АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952) 24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: 664011, г. Иркутск, ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-9478/2019
01.08.2019
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 30.07.2019
Решение в полном объеме изготовлено 01.08.2019
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хороших Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; адрес: 665821, <...>
к Администрации Ангарского городского округа (ОГРН: <***>, ИНН: <***>; адрес: 665830, <...>)
о признании незаконным отказа от 25.03.2019 № 4/13-1130,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: до перерыва ФИО1, паспорт, доверенность; после перерыва не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика: ФИО2, паспорт, доверенность,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания» (далее – заявитель, ООО «ПТК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Ангарского городского округа (далее – ответчик, Администрация) в удовлетворении заявления об установлении на территории Ангарского городского округа муниципального маршрута по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам № 13 по маршруту «Колхозный рынок – 205 квартал», оформленного в виде ответа на обращение от 25.03.2019 № 4/13-1130.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации требования заявителя не признал, подержав позицию, изложенную в отзыве.
В судебном заседании 24.07.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 30.07.2019. Информация о перерыве в судебном заседании размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел».
После перерыва представитель заявителя, извещенный о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте арбитражного суда в информационно – телекоммуникационной сети Интернет и на сайте www. kad.arbitr.ru в разделе «Картотека арбитражных дел», в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Дело рассмотрено в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
При рассмотрении дела судом установлены следующие существенные для разрешения спора обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью «Пассажирская транспортная компания» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером <***> и имеет бессрочную лицензию АСС-38-004852 от 20.11.2017 на осуществление деятельности по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом оборудованным для перевозок более 8 человек.
Из материалов дела следует, что ООО «ПТК» 25.02.2019 обратилось в Администрацию Ангарского городского округа с заявлением исх. № 15 об установлении на территории Ангарского городского округа муниципального маршрута по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам № 13 по маршруту «Колхозный рынок – 205 квартал».
Письмом от 25.03.2019 № № 4/13-1130 Администрация Ангарского городского округа отказала Обществу в установлении предлагаемого маршрута.
Общество, полагая, что отказ, выраженный в письме от 25.03.2019 № № 4/13-1130 не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы ООО «ПТК» в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи, представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Вместе с тем бремя доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо в обоснование своих требований и возражений в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на лице, которое ссылается на указанные обстоятельства.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона № 220-ФЗ отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.
Главой 3 Закона № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым (статьи 14 - 15) и нерегулируемым (статьи 17 - 20) тарифам.
Согласно части 1 статьи 11 Закона № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.
В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Закона № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона: в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя либо муниципальными нормативными правовыми актами.
Решением Думы Ангарского городского округа от 28.10.2015 № 107-08/01рД утверждено «Положение о порядке организации транспортного обслуживания населения в границах Ангарского городского округа и отмене некоторых решений Думы города Ангарска» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 1.2 Положения (в редакции решения Думы Ангарского городского округа от 25.05.2016 № 181-17/01рД) оно регулирует отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Ангарском городском округе (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой муниципальных маршрутов регулярных перевозок (далее - маршрут регулярных перевозок), допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 3.2 Положения органом, уполномоченным на осуществление организации регулярных перевозок на территории Ангарского городского округа, является администрация Ангарского городского округа в лице Управления по капитальному строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи администрации АГО (далее – УКСЖКХТиС).
В силу пункта 4.1 Положения установление, изменение, отмена маршрутов регулярных перевозок осуществляется постановлением администрации Ангарского городского округа на основании анализа потребности населения в перевозках, акта комиссии по обследованию маршрутов. Установление, изменение, отмена маршрутов регулярных перевозок осуществляется по инициативе УКСЖКХТиС или по предложению перевозчика, уполномоченного участника договора простого товарищества, направляемому в письменном виде в администрацию.
Согласно пункту 4.2 Положения основанием для установления маршрута регулярных перевозок является потребность населения в регулярных перевозках при условии соответствия маршрута регулярных перевозок требованиям безопасных условий перевозок пассажиров, а также наличие на устанавливаемом маршруте регулярных перевозок устойчивого пассажиропотока.
Новый маршрут регулярных перевозок устанавливается при невозможности организации перевозки пассажиров путем изменения схем движения существующих маршрутов регулярных перевозок и при наличии условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Пунктом 4.5 Положения установлено, что для принятия решения о целесообразности установления или изменения маршрутов регулярных перевозок, разработанных самостоятельно перевозчиками, уполномоченным участником договора простого товарищества, последние представляют:
1) заявление об установлении маршрута регулярных перевозок, которое включает в себя следующие сведения:
- номер и дата выдачи лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом;
- наименование (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя), идентификационный номер налогоплательщика, почтовый адрес, контактные телефоны;
2) схему маршрута регулярных перевозок с указанием опасных участков;
3)пояснительную записку с технико-экономическим обоснованием целесообразности открытия или изменения маршрута регулярных перевозок;
4) описание расположения мест начальных и конечных пунктов маршрутов регулярных перевозок;
5) схему выбора местоположения конечных, промежуточных и начальных остановочных пунктов в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом должны быть соблюдены условия максимального обеспечения удобства пассажиров, безопасности движения транспортных средств и пешеходов в зонах остановок;
6) данные о категории, виде, классе и вместимости транспортных средств, соответствующих виду перевозок, планируемых для работы на данном маршруте регулярных перевозок;
7) акт обследования пассажиропотока на маршруте регулярных перевозок либо иные документы, подтверждающие наличие пассажиропотока на маршруте, а также потребность населения в регулярных перевозках;
8) описание и протяженность пути следования маршрута регулярных перевозок с указанием наименований автомобильных дорог и улиц, по которым предполагается путь следования по маршруту, а также всех остановочных пунктов;
9) проект расписания движения по маршруту регулярных перевозок.
Согласно пункту 4.7 Положения для установления, изменения, отмены маршрутов регулярных перевозок постановлением администрации Ангарского городского округа создается комиссия по обследованию муниципальных маршрутов (далее - комиссия), с целью оценки соответствия (несоответствия) технического состояния и содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, их инженерного оборудования требованиям безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения соответствие маршрутов регулярных перевозок требованиям обеспечения безопасности дорожного движения определяется комиссией на основании:
1) информации о маршруте регулярных перевозок, предоставляемой УКСЖКХТиС;
2) данных о дорожных условиях на маршруте регулярных перевозок (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, железнодорожных переездов, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых УКСЖКХТиС;
3) сведений о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, их причинах, представляемых ГИБДД УМВД России по городу Ангарску;
4) данных непосредственного обследования маршрута регулярных перевозок путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения комиссией контрольного проезда по маршруту.
Согласно пунктам 4.9, 4.10 Положения комиссия в течение 30 дней со дня поступления информации от УКСЖКХТиС или со дня поступления в администрацию документов от перевозчиков, уполномоченного участника договора простого товарищества, указанных в пунктах 4.5, 4.6 настоящего Положения, проводит обследование устанавливаемого, изменяемого или отменяемого маршрута регулярных перевозок. Результаты обследования оформляются актом комиссии, в котором дается заключение комиссии о возможности (невозможности) установления, изменения или отмены маршрута регулярных перевозок. Решение об установлении, изменении или отмене маршрута регулярных перевозок принимается администрацией Ангарского городского округа на основании акта комиссии в течение 30 календарных дней со дня составления акта комиссией.
Постановлением Администрации Ангарского городского округа от 25.12.2015 № 2078-па утвержден состав действующей на постоянной основе комиссии по обследованию маршрутов регулярных перевозок пассажиров на территории Ангарского городского округа (далее - комиссия по обследованию маршрутов), к полномочиям которой относится обследование муниципальных маршрутов с целью оценки соответствия технического состояния и содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, их инженерного оборудования требованиям безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, Обществом с заявлением об установлении муниципального маршрута по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по нерегулируемым тарифам № 13 по маршруту «Колхозный рынок – 205 квартал» от 25.02.2019 представлены следующие документы: технико-экономическое обоснование; проект схемы с указанием опасных участков; расписание движения; копия опросного листа.
Вместе с тем представленные Обществом документы не содержали описание расположения мест начальных и конечных пунктов маршрутов регулярных перевозок; схемы выбора местоположения конечных, промежуточных и начальных остановочных пунктов, акта обследования пассажиропотока на маршруте регулярных перевозок либо иные документы, подтверждающие наличие пассажиропотока на маршруте, а также потребность населения в регулярных перевозках.
С целью оценки соответствия технического состояния и содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, их инженерного оборудования требованиям безопасности дорожного движения, 22.03.2019 комиссией по обследованию маршрутов проведено обследование предлагаемого ООО «ПТК» маршрута «Колхозный рынок – 205 квартал» и установлено, что техническое состояние и уровень содержания дорог по данному маршруту регулярных перевозок пассажиров не в полной мере соответствует требованиям безопасности движения. Так, на предполагаемых конечных остановочных пунктах отсутствует разворотнаяе площадка, место межрейсового отстоя автобусов; ширина проезжей части ул. Троицкой (особенно в районе транспортного кольца на пересечении с ул. Зурабова) не позволяет осуществлять безопасные регулярные пассажирские перевозки в связи с чем на указанных автодорогах отсутствует регулярное пассажирское сообщение.
По результатам обследования комиссией по обследованию маршрутов в соответствии с требованиями пункта 4.9 Положения составлен акт от 22.03.2019, в котором отражено, что установление предлагаемого Обществом маршрута не приведет к улучшению транспортного обслуживания населения, создаст препятствия для работы на ранее установленных маршрутах, повлечет необоснованную загруженность улично-дорожной сети. В частности, маршрут проходит по самым загруженным улицам <...> и дублируется с другими городскими маршрутами (в том числе, трамвайными), а именно: с маршрутом № 2 – на 53, 2 %, с маршрутом № 27 – на 43, 1 %, с маршрутом № 11 – на 45,85 %.
Таким образом, комиссией по обследованию маршрутов на основании объективных данных было установлено несоответствие маршрута регулярных перевозок требованиям обеспечения безопасности дорожного движения, а также установлен факт дублирования предлагаемого маршрута с существующими городскими маршрутами.
Кроме того, комиссией установлено, что в заявлении ООО «ПТК» указаны остановочные пункты по ул. Чайковского «86 квартал (радуга)» (между остановочными пунктами «ул. Ворошилова» и «Парк Строителей»), «Нефтехимпроект», а также остановочный пункт без названия по ул. Чайковского (перед остановочным пунктом «ул. Ворошилова»), которые отсутствуют в Перечне остановочных пунктов по маршрутам регулярных перевозок на территории Ангарского городского округа, утвержденном Постановлением Администрации АГО от 24.11.2015 № 1697-па (в указанных местах отсутствуют остановочные пункты).
К заявлению об установлении маршрута ООО «ПТК» представило в пакете документов опросные листы граждан об организации маршрута «Колхозный рынок – 205 квартал».
При решении о целесообразности установления маршрута регулярных перевозок, разработанного ООО «ПТК», должностными лицами УКСЖКХТиС были проведены контрольные звонки гражданам, участвовавшим в опросе. Так, граждане ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, указанные в опросных листах, не подтвердили факт подписания обращения об установлении маршрута № 13. Документы были переданы в правоохранительные органы для принятия правового решения.
Таким образом, в ходе рассмотрения обращения ООО «ПТК» Администрация Ангарского городского округа на основе анализа потребности населения в перевозках и в результате объективного обследования обоснованно пришла к выводу как об отсутствии условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения, так об отсутствии наличия на устанавливаемом маршруте регулярных перевозок устойчивого пассажиропотока.
Пунктом 4.16 Положения определены следующие основания для отказа в установлении, изменении маршрута регулярных перевозок:
1) неполнота представленных перевозчиком, уполномоченным участником договора простого товарищества документов, указанных в пункте 4.5 настоящего Положения;
2) выявление факта наличия в представленных перевозчиком, уполномоченным участником договора простого товарищества документах недостоверных сведений;
3) отсутствие оснований для установления, изменения маршрута регулярных перевозок, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3 настоящего Положения;
4) несоответствие маршрута регулярных перевозок требованиям, установленным правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом;
5) наличие в реестре муниципальных маршрутов установленного (установленных) ранее муниципального маршрута (маршрутов), полностью или частично совпадающего (совпадающих) с предлагаемым к открытию (изменению) маршрутом в случае, если установление маршрута регулярных перевозок либо изменение маршрута регулярных перевозок не приведет, по заключению комиссии, к улучшению транспортного обслуживания населения, и (или) создаст препятствия для работы на ранее установленном (установленных) маршруте (маршрутах), и (или) повлечет необоснованную загруженность улично-дорожной сети.
Основанием для отказа в установлении заявленного маршрута на территории Ангарского городского округа, указанным в оспариваемом решении, послужили выводы Администрации о том, что ООО «ПТК» при подаче заявления представлен неполный комплект документов, а именно: отсутствует описание расположения мест начальных и конечных пунктов маршрута; схема выбора местоположения конечных, промежуточных и начальных остановочных пунктов в соответствии с нормами действующего законодательства, ряд указанных в заявлении остановочных пунктов отсутствуют в утвержденном Администрацией Перечне остановочных пунктов. Кроме того, техническое содержание дорог по предлагаемому маршруту не в полной мере соответствует требованиям безопасности движения.
Таким образом, суд считает, что Администрация Ангарского городского округа с учетом требований подпунктов 1-5 пункта 4.16 Положения обоснованно пришла к выводу об отсутствии оснований для установления, предлагаемого Обществом маршрута. Наличие на устанавливаемом маршруте регулярных перевозок устойчивого пассажиропотока и потребности населения в перевозках по предлагаемому Обществом маршруту не подтверждено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что установленные требования Положения при обследовании маршрута и оформлении его результатов Администрацией соблюдены, и доказан факт дублирования предлагаемого маршрута с существующими городскими маршрутами, что, в свою очередь, создает загруженность улично-дорожной сети, в связи с чем, доводы заявителя в этой части суд находит несостоятельными.
Возражений относительно представления неполного комплекта документов, в нарушении требования установленного пунктом 4.5 Положения, заявителем суду не представлено.
Кроме того суд обращает внимание, что доводы заявителя основаны на утративших силу положениях Порядка организации транспортного обслуживания населения в границах Ангарского городского округа, утвержденного решением Думы Ангарского городского округа от 28.10.2015 № 107-08/01рД.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает, что у Администрации Ангарского городского округа имелись основания для отказа в установлении нового маршрута, предложенного ООО «ПТК».
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Администрации Ангарского городского округа, оформленный письмом от 25.03.2019 № № 4/13-1130, является законным и обоснованным, соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Всем существенным доводам сторон судом дана соответствующая оценка. Иные доводы и пояснения заявителя судом рассмотрены и оценены, однако на выводы суда не влияют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителя следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия, и по истечении этого срока вступает в законную силу.
Судья Л.В. Назарьева