АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709;
факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-7767/2021
31.08.2021
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24.08.2021
Решение в полном объеме изготовлено 31.08.2021
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станотиной В.В., с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Нижегородской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Усть-Кутского муниципального образования (666793, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (664025, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>),
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью научно-исследовательский институт «Земля и город» (603104, Нижегородская область, Нижний Новгород город, ФИО1 улица, дом 6, этаж 4 кабинет 10, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконными решения от 08.02.2021 № 038/95/21 и предписания от 08.02.2021 № 038/11/21,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;
в здании Арбитражного суда Иркутской области:
от ответчика: ФИО2, удостоверение, доверенность от 11.01.2021 № 038/4/21;
в здании Арбитражного суда Нижегородской области:
от третьего лица: ФИО3, паспорт, доверенность от 19.07.2021, диплом,
установил:
Администрация Усть-Кутского муниципального образования (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – ответчик, УФАС по Иркутской области, антимонопольный орган) от 08.02.2021 № 038/95/21 и предписания от 08.02.2021 № 038/11/21.
Представитель УФАС по Иркутской области в судебном заседании требования заявителя не признал, поддержал позицию, изложенную в отзыве на заявление, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения и предписания.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью научно-исследовательский институт «Земля и город» (далее – ООО НИИ «Земля и город») поддержал правовую позицию антимонопольного органа, в соответствии с доводами, изложенными в отзыве на заявление, в котором просил суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заявителя, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в судебное заседание не явился, направил письменные дополнения к заявлению, в которых просил суд требование Администрации удовлетворить.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 АПК РФ по имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
Администрация Усть-Кутского муниципального образования зарегистрирована в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.
Из материалов дела следует, что 28.01.2021 в УФАС по Иркутской области поступила жалоба ООО НИИ «Земля и город» на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта «Внесение изменений в схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования», извещение № 0134300064720000062 (далее – открытый конкурс в электронной форме).
По результатам рассмотрения указанной жалобы УФАС по Иркутской области вынесено решение от 08.02.2021 № 038/95/21, согласно которому антимонопольный орган решил:
1. Признать жалобу ООО НИИ «Земля и город» частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 части 1, часть 6 статьи 31, пункт 3 части 6 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены открытого конкурса в электронной форме.
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу УФАС по Иркутской области для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
На основании решения УФАС по Иркутской области от 08.02.2021 № 038/95/21 выдано предписание от 08.02.2021 № 038/11/21 следующего содержания:
1. Заказчику устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта «Внесение изменений в схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования) (извещение № 0134300064720000062).
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. В срок до 22 февраля 2021 года заказчику представить в УФАС по Иркутской области документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде.
Заявитель, не согласившись с указанным решением и предписанием антимонопольного органа, посчитав их не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы Администрации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 АПК РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Между тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Как следует из статьи 3 Закона № 44-ФЗ под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта; под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд, начинающихся с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершающихся исполнением обязательств сторонами контракта; под участником закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала.
Статья 8 Закона № 44-ФЗ определяет, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Администрацией (далее – заказчик) 30.12.2020 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0134300064720000062, а также документация открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта «Внесение изменений в схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования» (далее – конкурсная документация). Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2730000 руб.
Не согласившись с документацией открытого конкурса в электронной форме ООО НИИ «Земля и город» обратилось в антимонопольный орган с жалобой, в которой указало, что заказчиком в конкурсной документации в нарушение положений пункта 1 части 1 статьи 31, части 1 статьи 50, части 7 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ установлены требования к участникам закупки о наличии в составе заявки копии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Кроме того, обществом в своей жалобе указано, что заказчиком в конкурсной документации установлены такие показатели нестоимостных критериев оценки заявки, которые влекут необоснованное ограничение числа участников закупок и ведут к ограничению конкуренции и нарушению норм действующего законодательства.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом вынесено решение от 08.02.2021 № 038/95/21, согласно которому жалоба ООО НИИ «Земля и город» признана частично обоснованной.
Названным решением Администрация (заказчик) признананарушившими пункт 1 части 1, части 6 статьи 31, пункт 3 части 6 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ.
На основании указанного решения заказчику выдано предписание от 08.02.2021 № 038/11/21 об устранении допущенных нарушений при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Оспаривая названные акты антимонопольного органа, заявитель указал, что действующая схема территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования содержит раздел «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций». Названный раздел содержит сведения, составляющие государственную тайну, и имеет гриф «секретно». Следовательно, для работы с указанными сведения необходим соответствующий допуск, в связи с чем, заказчиком в конкурсной документации установлены требований о наличии у исполнителя лицензии на право выполнения работ со сведениями, составляющими государственную тайну. Отсутствие же у исполнителя лицензии на право выполнения работ со сведениями, составляющими государственную тайну, не позволит ему работать с разделом «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», что, в свою очередь, приведет к ненадлежащему исполнению обязательств по муниципальному контракту.
Рассмотрев приведенные доводы заявителя, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 54.1 Закона № 44-ФЗ установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1). Для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (часть 2).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 54.2 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 Закона № 44-ФЗ, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Как следует из материалов дела и установлено судом, пунктом 4.1 раздела 2 конкурсной документации установлен перечень документов, обязательных для включения в конкурсную заявку.
Так, согласно вышеназванным положениям, в конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или копии таких документов: копии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Объектом закупки является внесение изменений в схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования.
Согласно пункту 11 Технического задания составом выполняемых работ является:
1. Сбор и анализ исходных данных.
2. Разработка проекта «Внесение изменений в Схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования», которая включает в себя:
- подготовку положения о территориальном планировании;
- подготовку карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;
- подготовку карты границ населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях;
- подготовку карты функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов);
- подготовку материалов по обоснованию проекта внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района. Материалы по обоснованию проекта внесения в схему территориального планирования необходимо приложить в текстовой форме и в виде карт.
3. Оформление и передача заказчику проекта внесения изменений в схему территориального планирования на бумажном носителе и в электронном виде для проведения процедуры согласования;
4. Оформление и передача заказчику откорректированных материалов проекта внесения изменений в схему территориального планирования после его согласования.
5. Подготовка сведений о границах населённых пунктов, расположенных на межселенной территории, с графическим описанием местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с установленными требованиями.
6. После утверждения проекта внесения изменений в схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования исполнитель:
- осуществляет подготовку и передачу заказчику описаний местоположения границ населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, в формате XML-документов.
Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, урегулированы Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее – Закон № 5485-1,Закон о государственной тайне).
В соответствии со статьей 2 Закона № 5485-1 государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Статьей 6 Закона № 5485-1 предусмотрено, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание - введение в предусмотренном настоящим Законом порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона № 5485-1 допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В соответствии с абзацем 4 части 2 статьи 5 Закона № 5485-1 государственную тайну составляют сведения в области экономики, науки и техники о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства.
Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (далее – Перечень).
В силу пункта 60 названного Перечня сведениями, отнесенными к государственной тайне, являются геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, имеющие важное оборонное или экономическое значение.
Вместе с тем, судом установлено, что ни Закон о государственной тайне, ни Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», содержащий полный и закрытый перечень лицензируемых видов деятельности, ни Указ Президента № 1203 и Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ), которым установлен порядок подготовки документов территориального планирования, ни иные нормативные правовые акты не предъявляют специальных требований к лицам, осуществляющим подготовку таких документов.
В силу части 7 статьи 9, пунктом 3 части 4 статьи 56, пунктов 2, 3 части 2 статьи 57.1 ГрК РФ документы территориального планирования муниципальных районов являются общедоступными публичными документами - подлежат опубликованию в полном объеме в сети «Интернет». Присвоение грифа секретности данному документу или отдельным его разделам законодательством не предусмотрено.
Сведения в области экономики, науки и техники о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства, установленные абзацем 4 части 2 статьи 5 Закона о государственной тайне не подлежат отображению в схеме территориального планирования муниципального района и не требуются для подготовки проекта.
Кроме того, с 01 января 2018 года в качестве картографической подосновы при разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования используются данные единой электронной картографической основы (далее – ЕЭКО).
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 431-ФЗ) ЕЭКО не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и является систематизированной совокупностью пространственных данных о территории Российской Федерации.
Приказом Минэкономразвития от 27.12.2016 № 853 «Об установлении требований к составу сведений единой электронной картографической основы и требований к периодичности их обновления» (далее – Приказ № 853) установлены требования к составу сведений ЕЭКО и требования к периодичности их обновления.
Согласно части 2 Приказа № 853 сведения ЕЭКО не содержат информацию, относящуюся к государственной тайне, и должны быть подготовлены к открытому опубликованию.
В соответствии с пунктом 4 Приказа № 853 состав сведений ЕЭКО должен обеспечивать возможность представления сведений в электронной форме в том числе в виде топографических карт и топографических планов следующих масштабов: 1:2 000, 1:10 000 - на части территорий населенных пунктов, на которые невозможно изготовление ортофотопланов открытого пользования, а также на иные части территорий населенных пунктов при наличии; 1:10 000, 1:25 000 - на территории с высокой плотностью населения; 1:50 ООО, 1:100 000, 1:200 000, 1:1 000 000 - на всю территорию Российской Федерации.
С 01 января 2018 года при осуществлении картографической деятельности (в том числе при подготовке градостроительных документов) использование сведений ЕЭКО для нужд органов государственной власти и органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 19 ГрК РФ материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района должны содержать перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на межселенных территориях в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Однако данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера не включены в перечень сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренных статьей 5 Закона о государственной тайне и Перечнем сведений. Напротив, в соответствии со статьей 7 Закона о государственной тайне не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.
Довод Администрации о том, что требование о наличии лицензии ФСБ обусловлено необходимостью соблюдения требования СП 165.1325800.2014. «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 № 705/пр (далее – Свод правил) не находит своего подтверждения на основании следующего.
Так, Свод правил устанавливает требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, которые должны соблюдаться при подготовке документов территориального планирования и документации по планировке территорий, при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения радиоактивных отходов), опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов и объектов гражданской обороны.
Требования к инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, учитываемые при разработке схем территориального планирования муниципальных районов, установлены пунктами 5.10-5.13 Свода правил.
Однако указанные нормы Свода правил не предусматривают включение в состав схемы территориального планирования муниципального района сведений, отнесенных к государственной тайне, а также засекречивания его отдельных разделов или материалов по обоснованию, посвященных вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне.
Сводом правил наличие секретности предусмотрено для соответствующих разделов по инженерно-техническим мероприятиям по гражданской обороне, включаемых в проектную документацию объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (пункт 6.3 Свода правил).
Так, согласно пункту 6.3 Свода правил инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне, включаемые в проектную документацию объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, должны разрабатывать с учетом ограничений на распространение сведений, отнесенных к государственной тайне.
Вместе с тем, работы по подготовке проектной документации (в том числе проектной документации указанных в пункте 6.3 Свода правил объектов) не являются предметом настоящей закупки.
В связи с чем довод Администрации о том, что действующая схема территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования в своем составе содержит сведения, составляющие государственную тайну с уровнем секретности - «секретно» в связи с чем участникам закупки необходимо иметь лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну для работы с этими данными, является необоснованным.
Поскольку работы, связанные с возможной обработкой секретных данных, не являются самостоятельным объектом настоящей закупки, суд приходит к выводу о том, что заказчик не вправе устанавливать требование к участникам о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Данная позиция изложена в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 21.02.2018 № 24-02-03/11100 (далее – Письмо Минфина Россииот 21.02.2018 № 24-02-03/11100) о применении положений Закона о контрактной системе в части установления требования к участникам закупки о наличии лицензии, а также о возможности отклонения заявки участника электронного аукциона в случае отсутствия в составе второй части заявки соответствующей лицензии.
Из указанного Письма Минфина России следует, что если работы, связанные с обработкой секретных сведений, не являются самостоятельным объектом закупки, а являются сопутствующими по отношению к основным, то такие работы могут быть выполнены как самим подрядчиком, так и его субподрядной организацией, обладающей лицензией на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. При этом требовать от участников закупки представления в составе заявки собственной лицензии на выполнение дополнительных работ недопустимо.
Аналогичной позицию изложил в своем письме Центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы России (письмо от 11.06.2019 № МЕ/48961/19).
Кроме того, из содержания конкурсной документации не следует, что в ходе исполнения контракта исполнителю будут передаваться сведения, составляющие государственную тайну.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, исследовав представленные в материалы дела доказательства, пояснения и возражения сторон, суд приходит к выводу о том, что установление в конкурсной документации такого требования к участникам закупки как наличие лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну нарушает принцип равнодоступности, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения контракта и выполнения работ по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Таким образом, суд считает, что антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 6 статьи 31, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона № 44-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое решение принято антимонопольным органом в соответствии с законом и не повлекло нарушения прав и законных интересов заявителя.
Данные выводы суда соответствуют позиции Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, выраженной в постановлении от 27.05.2021 по делу № А50-30901/2020.
Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения лиц участвующих в деле судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.
Согласно части 8 статьи 106 Закона № 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание законность оспариваемого решения, выданное на его основании предписание от 08.02.2021 № 038/11/21 также соответствует требованиям действующего законодательства, незаконные обязанности на заявителя не возлагает; содержащиеся в нем требования являются правомерными, направленными на пресечение нарушения антимонопольного законодательства и не нарушает каких либо прав заявителя, поскольку содержит лишь требование о соблюдении требований законодательства.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем не находит оснований для их отмены.
При изложенных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 АПК РФ арбитражный суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья О.В. Гаврилов