны установили стоимость уступаемого права требования 620 000 руб. 00 коп. Пунктом 2.2. договора № 110 уступки прав (цессии) от 22.08.2014 стороны установили стоимость уступаемого права требования 460 000 руб. 00 коп. Пунктом 2.2. договора № 130 уступки прав (цессии) от 11.09.2014 стороны установили стоимость уступаемого права требования 640 000 руб. 00 коп. Однако, оплата за уступленные права требования ООО «Облресурс» не произведена.

Данные договоры оспаривались в рамках дела о банкротстве ОАО «Обжилкомхоз» № А19-16386/2013 по иску конкурсного управляющего ОАО «Обжилкомхоз» к ООО «Облресурс».

Согласно вышеуказанным сделкам договор № 315 уступки прав (цессии) от 18.08.2014, договор № 109 уступки прав (цессии) от 22.08.2014, договор № 110 уступки прав (цессии) от 22.08.2014, договор № 130 уступки прав (цессии) от 11.09.2014 - ОАО «Обжилкомхоз» передал ООО «Облресурс» права требования к муниципальным учреждениям Иркутской области.

В случае признания данных сделок недействительными, применяются последствия недействительности сделок, так у ОOO «Облресурс» возникла бы обязанность вернуть данные права требования в ОАО «Обжилкомхоз».

Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). С учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному ответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.

Таким образом, ООО «Облресурс», ликвидатор ООО «Облресурс» распорядился своим правом на получение юридически значимых сообщений, что влечет презумпцию его знания содержания этих сообщений.

При ликвидации ООО «Облресурс» ликвидатор не принял во внимание задолженность перед ОАО «Обжилкомхоз» по указанным сделкам, а также обязанность вернуть права требования в случае удовлетворения иска конкурсного управляющего о признании сделок недействительными, об оспаривании которых он знал.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 29-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме,
утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины;

г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Вместе с тем сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 указанного Федерального закона, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. В связи с этим представление ликвидационного баланса, не отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона №129-ФЗ.

В соответствии с пп. «б» п. 4 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей» уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации

Кроме того в силу пункта 2 части 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидатор общества помимо размещения сведений в органах печати должен был письменно уведомить кредитора - истца именно о начале ликвидации юридического лица.

Сам по себе факт публикации в органах печати информации о ликвидации общества, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами не свидетельствует о соблюдении ликвидатором установленного порядка ликвидации.

Таким образом, ликвидатором ООО «Облресурс» не были исполнены обязанности по уведомлению кредитора (ОАО «Облжилкомхоз») о ликвидации общества, по отражению в промежуточном и ликвидационном балансах кредиторской задолженности, не были соблюдены требования Федерального закона №129-ФЗ в части достоверности информации, что следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

Более того 01.11.2017 г. в Межрайонную ИФНС России № 17 по Иркутской области было направлено уведомление от конкурсного управляющего ОАО «Обжилкомхоз» с приложением определения Арбитражного суда Иркутской области по делу №А19-16386/2013 от 11.10.2016 о принятии к производству иска конкурсного управляющего ОАО «Обжилкомхоз» к ООО «Облресурс».

В данном уведомлении конкурсный управляющий просил приостановить государственную регистрацию завершения процедуры добровольной ликвидации вплоть до вынесения судебного акта Арбитражного суда Иркутской области по существующему спору.

11.11.2017 г. в Межрайонную ИФНС России № 17 по Иркутской области было направлено уведомление от конкурсного управляющего ОАО «Обжилкомхоз» о ненахождении по месту регистрации ООО «Облресурс», о ненахождении ликвидатора ООО «Облресурс» по месту, указанному в Вестнике государственной регистрации.

Согласно п. 4.2. ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Согласно п. 4.4. ст. 9 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Учитывая, что регистрирующий орган был надлежащим образом уведомлен об оспаривании сделок заключенных между ООО «Облресурс» и ОАО «Обжилкомхоз», а также о том, что ООО «Облресурс» не находится по адресу регистрации, ликвидатор ООО «Облресурс» не находится по адресу указанному в Вестнике государственной регистрации, принятое решение о завершении процедуры ликвидации нарушает принцип обеспечения достоверности при ведении реестра сведений, составляющих федеральный информационный ресурс.

Данные уведомления регистрирующего органа являются основаниями для приостановления регистрации добровольной ликвидации общества и проверки достоверности сведений.

Однако приостановление регистрации ликвидации ООО «Облресурс» не было произведено, 22.02.2017 г. Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области было принято решение огосударственной регистрации ликвидации ООО «Облресурс».

В связи с чем 16.03.2017 г. Арбитражный суд Иркутской области прекратил производство по спору в рамках дела №А19-16386/2013 по иску конкурсного управляющего к ООО «Облресурс».

Представление заявителем на государственную регистрацию документов, содержащих недостоверную информацию, что установлено судом и подтверждается материалами дела, свидетельствует о непредставлении самого документа (подпункт «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации), в связи с чем, решение регистрирующего органа не может быть признано законным.

Данные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.10.2011 № 7075/11, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2012 № ВАС-14449/12.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует вышеприведенным нормам и нарушает права заявителя, лишенного возможности получить удовлетворение своих требований, что указывает на наличие совокупности условий для удовлетворения требований заявителя.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области о регистрации ликвидации ООО «Облресурс», выразившееся во внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ООО «Облресурс», как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ОБЛАСТНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО».

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.Л. Зволейко