ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-8772/11 от 08.06.2011 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,

www.irkutsk.arbitr.ru

тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело   А19-8772/2011

08.06.2011 г.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Чемезовой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карповой Э.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Управлению по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 56

о признании незаконным бездействия

при участии в заседании:

от сторон: не прибыли, уведомлены в порядке ст. 123 АПК РФ

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 14 по Иркутской области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования (далее - Управление) по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.03.2010г. по делу № А19-4865/10-43 и обязании Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования исполнить указанное решение суда в соответствии с исполнительными листами №001725128, № 001725129.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. В обоснование заявленных требований Заявитель указал, что Управлением до настоящего времени не исполнены в полном объеме направленные ему для исполнения исполнительные листы №001725128, № 001725129 выданные Арбитражным судом Иркутской области по делу № А19-4865/10-43. Считает, что бездействие Управления, выразившееся в неисполнении вышеуказанного исполнительного документа арбитражного суда является незаконным, нарушающим положения ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело без его участия. В отзыве указало, что Управлением предпринимаются все возможные меры, направленные для оплаты указанных исполнительных листов, а также произведена частичная оплата исполнительных документов. Кроме того, сослалось на отсутствие соответствующих лимитов бюджетных обязательств в бюджете муниципального образования, и, как следствие, отсутствие возможности исполнить денежное обязательство по исполнительным листам.

Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения спора, в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26.03.2010г. по делу № А19-4865/10-43, вступившим в законную силу, с МДОУ ДСКВ № 56 взыскана задолженность по единому социальному налогу и пеням в сумме 98713 руб. 14 коп., а также госпошлина в сумме 3948 руб. 53 коп. в связи с чем, выданы исполнительные листы №001725128, № 001725129, которые были направлены заявителем в адрес Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования 15.11.2010г. для исполнения (заявление № 643). Данное заявление и приложенные к нему документы поступили последнему согласно отметки в журнале входящей корреспонденции 18.11.2010г. (л.д. 31)

Управлением в адрес должника (МДОУ ДСКВ № 56) направлено уведомление № 44 от 11.02.2011г. о поступлении исполнительных листов №001725128, № 001725129, которое получено последним 24.11.2010г.

В Управление 26.11.10 от должника поступили заявки на оплату расходов.

11.02.2011 Управлением по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования в адрес заявителя, направлена информация о неисполнении исполнительных документов, в том числе исполнительных листов по делу №А19-4865/10-43 (письмо от 11.02.2011 № 44).

В связи с отсутствием данных об исполнении указанных исполнительных листов, заявитель, полагая, что при этом было допущено нарушение бюджетного законодательства, его прав и законных интересов, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 1 статьи 16 АПК РФ установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов РФ или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта РФ (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта РФ), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Согласно абзацу 4 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.

Согласно части 1 статьи 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (часть 3 статьи 242.5 БК РФ).

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Согласно части 4 статьи 242.5 БК РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений.

В силу частей 5, 7 статьи 242.5 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием. При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) с уведомлением должника.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

Согласно материалам дела Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования является органом осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений Зиминского городского муниципального образования, в том числе Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 56.

15.11.2010г. заявителем в адрес Управления для исполнения были направлены исполнительные листы №001725128, № 001725129 выданные Арбитражным судом Иркутской области по делу № А19-4865/10-43 о взыскании с МДОУ ДСКВ № 56 недоимки по ЕСН и расходов по госпошлине (заявление № 643).Данное заявление и приложенные к нему документы поступили последнему согласно отметки в журнале входящей корреспонденции 18.11.2010г.

Судом установлено, что в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок исполнительные листы № 001725128, № 001725129 ответчиком возвращены взыскателю не были, данные исполнительные документы без возражений были приняты к исполнению и должны быть исполнены – 18.02.2011г. Однако на указанную дату, денежные средства по исполнительным листам взыскателю в полном объеме перечислены не были, что свидетельствует о несоблюдении ответчиком требований статьей 242.2, 242.5 БК РФ. В данном случае суд признает, что ответчиком в нарушение статьи 242.5 БК РФ не было выполнено всех действий, предусмотренных бюджетным законодательством, в том числе не было приостановлено осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, что не оспаривается самим ответчиком. Бюджетный Кодекс РФ устанавливает единый, обязательный трехмесячный срок по исполнению судебных актов и не ставит при этом обязательным условием исполнения судебных актов объем доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, отсутствие или наличие дефицитного бюджета.

Бюджетный кодекс наделяет орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не только общими бюджетными полномочиями, но и возлагает на него особую публичную функцию обеспечения исполнения судебных решений, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений (статьи 161 и 242.5 Кодекса). В данных отношениях Управление выступает именно в качестве специального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых счетах. В этой сфере действия финансового органа предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что исполнительные листы № 001725128, № 001725129 до настоящего времени не исполнены. Данное обстоятельство стало возможным в результате не обеспечения ответчиком выделения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием должника, необходимых для исполнения исполнительного документа.

Довод ответчика о принятии мер к погашению задолженности по указанным выше исполнительным листам, по мнению суда несостоятелен, поскольку доказательства объективно подтверждающие принятие данных меры в установленный законом 3-х месячный срок со дня поступления исполнительного листа суду не представлены.

Ссылка ответчика на дефицит бюджета и недостаток бюджетных средств не может быть принята судом во внимание, так как ни Бюджетный кодекс Российской Федерации, ни другие нормативно-правовые акты не предусматривают дефицит бюджета как законное условие освобождения от исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства бюджета.

Указанное бездействие финансового органа нарушает права и законные интересы заявителя, являющегося администратором доходов бюджета в соответствии с Приказом ФНС России от 05.12.2008 г. № ММ-3-1/643 «О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Невыполнение возложенных на финансовый орган функций, предусмотренных статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ, приводит к неисполнимости решений суда и нарушению принципа обязательности исполнения судебных актов применительно к положениям статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Согласно пункту 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих совершение финансовым органом действий, направленных на полное исполнение судебного акта, суд считает требования заявителя о признании незаконным бездействия Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.03.2010г. по делу №А19-4865/10-43 в соответствии с исполнительными листами № 001725128, № 001725129 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями п.3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В связи с чем, суд считает необходимым обязать Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования с целью устранения нарушения прав взыскателя исполнить решение Арбитражного суда Иркутской области от 26.03.2010г. по делу № А19-4865/10-43 в соответствии с исполнительными листами № 001725128, № 001725129 в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

В соответствии с изменениями в ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившими в законную силу с 30.01.2009 года органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины (п.1 п.п.1.1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования по неисполнению решения Арбитражного суда Иркутской области от 26.03.2010г. по делу № А19-4865/10-43, как несоответствующее Бюджетному кодексу РФ.

Обязать Управление по финансам и налогам администрации Зиминского городского муниципального образования устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исполнениярешения Арбитражного суда Иркутской области по делу № А19-4865/10-43 в соответствии с исполнительными листами № 001725128, № 001725129 в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Т.Ю. Чемезова