АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск
02 октября 2017 года Дело № А19-7907/2017
Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 02 октября 2017 года
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Верзакова Е.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шмидт Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)
к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными действий по возврату исполнительного листа серии ФС
№ 011392780 от 15.02.2017г. Арбитражного суда Иркутской области по делу
№ А19-17083/2016; об обязании принять к исполнению исполнительный лист серии ФС
№ 011392780; о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.,
третье лицо - Финансовое управление Администрации муниципального образования «Братский район» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2 – представитель по доверенности;
от УФК по Иркутской области: ФИО3 – представитель по доверенности;
от третьего лица: не явились;
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Иркутской области (далее казначейство) по возврату исполнительного листа серии ФС № 011392780 Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-17083/2016 от 09.01.2017г. о взыскании с Финансового управления Администрации муниципального образования «Братский район» судебных расходов в размере 15000 руб. на оплату услуг представителя и 600 руб. госпошлины; с требованием обязать ответчика принять к исполнению исполнительный лист серии ФС № 011392780 Арбитражного суда Иркутской области по делу
№ А19-17083/2016 от 09.01.2017г. о взыскании с Финансового управления Администрации муниципального образования «Братский район» судебных расходов в размере 15000 руб. на оплату услуг представителя и 600 руб. госпошлины; о взыскании
с ответчика расходов в виде государственной пошлины в сумме 300 руб. и расходов на оплату услуг представителя в размере 30000 руб.
Представитель заявителя в судебном заседании уточненные требования поддержала полностью.
Представитель Управления Федерального казначейства по Иркутской области в судебном заседании требования заявителя не признала, указала, что в казначействе финансовому управлению открыт лицевой счет для учета операций с целевыми межбюджетными трансфертами. Основной счет получателя средств для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования, к которому могут быть предъявлены требования исполнительного листа, открыт должнику в Финансовом управлении Администрации муниципального образования «Братский район».
Финансовое управление Администрации муниципального образования «Братский район» (далее финансовое управление) своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Финансовое управление представило отзыв на заявление, в котором требования заявителя не признало. Указало, что финансовое управление не имеет открытых лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области.
В судебном заседании 25.09.2017г. представитель третьего лица указал, что исполнительные листы, предусматривающие обращение взыскания на средства местного бюджета должны быть предъявлены в Финансовое управление Администрации муниципального образования «Братский район», поскольку лицевой счет, предназначенный для названных целей, открыт в финансовом управлении.
По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Арбитражным судом Иркутской области на основании решения от 09.01.2017г. по делу № А19-17083/2016 выдан исполнительный лист серии ФС № 011392780 от 15.02.2017г. о взыскании с Финансового управления Администрации муниципального образования «Братский район» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 судебных расходов на оплату услуг представителя в размере
15000 руб. и судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 600 руб.
Предприниматель 16.03.2017г. направил указанный исполнительный лист для исполнения в адрес Управления Федерального казначейства по Иркутской области.
Казначейство письмом № 34-3403-78/57 от 24.03.2017г. возвратило исполнительный лист в связи с несоответствием представленных документов требованиям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Казначейство указало, что должник открытых лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета муниципального образования в органах Федерального казначейства не имеет.
Полагая, что возврат исполнительного листа произведен казначейством в отсутствие законных оснований, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал представленные документы, выслушал представителя заявителя и казначейства и пришел к следующим выводам.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, а также порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливает Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.5 названного Кодекса исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Приказом Казначейства России от 10.10.2008г. № 8н утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 2.2.1 названного Порядка высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, администрация муниципального образования вправе выбрать любой из следующих порядков кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), а также принять решение о его изменении:
а) с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу;
б) с открытием лицевых счетов главным администраторам и (или) администраторам источников финансирования дефицита бюджета, главным распорядителям (распорядителям) и (или) получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии с Соглашением об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при кассовом обслуживании им исполнения бюджета, заключенного между органом Федерального казначейства и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования);
в) с открытием лицевого счета бюджета финансовому органу и осуществлением органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии с Соглашением.
Таким образом, органы Федерального казначейства открывают и ведут лицевые счета только в случае наличия соглашения об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета соответствующего уровня с администрацией муниципального образования.
При этом статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, перечислены в пункте 3статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В частности, таким основанием является предоставление исполнительного документа в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.
Как следует из материалов дела, Финансовому управлению Администрации муниципального образования «Братский район» в период с 01.01.2017г. по 01.07.2017г.
в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области были открыты следующие лицевые счета:
- <***> – лицевой счет бюджета муниципального образования «Братский район» в целом;
- 04343D04490 – лицевой счет администратора доходов бюджета (для поступления денежных средств от уплаты штрафов, государственной пошлины и т.п.);
- 03343D04490 – лицевой счет получателя бюджетных средств для учета операций с целевыми межбюджетными трансфертами, предоставленными из бюджета субъекта российской Федерации в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов.
Таким образом, указанные лицевые счета предназначены на определенные цели, в связи с чем их расходование возможно только на те цели, для которых они открыты. Обращение взыскания денежных средств по исполнительному документу с указанных лицевых счетов будет являться нецелевым использованием бюджетных средств.
Из требований, которые содержатся в исполнительном листе серии ФС
№ 011392780, следует, что денежные средства, подлежащие взысканию с финансового управления в пользу предпринимателя, являются расходными обязательствами бюджета муниципального образования «Братский район».
Пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета, направляется в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
Между тем, такой лицевой счет Финансовому управлению Администрации муниципального образования «Братский район» в Управлении Федерального казначейства по Иркутской области не открыт.
При этом соглашение между Управлением Федерального казначейства по Иркутской области и Финансовым управлением Администрации муниципального образования «Братский район» на кассовое обслуживание исполнения бюджета муниципального образования «Братский район» не заключалось.
Представленные заявителем в материалы дела соглашение от 15.08.2016г. и дополнительное соглашение к нему касаются отдельных функций по исполнению бюджета муниципального образования «Братский район» в части проведения и учета операций со средствами, поступающими из областного бюджета местным бюджетам в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Таким образом, данное соглашение не предусматривает возложение на казначейство обязанностей по открытию и ведению лицевого счета, предусмотренного пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата. Таким основанием в силу пункта 3 статьи 242.1 Кодекса является предоставление исполнительного документа в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.
При таких обстоятельствах действия казначейства по возврату исполнительного листа серии ФС № 011392780 носят обоснованный и правомерный характер и соответствуют требованиям статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение требований указанного исполнительного листа казначейством невозможно, поскольку лицевые счета получателей бюджетных средств должника не обслуживаются в органах Федерального казначейства.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 14044/10 и от 5 июля 2011 года № 651/11, основанием для принятия решения суда о признании действий (бездействия) государственного органа, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц незаконными являются одновременно как несоответствие этих действий (бездействия) закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, заявленные предпринимателем требования могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства: 1) несоответствие действий (решений) казначейства закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов предпринимателя оспариваемыми действиями (решениями).
Между тем, судом установлено соответствие действий казначейства требованиям бюджетного законодательства. При этом нарушение прав и законных интересов заявителя судом также не установлено, поскольку возврат казначейством исполнительного листа не препятствует предъявлению заявителем исполнительного листа к исполнению в надлежащий орган, осуществляющий ведение лицевых счетов должника.
При таких обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат, в иске следует отказать. В связи с этим заявление предпринимателя о взыскании судебных расходов также не может быть удовлетворено.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по Иркутской области и о принятии Управлением Федерального казначейства по Иркутской области исполнительного листа к исполнению отказать.
В удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.И. Верзаков