АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,
тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело №А19-880/2020
03.06.2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02.06.2020 года.
Решение в полном объеме изготовлено 03.06.2020 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дягилевой И.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куркутовой Е.М., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КУЧУК" (ОГРН <***>, ИНН <***>; 665724, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД БРАТСК, ЖИЛОЙ РАЙОН ЦЕНТРАЛЬНЫЙ, УЛИЦА ГАГАРИНА, ДОМ 29, КВАРТИРА 27)
к МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>; 664003, <...>),
третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 113184, <...>)
при участии ПРОКУРАТУРЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 664011, <...>)
о внесении изменений в договор,
при участии в судебном заседании:
от истца:не явились, извещены;
от ответчика: не явились, извещены;
от третьего лица: не явились, извещены;
от Прокуратуры ИО: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "КУЧУК" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к МИНИСТЕРСТВУ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ с требованием о внесении изменений в договор аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008, а именно:
Пункт 2 Раздела 1 Договора изложить в следующей редакции: «Лесной участок площадью 13922 га, предоставляемый в аренду по Договору, имеет местоположение: Иркутская область, районное муниципальное образование «Усть-Илимский район», Падунское лесничество, Боровское участковое лесничество (эксплуатационные леса) Боровская дача в составе кварталов №№1ч-8ч,9,10,11ч,12,13ч,14,15,16ч-24ч».
Пункт 4 раздела 1 Договора изложить в следующей редакции: «С 2017г. установлен возможный ежегодный отпуск ликвидной древесины:
-при проведении рубок спелых и перестойных лесных насаждений 34.8 тыс. квадратных метров, в том числе по хвойному хозяйству-22,7 тыс.кв. метров (сплошные рубки);
-при проведении рубок ухода за лесами (прореживание) по мягколиственному хозяйству-0,056 тыс.кв. метров ликвидной древесины.
Пункт 5 раздела 1 Договора изложить в следующей редакции: «Арендная плата по настоящему договору устанавливается ежегодно по формуле(396755,87+319,20)*величину коэффициента установленный Постановлением правительства РФ от 14.12.2016 №1350 «О Коэффициентам к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»*60%(в соответствии с учетом Протокола результатов лесного конкурса№26 от 15 апреля 2005г.
В обоснование исковых требований истец указал, что в результате проведения работ по лесоустройству на лесном участке, предоставленном по договору аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008, были установлены изменения характеристик арендованного участка, отличные от характеристик указанных в договоре, в связи с чем, необходимо внести соответствующие изменения в договор.
Министерство лесного комплекса Иркутской области в отзыве на иск указало, что поскольку по результатам проведенного лесоустройства изменились существенные качественные показатели лесных насаждений, имеются основания для внесения изменений в договор аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008.
Федеральное агентство лесного хозяйствав отзыве на иск указало, что министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти, на который в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 №155-пп возложена реализация переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений на территории Иркутской области, в связи с чем, интересы Федерального агентства лесного хозяйства не затрагиваются. Кроме того, агентством указано, что изменение лесохозяйственного регламента лесничества является основанием для внесения изменений в договор аренды лесного участка.
Прокурор Иркутской области в отзыве на иск указал, что в настоящем судебном споре не ставится вопрос о признании незаконными решений, действий Прокуратуры Иркутской области, спор не относится к категории дел, затрагивающих публичные интересы, в которых прокурор принимает участие в целях обеспечения законности.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Федеральное агентство лесного хозяйства,надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Прокурор Иркутской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия прокуратуры области.
Таким образом, дело рассматривается по правилам статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса в отсутствие представителей истца, ответчика, Федерального агентства лесного хозяйства и Прокуратуры Иркутской области.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с письменными доказательствами, суд установил следующие обстоятельства.
Как усматривается из материалов дела, между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Падунскому лесничеству (правопредшественник Министерства, арендодатель) и ЗАО «Игирминский комплексный леспромхоз» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008, в соответствии с условиями которого арендодатель, действующий в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России от 04.10.2007 № 258, обязался предоставить, а арендатор принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка (приложение № 7 к договору), с номером учетной записи в государственном лесном реестре № 287-2008-09, площадью 13922 га, местоположение: Иркутская область. Братский район, Падунское лесничество (ранее – ФГУ «Кежемский лесхоз»), Боровское участковое лесничество, Боровская дача (ранее – Боровское лесничество), эксплуатационные леса (ранее – леса третьей группы), кварталы №№ 1-7, 8ч, 9-12, 13ч, 14, 15, 16ч-24ч. Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в приложениях №№ 1, 2, 3, 4 к Договору.
По пункту 4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 29 тыс. куб.м., в том числе по хвойному хозяйству – 20,0 тыс. куб.м. согласно приложению № 5 к договору.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Договор аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в установленном законом порядке 16.12.2008 за номером государственной регистрации 38-38-03/049/2008-310.
Договором от 15.02.2010 о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008 права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008 с согласия арендодателя перешли к новому арендатору – Обществу с ограниченной ответственностью «Кучук». Договор от 15.02.2010о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008 зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в установленном законом порядке 31.03.2010. ЗАО «Игирминский комплексный леспромхоз» передало новому арендатору лесной участок по акту приема-передачи от 15.02.2010.
Постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 № 178-пп с 15.06.2016 агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в министерство лесного комплекса Иркутской области.
Как следует из искового заявления, в результате проведения работ по лесоустройству на лесном участке, переданном в пользование ООО «Кучук», с учетом дополнительного договора от 15.02.2010, были установлены изменения характеристик арендованного участка лесов, отличные от аналогичных характеристик лесных насаждений, указанных в договоре.
С учетом проведенного лесоустройства, установившего существенное изменение параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов), проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, изменения количественных и качественных характеристик переданного в аренду лесного участка, по мнению истца, в договор аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008 подлежат внесению соответствующие изменения.
Дополнительным соглашением от 24.07.2017 к договору аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008 стороны внесли соответствующие изменения, однако изменение договора возможно только в порядке части 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации по решению суда.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон и представленные доказательства каждое в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд приходит к следующему.
Проанализировав условия договора № 91-4/8 от 01.12.2008, суд приходит к выводу о том, что по своей правовой природе указанный договор является договором аренды лесного участка.
Следовательно, правоотношения сторон в рассматриваемом случае регулируются положениями параграфа 1 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, главой 6 Лесного кодекса Российской Федерации.
Как установлено частью 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования леса является заготовка древесины.
В силу части статьи 29 Лесного кодекса РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическим лицам лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование в соответствии с положениями указанного Кодекса.
Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом (пункт 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу пункта 2 части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в период заключения договора) установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи. При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Согласно частям 1, 2 статьи 73.1 ЛК РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2017 № 471-ФЗ) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 настоящего Кодекса.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий торгов на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается (часть 2 статьи 73.1 ЛК РФ).
В соответствии с правилами 73.1, статьи 78 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, проводимого путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы), за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом. Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр (части 1, 2 статьей 74.1 ЛК РФ).
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка (часть 3 статьи 74.1 ЛК РФ).
Из названных норм материального права буквально следует, что Лесным кодексом РФ установлен прямой запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, по соглашению сторон или по требованию одной из сторон. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ" подготовлено заключение от 27.03.2017 № 03-50/485 по определению возможного ежегодного объема заготовки древесины при рубке спелых, перестойных насаждений и уходе за лесами на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Кучук» в целях заготовки древесины на территории Падунского лесничества, расчет произведен на базе имеющейся повыдельной информации лесоустройства 2016 года по состоянию на 01.01.2017, по программе обработки комплекса «СОЛИ-2».
В соответствии с представленным в материалы дела заключением ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ" от 27.03.2017 №03-50/485 расчетная лесосека на лесном участке составит:
а) при рубке спелых и перестойных лесных насажденийтыс.м3
Хозяйство | Ликвидная древесина | Деловая древесина | ||||||
эксплуатационные леса | защитные леса | итого | эксплуатационные леса | защитные леса | итого | |||
сплошные рубки | выборочные рубки | выборочные рубки | сплошные рубки | выборочные рубки | выборочные рубки | |||
Всего | 34,8 | - | - | 34,8 | 27,8 | - | - | 27,8 |
в т.ч. хвойное | 22,7 | - | - | 22,7 | 19,1 | - | - | 19,1 |
мягколиственное | 12,1 | - | - | 12,1 | 8,7 | - | - | 8,7 |
б) при уходе за лесами
м3
Хозяйство | Ликвидная древесина | Деловая древесина | ||||||||
защитные леса | эксплуатационные леса | защитные леса | эксплуатационные леса | |||||||
про- реживания | проходные рубки | прореживания | проходные рубки | итого | прореживания | проходные рубки | прореживания | проходные рубки | итого | |
Всего | - | - | 56 | - | 56 | - | - | 24 | - | 24 |
в т.ч. хвойное | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
мягколиственное | - | - | 56 | - | 56 | - | - | 24 | - | 24 |
Ежегодный объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений на лесном участке определен по сплошным рубкам в размере 34,8 тыс. м3 ликвидной древесины, в том числе 22,7 тыс. м3 по хвойному хозяйству и 12,1 тыс. м3 по мягколиственному хозяйству.
Ежегодный объем заготовки древесины при уходе за лесами определен в размере 0,056 тыс. м3 ликвидной древесины, в том числе 0,056 м3 по мягколиственному хозяйству.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65, 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с материалами лесоустройства установлено обстоятельство существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка, площадью 13922 га, имеющего местоположение: Иркутская область. Братский район, Падунское лесничество (ранее – ФГУ «Кежемский лесхоз»), Боровское участковое лесничество, Боровская дача (ранее – Боровское лесничество), эксплуатационные леса (ранее – леса третьей группы), кварталы №№ 1-7, 8ч, 9-12, 13ч, 14, 15, 16ч-24ч, в том числе состава и характеристик лесных насаждений, подлежащих заготовке на основании договора аренды № 91-4/8 от 01.12.2008.
Представленный в материалы дела расчет арендной платы произведен ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ" по ставкам платы за единицу объема древесины лесных насаждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 с корректирующим коэффициентом 1,49, примененный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 № 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", и коэффициентом для несплошных рубок 0,5.
Суд признает правомерным представленный в материалы дела расчет арендной платы, произведенный исходя из измененного объема ресурсов, поскольку в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, недопущения ущемления прав иных участников аукциона и обеспечения принципа платности использования лесов, перерасчет арендной платы при увеличении объемов заготовки должен осуществляться с учетом критериев формирования итогового размера платы, установленного по результатам торгов, путем пропорционального его увеличения относительно новому объему изъятия лесных ресурсов.
Соответствующая правовая позиция выражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2018 № 303-ЭС18-13360 по делу № А73-9464/2017.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ конкретные обстоятельства настоящего спора и представленные в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие возражений сторон и третьих лиц по вопросу внесения изменений в договор, на основании правил статей 450, 606 ГК РФ, 73.1, 74.1 ЛК РФ суд приходит к выводу о том, что требования истца о внесении изменений в договор аренды лесного участка № 91-4/8 от 01.12.2008 правомерны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Государственная пошлина по иску составляет 6 000 руб.
Принимая во внимание, что ответчик является государственным органом, суд считает необходимым отметить, что положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено освобождение государственных органов - ответчиков от уплаты государственной пошлины в бюджет. При этом законодательством не предусмотрено освобождение указанных органов от возмещения судебных расходов другой стороне по делу в случае, если решение принято не в пользу указанных органов.
При подаче искового заявления платежным поручением от 16.01.2020 №19 истец уплатил государственную пошлину в размере 6 000 руб., в связи с чем, расходы по госпошлине в сумме 6 000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать министерство лесного комплекса Иркутской области внести изменения в договор аренды лесного участка № 91-4/8 от 1 декабря 2008 года, заключенный между министерством лесного комплекса Иркутской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Кучук", в редакции договора от 15 февраля 2010 года о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка №91-4/8 от 01 декабря 2008г., а именно:
пункт 2 Раздела 1 договора изложить в следующей редакции: «Лесной участок, площадью 13922 га, предоставляемый в аренду по Договору, имеет местоположение: Иркутская область, районное муниципальное образование «Усть-Илимский район», Падунское лесничество, Боровское участковое лесничество (эксплуатационные леса) Боровская дача в составе кварталов №№1ч-8ч,9,10,11ч,12,13ч,14,15,16ч-24ч».
Пункт 4 раздела 1 договора изложить в следующей редакции: «С 2017г. установлен возможный ежегодный отпуск ликвидной древесины:
-при проведении рубок спелых и перестойных лесных насаждений 34.8 тыс. квадратных метров, в том числе по хвойному хозяйству-22,7 тыс.кв. метров (сплошные рубки);
-при проведении рубок ухода за лесами (прореживание) по мягколиственному хозяйству-0,056 тыс.кв. метров ликвидной древесины.
Пункт 5 раздела 1 договора изложить в следующей редакции: «Арендная плата по настоящему договору устанавливается ежегодно по формуле(396755,87+319,20)*величину коэффициента установленный Постановлением правительства РФ от 14.12.2016 №1350 «О Коэффициентам к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»*60% (в соответствии с учетом Протокола результатов лесного конкурса№26 от 15 апреля 2005г.».
Взыскать с министерства лесного комплекса Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Кучук" 6 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья И.ФИО1