АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
664025, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 70,
www.irkutsk.arbitr.ru
тел. 8(395-2)24-12-96; факс 8(395-2) 24-15-99
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Иркутск Дело № А19-9600/2011
09.06.2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.06.2011 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09.06.2011 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе: судьи Репина С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спириной Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Иркутской области
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились,
ответчик – не явился,
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее – Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, отзыв не представил.
Дело в соответствии со статьей 156, статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей сторон, по имеющимся в деле материалам, исследовав которые, суд приходит к следующему.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 305380822200015.
Предприниматель имеет лицензию (регистрационный номер № АСС-38-001919 от 28.02.2011г., серия ДА № 060333) на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия до 22.10.2012г.
27.04.2011г. должностным лицом заявителя при проведении внеплановой проверки соблюдения лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров на основании приказа от 18.04.2011г. № 0270 выявлено несоблюдение предпринимателем лицензионных требований и условий. Предприниматель:
- использовал для перевозки автобусы, не имеющие выписку из документа, подтверждающую наличие лицензии (лицензионной карточки);
- не обеспечил учет данных о квалификации водителей, общем стаже водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения;
- не организовал учет нарушений ДТП и ПДД, проведение в 2011 году сверок с ГИБДД по фактам ДТП;
- не организовал контроль за своевременным выездом на линию и возращением автомобилей к месту стоянки;
- не организовал контроль за соблюдением графиков движения, маршрутов движения;
- не организовал проведение предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей;
- не организовал проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей;
- не обеспечил контроль за наличием у водителей при выезде на линию необходимых документов;
- не обеспечил соблюдение установленных законодательством РФ режимов труда и отдыха водителей;
- не обеспечил проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;
- не организовал проведение инструктажей с водителями по переходу к работе в весенне-летний период;
- не обеспечил полное и достоверное заполнение реквизитов путевых листов, выразившееся в отсутствии времени проведения медицинского осмотра, отсутствия номера лицензии и лицензионной карточки.
Выявленные в ходе проведения проверки нарушения отражены в акте от 27.04.2011г. №0270.
По факту вышеперечисленных нарушений в присутствии предпринимателя составлен протокол от 27.04.2011г. серии АГ № 000496/093 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
27.04.2011г. должностным лицом Управления вынесено определение по делу об административном правонарушении серия АБ №01716/093 о направлении протокола об административном правонарушении в арбитражный суд для привлечения предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ (подпункт 62 пункта 1 статьи 17) относится к лицензируемому виду деятельности.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определено понятие "лицензионные требования и условия" как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения «О лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. N15 утверждены «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей". Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008г. N152 утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
В силу пункта 14.6 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 18.12.2006г. N 153, одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, Управление выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку) по форме (согласно приложению N 10 к Регламенту). Выписка из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионная карточка), должна находиться на автотранспортном средстве при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно пункту 2.3.1, 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. N 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий: обеспечивают надежность водительского состава за счет: подбора и распределения водителей для работы на различных категориях транспортных средств, маршрутах и видах перевозок с учетом их квалификации, опыта и стажа работы, дисциплинированности.
Пунктом 18 Правил учета дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.1995г. N 647, Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996г. N 22, утвердившим форму учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств, установлено, что владельцы транспортных средств ежемесячно сверяют с управлениями (отделами) органа внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств.
Согласно пункту 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. N 15, пункту 9.17 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008г. N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения (пункт 2.2, 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. N 2).
При выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают водителей необходимыми путевыми документами (путевыми или маршрутными листами, документами на перевозимый груз, графиками движения и т.д.) (2.6.5 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. N 15, 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. N 2)
Владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами. Владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.1984г. (пункт 3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. N 2, пункт 2.5.2 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте", утвержденных Приказом Минтранса РФ от 30.03.1994г. N 15).
Работодатель обязан обеспечивать своевременное и качественное проведение обучения и инструктажа работников безопасным приемам и методам работы по утвержденной программе в соответствии с действующими государственными стандартами и другими нормативными актами (пункт 10.5 «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 12.05.2003г. N28, пункт 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. N 2, решения Федеральной антитеррористической комиссии от 22.12.1999г.).
Материалами дела, а именно: актом проверки № 0270 от 27.04.2011г., протоколом об административном правонарушении серия АГ №000496/093 от 27.04.2011г. и пояснениями ФИО1 в указанном протоколе о согласии с выявленными нарушениями, подтверждается, что требования вышеуказанных нормативных актов предпринимателем не соблюдены (предприниматель: использовал для перевозки автобусы, не имеющие выписку из документа, подтверждающие наличие лицензии (лицензионной карточки), что подтверждается путевыми листами № 11 на автобус государственный регистрационный знак ВО247, № 4 на автобус ВК469, № 5 на автобус ВК469, № 5 на автобус ВХ713, № 13 на автобус ВО167; приложением к документу, подтверждающему наличие лицензии; не обеспечил учет данных о квалификации водителей, общем стаже водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, что подтверждается отсутствием личных карточек по всем водителям; не организовал учет нарушений ДТП и ПДД, проведение в 2011 году сверок с ГИБДД по фактам ДТП, что подтверждается отсутствием отметок ГИБДД о проведении сверок дорожно-транспортных происшествий в журнале; не организовал контроль за своевременным выездом на линию и возращением автомобиле к месту стоянки, что подтверждается отсутствием журнала выпуска и возврата автотранспорта с линии; работой на линии автобусов, не прошедших предрейсовый и послерейсовый технический осмотр, что подтверждается отсутствием выданных путевых листов согласно журналу, ведомости диспетчера ИП ФИО2. о фактическом выходе автобусов с 10 по 22 апреля 2011 г: государственный регистрационный знак ВН128 работал на маршруте 6 дней, путевые листы не выдавались; А297УН работал 9 дней, путевые листы не выдавались; Х831ТР работал на маршруте 13 дней, выдано 3 путевых листа; не организовал контроль за соблюдением графиков движения, маршрутов движения, что подтверждается отсутствием расписания и работой автобусов, не имеющих лицензионные карточки, на которые выданы путевые листы №№ 11, 10, 4, 5, 13; не организовал проведение предрейсового и послерейсового технического осмотра автомобилей, что подтверждается отсутствием договора на проведение технических осмотров автомобилей, журнала проведения осмотров, работой на линии автобусов государственный номер ВН128, А297УН, Х831ТР, В0777 без путевых листов и прохождения технического осмотра; не организовал проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, что подтверждается отсутствием журнала проведения медосмотра и согласно ведомости выхода автобусов на линию в апреле месяце 2011г. водители, работающие на автобусах государственный регистрационный № ВН128, А297УН, Х831ТР, В0777, занимались перевозкой пассажиров по маршруту без путевых листов и прохождения медосмотра; не обеспечил контроль за наличием у водителей при выезде на линию необходимых документов, что подтверждается выпуском на линию автобусов, не имеющих лицензионных карточек, согласно путевых листов №№ 11, 10, 4, 5, 13, выданных на автобусы, государственные peгистрационные знаки № В0247, ВК469, АХ713, У831 TP, ВО 167; приложением к документу, подтверждающему наличие лицензии; не обеспечил соблюдение установленных законодательством РФ режимов труда и отдыха водителей, что подтверждается отсутствием графиков работы водителей, табеля учета рабочего времени, нарушением режима труда и отдыха по путевым листам: от 16.04.2011г № 11 продолжительность времени управления составила 11-20 час, от 11.04.2011г № 4-12 час, от 11.04.2011г № 5 - 11-35 час, от 14.04.2011г. № 10 - 11-30 час; не обеспечил проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, что подтверждается отсутствием разработанных графиков проведения технического обслуживания № 1 и 2 на автобусы, государственные peгистрационные знаки № АХ716, А297УН, 0777УА, А388УО; отсутствием документов, подтверждающих фактическое проведение ТО-1 и ТО-2; не организовал проведение инструктажей с водителями по переходу к работе в весенне-летний период, что подтверждается отсутствием отметки в журнале проведения инструктажей; не обеспечил полное и достоверное заполнение реквизитов путевых листов, выразившееся в отсутствии времени проведения медицинского осмотра, отсутствия номера лицензии и лицензионной карточки, что подтверждается путевыми листами №№ 13, 11, 4, 10).
Несмотря на то, что у предпринимателя имелась возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, он не принял все зависящие от него меры по их соблюдению. Предприниматель знал о том, что запрещено без соблюдения лицензионных условий заниматься лицензируемой деятельностью, и осознавал противоправность своих действий.
При таких обстоятельствах, судом установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения - осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в связи с чем имеются все основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полномочия заявителя в части составления протокола, определены частями 3-4 статьи 28.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ, статьей 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пунктом 2 Положения о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2002г. № 402, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.10.2002г. № 134 "О реализации положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, отнесены государственные транспортные инспекторы отделений Российской транспортной инспекции.
В силу части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса (год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания).
В материалы дела заявителем представлено решение Арбитражного суда Иркутской области от 22.12.2010г. по делу №А19-22381/10-52, которым предприниматель ФИО1 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.
На основании статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом положений статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении наказания по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом в качестве смягчающего ответственность обстоятельства учтено раскаянье лица, совершившего правонарушение, в качестве отягчающего повторное совершение однородного правонарушения, суд считает возможным назначить наказание, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в пределах санкции указанной статьи.
Руководствуясь статьями 167 – 171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Заявленные требования удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, родившегося 07.05.1971г. в г. Кызыл Тувинской АССР, зарегистрированного по адресу: <...> Ж, 13, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером - 305380822200015, ИНН - <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 3500 рублей, с перечислением суммы штрафа по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Иркутской области (УГАДН по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) л/с <***>, р/сч <***>, БИК 042520001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской обл., ИНН <***> ОГРН <***>, КПП <***>, ОКАТО 25401000000 КБК 10611630000010000140 Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области дорожного движения.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его принятия.
Судья: С.А. Репин