ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-5803/08 от 14.07.2008 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

664025, <...>,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. <***>, факс <***>

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-5803/08-58

«14» июля 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14.07.2008 года. Текст решения изготовлен в полном объеме 14.07.2008 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Дягилевой И.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ершовой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации г. Иркутска

к Управлению Федеральной регистрационной службе по Иркутской области

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области

о признании незаконным действий органа государственной власти

при участии в заседании:

от истца –ФИО1, дов. от 01.04.2008г. № 059-72-118/8

от ответчика - ФИО2, дов. от 29.04.2008г. № 90

от третьего лица – не явились (ув. № 61956),

установил:

Администрация г. Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действия Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: <...>, площадью 1400 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000034:562, и обязании Управления устранить допущенные нарушения путём погашения записи о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В отзывах Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области с заявленными требованиями не согласились, полагая, что заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явилось, в связи с чем, дело рассмотрено в судебном заседании на основании статей 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без участия представителя третьего лица.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, Арбитражный суд Иркутской области не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Как усматривается из материалов дела, Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области была произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1400 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000034:562.

Полагая, что действиями Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области нарушаются права и законные интересы муниципального образования «город Иркутск», поскольку государственная регистрация в нарушение положений статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» была произведена в отсутствие документов, должным образом индивидуализирующих указанный земельный участок, находящийся в распоряжении муниципального образования в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса российской Федерации», Администрация г. Иркутска обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании действий Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области по регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1400 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000034:562, незаконными и обязании регистрирующего органа устранить допущенные нарушения путем погашения указанной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Оценив представленные заявителем доказательства, арбитражный суд считает заявленные Администрацией г. Иркутска требования необоснованными по следующим основаниям.

Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрены п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно абзацу 2 указанного пункта обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на земельный участок, является кадастровый план данного земельного участка. Представление кадастрового паспорта данного объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план данного объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание данного объекта недвижимого имущества, либо в случае государственной регистрации прав на земельный участок - кадастровый паспорт или кадастровый план такого земельного участка ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

В силу п. 2 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в предыдущем пункте, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 указанного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Законом о регистрации, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

На основании п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии с абз. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки.

Для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные правообладатели земельных участков подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, заявки, правоустанавливающие документы на земельные участки и документы о межевании земельных участков (п. 2 ст. 19 Федерального закона "О государственном земельном кадастре").

Согласно ст. 17 Федерального закона "О землеустройстве" межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения.

С учетом приведенных норм права арбитражный суд приходит к выводу о том, что для государственной регистрации прав на земельный участок необходимо представление таких документов, которые в соответствии с действующим законодательством позволяют индивидуализировать этот участок и определить его точные параметры, в том числе местонахождение на местности и территориальные границы, что устанавливается путем проведения специальных мероприятий - межевания земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В обоснование заявленных требований Администрация г. Иркутска ссылается на то, что сведения о земельном участке, расположенном по адресу: <...>, площадью 1400 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000034:562, были внесены в государственный земельный кадастр как о ранее учтенном участке, в связи с чем, кадастровая карта, выданная третьему лицу для целей межевания, без содержания сведений о границах и координатах участка, не может быть принята в качестве основания государственной регистрации права, так как она не позволяет определить земельный участок как объект недвижимости.

Вместе с тем, арбитражный суд не может согласиться с доводами заявителя по следующим основаниям.

Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района (далее - Порядок ведения реестра земель). Согласно пункту 1 данного Порядка государственный реестр земель кадастрового района является составной частью Единого государственного реестра земель и предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.

Как следует из пункта 2.1.2 Порядка ведения реестра земель (в редакции Приказа Федеральной службы земельного кадастра от 29.07.2002 N П/301), внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (утверждены Приказом Росземкадастра от 10.04.2001). Данные Указания устанавливают технические правила подготовки и оформления территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Закона "О государственном земельном кадастре".

Из пунктов 2.1 - 2.3 Указаний следует, что сведения о ранее учтенных земельных участках отражаются на основании документов, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра, а для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках, в том числе поземельные книги, журналы учета кадастровых номеров, списки плательщиков земельного налога, и арендной плате по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей.

Согласно пункту 2.4 вышеназванных Указаний в качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются утвержденные материалы инвентаризации земель и сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.

Как следует из п. 3.2 Правил оформления кадастрового плана участка - ГЗК-1-Т.О-04-01-01, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001г., при отражении сведений о ранее учтенных земельных участках в кадастровом плане (строка 16) делается ссылка "площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании".

Согласно выписке из государственного земельного кадастра от 06.05.2004г. № 74/04-2-4 площадь и границы земельного участка, с кадастровым номером 38:36:000034:0562 подлежат уточнению в установленном порядке.

В силу пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу Закона, является юридически действительным.

Как следует из материалов дела, государственный кадастровый учет земельного участка Российской Федерации проведен до вступления в силу Федерального закона "О государственном земельном кадастре", поэтому Иркутскому государственному педагогическому институту правомерно предоставлен кадастровый план земельного участка, площадью 1400 кв.м., на основании сведений, указанных в государственном акте на право пользование землей А-I № 569915, выданного в соответствии с решением Исполнительного комитета Иркутского городского совета народных депутатов от 04.11.1986г.

В свою очередь, пункт 3 ст. 20 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" устанавливает правило, что в проведении государственного кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков нарушены права смежных землепользователей. Соответственно в силу п. 1 ст. 31 названного Закона ответственность за точность данных об объекте недвижимости несут организации по учету соответствующих объектов.

Согласно п. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" даже наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на данный земельный участок.

Исходя из положений названных норм споры о границах земельных участков относятся к категории земельных, а не имущественных споров, следовательно, отсутствие или незаконченность работ по кадастровому учету земельного участка или наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, представленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя земельного участка или на основании заявления правообладателя. При наличии спора между органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и правообладателем уточненные данные о границах и площади земельного участка могут вноситься в ЕГРП на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Таким образом, возможность уточнения в ЕГРП данных о площади земельного участка и местоположении его границ без повторной регистрации на основании сведений, представленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия правообладателя такого объекта недвижимого имущества, предусмотрена пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

С учетом установленных обстоятельств и принимая во внимание тот факт, что в регистрирующий орган был представлен полный пакет документов, требуемый для осуществления государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1400 кв.м., с кадастровым номером 38:36:000034:562, арбитражный суд приходит к выводу о правомерности действий Управления Федеральной регистрационной службе по Иркутской области по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

Доводы заявителя о том, что спорный земельный участок находится в распоряжении органа местного самоуправления в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», не принимаются арбитражным судом во внимание.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.

В обоснование возникновения права федеральной собственности на спорный земельный участок Управление ссылается на то, что земельный участок был предоставлен Иркутскому государственному педагогическому институту на основании государственного акта на право пользование землей А-I № 569915, что свидетельствует, по мнению арбитражного суда, о наличии правовых оснований для регистрации права федеральной собственности на спорный участок.

Кроме того, в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти либо действующего по его поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 для государственной регистрации права федеральной собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо предоставить заявление о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.

В силу пункта 2 указанного постановления для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, или их предшественниками), - в случае если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации.

Учитывая, что указанные документы представлены регистрирующему органу, арбитражный суд приходит к выводу, что действия заинтересованного лица по регистрации права собственности Российской Федерации соответствуют требованиям закона.

В соответствии с положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания действий (бездействия) органов местного самоуправления недействительными необходимо доказать в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этими действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

С учетом изложенного, принимая во внимание факт того, что действия регистрирующего органа по внесению записи о регистрации права федеральной собственности на объект недвижимого имущества заинтересованным лицом произведены в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и доказательств нарушения прав и законных интересов заявитель в материалы дела не представил, арбитражный суд считает заявленные требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный арбитражный суд в течении месяца со дня его принятия.

Судья И.П.Дягилева