ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А19-9205/2021 от 23.11.2021 АС Иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Бульвар Гагарина, 70, Иркутск, 664025, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99

дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, 36А, Иркутск, 664011,

тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761

http://www.irkutsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск                                                                                                 Дело  №А19-9205/2021

30.11.2021

Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании  23.11.2021.

Решение  в полном объеме изготовлено   30.11.2021.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Архипенко А.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Станотиной В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Русэнергосбыт» (119048, <...>, этаж 4, пом. 7, ОГРН: <***>,  ИНН: <***>)

к комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (666780, <...>, А, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о взыскании 265 996 руб. 66 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, паспорт, доверенность от 17.12.2020;

от ответчика – не явились, извещены,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Русэнергосбыт» обратилось к Комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования с требованием о взыскании 265 996 руб.66 коп. , составляющих стоимость потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства  муниципального образования  в феврале  2021 года.

Ответчик  иск оспорил, сославшись на отсутствие у него статуса сетевой организации; не является потребителем электрической энергии, и не может приобретать права и обязанности от имени муниципального образования.

Обстоятельства дела.

Постановлением Правления региональной энергетической комиссии Иркутской области от 12.10.2006 «О приобретении статуса гарантирующих поставщиков организациями Иркутской области» ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности соответствующих границам балансовой принадлежности электрических сетей Восточно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги».

В соответствии с Приказами службы по тарифам Иркутской области от 20.07.2015 № 168-спр определены границы зоны деятельности гарантирующего поставщика «РУСЭНЕРГОСБЫТ» - расположены в границах зоны деятельности, соответствующих границам балансовой принадлежности электрических сетей Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» осуществляет продажу электрической энергии (мощности) розничном рынке на территории Иркутской области, в том числе населению и иным потребителям р.п.Звездный  Усть-Кутского муниципального образования через взаимодействие с сетевой организацией ОАО «РЖД»..

В собственности Усть-Кутского муниципального образования находились и находятся объекты электросетевого хозяйства, расположенные в Усть-Кутском районе Иркутской области р.п. Звездный, как-то:

·Сооружение, назначение: электропередачи, ВЛ-10кВ (КТП -7 160 КВа), протяженностью 684 м., инв.№ 030077380, лит.Л, кад. номер: 38:18:120106:90, р.п. Звездный, восточнее ул. Таюрской;

·Сооружение, назначение: электропередачи, ВЛ-10 кВ (КТП-9; ул.Пушкина, ул.Некрасова, ул.Нийская-КТП-8 400КВа), протяженностью 569 м., инв.№ 030077390, лит.Л, кад. номер: 38:18:120105:396, <...>

·Сооружение, назначение электропередачи, ВЛ-10 кВ (КТП-12 160 КВа), протяженность 527 м., инв.№ 030077370, лит.Л, кад. номер: 38:18:000000:853, р.п. Звездный, (параллельно ул. Солнечной);

·Сооружение назначение: электропередачи, ВЛ-10 кВ (КТП-11 5„ КВа, КТП-10 250 КВа), протяженность 532 м., инв.№ 030077400, лит.Л кад. номер:38:18:120101:269, р.п. Звездный, КТП-11 400КВа, КТП-10 250КВа;

·Сооружение назначение: электроснабжение, ВЛ-0,4 кВ (КТП-10 250 КВа), протяженность 1791,57 м., инв.№ 030074150, кад. номер:38:18:120101:270, <...>

·Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ -0,4 кВ (КТП -7 160 КВа), Протяженность 945 м., инв.№ 030074180. кад. номер: 38:18:120106:91, <...>;

·Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ 0,4 кВ (КТП-9 250 КВа). Протяженность 1771 м., инв.№ 030074140, кад. номер: 38:18:120105:394, <...>

·Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ-0,4 кВ (КТП-12 160 КВа). Протяженность 2082 м., инв.№ 030074170, кад.номер:38:18:000000:852, <...>

·Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ-0,4 кВ (КТП-11 400 КВа). Протяженность 2589 м., инв.№ 030074160, кад.номер:38:18:120101:268, р.п. Звездный, ул.30 лет Победы, ул. Ленина, ул. Мостостроителей, д.2;

·Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ 0,4 кВ ( КТП-8 400 КВа). Протяженность 3091 м., инв.№ 030074130. кад. номер: 38:18:120105:395, <...>

Согласно схемы внешнего электроснабжения и учета р.п. Звездный перечисленные выше объекты электросетевого хозяйства Усть-Кутского муниципального образования р.п. Звездный присоединены к сетям (объектам электросетевого хозяйства)  ОАО «Российские железные дороги»  через которые потребители получают  от ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ»  как энергоснабжающей организации (гарантирующий поставщик)  электрическую энергию

В соответствии с пунктом 1.2 положения о комитете по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования, утвержденного решением Думы  Усть-Кутского  муниципального образования от 31.01.2017 № 83,  функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом возложены  на комитетпо управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования, который наделен правом заключения от имени Усть-Кутского  муниципального образования договоров и выступать истцом и ответчиком в суде (пункт 4 положения ).

Перечисленные выше объекты электросетевого хозяйства Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (ссудодатель)  ранее передавались в безвозмездное пользование  сетевой организации - обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская Электросетевая компания» (ссудополучатель)  по договору безвозмездного пользования от 06.12.2018 № 10.

Впоследствии 27.10.2020 договор безвозмездного пользования расторгнут по взаимному соглашению ссудодателя и ссудополучателя,  объекты безвозмездного пользования возвращены во владение муниципального образования.

Как полагает гарантирующий поставщик,  муниципальное образование в лице  Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования является фактическим владельцем перечисленных в иске объектов электросетевого хозяйства, посредством которых электрическая энергия передается на энергоустановки потребителей расположенный на территории п.Ния,  входящего в состав муниципального образования.

Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики  на основании абзаца три пункта 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.

Оплата стоимости потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства, осуществляется в силу пункта 129 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).

Гарантирующим поставщиком в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования был направлен договор энергоснабжения № 1/09040/01/20/388 от 02.11.2020 в целях урегулирования вопроса о возмещении фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства.

Подписанный экземпляр направленного проекта договора  со стороны потребителя в нарушение требований законодательства по энергоснабжению в адрес гарантирующего поставщика возвращен не был.

В тех случаях, когда потребитель пользуется услугами, в том числе энергоснабжением, оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается фактическое пользование потребителем услугами, в соответствии с пунктом 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.02.1998 № 30 «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения», такие отношения рассматриваются как договорные.

Поэтому истец посчитал, что стороны связаны договорными правоотношениями.

По утверждению гарантирующего поставщика, им в феврале 2021 года осуществлялась поставка электрической энергии потребителям через принадлежащие и находящиеся во владении Усть-Кутского муниципального образования объекты электросетевого хозяйства.

В процессе передачи электрической энергии в принадлежащих Усть-Кутскому муниципальному образованию объектах электросетевого хозяйства возникли потери электрической энергии в количестве 91,093 МВт.ч.

Сведения об объеме потребленной электрической энергии, отраженных в товарных накладных, получены поставщиком от сетевой организации и потребителей посредством электронных каналов связи и зафиксированы в представленных с иском Актах, Ведомостях и Справках.

Оплата энергии в соответствие со статьей 544 Гражданского кодекса РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено, в том числе соглашением сторон, в порядке, установленном законом, либо соглашением сторон.

Выставленную к оплате гарантирующим поставщиком счет-фактуру  от 28.02.2021 № 1/09040/0229 на сумму 265 996 руб. 66 коп. не оплатил, Акт приема-передачи электрической энергии от 28.02.2021 потребитель не подписал и, что явилось основанием для обращения гарантирующего поставщика в суд с настоящим иском.

Ответчик в отзыве обратил внимание на то, что  комитет не относится к сетевым организациям, не имеет возможности контролировать объекты электросетевого хозяйства, следовательно, на нем не лежит обязанности оплачивать фактические потери, представил документы, относительно полномочий органов муниципального образования.

В заседание суда истец представил схему энергоснабжения через объекты электросетевого хозяйства Усть-кутского муниципального образования и  в обоснование своей позиции привел соответствующую судебную практику.

Ответчик контррасчет по количеству и стоимости полученной электрической энергии не представил.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правления региональной энергетической комиссии Иркутской области от 12.10.2006 «О приобретении статуса гарантирующих поставщиков организациями Иркутской области» ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» присвоен статус гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности соответствующих границам балансовой принадлежности электрических сетей Восточно - Сибирской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги».

В соответствии с Приказами службы по тарифам Иркутской области от 20.07.2015 № 168-спр определены границы зоны деятельности гарантирующего поставщика «РУСЭНЕРГОСБЫТ» - расположены в границах зоны деятельности, соответствующих границам балансовой принадлежности электрических сетей Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД».

ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ» осуществляет продажу электрической энергии (мощности) розничном рынке на территории Иркутской области, в том числе населению и иным потребителям р.п.Звездный  Усть-Кутского муниципального образования через взаимодействие с сетевой организацией ОАО «РЖД»..

В собственности Усть-Кутского муниципального образования находились и находятся объекты электросетевого хозяйства, расположенные в Усть-Кутском районе Иркутской области р.п. Звездный, как-то:

Сооружение, назначение: электропередачи, ВЛ-10кВ (КТП -7 160 КВа), протяженностью 684 м., инв.№ 030077380, лит.Л, кад. номер: 38:18:120106:90, р.п. Звездный, восточнее ул. Таюрской;

Сооружение, назначение: электропередачи, ВЛ-10 кВ (КТП-9; ул.Пушкина, ул.Некрасова, ул.Нийская-КТП-8 400КВа), протяженностью 569 м., инв.№ 030077390, лит.Л, кад. номер: 38:18:120105:396, <...>

Сооружение, назначение электропередачи, ВЛ-10 кВ (КТП-12 160 КВа), протяженность 527 м., инв.№ 030077370, лит.Л, кад. номер: 38:18:000000:853, р.п. Звездный, (параллельно ул. Солнечной);

Сооружение назначение: электропередачи, ВЛ-10 кВ (КТП-11 5, КВа, КТП-10 250 КВа), протяженность 532 м., инв.№ 030077400, лит.Л кад. номер:38:18:120101:269, р.п. Звездный, КТП-11 400КВа, КТП-10 250КВа;

Сооружение назначение: электроснабжение, ВЛ-0,4 кВ (КТП-10 250 КВа), протяженность 1791,57 м., инв.№ 030074150, кад. номер:38:18:120101:270, <...>

Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ -0,4 кВ (КТП -7 160 КВа), Протяженность 945 м., инв.№ 030074180. кад. номер: 38:18:120106:91, <...>;

Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ 0,4 кВ (КТП-9 250 КВа). Протяженность 1771 м., инв.№ 030074140, кад. номер: 38:18:120105:394, <...>

Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ-0,4 кВ (КТП-12 160 КВа). Протяженность 2082 м., инв.№ 030074170, кад.номер:38:18:000000:852, <...>

Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ-0,4 кВ (КТП-11 400 КВа). Протяженность 2589 м., инв.№ 030074160, кад.номер:38:18:120101:268, р.п. Звездный, ул.30 лет Победы, ул. Ленина, ул. Мостостроителей, д.2;

Сооружение, назначение: Электроснабжение, ВЛ 0,4 кВ ( КТП-8 400 КВа). Протяженность 3091 м., инв.№ 030074130. кад. номер: 38:18:120105:395, <...>

Из представленной суду Схемы внешнего электроснабжения и учета рабочего поселка Звездный усматривается,  что к ячейкам фидеров 10 кВ № 6 и 10 кВ № 5 трансформаторных подстанций Т-1, Т-2 сетевой организации ОАО «РЖД» присоединены все объекты электросетевого хозяйства муниципального образования, а именно: ТП-2, воздушная линия АС 50 напряжением 0,4 кВ,  , КТП -7- 160кВа,  КТП-8-400кВа, КТП -9-250кВа, КТП -10-250 кВа, КТП-11-400 кВа, КТП -12- 160кВа посредством которых потребители на территории муниципального образования получают энергию от гарантирующего поставщика.

Перечисленные выше объекты электросетевого хозяйства ранее Комитетом по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования  передавались в безвозмездное пользование  сетевой организации обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская Электросетевая компания»  по договору безвозмездного пользования от  06.12.2018 № 10, впоследствии договор безвозмездного пользования по взаимному соглашению ссудодателя и ссудополучателя от 27.10.2020  был расторгнут и объекты электросетевого хозяйства возвращены по Акту приема-передачи Комитету по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (приложение № 1 к договору»), то есть объекты возвращены во владение Усть-Кутского муниципального образования.

Доказательств выбытия объектов электросетевого хозяйства из владения муниципального образования суду ответчиками не названы и не представлены.

Владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики  на основании абзаца три пункта 4 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.

Оплата стоимости потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих иным владельцам объектов электросетевого хозяйства объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в силу пункта 129 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).

В этой связи, в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования в целях урегулирования вопроса о компенсации фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства муниципального образования гарантирующим поставщиком правомерно был направлен договор энергоснабжения№ 1/09040/01/20/388 от 02.11.2020, подписанный экземпляр которого со стороны ответчика в адрес гарантирующего поставщика возвращен не был до настоящего времени (доказательств обратного суду ответчиками не представлено).

В случае отсутствия заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства иного владельца объектов электросетевого хозяйства (пункт 130 Основных положений № 442).

Как выше установлено судом и видно из Схемы внешнего электроснабжения и учета п.Ния объекты электросетевого хозяйства владельца объектов электросетевого хозяйства расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Поскольку Усть-Кутское муниципальное образование является владельцем расположенных в Усть-Кутском районе Иркутской области п.Ния  перечисленных выше объектов электросетевого хозяйства посредством которых  энергопринимающие устройства потребителей Усть-Кутского муниципального образования получают от гарантирующего поставщика электрическую, то  муниципальное образование (как владелец) обязано  компенсировать гарантирующему поставщику стоимость фактических потерь электрической энергии, вне зависимости от наличия либо отсутствия договора между ними.

Таким образом, Усть-Кутское муниципальное образование в качестве иного владельца объектов электросетевого хозяйства, вне зависимости от наличия либо отсутствия договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии, обязано оплачивать гарантирующему поставщику стоимость фактических потерь электрической энергии.

В соответствии с пунктами 50, 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ 27.12.2004 № 861,  размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций.

В соответствии с пунктом 136 Основных положений № 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:

- с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;

- при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением № 3.

Судом проверены представленные гарантирующим поставщиком расчеты фактических потерь  в феврале 2021 года в объеме - 91.093 МВт.ч  по объектам электросетевого хозяйства находящимся во владении Усть-Кутского муниципального образования и  признаны верными.

Так, объем электрической энергии, переданной в электрическую сеть (объекты электросетевого хозяйства Усть-Кутского муниципального образования) из сети сетевой организации ОАО «РЖД» через подстанции ЭчЭ Ния (трансформаторы Т-1 и Т-2 на Схеме внешнего электроснабжения и учета р.п.Звенздный  составил  соответственно 291.486 и 394 258  МВт.ч. – (всего 685,744 МВт.ч), что усматривается из представленной в материалы дела Справки по потреблению электрической энергии КУМИ УКМО за период февраль 2021 года, выданной начальником ЭЭЛ-10 Восточно-Сибирской дистанцией по энергообеспечению ОАО «РЖД» .

Энергопринимающими устройствами, присоединенными к электрической сети (объектам электросетевого хозяйства Усть-Кутского муниципального образования) потребителями физическими и юридическими лицами, в феврале 2021 года потреблено:

-  172,491 МВт.ч  - объем электрической энергии, потребленной юридическими лицами в сетях администрации р.п.Звездный , что отражено в Ведомости снятия показаний приборов учета юридических лиц за февраль 2021 года и Акте приемо-передачи электрической энергии за февраль 2021 , составленным между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком;

- 5,850  МВт.ч  - объем электрической энергии, потребленной юридическими лицами в сетях КУМИ р.п.Звездный , что отражено в Ведомости снятия показаний приборов учета юридических лиц за февраль 2021 года и Акте приемо-передачи электрической энергии за февраль 2021 , составленным между сетевой организацией и гарантирующим поставщиком;

-  98,405 МВт.ч - объем электрической энергии, потребленной физическими лицами в сетях администрации  р.п.Звездный, зафиксирован Ведомостью снятия показаний приборов учета ИПУ физических лиц р.п.Звездный период февраль 2021года  и   Актом учета электрической энергии переданной для нужд физических  лиц через сети р.п.Звездный за период февраль  2021 года;

-  132,590 МВт.ч - объем электрической энергии, потребленной физическими лицами в сетях КУМИ р.п.Звездный, зафиксирован Ведомостью снятия показаний приборов учета ИПУ физических лиц р.п.Звездный период февраль 2021года  и   Актом учета электрической энергии переданной для нужд физических  лиц через сети р.п.Звездный за период февраль  2021 года;

-  4.246  МВт.ч объем - электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций;

- 181.069 МВт.ч объем электрической энергии, потребленной физическими лицами в сетях администрации  р.п.Звездный.

Предельные нерегулируемые цены (тариф), установленные на февраль 2021  по ВН менее 670 кВт составляют 2433.38 руб. (опубликованы на официальном сайте ООО «Русэнергосбыт» по адресу  http://www.https://ruses.ru/.ru), потому сумма стоимости потерь  составит :  91.093 МВт.ч   х 2433.38 руб. плюс 20% НДС итого 265 996 руб. 66 коп.

Гарантирующим поставщиком в адрес КУМИ  Усть-Кутского муниципального образования для оплаты стоимости электрической энергии были направлены счет-фактура от 28.02.2021 № 1/09040/0229 на сумму 265 996 руб. 66 коп.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В связи с тем, что на дату вынесения судебного акта ответчик не представил доказательств оплаты долга в заявленном к взысканию размере, суд считает требование истца о взыскании суммы основного долга в размере 265 996 руб. 66 коп. законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению в заявленном размере.

Доводы КУМИ о том, что муниципальное образование не является стороной соответствующих договоров энергоснабжения и не имеет возможности проверить данные, представленные истцом, не могут быть приняты.

Необходимые для проверки данные, Акты , ведомости. Справки были получены ответчиками от гарантирующего поставщика, что следует из отзыва от 18.10.2021.

 Муниципальное образование, являясь лицом, к чьим сетям (объектам электросетевого хозяйства) присоединены энергопринимающие устройства потребителей,  вправе по действующему законодательству об энергоснабжении требовать от них сведений о потребленной электрической энергии, проверять достоверность показаний установленных у потребителей приборов учетам и производить собственный расчет потерь в своих сетях.

Суд неоднократно призывал ответчиков представить контррасчет со ссылкой на негативные последствия неисполнения данного предложения суда.

Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Нежелание осуществлять такие процессуальные действия влечет неблагоприятные последствия и для ответчиков.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 18.01.2018  № 305-ЭС17-13822, по общему правилу каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Однако такая обязанность не является безграничной. Если истец в подтверждение своих доводов приводит убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, то возложение на истца дополнительного бремени опровержения документально не подтвержденной позиции процессуального оппонента будет противоречить состязательному характеру судопроизводства.

Поскольку в данном случае истец привел убедительные доказательства, а ответчик с ними не соглашается, не представляя документы, подтверждающие его позицию, суд отклоняет приведенные ответчиками аргументы, поскольку они носят декларативный, бездоказательный характер и не содержат конкретных сведений о том, по каким именно причинам ответчик не согласен с расчетами истца, а в материалы дела не представлены иные, отличные от истца сведения,  так же как и расчеты объема электрической энергии,  потребленной из сетей ответчика.

Более того, причиной повлекшей за собой возникновение настоящего спора, послужило неисполнение уполномоченными органами Усть-Кутского муниципального образования требований законодательства об энергоснабжении и процессуального законодательства.

Являясь владельцами объектам электросетевого хозяйства Усть-Кутское муниципальное образование (в лице органов местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов как это предусмотрено пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ) в течение длительного времени уклонятся от заключения с гарантирующими поставщиками (в границах зоны действия которых расположены объектыобъектам электросетевого хозяйства находящиеся во владении Усть-Кутского  муниципального  образования – дела №№ А19-5957/2021; А19-4296/2021;А19-3646/2021; А19-2241/2021;А19-2240/2021) предусмотренного  статьей 26 Федерального закона «Об электроэнергетике», пунктом 129 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442,договора приобретения электрической энергии в целях компенсации потерь, в процессе заключения которого муниципального образования может разрешить все возникающие вопросы и устранить неопределенности в спорном правоотношении, связанном с обязанностью компенсации потерь вместе ведения в течение трех лет в арбитражном суде многочисленных тяжб с гарантирующими поставщиками.

Нарушения процессуального законодательства состоят в уклонении ответчиков от принятия мер по урегулированию споров в досудебном порядке, неисполнении предложений суда по составлению обоснованного контрасчета требований. 

Согласно пункту 1.2 положения о комитете по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования, утвержденного решением Думы  Усть-Кутского  муниципального образования от 31.01.2017 № 83 ,  Комитет осуществляет функции по управлению и распоряжению муниципальным имуществом,  для этого наделен правом заключения от имени Усть-Кутского  муниципального образования договоров и выступать истцом и ответчиком в суде (пункт 4), то есть вправе представлять Усть-Кутское муниципальное  образование  на основании  пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса РФ (в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими его статус ).

Следовательно, надлежащим органом,  представляющим по данному спору Усть-Кутское муниципальное  образование,  является Комитет по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной ВС РФ в определении от  04.06.2021 № 308-ЭС21-8067,  и положениям пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым  оплата за счет средств бюджета обязательств возникших по гражданско-правовым сделкам отнесена к числу денежных обязательств казенных учреждений, при этом  правила статьи 161 Бюджетного кодекса РФ распространяются и на органы  муниципального управлнеия.

В этой связи, иск следует удовлетворить за счет Комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования, в иске к администрации Усть-Кутского  муниципального образования необходимо отказать.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса РФ в состав судебных расходов входит государственная пошлина и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела арбитражным судом.

ООО «Русэнергосбыт» при обращении с исковым заявлением была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 06.05.2021 № 01484.

Таким образом, уплаченная истцом государственная пошлина в размере 2 000 руб. подлежит взысканию с комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования в пользу истца.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по настоящему делу составляет 8 320 руб., из которых 2 000 руб. оплачены истцом.

По общему правилу неуплаченная в федеральный бюджет государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика (часть 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Однако, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной полшины при обращении в арбитражные суды РФ.

В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцом, в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет (пункт 13 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

Таким образом, государственная пошлина в размере 6 320 руб. с комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования не подлежит взысканию в федеральный бюджет в силу прямого указания закона.

руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

решил:

исковые требования удовлетворить.

Взыскать с комитета по управлению муниципальным имуществом Усть-Кутского муниципального образования (666780, <...>, А, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Русэнергосбыт» (119048, <...>, этаж 4, пом. 7, ОГРН: <***>,  ИНН: <***>) 265 996 руб. 66 коп. основного долга за февраль 2021 года, а также расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении  этого  срока  вступает  в  законную силу.

Судья:                                                                                                  А.А. Архипенко