АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-8247/2022
«31» августа 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25.08.2022. Решение в полном объеме изготовлено 31.08.2022.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Урбанаевой Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЕНИСЕЙСЕТЬСЕРВИС" (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, дата регистрации: 20.11.2013, адрес: 660133, КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, Г. КРАСНОЯРСК, УЛ. СЕРГЕЯ ЛАЗО, Д. 6А, ОФИС 117)
к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 30.06.2009, адрес: 664033, <...>)
о взыскании 17 929 297,33 руб.,
третье лицо: СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 664027 <...>),
при участии:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: представителя по доверенности ФИО1, паспорт; представителя по доверенности ФИО2, паспорт;
третье лицо: не явилось, извещено;
установил:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЕНИСЕЙСЕТЬСЕРВИС" обратилось в арбитражный суд с заявлением к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «ИРКУТСКАЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ» о взыскании неосновательного обогащения в размере 17 929 297,33 руб.
Определением суда от 27.06.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Служба по тарифам Иркутской области.
Истец в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела № А19-24953/2021 судом кассационной инстанции.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал; возражал относительно удовлетворения ходатайства о приостановлении производства по делу, указал, что решение Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-24953/2021 вступило в законную силу, настаивал на рассмотрении дела по существу в данном судебном заседании.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривается в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца и третьего лица по имеющимся материалам.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 25.12.2020 № 488-спр «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2021 г.» установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области, а также утвержден перечень сетевых организаций, необходимая валовая выручка которой учтена при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, среди которых ООО «СибЭнергоАктив-Иркутск».
По договору аренды № 12/07-2021 от 12.07.2021 ООО «Енисейсетьсервис» (далее – ООО «ЕСС») переданы электрические сети, которые ранее принадлежали ООО «СибЭнергоАктив-Иркутск» и участвовали при формировании единого (котлового) и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области.
На территории Иркутской области взаиморасчёты между смежными сетевыми организациями устроены по принципу «котёл сверху», подразумевающему, что все потребители, относящиеся к одной группе, оплачивают котлодержателю услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу.
За счет этого котлодержатель собирает необходимую валовую выручку сетевых организаций, входящих в «котел», и распределяет ее между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний N 20-э/2).
Таким образом, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа (тарифное решение), включающее как котловой, так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные интересы всех электросетевых организаций, входящих в «котел».
В силу нормативного характера тарифного решения оно обязательно для смежных сетевых организаций, а в силу пункта 35 Правил регулирования тарифов оно должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф.
В условиях взаиморасчетов в рамках котловой модели несоблюдение этого правила и удерживание «котлодержателем» денежных средств, предназначенных для оплаты услуг по передаче электрической энергии смежной сетевой организации, учтенных в тарифном решении, может повлечь дисбаланс в распределении котловой выручки и, как следствие, неосновательное обогащение «котлодержателя» и нарушение прав прочих участников котловой модели.
При рассмотрении настоящего иска истец считает необходимым принимать во внимание то, что последствия поступления во владение сетевой организации - Истца объектов электросетевого хозяйства, состоявшегося после утверждения регулирующим органом тарифного решения на соответствующий период, и оказания сетевой организацией в этот период услуг по передаче электрической энергии, в том числе посредством использования таких объектов, определяются согласно правовым позициям Верховного Суда Российской Федерации, сформированным в принятых им определениях по конкретным делам (определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2015 № 307-ЭС14-4622, от 26.10.2015 № 304-ЭС15-5139, от 08.09.2016 № 307-ЭС16-3993, от 19.01.2017 № 305-ЭС16-10930(1,2), от 04.09.2017 № 307-ЭС17-5281, от 28.12.2017 № 306-ЭС17-12804, от 04.06.2018 №305-ЭС17-21623, от 04.06.2018 № 305-ЭС17-20124, от 04.06.2018 № 305-ЭС17-22541, от 28.06.2018 №306- ЭС17-23208).
Определяя указанные последствия, в частности, если новые электросетевые объекты получены от иной сетевой организации (например, по договору аренды), являющейся участником того же «котла», то есть, когда при принятии тарифного решения регулятором устанавливался тариф на передачу электрической энергии в том числе посредством их использования, то для исчисления стоимости услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевой организацией-правопреемником посредством использования новых электросетевых объектов, применению подлежит тариф, утвержденный для сетевой организации-правопредшественника (до того момента, пока сетевой организации-правопреемнику не утвержден тариф, учитывающий новые электросетевые объекты) (пункт 6 Основ ценообразования № 1178, пункт 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 20 от 29.12.2011 № 1178, определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.09.2017 № 307-ЭС 17-5281).
В соответствии с правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила) Службой по тарифам Иркутской области открыто дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «ЕнисейСетьСервис» на территории Иркутской области.
С учетом требований Правил основанием для установления установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Таким образом, как считает истец, Службой по тарифам Иркутской области, как уполномоченным органом государственной власти, подтверждено соответствие Ангарского филиала ООО «ЕнисейСетьСервис» критериям ТСО на территории Иркутской области.
Для эксплуатации сетей и оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Иркутской области создан Ангарский филиал ООО «ЕнисейСетьСервис».
Ангарским филиалом ООО ««ЕнисейСетьСервис», в соответствии с п.п. 8, 18, 36, 41 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, направлены заявки на заключение договоров оказания услуг по передаче электрической энергии в вышестоящие сетевые организации и оферта договора в ниже стоящую сетевую организацию.
В связи с основаниями, предусмотренными п. 59 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям...», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 истцом проводится работа по переоформлению актов об осуществлении технологического присоединения.
Так же, в соответствии с п. 341 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442, направлена заявка на заключение договора купли-продажи потерь электрической энергии в ООО «ИРКУТСКЭНЕРГОСБЫТ».
В Ангарский филиал ООО «ЕСС» принят основной производственный персонал, осуществляющий эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства.
С потребителями, присоединенными к принадлежащим нашей организации электрическим сетям, энергосбытовой компанией (гарантирующим поставщиком) - ООО «ИРКУТСКЭНЕРГОСБЫТ» заключены договоры энергоснабжения, в рамках которых предъявляется стоимость услуг по передаче электрической энергии, в том числе по принадлежащим нашей организации электрическим сетям.
При этом, ОАО «Иркутская электросетевая компания» как котлодержатель по схеме «котел сверху», в период с августа по декабрь 2021 года получало денежные средства в соответствии с теми же тарифными уровнями напряжения, которые действовали для потребителей электрической энергии в период деятельности на данных сетях ООО «СибЭнергоАктив-Иркутск».
Письмом исх. № 406 от 13.08.2021 ООО «ЕСС» обратилось в адрес ОАО «ИЭСК» с просьбой, в связи с приобретением электрических сетей ООО «СибЭнергоАктив-Иркутск», заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии. К письму приложен исчерпывающий перечень документов, необходимых для заключения договора.
Письмом исх. № ИЭСК-исх-ИД-21-2052 от 08.09.2021 ОАО «ИЭСК» указало, что для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии необходимо предоставить дополнительные документы.
В ответ на письмо ОАО «ИЭСК» истец направил письмо исх. № 23 от 04.10.2021, в котором сообщил о необоснованности требований предоставления дополнительных документов, а также о направлении в адрес ОАО «ИЭСК» подписанного со стороны ООО «ЕСС» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Письмом от 01.11.2021 исх. № ИЭСК-исх-ИД-21-2804 ОАО «ИЭСК» сообщило об отказе рассмотреть предложенный договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
В письме исх. № 53 от 26.11.2021 истец сообщил о необоснованности действий ответчика в связи с отказом заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
До настоящего времени договор не заключен.
Письмом исх. № 9 от 01.03.2022 истец обратился в адрес ответчика с просьбой произвести оплату за фактическое оказание услуг по передаче электрической энергии.
Письмом № 10 от 01.03.2022 истец направил в адрес ответчика претензию об оплате задолженности в размере 17 929 297,33 руб.
Поскольку претензия ответчиком оставлена без ответа и удовлетворения, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
Ответчик, возражая по предъявленным требованиям, в отзыве указал, что истец не обладает статусом сетевой организацией, в связи с чем не вправе требовать оплаты.
Третье лицо в представленном отзыве на исковое заявление указало, что в связи с непредставлением полного пакета документов, необходимых для установления в отношении ООО «ЕСС» регулируемых тарифов, Службой тарифными решениями на 2022 год в отношении истца не предусмотрено.
Оценив представленные в материалы дела документы, с учетом доводов и возражений сторон, суд пришел к следующему выводу.
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно названной норме обязательства из неосновательного обогащения возникают при извлечении выгоды за чужой счет, когда такое обогащение происходит при отсутствии к тому законных оснований.
В предмет доказывания по требованию о взыскании неосновательного обогащения входят обстоятельства приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца в отсутствие правовых оснований такого приобретения или сбережения, а также размер неосновательного обогащения.
Обоснованность требований доказывается на основе принципа состязательности. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обоснованными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия нарушенного права и его размера.
Истец считает, что он как организация-правопреемник имеет законные основания требовать с вышестоящей сетевой организации (ОАО «ИЭСК») оплату услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с требованиями п. 36 Постановления Правительства РФ № 1179.
Экономической основой функционирования электроэнергетики является система отношений, связанных с производством и оборотом электрической энергии и мощности на рынках электроэнергии. Данные отношения обусловлены технологическими особенностями функционирования объектов электроэнергетики (пункт 2 статьи 5 Закона об электроэнергетике).
Общими принципами организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных статьей 6 Закона об электроэнергетике.
В силу того, что деятельность сетевых организаций относится к деятельности субъектов естественных монополий, услуги по передаче электроэнергии подлежат государственному ценовому регулированию (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пункты 6, 46 - 48 Правил недискриминационного 5 доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике Постановление Правительства Российской Федерации № 1178).
Цены на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые по сетям территориальной сетевой организации, устанавливаются на период регулирования (как правило, не менее чем на календарный год) исходя из плановых величин, характеризующих затраты на содержание и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства, которыми сетевая организация будет на законном основании владеть и использовать в своей деятельности в регулируемом периоде, и объем перетока электроэнергии через эти объекты (раздел III Основ ценообразования).
В условиях котловой модели взаиморасчетов по принципу "котел сверху" все потребители, относящиеся к одной группе, оплачивают котлодержателю услуги по передаче электроэнергии по единому (котловому) тарифу. За счет этого котлодержатель собирает необходимую валовую выручку сетевых организаций, входящих в "котел", и распределяет ее между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-э/2).
Таким образом, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении тарифа (тарифное решение), включающее как котловой, так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные интересы всех электросетевых организаций, входящих в "котел". В силу нормативного характера тарифного решения оно обязательно для смежных сетевых организаций, а в силу пункта 35 Правил регулирования тарифов оно должно применяться в расчетах по тем же правилам, по которым устанавливался тариф.
Как следует из материалов дела, истцу на праве аренды принадлежат объекты электросетевого хозяйства, по которым осуществляется передача электрической энергии потребителям Иркутской области. Данный факт подтверждается договором аренды №12/07-2021 от 12.07.2021, актом приема-передачи имущества от 03.08.2021 (приложение № 2 к договору аренды), актами об осуществлении технологического присоединения и ответчиком не оспаривается.
В силу абзаца второго пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее -Постановление № 1178) основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с абзацем тридцать первым статьи 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» территориальная сетевая организация - это коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Указанные критерии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» и представляют собой требования к техническим параметрам названных объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач, трансформаторных и иных подстанций, другого предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электрической энергии оборудования), количественным и качественным показателям деятельности их собственников (владельцев).
Таким образом, в системе действующего правового регулирования правом на оказание возмездных услуг по передаче электрической энергии ее потребителям на розничных рынках электрической энергии наделены территориальные сетевые организации. Они оказывают названные услуги на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии и установленного уполномоченным органом исполнительной власти тарифа.
Пунктом 6 Правил регулирования № 1178 установлен принцип сохранения прежних тарифов для полного правопреемника сетевой организации.
Пункт 36 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Правилами №1178, устанавливает, что в случае перехода от одного лица к другому права собственности или иного предусмотренного законом права на объекты электроэнергетики до истечения срока, предусмотренного пунктом 7 настоящих Правил, при поставке товаров (оказании услуг) с использованием указанных объектов до начала очередного годового периода регулирования применяются регулируемые цены (тарифы), установленные для прежнего владельца таких объектов электроэнергетики.
По смыслу указанных положений Правил юридически значимым обстоятельством является наличие утвержденного тарифа и статуса сетевой организации, владеющей объектами электросетевого хозяйства.
Однако такие обстоятельства в отношении истца в ходе рассмотрения дела не установлены. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО «ЕСС» соответствует критериям отнесения к территориальной сетевой организации и что для истца Службой по тарифам Иркутской области за спорный период утверждены тарифы по оказанию услуг.
Факт владения ООО «ЕСС» объектами электросетевого хозяйства, расположенных на территории Иркутской области, которые учитывались при установлении тарифа для сетевой организации (ООО «СибЭнергоАктив –Иркутск»), от которой истцу на основании договора аренды получены указанные объекты, не является достаточным основанием для приобретения истцом статуса территориальной сетевой компании на территории Иркутской области.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 Основных положений № 442 под потребителем понимается потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители (абзац пятый пункта 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее -Основные положения № 442).
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электроэнергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электроэнергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
Ввиду отсутствия у истца на территории Иркутской области утвержденного регулирующим органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии, и не соответствие истца критериям отнесения организации к сетевой организации, суд пришел к выводу, что исковые требования не обоснованы и удовлетворению не подлежат.
Понесенные истцом при обращении в суд с иском расходы по уплате государственной пошлины в размере 112 646 рублей, относятся на истца.
руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья О.П.Сураева