ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-6421/09 от 14.04.2009 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-6421/09-62

14.04.2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании   14.04.2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено   14.04.2009 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Ананьиной Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Чунского района Иркутской области

к индивидуальному предпринимателю Кулаковой Ирине Валерьевне

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 (удостоверение ТО № 078298) ,

от ответчика – не явился, извещен

установил:

Прокурор Чунского района Иркутской области (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кулаковой Ирины Валерьевны к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя, заявленные требования поддержал, указал о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явилось. Отзыв по существу заявленных требований не представило.

Дело в соответствии со статьей 156, статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в деле материалам, исследовав которые, суд установил следующее.

Кулакова Ирина Валерьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304381536600138.

Предприниматель имеет лицензию (регистрационный номер № АСС-38-001367 от 03.12.2008, серия ДА №024435) на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия до 04.12.2013г.

12.03.2008г. должностными лицами ОАТ и АДН г. Тайшет УГАДН по Иркутской области (по заданию прокуратуры), при проведении внеплановой проверки соблюдения лицензионных требований и условий, выявлено несоблюдение предпринимателем лицензионных требований и условий, а именно: паспорт на маршрут регулярных перевозок пассажиров «Торговый дом» - ул. Солнечная, составленный по состоянию на 1 января 2008г., не утвержден и не соответствует установленным требованиям, схема маршрута с указанием опасных участков движения отсутствует, обследование дорожных условий в 2008г. и 2009г. не проводилось, акты обследования отсутствуют; график движения по маршруту не согласован, контроль за соблюдением расписания отсутствует; отсутствуют графики работы водителей, табель учета рабочего времени не ведется, не организован контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей; отсутствует должностная инструкция ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения; не ведется журнал учета путевых листов, не организован учет движения путевых листов; не обеспечен учет неисправностей транспортных средств и их устранения; отсутствует план мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, не проводится послерейсовый технический осмотр транспортных средств, контроль за проведением предрейсовых технических осмотров не осуществляется; не проводятся ежемесячные сверки фактов ДТП с органами ГИБДД (п.п. 2.3.6, 4.15, 5.2, 5.2.3 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. №2, п. 4 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей авто­мобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. №15, п. 2.2 «Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорт», утвержденных Приказ Минтранса РФ от 30.03.1994 N15, п.п. 4.2, 4.3, 3.4.3 Приказа Минтранса РФ от 09.03.95г. № 27). Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены в акте № 69 от 12.03.2009г.

По факту нарушения перечисленных выше норм 13.03.2009г. в присутствии предпринимателя Кулаковой И.В. прокурором Чунского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

24.03.2009г. материалы дела об административном правонарушении направлены в арбитражный суд для привлечения предпринимателя Кулаковой И.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные материалы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с последующими изменениями и дополнениями (далее – Закон № 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (подпункт 62 пункта 1 статьи 17) относится к лицензируемому виду деятельности.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п.п. «в» п. 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" с последующими изменениями и дополнениями (далее – Закон № 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В силу ст. 20 Закона №196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии с положениями п.п. 4.15 Положения о безопасности пассажирских перевозок, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной соответствующими органами исполнительной власти, производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне - зимнему и весенне - летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.

Согласно пункту 5.2 Положения о безопасности пассажирских перевозок, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов обязаны, в том числе, составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков.

Пунктом 5.2.2. Положения владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами.

В силу п. 5.2.3, 5.2.5 указанного Положения владельцы автобусов обязаны обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности); организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.

Из пункта 2.3.3 Положения следует, что обязанность по осуществлению контроля за соблюдением установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей возлагается на владельцев автобусов, автовокзалы, пассажирские автостанции, расположенные на маршрутах регулярных перевозок, органы Государственной автомобильной инспекции, Российской транспортной инспекции. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, которым установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации.

Согласно п.4 названного Положения графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с пунктом 2.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорт, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 N15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий разрабатывают для всех работников, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществляют контроль за их исполнением.

В соответствии с п.5.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 организация обязана обеспечить водителей необходимыми путевыми документами

Согласно пункту 17 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.

В соответствии с п.4.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27 организации и водители - предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

В силу пункта 4.3. указанного Положения организации и водители - предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств, обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения (пункт 4.4).

В соответствии с пунктом 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения организация осуществляет учет данных об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения.

Пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 № 647 установлено, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.

Материалами дела, а именно актом проверки № 69 от 12.03.2009г., постановлением от 13.03.2009г. о возбуждении дела об административном правонарушении, другими представленными в материалы дела документами, а также пояснениями предпринимателя, данными при вынесении постановления, подтверждается, что указанные требования нормативных актов предпринимателем не были соблюдены (паспорт на маршрут регулярных перевозок пассажиров «Торговый дом» - ул. Солнечная, составленный по состоянию на 1 января 2008г., не утвержден; схема маршрута с указанием опасных участков движения отсутствует; обследование дорожных условий в 2008г. и 2009г. не проводилось, акты обследования отсутствуют; график движения по маршруту не согласован, контроль за соблюдением расписания отсутствует; отсутствуют графики работы водителей, табель учета рабочего времени не ведется, не обеспечен контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей; отсутствует должностная инструкция ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения; не ведется журнал учета путевых листов, не организован учет движения путевых листов; не обеспечен учет неисправностей транспортных средств и их устранения; отсутствует план мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, не проводится послерейсовый технический осмотр транспортных средств, контроль за проведением предрейсовых технических осмотров не осуществляется; не проводятся ежемесячные сверки фактов ДТП с органами ГИБДД).

Предприниматель знал о том, что запрещено без соблюдения лицензионных условий заниматься лицензируемой деятельностью, и осознавал противоправность своих действий. Несмотря на то, что у предпринимателя имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи, с чем имеются все основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании статьи 2.4., части 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным назначить наказание в минимальном размере, в связи с единственным случаем совершения административного правонарушения (других данных по делу не имеется), и отсутствием отягчающих обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, суд считает необходимым назначить минимальное наказание, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Привлечь индивидуального предпринимателя Кулакову Ирину Валерьевну (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку п. Лесогорск, Чунского района Иркутской области, проживающую по адресу: п. Чунский, Иркутской области, ул. Ленина, 75 - 40, основной государственный регистрационный номер 304381536600138), к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Иркутской области (УГАДН по  Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)

ИНН <***> КПП 381101001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской обл.

БИК 042520001

Р/сч <***>

Назначение платежа: (для перечисления штрафов)

КБК 10611630000010000140 ОКАТО 25428000000 Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия. 

Судья Г.В. Ананьина