АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-5423/2022
31.10.2022
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.10.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 31.10.2022.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Бабаевой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Рединым И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 107174, РОССИЯ, Г. МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ БАСМАННЫЙ, НОВАЯ БАСМАННАЯ УЛ., Д. 2/1, СТР. 1)
к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РАЗРЕЗ ЧЕРЕМХОВУГОЛЬ" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 665413, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЧЕРЕМХОВО ГОРОД, ПАРКОВАЯ УЛИЦА, ДОМ 1)
о взыскании 11 798 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, доверенность от 25.01.2022 № ВСЖД-4/Д, предъявлено служебное удостоверение, копия диплома о наличии высшего юридического образования имеется в материалах дела,
от ответчика – ФИО2 доверенность от 23.01.2022 № 1, предъявлен паспорт, копия диплома о наличии высшего юридического образования имеется в материалах дела,
установил:
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (далее – ОАО "РЖД", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РАЗРЕЗ ЧЕРЕМХОВУГОЛЬ" (далее – ООО "РАЗРЕЗ ЧЕРЕМХОВУГОЛЬ") о взыскании убытков в размере 11 798 руб. 20 коп. в виде расходов, связанных с устранением коммерческой неисправности вагона № 63055941.
Определением Арбитражного суда Иркутской области в составе судьи Козодоева О.А. от 24.03.2022 по делу № А19-5423/2022 исковое заявление принято к производству арбитражного суда с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Иркутской области, и.о. председателя коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений, ФИО3 от 05.05.2022, в связи с уходом судьи Козодоева О.А. в отставку произведена замена судьи Козодоева О.А. в деле № А19-5423/2022, дело передано для автоматизированного распределения в ПК «Судебно-арбитражное делопроизводство».
Системой автоматизированного распределения первичных документов в ПК «Судебно-арбитражное делопроизводство» дело распределено судье Бабаевой А.В.
Определением суда от 11.05.2022 исковое заявление принято к рассмотрению судьи Бабаевой А.В.; с учетом замены судьи по настоящему делу и установленных процессуальным законом сроков рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, судом установлены новые сроки для представления дополнительных пояснений и документов.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела представлен отзыв на иск, в котором ответчик требования оспорил, указав на недоказанность факта допущенного перегруза вагона, сославшись, в том числе, на неисправность весов в момент перевески спорного вагона, осуществление перевески вагона в одностороннем порядке, в отсутствие представителя ответчика (ООО "РАЗРЕЗ ЧЕРЕМХОВУГОЛЬ") ФИО4
Истец в представленных возражениях на отзыв ответчика оспорил доводы ответчика, указав на исправное состояние вагонных весов на момент контрольной перевески 04.06.2021, в подтверждение чего истцом представлена копия паспорта № 1001 на вагонные весы ТС-Д-ЖД, заводской номер 00804305, максимальный предел взвешивания – 200 т, дата последней поверки – 04.06.2021; кроме того, указал, что коммерческая неисправность устранена в присутствии представителя грузоотправителя по доверенности № 71 от 02.06.2021 ФИО4, что подтверждается актами общей формы от 05.06.2021 №№ 2/1173, 1/2000, телеграммой № 820 от 05.06.2021, в ходе комиссионного осмотра обнаружено: в полувагоне погружен груз мелкой и пылеобразной фракцией, погрузка ниже верхнего обвязочного бруса вагона, трапециевидной формы с понижением к восточному торцу на высоту 1600 до 2250 мм, длиной 2300 мм по всей ширине полувагона. После устранения коммерческой неисправности (разравнивания груза в вагоне путем перемещения груза с западного торца вагона к восточному торцу вагона) вагон подан на весы. При контрольной перевеске на весах № 008-043-05, разница загрузки по тележкам составила 3240 кг, что не превысило допустимую разность, установленную ГОСТом 22235-2010.
Определением от 05.07.2022 осуществлен переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, назначено предварительное судебное заседание на 18.08.2022.
Определением от 18.08.2022 назначено судебное разбирательство по делу на 26.09.2022.
Истцом в ходе рассмотрения дела также представлены письменные пояснения, содержащие подробный расчет расходов, связанных с устранением коммерческой неисправности вагона № 63055941 в размере 11 798 руб. 20 коп., составляющих: расходы, связанные с проведением маневровой работы, с учетом НДС в размере 6 748 руб. 80 коп., сбор за проверку веса и состояния груза в размере 1 152 руб. 40 коп., расходы, связанные с предоставлением услуг механизатора в размере 2 282 руб. и приемосдатчика груза и багажа – 965 руб. 50 коп., с учетом НДС (20%, 649 руб. 50 коп.), всего – 3 897 руб.).
Протокольным определением от 26.09.2022 судебное разбирательство отложено на 24.10.2022.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, возражениях на отзыв, дал пояснения в обоснование правовой позиции по делу; представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск, дал пояснения.
Установив имеющие значение для рассмотрения дела по существу обстоятельства, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы сторон, относимость, допустимость, достоверность представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств
в их совокупности с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел
к следующим выводам.
По транспортной железнодорожной накладной СМГС № 30870097 грузоотправителем ООО "РАЗРЕЗ ЧЕРЕМХОВУГОЛЬ" со станции Касьяновка Восточно-Сибирской железной дороги в вагоне № 63055941 была произведена отправка груза «уголь каменный марки Д» до станции назначения ХуньЧуньНань Китайской железной дороги, пограничная станция Камышовая (эксп.) Дальневосточной железной дороги.
Согласно § 1 статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее – СМГС) перевозчик имеет право проверить, соблюдены
ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной.
30.05.2021 на станции Карымская Забайкальской железной дороги в ходе проведения коммерческого осмотра при проследовании вагонов по взвешивающему рельсу РТВ-Д (весам № 008-0043-05) был составлен акт общей формы № 94310-5-5/48835 на отцепку вагона № 63055941 по коммерческой неисправности, угрожающей безопасности движения - превышение допустимой нагрузки по тележкам, зависящей от грузоотправителя, для проведения контрольного взвешивания.
Грузоотправитель уведомлен о коммерческой неисправности и его отцепке.
На основании вышеуказанного акта общей формы № 94310-5-5/48835 от 30.05.2021 и акта общей формы № 10/6164 от 30.05.2021 вагон № 63055941 по отправке № 308870097 подан на территорию грузового двора станции Карымская Забайкальской железной дороги.
Перевозчиком на основании статьи 23 СМГС произведена контрольная перевеска вагона № 63055941 на весах №008-043-05, максимальный предел взвешивания 200 000 кг, дата последней поверки – 04.06.2021, по результатам которой выявлено: вес брутто 94520 кг, тара 24800 кг, вес нетто 69720 кг, грузоподъемность 75000 кг. Метод определения массы на весах в движении, взвешивание груженых вагонов, тара и грузоподъемность по трафарету. Класс точности 1. По документу значится: вес брутто 94800 кг, тара 24800 кг, вес нетто 70000 кг. Недостача массы против документа составила 280 кг. Согласно статьи 43 СМГС норма естественной убыли составляет 2%(+/-1400кг), т.е недостача массы против документа в норме. Вес брутто восточной тележки составил 41120 кг, вес брутто западной тележки составил 53400 кг. При расчете разница загрузки по тележкам составила 12280 кг, что превысило допустимую разницу, установленную ГОСТом 22235-2010 "Вагоны грузовые магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Общие требования по обеспечению сохранности при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ" (в соответствии с ГОСТ 22235 в случае необходимости несимметричного расположения груза в вагоне разница в загрузке тележек не должна превышать для 4-осных вагонов – 10 т, 6-осных – 15 т, 8-осных - 20 т).
По факту выявления коммерческой неисправности составлены акт общей формы 1/1998 от 04.06.2021, коммерческий акт № ЗБК2102246/485 от 04.06.2021.
При комиссионном осмотре вагона в присутствии представителя грузоотправителя ФИО4, действовавшего на основании доверенности №71 от 02.06.2021, обнаружено: в полувагоне погружен груз мелкой и пылеобразной фракцией, погрузка ниже верхнего обвязочного бруса вагона, с трапециевидной формы с понижением к восточному торцу вагона на высоту от 1600 до 2250 мм, длиной 2300 мм, по всей ширине полувагона, коммерческая неисправность устранена силами работников перевозчика (произведено разравнивание груза в вагоне путем перемещения груза с западного торца вагона к восточному торцу вагона). Разгрузочные люки закрыты плотно, крышки разгрузочных люков закрыты на люковые закидки, зафиксированы сегментами, сегменты осажены до упора. По факту устранения коммерческой неисправности перевозчиком составлен акт общей формы № 2/1173 от 05.06.2021, указанный акт подписан представителем грузоотправителя по доверенности ФИО4
После устранения коммерческой неисправности произведено контрольное взвешивание вагона, по результатам которого установлено: вес брутто восточной тележки составил 45640 кг, вес брутто западной тележки – 48880 кг; при расчете разница загрузки по тележка составила 3240 кг, что не превысила допустимую разницу, установленную ГОСТом 22235-2010, в связи с чем признано, что вагон не угрожает безопасности движения, последний направлен на станцию назначения по досылочной ведомости. По данному факту перевозчиком составлен акт общей формы № 2/1174 от 05.06.2021.
Перевозчиком также составлен акт общей формы № 1/2000 от 05.06.2021 на увеличение срока доставки груза.
Расходы истца, связанные с устранением коммерческой неисправности, составили 11 798 руб. 20 коп., включающие в себя, в том числе: расходы, связанные с проведением маневровой работы при устранении коммерческой неисправности, в размере 6 748 руб. 80 коп. с учетом НДС, расходы за проверку веса и состояние груза в размере 1 152 руб. 40 коп., расходы на оплату услуг механизатора в размере 2 282 руб., расходы на оплату услуг приемосдатчика груза и багажа в размере 965 руб. 50 коп., с учетом НДС (20%) – 649 руб. 50 коп. Истцом представлен подробный расчет.
Составлен акт общей формы № 1/2074 от 06.06.2021, согласно которому на производство маневровой работы затрачено 80 мин., в том числе:
- на подачу вагона: начало передвижения - 30.05.2021 в 19-24 мск.вр., окончание - 30.05.2021 в 19-44 мск.вр., общее время, затраченное на подачу вагона, составило 20 мин.;
- на контрольную перевеску вагона: начало передвижения - 04.06.2021 в 16-40 мск.вр., окончание - 04.06.2021 в 7-00 мск.вр., общее время, затраченное на подачу вагона, составило 20 мин.;
- на контрольную перевеску вагона после разравнивания груза: начало передвижения - 05.06.2021 в 07-40 мск.вр., окончание - 05.06.2021 в 08-00 мск.вр., общее время, затраченное на подачу вагона, составило 20 мин.;
- на уборка вагона: начало передвижения - 06.06.2021 в 10-10 мск.вр., окончание (выставка на путь сортировочного парка) - 06.06.2021 в 10-30 мск.вр., общее время, затраченное на уборку вагона, составило 20 мин.
Факт устранения истцом коммерческой неисправности (несения расходов по ее устранению) подтверждается также представленными в материалы дела памятками приемосдатчика на подачу/уборку вагонов №№ 343, 356, выпиской из книги учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115 за период: 30.05.2021-08.06.2021, нарядом № 349 на сдельные (повременные) работы от 05.06.2021, актом № 57 от 05.06.2021 о выполненных работах (оказанных услугах) формы ФПУ-26, справкой-счетом № 58 от 05.06.2021 и калькуляциями за предоставление услуг механизатора и приемосдатчика.
26.11.2021 истцом в рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в адрес ответчика направлена претензия от 22.11.2021 № исх-16678/В-С ТЦФТО о возмещении расходов, связанных с устранением коммерческой неисправности вагона № 63055941, возникшей по вине грузоотправителя, в размере 11 798 руб. 20 коп., которая была оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Поскольку в добровольном порядке расходы ответчиком не возмещены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы сторон, относимость, допустимость, достоверность представленных в материалы дела доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств
в их совокупности с учетом положений статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел
к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии
с ними правилами.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения
и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
В данном случае о заключении между сторонами договора перевозки груза свидетельствует составленная и выданная отправителю груза транспортная железнодорожная накладная № 30870097.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее – Закон № 101-ФЗ), международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Согласно пункту 3 статьи 30 названного Закона № 101-ФЗ, международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов.
В соответствии с частью 2 статьи 7 ГК РФ и пунктом 2 статьи 5 Закона № 101-ФЗ, если международным договором установлены правила, отличающиеся от установленных норм национального законодательства, то применяются правила международного договора.
СМГС (введено в действие с 01.11.1951) устанавливается прямое международное железнодорожное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами, перечисленными в статье 1 Соглашения.
Поскольку груз по вышеуказанной накладной принят к перевозке в прямом международном сообщении из России в Китай, к спорным правоотношениям подлежат применению положения СМГС.
Согласно пункту 2 статьи 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии ними правилами.
В соответствии со статьей 19 СМГС погрузка груза должна производиться в технически исправные, годные для перевозки данного груза и очищенные вагоны. Национальным законодательством страны отправления определяется, кем должна производиться погрузка груза в вагон - перевозчиком или отправителем. Погрузка груза в ИТЕ и АТС производится отправителем. Лицо, производящее погрузку, несет ответственность за определение пригодности вагонов для перевозки конкретного груза, соблюдение технических требований по размещению и креплению грузов в вагонах, ИТЕ и АТС, а также за все последствия неудовлетворительной погрузки. Если в накладной отсутствуют сведения о том, кем погружен груз, то считается, что он погружен отправителем. Определение массы груза производится в соответствии с Правилами перевозок грузов.
Отношения, возникающие между железными дорогами Российской Федерации
и грузоотправителями, грузополучателями регулируются Федеральным законом
от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта, УЖТ).
В соответствии со статьей 18 УЖТ грузоотправители (отправители) обязаны подготавливать грузы, грузобагаж для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, грузобагажа, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.
Согласно положениям статьи 21 УЖТ погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями).
В соответствии со статьей 23 УЖТ погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам. Размещение и крепление грузов, грузобагажа в вагонах и контейнерах осуществляются в соответствии с требованиями технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
27.05.2003 МПС России утверждены Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах N ЦМ-943, пунктами 5.1, 5.2 которых установлены следующие обязанности грузоотправителя: предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов, сохранность груза, вагонов и контейнеров; с этой целью грузоотправителем, в частности, должны быть обеспечено: перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова вагона; поверхность груза после погрузки на открытый подвижной состав должна быть разровнена, а при необходимости и уплотнена; кроме того, в целях обеспечения сохранности вагонного парка грузоотправители и грузополучатели должны соблюдать требования ГОСТ 22235.
В соответствии со статьей 25 УЖТ при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.
Согласно статье 26 УЖТ РФ, при предъявлении грузобагажа для перевозки отправитель должен указать в заявлении его массу и количество мест. Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается:
- перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования;
- грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями)
при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования
и на железнодорожных путях необщего пользования. Осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов, грузобагажа оплачивается грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в соответствии с договором.
Статьей 9 СМГС предусмотрено, что определение массы и количества мест производится в соответствии с внутренними правилами, действующими на железной дороге отправления.
Нормативные положения относительно определения количества мест и массы груза при приеме грузов к перевозке установлены в главе 9 Правил перевозки грузов, являющихся приложением к СМГС.
В частности, пунктом 4.3 Правил перевозки грузов предусмотрено,
что определение количества мест и массы груза в вагоне производится отправителем,
если иное не предусмотрено национальным законодательством, действующим в стране отправления груза.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил перевозки грузов местом груза считается одна единица груза или связка, пакет и др., сформированные из отдельных единиц груза, скрепленных между собой (укрупненное место груза).
В силу пункта 4.4 Правил перевозки грузов отправитель указывает в накладной количество мест груза, за исключением: грузов, перевозимых в вагоне навалом, насыпью, наливом; груза в таре, упаковке или штучного груза, перевозимых на открытом подвижном составе или в контейнерах открытого типа, если общее количество мест превышает 100.
Согласно пункту 4.7 Правил перевозки грузов общую массу груза (брутто), погруженного в вагон, ИТЕ или АТС, определяют в зависимости от рода груза
и технической возможности взвешиванием или расчетным путем. При этом расчетным путем массу груза определяют: по трафарету, то есть суммированием массы груза (брутто), указанной в маркировке каждого места груза; по стандарту, то есть умножением стандартной массы единицы груза на количество мест груза; по обмеру, то есть умножением вычисленного на основании измерений объема погруженного груза на его объемную массу; по замеру высоты налива (для этилового спирта - высоты недолива)
с определением объема налитого груза по таблицам калибровки цистерн, разработанным их изготовителем, при этом определяется температура груза и плотность продукта;
с использованием счетчиков или других верифицированных средств измерения.
Согласно § 1 статьи 16 СМГС отправитель обеспечивает правильность сведений
и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия
от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений, а также от их внесения в несоответствующую графу накладной.
Перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством
(§ 1 статьи 21 СМГС).
Если отправителем не соблюдены условия перевозки или отправка не отвечает сведениям, указанным отправителем в накладной, то в порядке, предусмотренном статьей 31 «Уплата провозных платежей и неустоек» и статьей 32 «Дополнительные расходы, связанные с перевозкой груза» настоящего Соглашения, перевозчику должны быть возмещены все расходы, вызванные проверкой и подтвержденные документально
(§ 2 статьи 21 СМГС).
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают помимо прочего вследствие причинения вреда другому лицу.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков (статья 12 ГК РФ).
Таким образом, возмещение причиненных убытков – это способ возмещения вреда (статья 1082 ГК РФ).
Возмещение вреда производится по правилам статей 15 и 16 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором
не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести
для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности истцом наличия состава правонарушения, являющегося основанием возникновения деликтной ответственности: наступления вреда, противоправности действий (бездействия) причинителя вреда, вины, причинно-следственной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вреда, а также размера причиненных убытков.
Статьей 65 АПК РФ установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований
и возражений.
Таким образом, из вышеизложенных норм права, следует, что необходимым условием для удовлетворения исковых требований в части взыскания с ответчика в пользу истца убытков является факт представления истцом суду допустимых, относимых
и бесспорных доказательств, подтверждающих факт возникновения убытков
в имущественной сфере истца, их размер, а также доказательств наличия причинно-следственной связи между виновными действиями ответчика и возникновением убытков.
В пунктах 11, 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применяя статью 15
ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков
в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором
в пределах, установленных гражданским законодательством.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15
ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя
из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
В предмет доказывания по требованию о взыскании убытков входят следующие обстоятельства: наличие факта причинения вреда, противоправности поведения (в данном случае действий) причинителя вреда, вины, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.
Недоказанность хотя бы одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения требований. Приведенный правовой подход поддержан в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 22.06.2020 № 302-ЭС20-3032 по делу № А33-22968/2018, от 25.02.2020 № 306-ЭС19-28574 по делу
№ А55-5125/2018, от 25.04.2016 № 305-КГ15-3882 по делу № А40-65467/2014,
от 15.12.2015 № 309-ЭС15-10298 по делу № А50-17401/2014.
В соответствии с положениями статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением обязательства, в соответствии
с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ.
Как следует из материалов, истцом заявлено требование о взыскании убытков в виде расходов, понесенных в связи с устранением коммерческой неисправности вагона №63055941.
Распоряжением ОАО "РЖД" от 31.12.2019 № 3116/р утвержден Единый типовой технологический процесс коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях (далее – Распоряжение от 31.12.2019 № 3116/р).
В соответствии с пунктом 1.1 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р коммерческий осмотр - это комплекс мероприятий, направленных на выявление несоответствий условий размещения и крепления грузов требованиям технических условий, правил перевозки и сохранности груза, в том числе с использованием программно-технических средств проведения коммерческого осмотра (далее - ТСКО).
Коммерческий осмотр проводится в целях обеспечения сохранности и безопасности грузовых перевозок (пункт 1.3 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р).
Согласно пункту 1.4 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р коммерческий осмотр проводится перед отправлением состава поезда на станциях погрузки, по прибытии на станциях выгрузки, а также в пути следования на пунктах коммерческого осмотра вагонов в поездах (далее - ПКО), постах коммерческой безопасности (далее - ПКБ) или постах коммерческой диагностики (далее - ПКД), на станциях формирования и расформирования поездов, не являющихся ПКО, ПКБ, ПКД, а также перед отправлением со станция временного отставления поезда от движения.
Факт выявления перевозчиком в пути следования коммерческой неисправности спорного вагона – превышение допустимой разницы нагрузки по тележкам установлен представленными в материалы дела документами – актами общей формы и коммерческим актом.
В соответствии с положениями статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в суде иными доказательствами.
Суд принимает лишь те доказательства, которые имеют отношение к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу (статья 67 АПК РФ).
Согласно пункту 1 § 1 статьи 29 СМГС, перевозчик составляет коммерческий акт, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной.
Из смысла и содержания вышеуказанных норм материального и процессуального права следует, что коммерческий акт, как и акт общей формы, являются относимыми
и допустимыми доказательствами для установления факта коммерческой неисправности вагона.
Согласно таблице 2 Приложения № 7 «Классификатор коммерческих неисправностей грузовых вагонов» к вышеуказанному указанному Распоряжению от 31.12.2019 № 3116/р, вышеуказанная коммерческая неисправность (превышение допустимой разницы нагрузки по тележкам) относится к коммерческим неисправностям, связанным с нарушением условий перевозки грузов (несоответствие массы груза).
В соответствии с пунктом 4.3.1 вышеуказанного Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р на выявленные вагоны с коммерческими неисправностями работником, проводившим коммерческий осмотр в Единой автоматизированной системе актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок (далее – ЕАСАПР М) составляются акты общей формы, удостоверяющие факты обнаружения коммерческих неисправностей, в соответствии с Порядком составления актов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ, пунктом 43 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения (далее – Правила), утв. Приказом Минтранса России от 27.07.2020 N 256, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель, пассажир, получатель, если они участвуют в проверке грузов, багажа, грузобагажа.
Согласно пункту 4.3.4 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р в акте общей формы в разделе "Описание обстоятельств, вызвавших составление акта" в обязательном порядке указывается код коммерческой неисправности в соответствии с классификатором коммерческих неисправностей грузовых вагонов, приведенном в Приложении 7 к Части 1 Типового технологического процесса, а также дается подробное описание обнаруженной коммерческой неисправности или обстоятельств, требующих проверки груза, являющихся причиной отцепки вагона от состава поезда.
Акт общей формы подписывается работником, проводившим коммерческий осмотр и составившим Акт, приемщиками поездов, производившими натурный осмотр вагона, работником предприятия охраны, если вагон следует в сопровождении охраны, проводниками (при участии в осмотре), работником ЛОВД (при участии в осмотре, подпись не обязательна), представителем таможенного органа (при участии в осмотре или навешивании ЗПУ) и работником ПТО (при участии в устранении коммерческой неисправности, а также при обнаружении технической неисправности вагона или контейнера, влияющего за коммерческое состояние груза) (пункт 4.3.12 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р). Подписание актов общей формы производится всеми указанными в нем работниками после окончания осмотра (пункт 4.3.13 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р). Акт общей формы подписывается электронной подписью в случае, если все участники коммерческого осмотра имеют сертификат электронной подписи. В противном случае оформленный акт общей формы распечатывается из системы ЕАСАПР М и подписывается всеми участниками коммерческого осмотра (пункт 4.3.14 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р).
В соответствии с пунктом 4.3.16 при составлении актов общей формы, удостоверяющих обнаружение коммерческих неисправностей, допущенных по вине грузоотправителя (нарушение требований ТУ, перегруз сверх трафаретной грузоподъемности вагона) в железнодорожной транспортной накладной в графе "Отметки перевозчика" делается соответствующая отметка.
Порядок устранения коммерческих неисправностей отцепленных вагонов производится в соответствии с требованиями раздела 5 Типового технологического процесса.
Согласно пункту 5.1.1 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р, при обнаружении коммерческой неисправности в пути следования принимаются меры по ее устранению без отцепки вагона от состава поезда, а при невозможности устранения без отцепки вагон отцепляется для устранения неисправности.
Вагон отцепляется от состава поезда и подается на специализированные пути, предназначенные для устранения неисправностей, или в иное место, установленное Технологическим процессом (картой) работы станции. Подача вагонов к месту устранения коммерческих неисправностей оформляется работником станции памяткой приемосдатчика на подачу и уборку вагонов. Данные о составленных памятках подачи и уборки вагонов передаются в ЕАСАПР М (пункт 5.8.8 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р).
Согласно пункту 5.8.9 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р после подачи вагона на место производства работ уполномоченным работником станции в ЕАСАПР М оформляется акт общей формы на начало задержки в связи с устранением коммерческой неисправности и далее проводится повторный осмотр вагона на предмет выявления нарушений требований Технических условий, не обнаруженных при проведении коммерческого осмотра.
Результаты осмотра оформляются актом общей формы в соответствии с требованиями раздела 4.3 Части 1 Типового технологического процесса. Дополнительно в акте общей формы указываются:
- допущенные грузоотправителем нарушения Технических условий, которые не могли быть выявлены работниками ОАО "РЖД" при приеме груза к перевозке;
- результаты производства замеров фактического размещения груза с указанием типа инструмента, наличия его поверки, соответствие ГОСТу, которым предусмотрено его применение, допустимая погрешность (пункт 5.8.10 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р).
В соответствии с положениями пункта 5.8.11 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р в случае выявления перегруза вагона сверх его трафаретной грузоподъемности или разницы загрузки тележек сверх установленной нормы по данным электронных вагонных весов:
- осуществляется перевеска вагона на стационарных вагонных весах, результат оформляется актом общей формы на перевеску вагона и делается запись в Книге учета контрольных перевесок с использованием ЕАСАПР М;
- при подтверждении перегруза сверх трафаретной грузоподъемности вагона в ЕАСАПР М оформляется коммерческий акт;
- производится отгрузка излишка груза сверх трафаретной грузоподъемности, факт отгрузки оформляется актом общей формы в ЕАСАПР М; выполнение работ по отгрузке оформляется нарядом на сдельные (повременные) работы формы ФТУ-14 (далее - Наряд на сдельные (повременные) работы) в системе АС ТЕСКАД; система ЕАСАПР М направляет в систему АС ТЕСКАД заказ на выполнение работ по отгрузке; по факту выполнения работ система АС ТЕСКАД передает в ЕАСАПР М сведения об оформленном наряде на сдельные (повременные) работы формы ФТУ-14;
- после отгрузки проводится повторная перевеска вагона, результаты перевески оформляются актом общей формы в ЕАСАПР М, а также соответствующей записью в Книге учета контрольных перевесок в ЕАСАПР М;
- акт общей формы на производство маневровой работы в случае контрольной перевески при выявлении перегруза, оформляется в системе ЕАСАПР М.
После устранения коммерческой неисправности проводится прием груза к перевозке с проверкой соблюдения требований Технических условий (пункт 5.8.12 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р).
Согласно пункту 5.8.18 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р после устранения коммерческой неисправности также оформляются:
- акт общей формы на прием к перевозке после устранения коммерческой неисправности с указанием информации о принятых действиях по устранению выявленных нарушений (устранение смещения груза, замена средств крепления и т.д.);
- акт общей формы на затраты по использованным материалам на новые реквизиты крепления при исправлении коммерческих неисправностей (оформляется в системе ЕАСАПР М);
- наряд на сдельные (повременные) работы формы ФТУ-14 (далее - наряд ФТУ-14) по фактическим затратам (время работы крана, оплата труда грузчиков, стропальщиков, машинистов крана), связанным с исправлением погрузки, утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 15.12.2008 г. N 2688р (оформляется в системе АС ТЕСКАД и передается в ЕАСАПР М);
- акт о выполненных работах (оказанных услугах) формы ФПУ-26 (далее - акт ФПУ-26) с указанием конкретных выполненных работ по устранению коммерческих неисправностей (количество человек, проводивших устранение, количество затраченного времени на устранение), утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 15.12.2008 г. N 2688р (оформляется в системе АС ТЕСКАД и передается в ЕАСАПР М);
- акт формы ФМУ-73 (далее - акт ФМУ-73), в котором указывается количество израсходованных материалов, утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 15.12.2008 г. N 2688р (оформляется в системе АС ТЕСКАД и передается в ЕАСАПР М);
- акт общей формы на производство маневровой работы в случае контрольной перевески при выявлении перегруза (оформляется в системе ЕАСАПР М).
Механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций в течение 2-х рабочих дней на основании полученных наряда на сдельные (повременные) работы и акта ФМУ-73 определяет итоговую сумму затрат, на основании которых формирует акт о выполненных работах (оказанных услугах) с указанием конкретных выполненных работ по устранению коммерческих неисправностей (количество человек, проводивших устранение, количество затраченного времени на устранение). Акт о выполненных работах (оказанных услугах) оформляется в системе АС ТЕСКАД и передается в ЕАСАПР М. Акт о выполненных работах (оказанных услугах) должен быть подписан руководителем предприятия, главным бухгалтером. Допускается подписание акта о выполненных работах (оказанных услугах) электронной подписью.
По завершению работ по устранению коммерческих неисправностей в системе ЕАСАПР М оформляется акт общей формы на окончание задержки. В случае устранения коммерческих неисправностей, допущенных грузоотправителями, в акте общей формы делается отметка об увеличении срока доставки (пункт 5.8.19 Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р).
Представленные истцом в материалы дела акты общей формы и коммерческий акт, удостоверяющие факт выявления коммерческой неисправности, соответствуют требованиям Распоряжения от 31.12.2019 № 3116/р.
Вопреки доводам ответчика, положениями статьи 119 УЖТ и вышеуказанных норм Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях не предусмотрена необходимость уведомления грузоотправителя о выявлении коммерческой неисправности, угрожающей безопасности движения.
Кроме того, как следует из представленных документов, комиссионный осмотр вагона производился в присутствии представителя грузоотправителя ФИО4, действовавшего на основании доверенности №71 от 02.06.2021, в результате которого обнаружено: в полувагоне погружен груз мелкой и пылеобразной фракцией, погрузка ниже верхнего обвязочного бруса вагона, с трапециевидной формы с понижением к восточному торцу вагона на высоту от 1600 до 2250 мм, длиной 2300 мм, по всей ширине полувагона, коммерческая неисправность устранена силами работников перевозчика (произведено разравнивание груза в вагоне путем перемещения груза с западного торца вагона к восточному торцу вагона). Разгрузочные люки закрыты плотно, крышки разгрузочных люков закрыты на люковые закидки, зафиксированы сегментами, сегменты осажены до упора. По факту устранения коммерческой неисправности перевозчиком составлен акт общей формы № 2/1173 от 05.06.2021, указанный акт подписан представителем грузоотправителя по доверенности ФИО4
В соответствии со статьей 20 УЖТ пригодность в коммерческом отношении вагонов, контейнеров (состояние грузовых отсеков вагонов, контейнеров, пригодных для перевозки конкретного груза, отсутствие внутри вагонов, контейнеров постороннего запаха, других неблагоприятных факторов, за исключением последствий атмосферных осадков в открытых вагонах, а также особенности внутренних конструкций кузовов вагонов, контейнеров, влияющие на состояние грузов при погрузке, выгрузке и перевозке) для перевозки указанного груза определяется в отношении вагонов - грузоотправителями, если погрузка обеспечивается ими, или перевозчиком, если погрузка обеспечивается им.
Из смысла указанной нормы следует, что пригодность вагонов в коммерческом отношении определяется перед погрузкой вагонов грузоотправителем.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ
«Об обеспечении единства измерений» средства измерений, предназначенные
для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке.
Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки
и содержанию свидетельства о поверке утвержден Приказом Минпромторга России
от 02.07.2015 № 1815.
По данным представленных истцом в материалы дела паспорта № 1001 на вагонные весы ТС-Д-ЖД, заводской номер 00804305, максимальный предел взвешивания – 200 т, дата последней поверки – 04.06.2021, на которых истцом произведена контрольная перевеска вагона, на дату контрольной перевески (04.06.2021) весы были исправны. Доказательства, опровергающие вышеуказанные обстоятельства, ответчиком в материалы дела не представлены, в связи с чем довод ответчика о неисправности весов в момент перевески спорного вагона отклоняется судом как необоснованный и противоречащий обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что представленные истцом в обоснование заявленных требований в материалы дела акты общей формы и коммерческий акт, являются относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, подтверждающими факт выявления коммерческой неисправности вагона, угрожающей безопасности движения, вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком возложенной на него обязанности по соблюдению требований ГОСТ 22235-2010 при погрузке груза, выразившиеся в нарушении работниками ответчика технологии погрузо-разгрузочных работ, что повлекло вынужденное несение истцом расходов
в заявленном в иске размере на устранение коммерческой неисправности спорного вагона.
Данные акты содержат все сведения, необходимые для удостоверения обстоятельства, вызвавшего их составление, составлены в соответствии с требованиями законодательства, о фальсификации представленных документов ответчиком в установленном законом порядке не заявлено.
Таким образом, факт нарушения ответчиком обязательства и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика, факт возникновения убытков
в имущественной сфере истца, а также наличие причинно-следственной связи между виновными действиями ответчика и возникновением убытков подтверждается материалами дела.
В силу пункта 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается
от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина
в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из указанной нормы права, устанавливающей презумпцию вины причинителя вреда, следует, что именно последний должен доказать свою невиновность в причинении ущерба.
Ответчиком доказательства, исключающие вину последнего в нарушении обязательства, в материалы дела не представлены.
Статьей 1082 ГК РФ установлено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное
за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя
из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Согласно представленному истцом в материалы дела расчету размера убытков,
им понесены следующие расходы, связанные с устранением коммерческой неисправности, в общем размере 11 798 руб. 20 коп., включающие в себя, в том числе: расходы, связанные с проведением маневровой работы при устранении коммерческой неисправности, в размере 6 748 руб. 80 коп. с учетом НДС, расходы за проверку веса и состояние груза в размере 1 152 руб. 40 коп., расходы на оплату услуг механизатора в размере 2 282 руб., расходы на оплату услуг приемосдатчика груза и багажа в размере 965 руб. 50 коп., с учетом НДС (20%) – 649 руб. 50 коп.
Истцом представлен следующий подробный расчет размера убытков:
Расчет маневровой работы вагона № 63055941 по акту общей формы №1/2074 от 06.06.2021г., рассчитывается по таблице №12 Тарифного Руководства №3 (далее ТР №3), согласно п. 2.7.15 «Правил применения сборов за дополнительные операции, связанных с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте» от 15.08.2002 года№ 450/р:
-маневровая работа в сутках 30.05.21г. с 19-24 мск. вр. по 19-44 мск. вр. составила 20 мин. сбор 1406 рублей 00 копеек (без НДС):
1406 + 281,2 = (263 х 5,090 х 1,05) + 281,2 где 263 - ставка сборов за маневровую работу локомотива, принадлежащего перевозчику, согласно ТР №3, таблица № 12;
5,090 - коэффициент, согласно приказа ФАС России № 1226/15 от 10.12.2015г.;
1,05 - районный коэффициент для районов крайнего севера и приравненных к ним местностях (ТР №3, таблица № 13); 281,2-НДС 20%.
-маневровая работа в сутках 04.06.21г. с 16-40 мск. вр. по 17-00 мск. вр. составила 20 мин. сбор 1406 рублей 00 копеек (без НДС):
1406 + 281,2 = (263 х 5,090 х 1,05) + 281,2 где 263 - ставка сборов за маневровую работу локомотива, принадлежащего перевозчику, согласно ТР №3, таблица № 12;
5,090 - коэффициент, согласно приказа ФАС России № 1226/15 от 10.12.2015г.;
1,05 - районный коэффициент для районов крайнего севера и приравненных к ним местностях (ТР №3, таблица № 13); 281,2-НДС 20%.
-маневровая работа в сутках 05.06.21г. с 07-40 мск. вр. по 08-00 мск. вр. составила 20 мин. сбор 1406 рублей 00 копеек (без НДС):
1406 + 281,2 = (263 х 5,090 х 1,05) + 281,2 где 263 - ставка сборов за маневровую работу локомотива, принадлежащего перевозчику, согласно ТР №3, таблица № 12;
5,090 -коэффициент, согласно приказа ФАС России № 1226/15 от 10.12.2015г.;
1,05 - районный коэффициент для районов крайнего севера и приравненных к ним местностях (ТР №3, таблица № 13);
281,2-НДС 20%.
- маневровая работа в сутках 06.06.21г. с 10-10 мск. вр. по 10-30 мск. вр. составила 20 мин. сбор 1406 рублей 00 копеек (без НДС):
1406 + 281,2 = (263 х 5,090 х 1,05) + 281,2 где 263 - ставка сборов за маневровую работу локомотива, принадлежащего перевозчику, согласно ТР №3, таблица № 12;
5,090 - коэффициент, согласно приказа ФАС России № 1226/15 от 10.12.2015г.; 1,05 - районный коэффициент для районов крайнего севера и приравненных к ним местностях (ТР №3, таблица № 13); 281,2-НДС 20%.
Итого общая сумма составила 6748 рублей 80 копеек (шесть тысяч семьсот сорок восемь рублей 80 копеек) с НДС.
Расчет за проверку веса и состояние груза, в случаях не связанных с предъявлением грузов к перевозке, а также проведении работником ОАО «РЖД» других работ, в случаях, не предусмотренных Уставом за вагон № 63055941 железной дорогой по акту № 1/2074 от 06.06.21г. по договорным тарифам на основании телеграммы от 28.12.2020г. № ИСХ-11197/ЗабТЦФТО.
- сумма сбора за проверку веса и состояние груза составила - начало передвижения 04.06.21г. в 16-40 мск. вр.:
1440,39/60 х 20 = 480,13 + 96,07 руб.
где 1440,39 - ставка сбора за проверку веса и состояние груза, в случаях не связанных с предъявлением грузов к перевозке, а также проведении работником ОАО «РЖД» других работ, в случаях, не предусмотренных Уставом (за 1 час в рублях);
20 - время, проведенное при проверке веса (мин.); 96,07 - НДС 20%.
- сумма сбора за проверку веса и состояние груза составила - начало передвижения 05.06.21г. в 02-40 мск. вр.:
1440,39/60 х 20 = 240,1 + 96,07 руб.
где 1440,39 - ставка сбора за проверку веса и состояние груза, в случаях не связанных с предъявлением грузов к перевозке, а также проведении работником ОАО «РЖД» других работ, в случаях, не предусмотренных Уставом (за 1 час в рублях);
20 - время, проведенное при проверке веса (мин.); 96,07 - НДС 20%.
Итого сумма сбора за проверку веса и состояние груза составила 1152 рубля 40 копеек (одна тысяча сто пятьдесят два рубля 40 копеек) с НДС.
Итого начисленная общая сумма затрат в размере за маневровую работу 7901 рубль 20 копеек (семь тысяч девятьсот один рубль 20 копеек) с НДС.
Согласно справки счета № 58 от 05.06.2021 г. Читинской механизированной дистанцией погрузочно-разгрузочных работ - структурным подразделением Забайкальской
дирекции по управлению терминально - складским комплексом - структурного
подразделения Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом - филиала ОАО «РЖД» оказаны услуги:
Наименование услуги (№ вагона) | Ед. изм | Количество | Цена, руб. | Сумма, руб. |
Предоставление услуг механизатора (63055941) | час | 1,0 | 2282 | 2282 |
Предоставление услуг приемосдатчика груза и багажа (63055941) | час | 0,5 | 1931 | 965,5 |
Итого: НДС 20% Всего (с учетом НДС): | 3247,50 649,50 3897,00 |
Итого, сумма за исправление коммерческой неисправности составляет: 7901,20+3897=11798 рублей 20 копеек.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации,
при рассмотрении конкретного дела суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением одних лишь формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось
бы существенно ущемленным (постановления от 6 июня 1995 года № 7-П, от 13 июня 1996 года № 14-П, от 28 октября 1999 года № 14-П, от 22 ноября 2000 года № 14-П,
от 14 июля 2003 года № 12-П, от 12 июля 2007 года № 10-П и др.). Оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить реальный размер возмещения вреда, и отражение ее результатов в судебном решении является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих
из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Положения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079
ГК РФ сами по себе не ограничивают круг доказательств, которые потерпевшие могут предъявлять для определения размера понесенного ими фактического ущерба, суды обязаны в полной мере учитывать все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.
В качестве обоснования размера возникших убытков в заявленной сумме истцом
в материалы дела представлены подтверждающие документы: памятки приемосдатчика на подачу/уборку вагонов №№ 343, 356, выписка из книги учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115 за период: 30.05.2021-08.06.2021, наряд № 349 на сдельные (повременные) работы от 05.06.2021, акт № 57 от 05.06.2021 о выполненных работах (оказанных услугах) формы ФПУ-26, справка-счет № 58 от 05.06.2021 и калькуляции за предоставление услуг механизатора и приемосдатчика.
Ответчиком обоснованный контррасчет размера убытков не представлен.
С учетом вышеизложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства
с учетом положений 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, суд пришел к выводу о доказанности истцом наличия состава правонарушения, являющегося основанием для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения истцу причиненных убытков.
Ответчиком доказательства возмещения понесенных истцом убытков в размере 11 798 руб. 20 коп. в материалы дела не представлены.
На основании вышеизложенного, суд признает правомерным, обоснованным
и подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании убытков в заявленном размере – 11 798 руб. 20 коп.
Всем существенным доводам, пояснениям и возражениям сторон судом дана соответствующая оценка, что нашло отражение в данном решении. Иные доводы
и возражения несущественны и на выводы суда не влияют.
В силу положений части 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Истцом при подаче искового заявления по платежному поручению от 14.02.2022 №147332 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
В связи с удовлетворением исковых требований в полном объеме, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Решение суда выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда
в сети «Интернет». По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Взыскать с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РАЗРЕЗ ЧЕРЕМХОВУГОЛЬ" в пользу ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" 11 798 руб. 20 коп. основного долга, а также
2 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Иркутской области.
Судья А.В. Бабаева