ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А20-1437/2022 от 01.08.2022 АС Кабардино-Балкарской Республики

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. НальчикДело № А20-1437/2022

02 августа 2022 года

                                                     Резолютивная часть решения объявлена «01»   августа    2022  г.

                                                     Полный текст решения изготовлен  «02»   августа  2022  г.

Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе  судьи  Сохроковой А.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Алтуевым Х.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик", г. Нальчик ,КБР

к ТО Управления Роспотребнадзора по КБР, г. Нальчик,  ОГРН  <***>, ИНН  <***>

об оспаривании постановления о привлечении к  административной  ответственности,

при участии в судебном заседании представителя заявителя - ФИО1 по доверенности от 24.12.2021

У С Т А Н О В И Л:

ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением об оспаривании постановления об административном правонарушении от 15.03.2022 №70, вынесенного ТО Управления Роспотребнадзора по КБР.

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования.В обоснование доводов общество ссылалось на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

    От Управления не явились, представлен отзыв, в котором заявитель  просит отказать в удовлетворении заявления, так как действия ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" , выразившееся в ненадлежащем уведомлении потребителя  о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, образуют состав административного правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ, а именно: «продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований».

Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании частей 4, 6, 7 статьи 210 названного Кодекса по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении. В судебном заседании суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, следовательно, наделен полномочиями по проверке соблюдения жилищных прав граждан.

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях(исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Согласно основным понятиям, используемым в Законе № 2300-1 потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Как следует из материалов дела,  в результате рассмотрения поступившего из МВД КБР (вх. № 22993 от 24.12.2021г.) материала проверки КУСП № 4961, зарегистрированного в ОМВД России по Чегемскому району в Управление Роспотребнадзора по Кабардино - Балкарской Республике в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик», 07.02.2022г. был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ, по следующим выявленным нарушениям:21.12.2021 года с 10ч. 40м. по 12ч.10м. должностным лицом ОМВД России по Чегемскому району произведен выезд по адресу: <...>, где проживающему гр. ФИО2 без предупреждения и уведомления ООО «Газпром межрегионгаз» (ООО «Газпром МежрегионгазНальчик АП Чегемского района») КБР, <...>. произвело ограничение газоснабжения по вышеуказанному адресу.

В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что согласно
представленной     потребителем-гражданином
ФИО2 информации и Акта ограничения поставки газа б/н от 21.12.2021г. в 15.10 мин. был введен режим ограничения поставки газа в домовладении по месту проживания гражданина-потребителя и членов его семьи по адресу: КБР, <...>.

Согласно объяснения гр. ФИО3 от 21.12.2021г., проживающей также по адресу: КБР, <...>., в доме нет отопления, нет котла, никаких документов о наличии задолженности не получала, предупреждений на ограничения поставки газа не получала.

Согласно объяснениям мастера по работе с населением ООО «Газпром межрегионгаз» в Чегемском районе ФИО4,  потребитель-гражданин ФИО2 был уведомлен 15.11.2021г. о приостановлении поставки газа.

Согласно объяснениям  мастера участка АО «Газпром газораспределение Нальчик» в Чегемском районе ФИО5,  при поступлении заявки от ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» 21.12.2021г. было проведено отключение абонента ФИО2, также абонент был уведомлен надлежащим образом об отключении газа 15.12.2021 г и есть соответствующие подтверждающие документы.

В соответствии с представленным списком № 3 от 15.11.2021г. внутренних почтовых отправлений ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» (ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» АП Чегемского района) гражданину-потребителю ФИО2 было отправлено заказное письмо с уведомлением.

Однако, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80088866514912 с официального сайта «Почта России», гражданином ФИО2 данное почтовое отправление не было вручено, уведомление о вручении отсутствует.

15.03.2022 Управлением  вынесено постановление №515, которым общество   признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.

Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются права потребителей и интересы государства в области предпринимательской деятельности, защищенные установленными требованиями технических регламентов, стандартов, техническими условиями и образцами по качеству, комплектности и упаковке товаров.

Объективная сторона правонарушения состоит в продаже товаров, выполнении работ либо оказании населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549), регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Согласно пункту 3 раздела 1 Правил «абонент» - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил № 549 абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.

Согласно пункту 24 Правил № 549 при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа.

В силу подпунктов "в", "е" пункта 45 Правил № 549 поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа с предварительным письменным уведомлением абонента в следующих случаях: неоплаты или неполной оплаты потребленного газа в течение 2 расчетных периодов подряд.

В соответствии с пунктом 46 Правил № 549 до приостановления исполнения договора поставщик газа обязан направить абоненту уведомление по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах не позднее чем,  за 20 календарных дней до дня приостановления подачи газа.

При проведении проверки по жалобе потребителя на нарушение его прав должностным лицом Управления  было установлено, что обществом нарушен пункт 46 Правил, выразившееся в приостановке подачи газа , в отсутствие надлежащего  не уведомления по почте заказным письмом (с уведомлением о его вручении) о предстоящем приостановлении подачи газа.

Суд  считает, что материалами дела подтвержден факт совершения ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" вмененного ему административного правонарушения.

Так, из  представленного в материалы дела списка № 3 от 15.11.2021г. внутренних почтовых отправлений ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» (ООО «Газпром межрегионгаз Нальчик» АП Чегемского района) 12.11.2021 потребителю ФИО2 было отправлено заказное письмо с уведомлением .

Однако, согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80088866514912 с официального сайта «Почта России», гражданином ФИО2 данное почтовое отправление не было вручено, уведомление о вручении отсутствует.

Из анализа пункта 46 Правил  следует, что для ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги исполнитель обязан соблюсти установленную процедуру, в частности, потребитель заблаговременно уведомляется о необходимости погашения задолженности в указанном размере и возможном применении в отношении него соответствующих мер.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 67 постановления от 23.06.2015 N 25, бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем,  она была возвращена по истечении срока хранения.

Учитывая, что у суда отсутствует доказательства того, что почтовым отделением  абоненту были  вручены извещения , однако   данное лицо отказалось  получать корреспонденцию , суд пришел к выводу, что действия ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отмены оспариваемого  постановления.

Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судом не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 170-176,211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

          В удовлетворении  требования ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик»  об оспаривании постановления об административном правонарушении от 15.03.2022 №70  отказать.

            Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд КБР.

Судья                                                                                А.Л. Сохрокова