АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2)24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-5701/2011
« 19 » апреля 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 19 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2011 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Шульга Н.О.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Акопян Е. Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Отдела (инспекции) государственного надзора по Иркутской области
к Обществу с ограниченной ответственностью «Форвард»
о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании представителей:
от заявителя: ФИО1, доверенность от 11.01.2011 № 59, служебное удостоверение.
от ответчика: не явились.
установил:
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Отдел (инспекция) государственного надзора по Иркутской области (далее по тексту: СМТУ Росстандарта) обратилось в арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Форвард» (далее: ООО «Форвард», ответчик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее: КоАП РФ).
Представитель СМТУ Росстандарта в судебном заседании требования поддержала, повторив доводы, изложенные в заявлении.
Ответчик, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом 05.04.2011 года (уведомление № 88434), в суд своего представителя не направил, отзыв на заявленные требования не представил.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 156, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в нем материалам, исследовав которые, заслушав доводы представителя заявителя, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 10 марта 2011 года должностными лицами СМТУ Росстандарта на основании распоряжения от 2 марта 2011 года № 520, была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Форвард» по вопросам соблюдения обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов; обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, к эталонам единиц величин, стандартными образцам, средствам измерений; лицензионных требований и условий; выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора).
В ходе проверки установлено, что обществом осуществлялась реализация нефтепродуктов на принадлежащей ему АЗС, а именно топлива дизельного зимнего в количестве 303 дм.3 на сумму 6817 руб. 50 коп., дата изготовления не указана, документы, подтверждающие контроль качества реализуемых нефтепродуктов, проведение периодических испытаний нефтепродуктов (протоколы испытаний) в соответствии с пунктом 6.25 «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» не предъявлены, отсутствует паспорт, а также другие документы, содержащие сведения о продукции для приобретателя, документы о зачистке резервуара № 1 (акт зачистки, паспорт на резервуар) в соответствии с пунктом 4.6 ГОСТа 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» не предъявлены.
В ходе данной проверки госинспектором СМТУ «Ростехрегулирования» в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб», Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, для идентификации продукции, проверки ее на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов и правил обязательного подтверждения соответствия на автозаправочной станции общества, на основании протокола взятия проб, образцов № 14 от 10.03.2011 произведен отбор проб топлива дизельного зимнего, находящегося в реализации. Согласно протоколу взятия проб, образцов № 14 от 10.03.2011 отобранные пробы топлива в количестве 2 бут. (2 дмЗ) каждая, направлены в ИЦ ФГУ «ИЦСМ» для проведения испытаний, из них: на испытания – 1 бут., на случай разногласий в оценке качества продуктов – 1 бут. (направление на проведение испытаний № 14 от 10.03.2011).
10 марта 2011 года государственный инспектор СМТУ Росстандарта, установив, что на АЗС принадлежащем ООО «Форвард», расположенном по адресу: <...>, реализуется некачественное дизельное топливо, вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В соответствии с протоколом испытаний № 45 от 15.03.2011 установлено, что топливо дизельное зимнее не соответствует требованиям Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для ракетных двигателей и топочному мазуту», нарушен пункт 10, приложение № 2 по показателям: цетановое число 42 мг/кг, вместо «не ниже 45 мг/кг»; температура вспышки в закрытом тигле 35,5 град С, вместо «не ниже 40 град С»; предельная температура фильтруемости дизельного топлива для холодного климата минус 17 град С, вместо «не выше минус 20 град С»;
По результатам проведенных испытаний составлен акт от 16.03.2011 № 14, в котором зафиксированы выявленные нарушения: топливо дизельное зимнее в количестве 303 дм.3 на сумму 6817 руб. 50 коп., дата изготовления не указана, не соответствует требованиям Технического регламента: пункт 10, приложение № 2 по показателям: цетановое число 42 мг/кг, вместо «не ниже 45 мг/кг»; температура вспышки в закрытом тигле 35,5 град С, вместо «не ниже 40 град С»; предельная температура фильтруемости дизельного топлива для холодного климата минус 17 град С, вместо «не выше минус 20 град С»; пункт 30 по информации для приобретателя: паспорт продукции а также другие документы, содержащие необходимые сведения о продукции отсутствуют (наименование продукции и ее целевое назначение; информация о документах, содержащих нормы которым соответствует данная продукция; наименование изготовителя, его местонахождение, страна происхождения продукции; номер партии продукции, поставленной для реализации; сведения о наличии присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок; знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства РФ в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; сведения о сертификате соответствия; сведения по безопасному хранению, транспортирования, реализации, применению и утилизации); пункт 31 по информации для приобретателя: в местах, доступных для приобретателей, информация о продукции отсутствует (наименование продукции, марка дизельного топлива, экологический класс автомобильной техники, для которой данная продукция рекомендована); документы, подтверждающие контроль качества реализуемых нефтепродуктов, проведение периодических испытаний нефтепродуктов (протоколы испытаний) в соответствии с пунктом 6.25 «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» не предъявлены, документы о зачистке резервуара № 1 (акт зачистки, паспорт на резервуар) в соответствии с пунктом 4.6 ГОСТа 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» не предъявлены.
По факту выявленного нарушения 10.03.2011 государственным инспектором СМТУ Росстандарта, вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ, материалы проверки направлены в арбитражный суд для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Исследовав представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении; имелись ли основания для составления протокола и полномочия административного органа, составившего протокол; предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения и реализации; данный закон регулирует также отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также при оценке соответствия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 названного Закона, содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации, а согласно статье 44 названного закона все технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, правила и нормы стандартизации составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, к которым обеспечивается свободный доступ заинтересованным лицам.
Требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пункт 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ).
Таким образом, требования, касающиеся безопасности и сертификации продукции, являются обязательными требованиями государственных стандартов, подлежащих исполнению.
Реализация (поставка, продажа), использование (эксплуатациия), хранение, транспортирование либо утилизация продукции с нарушением обязательных требований государственных стандартов посягает на государственный режим государственного регулирования безопасности продукции в сфере порядка управления и влечет применение административной ответственности по части 1 статьи 19.19 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118 (далее - Технический регламент) дизельное топливо должно соответствовать требованиям согласно приложению № 2. Указанным Приложением № 2 установлено цетановое число не менее 45 мг/кг», температура вспышки в закрытом тигле не ниже 40 град С, предельная температура фильтруемости дизельного топлива для холодного климата не выше минус 20 град С.
Согласно пункту 11 Технического регламента в течение 3 лет со дня вступления в силу настоящего регламента наряду с оборотом дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением № 2 к настоящему техническому регламенту, допускается выпуск в оборот дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с нормой 45 по показателю «цетановое число, не менее», нормой 2000 миллиграмм на килограмм (0,2 процента массовых) по показателю «массовая доля серы, не более» и без нормирования показателей «смазывающая способность, не более» и «массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более» при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением № 2 к настоящему регламенту.
Пунктом 30 Технического регламента при реализации продукции продавец по требованию приобретателя обязан предоставить ему паспорт продукции, а также другие документы, содержащие следующие сведения: а) наименование продукции и ее целевое назначение; б) информация о документах, содержащих нормы, которым соответствует данная продукция; в) наименование изготовителя, его местонахождение, страна происхождения продукции, наименование и местонахождение (адрес, телефон) продавца; г) номер партии продукции, поставленной для реализации; д) масса нетто продукции в таре; е) сведения о наличии (наименование, содержание и свойства) присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок; ж) знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; з) сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии; и) сведения по безопасному хранению, транспортированию, реализации, применению и утилизации продукции.
В силу пункта 31 Технического регламента изготовители (продавцы) автомобильного бензина и дизельного топлива обязаны в информационных материалах, размещенных в местах, доступных для приобретателей, указывать наименование продукции, марку автомобильного бензина или дизельного топлива, экологический класс автомобильной техники, для которой данная продукция рекомендована.
Как следует из материалов дела, топливо дизельное зимнее реализуется с нарушением требований Технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному Постановлением правительства РФ от 27.02.2008 № 118, так топливо дизельное в нарушение пункта 10, приложения № 2 по показателям: цетановое число 42 мг/кг, вместо «не ниже 45 мг/кг»; температура вспышки в закрытом тигле 35,5 град С, вместо «не ниже 40 град С»; предельная температура фильтруемости дизельного топлива для холодного климата минус 17 град С, вместо «не выше минус 20 град С»; пункта 30 по информации для приобретателя: паспорт продукции а также другие документы, содержащие необходимые сведения о продукции отсутствуют (наименование продукции и ее целевое назначение; информация о документах, содержащих нормы которым соответствует данная продукция; наименование изготовителя, его местонахождение, страна происхождения продукции; номер партии продукции, поставленной для реализации; сведения о наличии присадок, добавленных в продукцию, или об отсутствии присадок; знаки опасности продукции в соответствии с требованиями законодательства РФ в области пожарной, экологической, а также биологической безопасности; сведения о сертификате соответствия; сведения по безопасному хранению, транспортирования, реализации, применению и утилизации); пункта 31 по информации для приобретателя: в местах, доступных для приобретателей, информация о продукции отсутствует (наименование продукции, марка дизельного топлива, экологический класс автомобильной техники, для которой данная продукция рекомендована); отсутствуют документы, подтверждающие контроль качества реализуемых нефтепродуктов, проведение периодических испытаний нефтепродуктов (протоколы испытаний) в соответствии с пунктом 6.25 «Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения» не предъявлены, отсутствует паспорт, а также документы о зачистке резервуара № 1 (акт зачистки, паспорт на резервуар) в соответствии с пунктом 4.6 ГОСТа 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение».
Таким образом, ответчик допустил реализацию продукции – топлива дизельного зимнего не соответствующего обязательным требованиям технического регламента, что подтверждается актом проверки № 14 от 16.03.2011 года, протоколом об административном правонарушении № 06-14/2 от 16.03.2011, протоколом осмотра № 14 от 10.03.2011, протоколом взятия проб, образцов № 14 от 10.03.2011 года, протоколом испытания образцов (пробы) продукции) № 45 от 15.03.2011 года.
Совершение всех вышеперечисленных нарушений Общество не оспорило, в протоколе об административном правонарушении № 06-14/2 от 16.03.2011 директор ООО «Форвард» указал, что топливо дизельное зимнее не проверялось, следовательно, Общество не знало о его несоответствии техническому регламенту.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая обстоятельства настоящего дела, суд считает, что несоответствие обязательным требований государственных стандартов в реализуемой Обществом продукции стало возможным вследствие непринятия им своевременных мер по отбору проб на проведение качественного анализа нефтепродукта, необходимость осуществления которых установлена положениями Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 № 231. В противном случае несоответствие в содержании дизельного топлива цетановому числу, температуре вспышки в закрытом тигле, предельной температуре фильтруемости дизельного топлива для холодного климата возможно было выявить еще на стадии приемки Обществом продукции в резервуары АЗС.
С учетом вышеизложенного суд находит, что факт совершения административного правонарушения материалами дела доказан, виновность общества установлена, поэтому требование заявителя о привлечении ООО «Форвард» к административной ответственности в данной части подлежит удовлетворению.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших СМТУ Росстандарта полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Принимая во внимание требования пункта 1 статьи 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить ООО «Форвард» наказание в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, учитывая, что правонарушением совершено впервые, а также отсутствие отягчающих обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют доказательства изъятия предметов административного правонарушения и передачи их на ответственное хранение, суд не может применить конфискацию данных предметов правонарушения.
Руководствуясь статьями 167-171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Форвард» расположенное по адресу: 664005, область Иркутская, Иркутск г., Профсоюзная ул., 6В-4, запись о государственной регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1103850012694, к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Новосибирской области (СМТУ Росстандарт л/с <***>), счет получателя 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской области, г. Новосибирск. БИК банка получателя 045004001, ИНН <***>, КПП 540701001; В поле «101» указывается значение «08»; В поле «104» указывается код бюджетной классификации 172 1 16 01000 01 0000 140; В поле «105» указывается ОКАТО 50401000000; В поле «106-110» проставляется значение «0».
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Шульга Н. О.