АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-7478/2020 27.10.2020
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 21.10.2019
Решение в полном объеме изготовлено 27.10.2020
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановой К.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Комитета по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; адрес: 664025, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664025, <...>)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью «РегионСибирь» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; адрес: 664025, <...>)
о признании незаконным решения от 12.02.2020 № 141/20,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1, удостоверение № 396, доверенность от 09.01.2020 № 304-70- 10/20;
от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,
установил:
Комитет по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска (далее – заявитель, Комитет) обратился Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – ответчик, УФАС по Иркутской области, антимонопольный орган) от 12.02.2020 № 141/20.
Определением суда от 12.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «РегионСибирь» (далее – ООО «РегионСибирь»).
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.
Представители антимонопольного органа и третьего лица, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в судебное заседание не явились, ходатайств и иных дополнительных документов не представили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 АПК РФ по имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
Комитет по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска зарегистрирован в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
Как следует из материалов дела, в адрес УФАС по Иркутской области поступило обращение ООО «РегионСибирь» от 31.07.2019 вх. № 10944/19 на действия Комитета в части незаконной отмены открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Иркутск, мкр. Зеленый, <...>, <...>.
По результатам рассмотрения указанного обращения УФАС по Иркутской области вынесено решение от 12.02.2020 № 141/20, согласно которому антимонопольный орган решил:
Заявитель, не согласившись с указанным решением антимонопольного органа, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,
совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Согласно части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона о защите конкуренции для рассмотрения каждого дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган создает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, комиссию по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – комиссия).
По окончании рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия на своем заседании принимает решение (часть 2 статьи 41 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, в силу изложенного, довод Комитета о том, что рассмотрение обращения ООО «РегионСибирь» выходит за рамки полномочий антимонопольного органа, поскольку оно подано в рамках процедуры, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции суд считает необоснованным, в связи с тем, что законодательством Российской Федерации не установлена обязанность проведения торгов при заключении договоров на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, поскольку выбор реализации муниципальной программы федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», остается за субъектом принятия данной муниципальной программы.
В связи с этим данные торги не является торгами обязательными в силу законодательства Российской Федерации и, соответственно, жалобы на указанный порядок не подлежат рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Однако, в данном случае жалоба ООО «РегионСибирь» соответствовала требованиям
статьи 44 Закона о защите конкуренции, и была рассмотрена антимонопольным органом в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.
Субсидия на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды предоставляется на возмещение затрат по выполнению работ по комплексному благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 10.04.2018 № 268- пп «О предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных программ формирования современной городской среды» (далее – Постановление Правительства Иркутской области от 10.04.2018 № 268-пп).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 64 указанного Постановления Правительства Иркутской области в случае реализации мероприятия по благоустройству дворовых территорий расходование субсидий муниципальными образованиями Иркутской области допускается путем предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам на возмещение затрат на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий (в случае если дворовая территория образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности).
На основании Постановления Правительства Иркутской области от 10.04.2018 № 268-пп, Администрацией г. Иркутска Постановлением от 09.11.2017 № 031-06-1073/7 утвержден Порядок предоставления субсидий на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов города Иркутска в рамках реализации муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» (далее – Порядок).
Данный Порядок определяет порядок привлечения товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) подрядных организаций для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Иркутска с использованием средств субсидий, предоставляемых заказчикам на возмещение затрат в связи с благоустройством дворовых территорий многоквартирных домов г. Иркутска.
В соответствии с Порядком, заявители-получатели субсидии подают заявку, с соответствующими документами, в Комитет по управлению округом администрации города Иркутска, на территории подведомственной которому находится соответствующая дворовая территория, который рассматривает документы и принимает решение о
предоставлении (не предоставлении) субсидии. После принятия решения о предоставлении субсидии, заявитель-получатель субсидии во взаимодействии с Комитетом по управлению соответствующим округом г. Иркутска привлекают подрядные организации для выполнения работ по благоустройству дворовых территорий с использованием средств субсидий путем проведения открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству дворовой территории.
В соответствии с Порядком, Комитет по управлению соответствующим округом г. Иркутска содействует заявителю-получателю субсидии в определении предмета открытого конкурса, срока проведения открытого конкурса, состава конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса, разработке конкурсной документации, осуществляет прием конкурсных заявок, их регистрацию и хранение до дня вскрытия конвертов, а также обеспечивает публикацию информации об открытом конкурсе, представленную заявителем-получателем субсидии, на официальном сайте органов местного самоуправления города Иркутска.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «РегионСибирь» в соответствии с названным Порядком 20.06.2019 направило в адрес Комитета заявку на получение субсидии.
По результатам рассмотрения данной заявки в адрес ООО «РегионСибирь» Комитетом направлено уведомление от 04.07.2019 № 304-70-2801/19 о принятии решения о предоставлении субсидии.
После получения данного уведомления ООО «РегионСибирь» подготовлена и согласована с Комитетом конкурсная документация, а также извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресам: т. Иркутск, мкр. Зеленый, <...>, <...>.
В адрес ООО «РегионСибирь» на участие в открытом конкурсе были поданы две заявки – ООО «ОмегаСтрой» (ИНН <***>) и ООО «Эльбрус» (ИНН <***>).
По результатам рассмотрения указанного обращения УФАС по Иркутской области вынесено решение от 12.02.2020 № 141/20, согласно которому Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с совершением действий выразившихся в необоснованном отказе от проведения открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных по адресам: т. Иркутск, мкр. Зеленый, д. 1, д. 7, д. 12, д. 20, что привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Оспаривая выводы антимонопольного органа, заявитель в ходе судебного разбирательства указал, что в рамках осуществления внутреннего мониторинга и контроля за исполнением мероприятий по реализации программы «Формирование комфортной городской среды», учитывая замечания проведенной проверки Управления Федерального казначейства Иркутской области в отношении Комитета по данной программе за 2018 год, рабочей группой Комитета (в рамках функций самоконтроля) в заявке на получение субсидии, поданной ООО «РегионСибирь», выявлен существенный недостаток.
Также заявителем указано, что в соответствии с пунктом 6 раздела II Порядка одним из условий предоставления субсидий является условие о том, что дворовая территория должна быть образована земельными участками, находящимися полностью или частично в частной собственности. Заявка ООО «РегионСибирь» на получение субсидии содержала выписки из ЕГРН на земельные участки с кадастровыми номерами 38:36:000014:1638, 38:36:000014:1897, 38:36:000014:1913, 38:36:000014:1908 без указания сведений о форме собственности на такие земельные участки, а также без данных о нахождении на них многоквартирных домов по адресам: г. Иркутск, мкр. Зеленый, <...>, <...>.
Неисполнение вышеуказанного требования областного законодательства могло повлечь отказ в предоставлении г. Иркутску необходимой субсидии из областного бюджета. Это в свою очередь сделало бы невозможным предоставление Администрацией г. Иркутска субсидии ООО «РегионСибирь» и соответствующее неисполнение ООО «РегионСибирь» обязательств перед своим контрагентом, выбранным путем проведения открытого конкурса по привлечению подрядных организаций.
Кроме того, даже в случае, если бы субсидия была предоставлена, несоответствие предоставленного для ее получения пакета документов, указанным обязательным требованиям стало бы основанием для взыскания Администрацией полученной субсидии с ООО «РегионСибирь» на основании подпункта 3 пункта 40 Порядка.
Во избежание вышеуказанных негативных последствий Комитетом 26.07.2019 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» было опубликовано извещение об отмене данного конкурса.
Заявитель также указал, что антимонопольным органом не определен статус Комитета при проведении открытого конкурса, однако суд считает данный довод необоснованным в силу следующего.
Функции организатора открытого конкурса осуществляются заказчиком во взаимодействии с Комитетом по управлению округом администрации г. Иркутска, на территории подведомственной которому находится соответствующая дворовая территория (пункт 4 Порядка).
Заказчиками являются товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений (пункт 1 Порядка).
В данной ситуации заказчиком является ООО «РегионСибирь».
В соответствии с положениями Порядка, организаторами конкурса являются два лица, а именно ООО «РегионСибирь» и Комитет, функции которых строго закреплены Порядком.
В связи с этим, решение об отмене проведения открытого конкурса не может приниматься единолично Комитетом, так как организатором данных конкурсных процедур является также ООО «РегионСибирь». Данные правоотношения носят паритетный характер, поэтому отказ от проведения открытого конкурса со стороны Комитета неправомерен.
Действительно, Порядком предусмотрена возможность возврата субсидии в случае установления факта недостоверных сведений в документах, представленных заявителем- получателем субсидии, однако Порядок не предусматривает возможность отмены проведения открытого конкурса.
Таким образом, учитывая требования Порядка, Комитет после решения о предоставлении субсидии данному хозяйствующему субъекту не мог отказаться от проведения открытого конкурса даже по вышеназванным заявителем основаниям, которые также были указаны в письме от 26.07.2019 № 304-70-3166/19.
Довод Комитета о том, что в силу положений статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) организатор открытых торгов, опубликовавший
извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время суд считает необоснованным в силу следующего.
В силу части 4 статьи 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса не позднее, чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Исходя из требований установленных пунктом 4 статьи 448 ГК РФ, допускается отказ организатора торгов от проведения конкурса в любое время, но не позднее, чем за тридцать дней до проведения конкурса, если иное не предусмотрено законом или в извещении.
Как следует из пояснений заявителя, конкурс был отменен в день окончания подачи заявок на его участие.
Таким образом, не был соблюден срок в течении которого конкурс мог быть отменен по правилам ст. 448 ГК РФ.
В соответствии с конкурсной документацией о проведении открытого конкурса, извещением о проведении такого конкурса, размещенной на официальном сайте Администрации г. Иркутска от 12.07.2019, отказ от проведения открытого конкурса не предусмотрен.
Более того, порядок привлечения подрядных организаций по выполнению работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов г. Иркутска регулируется специальным нормативно-правовым актом (в частности Приложением № 2 к Порядку), в котором урегулирована сама процедура проведения открытого конкурса, а также закреплен закрытый перечень функций и полномочий Комитета по управлению соответствующим округом Администрации г. Иркутска при проведении данной процедуры, в котором отсутствует право отказа от проведения открытого конкурса.
Таким образом, отсутствие в Порядке, извещении и конкурсной документации права заявителя об отмене проведения открытого конкурса в результате влечет за собой/может повлечь злоупотребление со стороны Комитета на совершение действий по отказу от проведения закупки, поскольку такой отказ (завершение) может носить субъективный, дискриминационный характер, так как может быть основан на необъективном усмотрении заявителя и не отвечает принципам прозрачности и гласности проводимых закупок, развития добросовестной конкуренции, создает возможность для коррупционных проявлений и приводит (может приводить) к тому, что закупка может
размещаться неоднократно, до тех пор, пока лучшие условия не предложит именно то лицо, с кем заявитель желал бы заключить соответствующий договор.
Данные действия со стороны Комитета, по мнению суда, приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, выражающихся в возможности отмены открытого конкурса без какого-либо надлежащего обоснования при поступлении на участие в закупке заявок от хозяйствующих субъектов с которыми он не заинтересован в заключении договора, что является нарушением требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Действуя разумно и добросовестно в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, Комитет должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов. Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок за счет отмены проведения открытого конкурса, не соответствует целям проведения такого конкурса.
В заявлении Комитет утверждает о том, что права ООО «РегионСибирь» не нарушены в связи с тем, что открытый конкурс по привлечению подрядных организаций был проведен позже с теми же участниками.
Однако, из представленных в материалы дела документов усматривается, что в повторном конкурсе приняли участие иные участники, а именно ООО «Строительно- производственная база «СоюзСтрой» (ИНН <***>) и ООО «Союз-Град» (ИНН <***>).
Согласно положениям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Таким образом, суд полагает, что Комитет в нарушение требований Порядка неправомерно отказался от проведения открытого конкурса, объявленного 12.07.2019, ограничил доступ к участию в торгах подрядным организациям – потенциальным участникам конкурса. Установленные нарушения являются существенными и свидетельствуют о несоблюдении Комитетом таких принципов как доступность и прозрачность проводимых торгов.
Следовательно, антимонопольный орган, по мнению суда, обоснованно пришел к выводу о нарушении Комитетом, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое решение принято антимонопольным органом в соответствии с законом и не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя.
Иным доводам заявителя дана надлежащая оценка, не влияющая на выводы суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является законным и обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем не находит оснований для его отмены.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд,
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья О.В. Гаврилов