ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-7556/11 от 20.07.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-7556/2011

«27» июля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2011 года

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карповой Э.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества Авиакомпания «ИрАэро» (<...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Дальневосточному межрегиональному территориальному управлению по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (<...> Ю Чена, 45, ОГРН <***>)

о признании незаконным постановления

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не прибыл, уведомлен в порядке ст. 123 АПК РФ

от административного органа: не прибыл, уведомлен в порядке ст. 123 АПК РФ

установил:

  Закрытое акционерное общество Авиакомпания «ИрАэро» ( далее – Общество, ЗАО «ИрАэро», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №11-03-Ю/СВ от 01.04.2011 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.1 ст.9.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Дальневосточное межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ( далее – Управление, административный орган) заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд установил следующие обстоятельства дела.

Закрытое акционерное общество авиакомпания «ИрАэро» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.05.2003 за основным государственным регистрационным номером <***>, место нахождения Общества – <...>.

Согласно Уставу ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» имеет филиал, находящийся по адресу: <...>.

16.02.2011г. в ходе проведения плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения Дальневосточного МТУ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора от 28.01.2011 №15-рп выявлено нарушение требований норм и правил в области использования атомной энергии – в нарушение пункта 3.7.5 Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05) Северо-Восточным филиалом ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» в установленный срок не представлены отчетные документы за 2010 год в Региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Магаданской области.

17.02.2011 административным органом составлен протокол №11-01/СВ об административном правонарушении в отношении ЗАО «ИрАэро».

01.04.2011 Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесено постановление №11-03-Ю/СВ о назначении административного наказания ЗАО «ИрАэро» по ч.2 ст.9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Согласно части 2 статья 9.6 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением правил их хранения и использования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, связанные с функционированием объектов, использующих атомную энергию. К их числу относятся ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, тепловыделяющая сборка ядерного реактора, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора, ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 1 статьи 9.6, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих безопасность при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, в том числе осуществление такой деятельности без разрешения (лицензии), выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо с нарушением предусмотренных разрешением условий.

В силу статьи 22 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии"ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы независимо от формы собственности подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов и в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов для определения наличного количества этих материалов, веществ и отходов в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, а также об их экспорте и импорте.

Порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов и системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 12 постановления Правительства РФ от 11.10.1997 N 1298 (ред. от 04.02.2011) "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов" организации независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, проводят их учет и контроль и представляют полученную информацию в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учета и контроля на ведомственном (при ведомственном подчинении организации) и региональном уровнях.

В соответствии с Постановлением Ростехнадзора от 26.12.2005 N 18 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации" (НП-067-05) в каждой организации должны быть созданы и действовать основанные на учетных документах и результатах инвентаризации отчетные документы. Документы должны быть составлены по утвержденным Федеральным агентством по атомной энергии и Федеральной службой государственной статистики формам оперативной, инвентаризационной отчетности, а также федерального государственного статистического наблюдения (пункт 3.7.4).

Согласно пункту 3.7.5 указанного постановления отчетные документы должны представляться организацией в информационный центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО в установленные сроки.

Отчетные документы организация должна предоставлять органу государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, осуществляющему надзор за системой государственного учета и контроля РВ и РАО (или его территориальному органу) по запросу (пункт 3.7.6).

Приказом Минатома России от 11.11.2002 N 538 утверждены формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (радиоактивные вещества) и N 2-тп (радиоактивность) и рекомендации по их заполнению.

Согласно формы федерального государственного статистического наблюдения N 2-тп (радиоактивные вещества) юридические лица, их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с производством, использованием, переработкой, хранением, захоронением, перемещением радиоактивных веществ, радионуклидных источников и изделий, ими укомплектованных, представляют годовую статистическую отчетность региональному или ведомственному информационно-аналитическому центру учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов соответствующего органа исполнительной власти в срок до 27 января..

Обществу вменяется нарушение пункта 3.7.5 основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (НП-067-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2005 №18, так как Северо-Восточным филиалом ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» в установленный срок не представлены отчетные документы за 2010 год в региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (РИАЦ) в Магаданской области по форме 2-тп, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 02.10.2002 №189.

Однако пункт 3.7.5 Правил НП-067-05 регламентирует, что отчетные документы должны представляться организацией в информационный центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО в установленные сроки. Обязанность представления отчетов обособленными подразделениями юридических лиц (филиалами) в региональный центр этой нормой не предусмотрена.

Непредставление статистической отчетности по форме 2-тп, как указано в самой форме, влечет ответственность, предусмотренную статьей 13.19 КоАП РФ. Следовательно, привлечение ЗАО «ИрАэро» к административной ответственности по ч.2 ст.9.6 КоАП РФ в данном случае неправомерно.

Кроме того, как следует из материалов дела, ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» представило статистическую отчетность (в том числе сведения филиала) в информационный центр системы государственного учета и контроля РВ и РАО по месту своего нахождения в г Иркутске в установленный срок.

По требованию Северо-Восточного отдела инспекции радиационной безопасности Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Общество дополнительно в феврале направило форму №2-тп в РИАЦ учета и контроля РВ и РАО Магаданской области, что подтверждается копией отчета с отметкой о принятии его Управлением.

При таких обстоятельствах заявленные требования ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 01.04.2011 № 11-03-Ю/СВ, вынесенного главным государственным инспектором Северо-Восточного отдела инспекций радиационной безопасности Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленное требование удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Дальневосточного межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, вынесенное главным государственным инспектором Северо-Восточного отдела инспекций радиационной безопасности ФИО1 от 01.04.2011 № 11-03-Ю/СВ о назначении административного наказания Закрытому акционерному обществу Авиакомпания «ИрАэро» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Чемезова