ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-9157/20 от 29.09.2020 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

дополнительное здание суда: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709;

факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск Дело № А19-9157/2020

06.10.2020

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 29.09.2020

Решение в полном объеме изготовлено 06.10.2020

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Гаврилова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ворожбяновой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства лесного комплекса Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 664003, <...>)

к Государственному учреждению – Центру предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1 (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; адрес: 664007, <...>)

о признании незаконным решения от 17.03.2020 № 048S19200007272,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1, паспорт, доверенность от 22.09.2020 № 196, копия диплома, ФИО2, паспорт, доверенность от 22.09.2020 № 197, копия диплома;

от ответчика: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Иркутской области о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска (далее – ответчик, Пенсионный фонд) от 17.03.2020 № 048S19200007272.

Согласно определению от 27.07.2020 судом установлен факт процессуального правопреемства ответчика по делу – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Иркутска на его правопреемника – Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области № 1.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме в соответствии с доводами, изложенными в заявлении.

Представитель ответчика, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), в судебное заседание не явился, ходатайств и иных дополнительных документов не представил.

В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 АПК РФ по имеющимся доказательствам.

При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.

Министерство лесного комплекса Иркутской области зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***>.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении Министерства проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ).

В ходе проверки Пенсионным фондом установлено нарушение Министерством установленного Законом № 27-ФЗ срока представления формы СЗВ-СТАЖ за отчетный период –2018 год в отношении 126 застрахованных лиц.

Результаты проверки отражены в акте о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.02.2020 № 048S18200002814.

Решением Пенсионного фонда от 17.03.2020 № 048S19200007272 Министерство привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2-2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, с назначением штрафа в размере 63000 руб.

Заявитель, не согласившись с указанным решением Пенсионного фонда, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Министерства, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим требованием.

Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.

На основании статьи 1 Закона № 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Министерство является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с преамбулой Закона № 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

В силу статьи 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а также сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений установлены в пункте 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;

9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;

11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу статей 8, 9, 15 Закона № 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192 п.

Отчетность, представляемая по форме СЗВ-СТАЖ, утверждена Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 № 3п».

Абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Для привлечения страхователя к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в Фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп «О Министерстве Лесного комплекса Иркутской области» принято решение о реорганизации Министерства (правопреемник) в форме присоединения к нему Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области (далее – Служба, правопредшественник).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) Служба прекратила свою деятельность 23.07.2018 в связи с реорганизацией в форме присоединения к Министерству, о чем свидетельствует соответствующая запись № 2183850656670.

Сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период –2018 год с типом формы «исходная» представлены Министерством за Службу в Пенсионный фонд – 13.12.2019, что подтверждается представленным в материалы дела извещением о доставке.

Таким образом, Пенсионным фондом в ходе проведения проверки установлено, что Министерство представило за Службу сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «исходная» после установленного срока в нарушение части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, что повлекло за собой применение к страхователю штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Оспаривая выводы Пенсионного фонда, заявитель указал, что обязанности по представлению в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-СТАЖ за своих правопредшественников на правопреемников реорганизованных юридических лице не возложена, в связи с чем Министерство не является надлежащим субъектом ответственности, установленной статьей 17 Закона № 27-ФЗ.

Исследовав представленные в дело доказательства, суд соглашается с выводом Пенсионного фонда и считает довод заявителя несостоятельным в силу следующего.

В силу положений абзаца 2 пункта 3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ при реорганизации страхователя - юридического лица он представляет сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.3 настоящей статьи, в течение одного месяца со дня утверждения передаточного акта (разделительного баланса), но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. В случае реорганизации страхователя - юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Согласно статье 16 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Таким образом, при реорганизации в форме присоединения юридическое лицо прекращает свое существование.

Общий порядок правопреемства при реорганизации юридических лиц установлен статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

На основании приведенного выше правового регулирования, суд считает, что поскольку Службой (предшественником) обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 год не была исполнена, соответственно такая обязанность лежит на Министерстве (правопреемнике).

Как следует из материалов дела, Министерство представило в Пенсионный фонд за Службу сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом формы «исходная» за отчетный период – 2018 год – 13.12.2019 при установленном сроке до 01.03.2019.

Таким образом, суд считает, что Пенсионный фонд обоснованно пришел к выводу о нарушении Министерством срока представления сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения заявителя к ответственности за вмененное правонарушение.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Двадцатого арбитражного апелляционного суда изложенной в постановлении от 07.07.2020 по делу № А54-1138/2020.

Оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что оспариваемое решение является законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

С учетом изложенного, оценив названные Министерством обстоятельства, характер и обстоятельства совершенного правонарушения, учитывая значительный период просрочки представления сведений по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период – 2018 год в отношении 126 застрахованных лиц (9 месяцев), суд приходит к выводу о соразмерности примененного по решению Пенсионного фонда штрафа, а также об отсутствии оснований для признания указываемых заявителем обстоятельств в качестве смягчающих ответственность. Суд не признает данные обстоятельства смягчающими ответственность, в связи с этим не имеется оснований для уменьшения суммы примененного штрафа.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 № 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.

Таким образом, снижение штрафных санкций, исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия и является правом суда, а не обязанностью.

Иным доводам заявителя судом дана надлежащая оценка, не влияющая на выводы суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения незаконным.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если суд установит, что оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, или иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному акту, и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 110, 201 АПК РФ, арбитражный суд,

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Иркутской области.

Судья О.В. Гаврилов