ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-7944/13 от 06.08.2013 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99.

1 судебный состав по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве):

ул. Дзержинского, д. 36А, 664011, Иркутск; тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761.

Е-mail: info@irkutsk.arbitr.ru; http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело №  А19-7944/2013

13.08.2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 06.08.2013 года.

Решение в полном объеме изготовлено 13.08.2013 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л. В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Смирнягиной Ж.П., рассмотрев в судебном заседании дело заявлению

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области

третье лицо: областное государственное автономное учреждение «Издательский центр»

о признании незаконным решения № 225 от 17.04.2013г.,

в судебном заседании 31.07.2013г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 06.08.2013г.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 - представитель по доверенности,

от ответчика: не явились, извещены,

от третьего лица: не явились, извещены;

установил:   Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее заявитель, Территориальное управление, ОГРН – <***>, адрес: <...>) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения № 225 от 17.04.2013г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, ОГРН <***>, адрес: 664025, <...>).

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал полностью.

Ответчик своих представителей в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Третье лицо - областное государственное автономное учреждение «Издательский центр» (ОГРН <***>, адрес: 664011, <...>, далее - ОГАУ «Издательский центр) своих представителей в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, отзыв не представило.

По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как усматривается из материалов дела, в Иркутское УФАС России от Территориального управления поступило уведомление о заключении государственного контракта №2 от 07.02.2013г.

По результатам рассмотрения документов Иркутским УФАС России возбуждено дело в отношении Территориального управления о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого принято решение №225 от 17.04.2013г.

Указанным решением Территориальное управление признано нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ, в связи с заключением государственного контракта № 2 от 07.02.2013г. на оказание услуг по информационному обслуживанию, в нарушение порядка отбора исполнителя для оказания услуг публикации информационных сообщений о продаже древесины, полученной при использовании лесов расположенных на землях лесного фонда РФ, предусмотренного ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что приводит и (или) может
 привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду
 исключения для иных потенциальных субъектов - участников рынка
 оказания услуг публикации информационных сообщений органов
 государственной власти, возможности заключить государственный контракт
 на платной основе на оказание услуг по информационному обслуживанию.

Заявитель, считая решение антимонопольного органа №225 от 17.04.2013г. незаконным, необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в судебном порядке.

В обоснование требований заявитель пояснил, что первичная публикация информационных сообщений о реализации древесины, подлежит опубликованию в печатном издании, определяемом продавцом.

Иркутское УФАС России в представленном отзыве указало на то, что размещение государственного заказа осуществляется путем проведения торгов во всех случаях, кроме прямо установленных законом.

Суд исследовал материалы дела, выслушал представителя заявителя, и пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, Территориальное управление и Областное государственное автономное учреждение «Издательский центр» заключили государственный контракт № 2 от 07.02.2013г. на оказание услуг по информационному обслуживанию на сумму 150 000 тыс. рублей.

В силу требований п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 94-ФЗ), согласно которому заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, Территориальное управление письмом от 07.02.2013г. № АО-12/1271 уведомило Иркутское УФАС России о заключении государственного контракта № 2 от 07.02.2013г.

По результатам рассмотрения представленных документов Иркутским УФАС России возбуждено дело в отношении Территориального управления о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которого принято решение №225 от 17.04.2013г.

Указанным решением Территориальное управление признано нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ, в связи с заключением государственного контракта № 2 от 07.02.2013г. на оказание услуг по информационному обслуживанию, в нарушение порядка отбора исполнителя для оказания услуг публикации информационных сообщений о продаже древесины, полученной при использовании лесов расположенных на землях лесного фонда РФ, предусмотренного ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", что приводит и (или) может
 привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду
 исключения для иных потенциальных субъектов - участников рынка
 оказания услуг публикации информационных сообщений органов
 государственной власти, возможности заключить государственный контракт
 на платной основе на оказание услуг по информационному обслуживанию.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Территориальное управление заключило государственный контракт № 2 от 07.02.2013г. без отбора исполнителя для оказания услуг публикации информационных сообщений о продаже древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского Кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации, в том числе, является имущество, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).

Согласно ст. 8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Лесного Кодекса РФ право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации.

Реализация древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации регламентируется Постановления Правительства РФ от 23.07.2009 № 604 (далее - Постановление № 604).

На основании пп. «б» п. 5 Постановления № 604 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - продавец) осуществляет подготовку сообщения о подлежащей реализации древесине (далее - сообщение) и его публикацию в периодическом печатном издании, определяемом продавцом, а также размещение указанного сообщения на официальном сайте продавца в сети Интернет.

Согласно п. 9 Постановления № 604 продавец осуществляет публикацию сообщения в течение 5 рабочих дней со дня получения сведений от уполномоченного органа исполнительной власти в области лесных отношений о продаже древесины.

В соответствии с абз. 2 п. 16 Постановления № 604 заявки представляются в течение 10 рабочих дней со дня публикации сообщения.

При поступлении одной заявки покупателем признается лицо, подавшее эту заявку в установленном порядке (п. 20 Постановления № 604).

Таким образом, заявитель - продавец, вправе определить печатное издание, в котором будет размещено сообщение о продаже древесины.

Пунктом 28 Постановления № 604 установлено, что в случае подачи более одной заявки реализация древесины осуществляется путем проведения аукциона в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2002 г. №585.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Статьей 13 Федерального закона от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» определен закрытый перечень способов приватизации государственного имущества, который не предусматривает такой способ, как приватизация государственного имущества путем прямых продаж (без проведения торгов).

Федеральный закон от 21.12.2001г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен закрытый перечень отношений, на которые не распространяются действия указанного закона (статья 3).

Порядок реализации древесины путем проведения аукциона, предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Подпунктом «д» п. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе утверждённого Постановлением Правительства РФ от 12.08. 2002 № 585, установлено, что продавец организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении аукциона, а также размещение информации о проведении аукциона в сети Интернет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" и настоящим Положением.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет", официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее также - сайты в сети "Интернет") не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Распоряжением Правительства РФ от 22.10.2008г. № 1540-р, установлено, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», информационное сообщение о продаже федерального имущества публикуется в официальном бюллетене Росимущества "Государственное имущество".

Приказом Министерство экономического развития Российской Федерации от 15.09.2010г. № 438 определен официальный сайт для размещения информации о приватизации федерального имущества - www.rosim.ru.

Таким образом, при подаче более одной заявки в течение 10 дней с момента публикации первого информационного сообщения, Территориальное управление обязано опубликовать информационное сообщение о проведении аукциона по продаже древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного Кодекса в официальном печатном издании - бюллетене Росимущества "Государственное имущество" и разместить официальном сайте в сети "Интернет" - www.rosim.ru.

Исходя из вышеприведенных норм первичная публикация информационных сообщений о реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации подлежит опубликованию в печатном издании, определяемом продавцом.

Территориальное управление определило таким печатным изданием общественно-политическую газету «Областная» и заключило соответствующий контракт с Областным государственным автономным учреждением «Издательский центр».

Территориальное управление при этом обоснованно руководствовалось п. 5 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

При этом ч. 1 ст. 55 указанного закона установлено, что под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если:

- возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации или нужд муниципального бюджетного учреждения). К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта.

Суд полагает, что заявитель заключил государственный контракт № 2 от 07.02.2013г. в соответствии с целями, установленными Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для эффективного использования средств бюджетов, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Достижению указанных целей соответствует общественно-политическая газета "Областная", как официальное, общеизвестное и доступное средство массовой информации.

При этом суд учитывает, что согласно Закону Иркутской области от 12.03.2010 № 10-ОЗ "О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации" для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации Законодательным Собранием Иркутской области и Правительством Иркутской области учреждается печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета "Областная".

Постановлением Правительства Иркутской области от 18.05.2010г. № 98-пп  официальным печатным изданием для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Иркутской области определена общественно-политическая газета "Областная".

Таким образом,  общественно-политическая газета «Областная» является официальным средством массовой информации, публикующим правовые акты органов государственной власти Иркутской области, иную официальную информацию, а так же информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Учредителем Областного государственного автономного учреждения «Издательский центр», осуществляющего материально-техническое обеспечение общественно-политической газеты "Областная" является аппарат Губернатора и Правительства Иркутской области (п.1.5 Устава).

Заявителем в обоснование своей позиции представлена информация о печатных изданиях, распространяемых в том числе, в Иркутской области, согласно которой  общественно-политическая газета «Областная» выходит в печать 3 раза в неделю - в понедельник, среду, пятницу, тогда как другие газеты - социально-аналитическая газета «Аргументы недели», «Восточно-Сибирская правда», «Аргументы и факты в Восточной Сибири» выходят только еженедельно, что позволяет сделать вывод о том, что  общественно-политическая газета «Областная» является поставщиком услуг для оперативного опубликования информации и это исключает возможность ограничения, устранения конкуренции для иных потенциальных субъектов - участников рынка
 оказания услуг публикации информационных сообщений органов
 государственной власти.

На данные обстоятельства так же ссылается Областное государственное автономное учреждение «Издательский центр» в письме к Иркутскому УФАС России от 27.03.2013 №3040.

Таким образом, Территориальное управление обоснованно выбрало, минуя торги, общественно-политическую газету "Областная".

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в действиях Территориального управления при заключении государственного контракта № 2 от 07.02.2013 без отбора исполнителя для оказания услуг отсутствует вменяемое оспариваемым решением от 17.04.2013г.№ 225 нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Суд исследовал представленные в материалы дела доказательства в совокупности и пришел к выводу, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Представленные в дело документы достоверны, полны и достаточны для принятия решения.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 17.04.2013г.№ 225, принятое в отношении Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области .

Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области.

  Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Л.В.Назарьева