АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, д. 70, тел. (3952)24-12-96; факс (3952) 24-15-99
дополнительное здание суда: ул. Дзержинского, д. 36А, тел. (3952) 261-709; факс: (3952) 261-761
http://www.irkutsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
г. Иркутск Дело №А19-955/2017
22.05.2017 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 15.05.2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22.05.2017 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Уразаевой А.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кокориным Г.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИРКУТСКА (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 664025, <...>)
к ИРКУТСКОМУ ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>)
о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута,
третье лицо: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 – доверенность от 18.11.2016;
от ответчика: ФИО2 – доверенность № 373 от 29.07.2015;
от третьего лица: ФИО3 – доверенность № 752-РУП от 24.05.2016,
установил:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к ИРКУТСКОМУ ПУБЛИЧНОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ (далее – ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО», ответчик) с требованием об обязании в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу заключить с администрацией города Иркутска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска соглашение об установлении сервитута на часть земельного участка с учетным номером 38:36:000026:9267/2, являющуюся частью земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9267, для эксплуатации сооружения (водоводы добавочной воды) с кадастровым номером 38:00:000000:155 в прилагаемой редакции.
В обоснование заявленного требования указано, что Администрации г. Иркутска принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 38:36:000026:9267, площадью 124782 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, Свердловский район, ул. Якоби. На данном земельном участке расположено сооружение (водоводы добавочной воды) с кадастровым номером 38:00:000000:155, протяженностью 23832 м., принадлежащее на праве собственности ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО». В границах указанного земельного участка установлена охранная зона объекта (водоводы добавочной воды) по производству электрической энергии – Ново-Иркутский ТЭЦ, площадью 70276 кв.м., учетный номер части земельного участка 38:36:000026:9267/2, в связи с чем, Администрация г. Иркутска лишена возможности распоряжаться данной частью земельного участка. Вместе с тем, указанная часть земельного участка, занимаемая данным сооружением, находящимся в собственности ответчика, на каком либо праве ему в соответствии с земельным законодательством не предоставлялась. По мнению истца, наличие на земельном участке сооружения (водоводы добавочной воды) без установления сервитута препятствует предоставлению земельного участка и получению дохода в бюджет города Иркутска. Также истец полагает, что поскольку спорный земельный участок водовода добавочной воды проходит через земельный участок истца, занимая определенную часть земельного участка, что препятствует истцу в реализации его права пользования, владения и распоряжения земельным участком в полном объеме и согласие между собственником земельного участка и ответчиком по использованию земельного участка не достигнуто, при указанных обстоятельствах проходящий через земельный участок истца водовод нарушает право собственности истца на принадлежащий ему земельный участок. Кроме того, установления сервитута необходимо истцу для использования земельного участка по его целевому назначению.
Ответчик заявленные требования не признал, в представленном отзыве сослался на то, что Администрация г. Иркутска, обращаясь с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута, не указала свои вещные права, которые она пытается обеспечить путем установления сервитута. Пополнение бюджета города не является основанием для установления сервитута на земельный участок, у Администрации г. Иркутска отсутствует процессуальное право на обращение с настоящим иском в суд. Сооружение – водоводы добавочной воды является объектом наземной и подземной прокладки, обеспечивающим бесперебойную работу Ново-Иркутской ТЭЦ филиала ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО»; указанный объект построен и введен в эксплуатацию в 1975 году, протяженностью 23 832 метра от Иркутской ГЭС до Ново-Иркутской ТЭЦ и проходит по землям г. Иркутска и Иркутского района. В части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9267 указанное сооружение проходит подземной прокладкой глубиной залегания от 2 до 3 метров. На основании Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1033 «О порядке установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в отношении указанного объекта недвижимости Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Енисейского управления принято решение об установлении границ охранной зоны вдоль подземного линейного гидротехнического сооружения в виде части поверхности участка земли, ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими на 30 метров от внешнего края указанного гидротехнического сооружения по обе его стороны на глубину, соответствующую глубине прокладки подземного линейного гидротехнического сооружения. В государственный кадастр недвижимости внесены сведения об охранных зонах. Оформление прав на земельные участки собственником подземного сооружения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрено. Кроме того, ответчик в дополнительных возражениях на исковое заявление отметил, в том числе, что не является ни землевладельцем, ни землепользователем истребуемого истцом земельного участка; у истца как публично-правового образования отсутствует как частный интерес, так и вещное право, подлежащее защите путем установления сервитута; сервитут не может устанавливаться в интересах ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО», собственника водоводов добавочной воды. По мнению ответчика, Администрация г. Иркутска как собственник земельного участка обязана соблюдать установленные ограничения в отношении охранной зоны в силу прямого указания закона; по отношению к линейным подземным инженерно-коммуникационным сооружениям принцип правовой связи объекта недвижимости и земельного участка, на котором расположен указанный объект, не применяется в силу буквального значения данного принципа, соответствующего понятию земельного участка как части земной поверхности, поэтому факт прохождения под поверхностным слоем земель линейных сооружений не является основанием для определения правовой судьбы расположенных над ними земельных участков. Помимо этого, ответчик указал, что требование об установлении сервитута принадлежит правообладателю господствующей вещи, в интересах которого устанавливается сервитут в отношении служащей вещи. В данном случае сервитут, об установлении которого заявлено требование, может быть установлен только в интересах собственника водоводов – ответчика, и, следовательно, по его требованию. Учитывая, что водоводы добавочной воды являются подземными объектами, нормы земельного законодательства об установлении сервитута применению не подлежат, так как истец не доказал фактическое пользование ответчиком частью поверхности земельного участка.
Определением суда от 12.04.2017 удовлетворено ходатайство Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Третье лицо находит требование истца необоснованным, в отзыве на исковое заявление сослалось, помимо прочего, на то, что Администрация г. Иркутска является ненадлежащим истцом по данному делу, поскольку правом требовать установления сервитута в свою пользу наделен собственник недвижимого имущества, который не может обеспечить свои нужды как собственника без установления права ограниченного пользования чужим земельным участком, а в рассматриваемом случае возможностью реализовать соответствующее право обладает ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО», Администрации г. Иркутска как собственнику земельного участка такое право не предоставлено. В силу п. 2 ст. 445 ГК РФ с иском о понуждении заключить договор вправе обратить контрагент обязанной стороны, в данном случае обязанной стороной может быть только Администрация г. Иркутска, как собственник земельного участка. Кроме того, помимо прав у собственника в отношении объекта собственности имеются установленные законом обязанности. Довод истца о том, что отсутствие соглашения об установлении сервитута не позволяет собственнику реализовывать свои правомочия распоряжения (предоставлять участок третьим лицам за плату), получать доход в бюджет города, не может служить основанием нарушения прав субъекта предпринимательской деятельности - ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО» и возложения на него дополнительного финансового бремени. Тем более что сервитут в силу ст. 274 ГК РФ – это право ограниченного пользования соседним участком, так что на невозможность распоряжения указанным участком установление сервитута никак не влияет, точно также как и установление охранных зон, предусмотренное федеральным законодательством. По мнению третьего лица, в данном случае Администрация г. Иркутска, понуждая ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО» заключить соглашение об установлении сервитута, действует недобросовестно.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию г. Иркутск на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 38:36:000026:9267 площадью 124 782 кв.м., назначение объекта – земли населенных пунктов, для благоустройства, расположенный по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, г. Иркутск, Свердловский район, ул. Якоби, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.11.2016 № 38/000/002/2016-114820.
На данном земельном участке расположено сооружение (водоводы добавочной воды) с кадастровым номером 38:00:000000:155, протяженностью 23832 м., принадлежащее на праве собственности ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО», о чем свидетельствует кадастровая выписка от 02.11.2016 № 3800/601/16-574884, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.11.2016 № 38/000/002/2016-124806.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 31.10.2016 № 3800/601/16-571260 в границах указанного земельного участка установлена охранная зона объекта (водоводы добавочной воды) по производству электрической энергии – Ново-Иркутский ТЭЦ, площадью 70276 кв.м., учетный номер части земельного участка 38:36:000026:9267/2.
Истец, полагая, что часть земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9267, занимаемая сооружением, принадлежащим на праве собственности ответчику, на каком либо праве ответчику не предоставлялась, а также, что наличие на земельном участке спорного сооружения без установления сервитута препятствует предоставлению земельного участка и получению дохода в бюджет города Иркутска, обратился к ответчику с письмом от 15.09.2016 № 505-71-10011/16, в котором предложил последнему обратиться в КУМИ Администрации г. Иркутска с заявлением об установлении сервитута на часть земельного участка, необходимую для эксплуатации сооружения, находящегося в собственности ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО».
В ответ на данное письмо ответчик письмом от 10.10.2016 № 210/303-22/12158-9693 сообщил истцу, что в части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9267 указанное сооружение проходит подземной прокладкой, глубиной залегания от 2 до 3 м., в связи с чем, ПАО «ИРКУТСКЭНЕРГО» фактически земельный участок не использует, и со ссылками на статьи 39.23, 39.33 Земельного кодекса РФ, Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, указал, что установление сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9267 для эксплуатации подземного линейного объекта не требуется.
Не согласившись с указанными доводами ответчика, истец со ссылками на статьи 39.23, 39.26 Земельного кодекса РФ, пункт 3 статьи 274, пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ обратился в суд с настоящим иском об обязании ответчика заключить с администрацией города Иркутска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска соглашение об установлении сервитута на часть земельного участка с учетным номером 38:36:000026:9267/2, являющуюся частью земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9267, для эксплуатации сооружения (водоводы добавочной воды) с кадастровым номером 38:00:000000:155 в прилагаемой редакции.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются, во-первых, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, во-вторых, установление факта его нарушения и, в-третьих, установление факта нарушения права истца именно ответчиком.
Иском в арбитражном процессе следует считать спорное правовое требование одного лица к другому, вытекающее из материально-правового отношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в арбитражный суд для разрешения в строго определенном процессуальном порядке. При этом иск предъявляется к лицу, которое, по убеждению истца, нарушило или нарушает его права или законные интересы.
Как следует из заявленного требования, истцом избран способ защиты гражданского права – понуждение к заключению соглашения об установлении сервитута, следовательно, требование об установлении сервитута.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом.
Пунктом 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации указано на то, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Правила и порядок предоставления и установления сервитута содержатся в статьях 274 - 276 ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 274 ГК РФ определено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3 статьи 274 ГК РФ).
В силу статьи 39.23 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в случае размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
В отсутствие нормативного правового акта об установлении публичного сервитута собственник линейного объекта вправе обратиться к собственнику земельного участка, на котором расположен указанный объект, за установлением сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта (пункт 4 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
По смыслу указанных правовых норм право требовать установления ограниченного права имеет лицо, в чьих интересах ограничивается чужое вещное право, т.е. в данном случае собственник линейного объекта (водоводов добавочной воды).
При этом статья 274 Гражданского кодекса Российской Федерации не ограничивает право собственника земельного участка обратиться к собственнику линейного объекта, возведенного после возникновения частной собственности на указанный земельный участок, с требованием об установлении сервитута в случае недостижения согласия о его установлении или условиях соглашения (пункт 5 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).
Вместе с тем в рассматриваемом случае из пояснений ответчика следует и истцом не опровергнуто, что спорной объект (водоводы добавочной воды) построен и введен в эксплуатацию в 1975 году (право собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 38:36:000026:9267 зарегистрировано 08.05.2013) и в части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9267 проходит подземной прокладкой глубиной залегания от 2 до 3 метров, в связи с чем, ответчик фактически не использует данный земельный участок.
Кроме того, в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Пунктом 2 части 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Из материалов дела следует и судом установлено, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9267 – для благоустройства, в отношении земельного участка имеются ограничения, в связи с нахождением земельного участка в границах 200-метровой водоохранной зоны, прибрежной защитной полосе Иркутского водохранилища, в пределах второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения, - соблюдать особые условия использования земельного участка и режим хозяйственной деятельности, обеспечивающие охрану вод от загрязнения и истощения в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
В пунктах 8 – 9 Правил установления охранных зон объектов по производству электрической энергии и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1033 установлено, что в охранных зонах запрещается осуществлять действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов, в том числе привести к их повреждению или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также нанесение вреда окружающей среде и возникновение пожаров и чрезвычайных ситуаций, а именно:а) убирать, перемещать, засыпать и повреждать предупреждающие знаки; б) размещать кладбища, скотомогильники, захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ; в) производить сброс и слив едких и коррозионных веществ, в том числе растворов кислот, щелочей и солей, а также горюче-смазочных материалов; г) разводить огонь и размещать какие-либо открытые или закрытые источники огня; д) проводить работы, размещать объекты и предметы, возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов; е) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн; ж) складировать любые материалы, в том числе взрывоопасные, пожароопасные и горюче-смазочные. В пределах охранных зон без письменного согласования владельцев объектов юридическим и физическим лицам запрещается: а) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов; б) проводить любые мероприятия, связанные с пребыванием людей, не занятых выполнением работ, разрешенных в установленном порядке; в) осуществлять горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель.
С учетом изложенного, Администрация г. Иркутска как собственник земельного участка обязана соблюдать установленные ограничения в отношении охранной зоны в силу прямого указания закона, при этом не лишена возможности использования спорного земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования – для благоустройства.
В этой связи, довод истца о том, что наличие на земельном участке сооружения (водоводы добавочной воды) без установления сервитута препятствует предоставлению земельного участка и получению дохода в бюджет города Иркутска, а также препятствует использованию земельного участка по его целевому назначению, несостоятельны.
Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, входят в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300.
Кроме того, как указано в письме Министерства экономического развития РФ от 04.03.2016 № 6013-ПК/д23и «О порядке осуществления государственной регистрации прав на сооружения, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения» образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными.Необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Принимая во внимание вышеизложенное, довод истца об использовании ответчиком, собственником подземного сооружения, части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000026:9267 в отсутствие какого-либо права не соответствует требованиям действующего законодательства.
В данном случае сервитут, об установлении которого заявлено требование, может быть установлен только в интересах собственника линейного объекта – водоводов добавочной воды, то есть ответчика, и, следовательно, исключительно по его требованию.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своих прав, поскольку правила статьи 274 ГК РФ регламентируют способ защиты права посредством установления сервитута для правообладателя господствующей вещи, каковым истец не является.
В связи с чем, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.
Всем существенным доводам сторон дана оценка, остальные доводы несущественны и на выводы суда повлиять не могут.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.Р. Уразаева