Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. НальчикДело № А20-5492/2021
30 октября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 октября 2022
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2022
Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики
в составе судьи Ф.М. Тишковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.Р.Хабачировой,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Ставрополь
к обществу с ограниченной ответственностью «Сады Эльбруса» (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Чегем,
с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Местной администрации Урванского муниципального района (ОГРН <***> ИНН <***>), г. Нарткала
об устранении нарушений зон с особыми условиями использования территории объектов Единой системы газоснабжения Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
от истца: ФИО1 (доверенность от 01.01.2022),
от ответчика: ФИО2 (доверенность №24 от 06.10.2022),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сады Эльбруса», в котором просит:
1. обязать устранить нарушения охранной зоны (25 метров от оси газопровода с каждой стороны) и зоны минимальных расстояний (150 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода г. Нальчик, на
земельном участке с кадастровым номером 07:07:27000000:85, находящимся по адресу:
Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, с. Герменчик, за чертой населенного пункта, путем сноса (демонтажа) за свой счет объектов/выкорчевывания растений, указанных на ситуационном плане схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 07.07.2021 № 98, в том числе следующих объектов:
- фруктовые сады на оси газопровода;
- ограждение на оси газопровода;
- строение 4,9*4.2м (6) на расстоянии 101,01м;
- сооружение 1,3*1,1 м (7) на расстоянии 129,06 м;
- траншея глубиной 1 м на оси газопровода;
2. запретить ООО «Сады Эльбруса» любую хозяйственную деятельность, несовместимую с режимом зон с особыми условиями использования территории газопровода-отвода г. Нальчик, на земельном участке с кадастровым номером 07:07:27000000:85, находящимся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, с. Герменчик, за чертой населенного пункта.
Истцом также заявлено требование о возмещении уплаченной платёжным поручением № 34382 от 17.11.2021 государственной пошлины в размере 6 000 рублей (л.д.18 т.1).
Определением суда от 17.12.2021 указанное исковое заявление принято и назначено предварительное заседание на 21.02.2022, одновременно к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Местная администрация Урванского муниципального района.
Определением суда от 21.02.2022 (л.д.143 т.1) дело назначено к судебному разбирательству на 05.04.2022.
05.04.2022 (л.д.1-39 т.2) в судебном заседании ответчик представил отзыв, в котором просит в иске истцу отказать по указанным в нем основаниям.
12.04.2022 в электронном виде и на бумажном носителе (л.д.40-57 т.2) от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором просит:
1. обязать ответчика устранить нарушения охранной зоны (25 метров от оси газопровода с каждой стороны) и зоны минимальных расстояний (150 метров от оси газопровода с каждой стороны) до газопровода-отвода г. Нальчик, на земельном участке с кадастровым номером 07:07:2700000:85, находящемся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, с. Герменчик, за чертой населенного пункта
путем сноса (демонтажа)/выкорчевывания растений за свой счет объектов, указанных на ситуационном плане схеме, являющемся приложением к Акту обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации от 07.07.2021 № 98 и от 08.04.2022:
-фруктовые сады на оси газопровода;
-ограждение на оси газопровода;
-строение 4,9*4,2м (6) на расстоянии 101,01м;
-сооружение (туалет) 1,3*1,1м (7) на расстоянии 129,06м;
-траншея глубиной 1 м на оси газопровода;
-ограждение на оси кабельной линии;
2. Запретить ответчику любую хозяйственную деятельность, несовместимую с режимом зон с особыми условиями использования территории газопроводаотвода к г. Нальчик, на земельном участке с кадастровым номером 07:07:2700000:85, находящемся по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Урванский район, с. Герменчик, за чертой населенного пункта.
Одновременно заявлено о возмещении уплаченной платёжным поручением № 34382 от 17.11.2021 государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Определением суда от 12.04.2022 (л.д.55 т.2) судебное заседание отложено на 16.05.2022, заявление истца об уточнении исковых требований, судом принято к рассмотрению.
28.04.2022 (л.д.58-69 т.2) в электронном виде от истца поступили дополнительные документы.
Определением суда от 16.05.2022 (л.д.78 т.2) судебное заседание отложено на 14.06.2022 по ходатайству ответчика для предоставления возможности урегулирования спора, используя примирительные процедуры.
Определением суда от 17.06.2022 (л.д.91 т.2) судебное заседание отложено по ходатайству ответчика на 18.07.2022.
Определением суда от 18.07.2022 (л.д.98 т.2) судебное заседание отложено по ходатайству ответчика на 13.09.2022
13.09.2022 (л.д.103-106 т.2) в судебном заседании представителем истца представлены письма об отклонении ходатайства ответчика о заключении мирового соглашения на предложенных им условиях.
13.09.2022 (л.д.109-110 т.2) в судебном заседании представителем ответчика представлено письменное ходатайство об отложении судебного заседания для проведения совместного осмотра спорного земельного участка, поскольку при составлении акта проверки, представители истца не получили необходимый доступ к объекту.
Определением суда от 13.09.2022 (л.д. 113 т. 2) судебное заседание отложено на 19.10.2022.
Представитель третьего лица, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также размещением информации на официальной сайте арбитражного суда в сети Интернет, не направил в суд своего представителя, в связи с чем, дело рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 121,123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца в судебном заседании поддерживает заявленные требовании с учетом уточнения в полном объеме, представил для приобщения к делу акт №98-2 от 14.10.2022 с ситуационным планом (л.д.121-122 т.2), которым проведена совместная проверка спорного земельного участка.
Представитель ответчикав судебном заседании представил дополнительно отзыв от 19.10.2022 (л.д.123-126 т.2), в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представил: акт обследования от 11.10.2022 (л.д.127 т.2), которым выявлено, что опознавательных (табличек, обозначений) на месте нет; а также акт закладки многолетних насаждений.
Представитель истца в судебном заседании просил обратить внимание, что согласно первому отзыву ответчика, им подтверждено наличие знаков и обозначений о газопроводе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 19.10.2022 объявлен перерыв до 26.10.2022 в 14 часов 45 минут.
26.10.2022 после перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель истца поддерживает исковые требования с учетом уточнения.
Представитель ответчик просит в иске истцу отказать по основаниям, указанным в отзыве на иск, ссылаясь на следующее.Сведения о границах минимальных расстояний до спорного газопровода в Единый государственный реестр недвижимости не внесены, Правительством Российской Федерации до настоящего времени не утверждено положение о зоне минимальных расстояний, что согласно требованиям части 38 статьи 26 Закона № 342-ФЗ исключает законные основания для сноса спорных объектов. Публичный доступ к сведениям об охранных зонах и границах минимальных расстояний до спорного газопровода согласно требованиям части 37 статьи 26 Закона № 342-ФЗ во время начала создания спорных объектов (посадки фруктовых деревьев по договору аренды от 19.01.2017) и возникновения правоотношений по осуществлению спорной деятельности обеспечен не был, в связи с чем, принадлежащие ответчику сады, расположенные на земельном участке не подлежат сносу в соответствии с требованиями части 38 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-Ф3 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку на дату посадки фруктовых деревьев никакие ограничения не были опубликованы.
В соответствии с нормами статей 67,68 АПК РФ, представленные в суд документы приобщены к материалам дела.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления и приложенных документов по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил следующие обстоятельства.
Между ПАО "Газпром" (арендодатель) и ООО «Газпром Трансгаз Ставрополь» (арендатор) заключен договор аренды имущества от 30.11.2020 № 01/1600-Д-14/21 (л.д.30-87 т.1). По условиям указанного договора, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование, принадлежащее ему на праве собственности имущество (газопроводы, ГРС и т.д.), согласно прилагаемым перечням (приложение N 1) для использования в целях обеспечения основных видов деятельности арендатора, определенных его уставом.
Таким образом, истец, в соответствии со своей уставной деятельностью является газотранспортной организацией, осуществляющей эксплуатацию, обслуживание, содержание в надлежащем состоянии, а также транспортировку газа по объектам магистрального газопровода ПАО «Газпром» на территории различных субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Кабардино-Балкарской Республики.
По территории Кабардино-Балкарской Республики расположен эксплуатируемый истцом объект газоснабжения:
- газопровод - отвод магистральный к г. Нальчик км.29,865- км75311 инв. №18456, участок 61,5-66,1 км., введен в эксплуатацию 2008 году согласно техническому паспорту (л.д.91-103 т.1);
-кабельнаялиния связи МККШВ 1х4х1,2, протяженностью 67800м, инв.№17662, согласно техническому паспорту (л.д.61-69 т.2) .
Согласно свидетельству о регистрации опасных производственных объектов А35-01214 от 16.01.2020 (л.д.88-89 т.1), ООО «Газпром Трансгаз Ставрополь» является эксплуатирующей организацией данного опасного производственного объекта: газопровод - отвод магистральный к г. Нальчик км.29,865-км75311 инв. №18456, регистрационный номер А35-01214-0003, с диаметром трубы 530 мм с рабочим давлением 5,5 Мпа, способ прокладки подземный.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.10.2009 (.д.90 т.1) собственником указанного газопровода является ОАО «Газпром» (ИНН <***>) (с 17.07.2015 – ПАО «Газпром»).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.10.2009 (.д.60 т.1) собственником кабельнойлинии связи протяженностью 67800м, инв.№17662, является ОАО «Газпром» (ИНН <***>) (с 17.07.2015 – ПАО «Газпром»).
Согласно пункту 1.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утверждённых Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.04.1992 №9, предприятия трубопроводного транспорта должны передать материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций и объектов, в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользователей.
Во исполнение указанной нормы, истцом направлялись в орган местного самоуправления письма для нанесения их на карту планирования муниципального образования, что подтверждается ответами в адрес Георгиевского ГЛПУ магистральных газопроводов (л.д.104-110 т.1). При этом, доказательств направления в администрацию схемы расположения (исполнительской съемки) земельных участков истцом не представлено. Сведения о публичном доступе к данным о расположении газопроводов опубликованы посредством размещения информации в местной издании – газета «Маяк 07», в котором также схема расположения земельных участков, также не обозначена (от 15.03.2012, 18.10.2012, 06.04.2013, 18.04.2015) (л.д.111-114 т.1).
В соответствии с пунктом 10 Правил №878 трассы подземных газопроводов обозначаются опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга. На опознавательных знаках указывается расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы. Организации, отвечающие за установку и эксплуатацию опознавательных знаков, определены в пункте 11 указанных Правил, согласно которому опознавательные знаки устанавливаются или наносятся строительными организациями на постоянные ориентиры в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса.
Совместные акты, оформленные в установленном порядке об установлении опознавательных знаков, суду не представлено.
07.07.2021 (л.д.115-120 т.1) Георгиевское ЛПУМГ филиал ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» провело обследование газопровода-отвода к. г. Нальчик, участок 61,5-66,1 км,, диаметром трубы 530мм, инв. инв. №18456, на земельном участке с кадастровым номером 07:07:27000000:85, по результатам которого составлен акт обследования охранных зон и зон минимальных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения и режима их эксплуатации №98 от 07.07.2021.
Проверкой установлено (см. ситуационный план схема):
а) нарушены охранная зона и минимальные расстояния газопровода-отвода к г. Нальчик км.29,865-км75311, диаметром трубы 530мм, участок 61,5-66,1 км. (далее-газопровод) на земельном участке с кадастровым номером 07:07:27000000:85:
-фруктовые сады на оси газопровода;
- ограждение на оси газопровода;
- строение 4,9х4.2м (6) на расстоянии 101,01м;
- сооружение (туалет) 1,3х1,1 м (7) на расстоянии 129,06 м;
- траншея глубиной 1 м на оси газопровода;
б) нарушена охранная зона кабельной линии связи 67,8 кем на г. Нальчик, инв. №95594 МККШВ 1х4х1,2 (далее- кабельная линия), объектами, расположенными на следующем расстоянии от оси кабельной линии:
В акте обследования сделаны следующие выводы: допущено нарушение требований:
-Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992),
-Постановления Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 №9 (п. 4.1-25 метров от оси трубопровода с каждой стороны для трасс трубопроводов);
-Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российский Федерации от 08.09.2017 №1083, пункт 3(а) (на расстоянии магистрального 25 метров от оси магистрального газопровода);
-СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы (актуализированная версия СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы») п.7.15 табл.4),
-«Правил охраны линий и сооружений связи Р», утвержденных Постановление Правительства РФ №578 от 09.06.1995, п.18,19,48.
К указанному акту обследования приложен ситуационный план-схема места нарушения с привязкой к объектам (л.д.117-120 т.1).
Как следует из материалов дела, указанный земельный участок с кадастровым номером 07:07:27000000:85 использует ООО «Сады Эльбруса» в соответствии с договором аренды №15-17 от 19.01.2017 (л.д.10-27 т.2), который заключен между МКУ «Местная администрация с.п. Герменчик Урванского муниципального района КБР (арендодатель, правопреемник Местная администрация Урванского муниципального района) и ООО «Сады Эльбруса» (арендатор). По условиям указанного договора, площадь передаваемого в аренду земельного участка составляет 992515кв.м., расположен по адресу: КБР, Урванский район, с. Герменчик, за чертой населенного пункта, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием (сельскохозяйственное использование), на срок 19.01.2017 по 18.01.2024. Договор зарегистрирован 22.02.2017 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР. Земельный участок используется под фруктовые сады.
Таким образом, ООО «Сады Баксана» является арендатором спорного земельного участка с 19.01.2017.
Согласно выписке из ЕГРНоб охранной зоне от 08.06.2020 (л.д.127-140 т.1; л.д.19-27 т.2):
-действовало ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером 07:07:27000000:85, предусмотренное статьями 56,56.1 ЗК РФ, Об утверждении правил охраны магистральных газопроводов №1083 от 08.09.2017, срок действия: 21.02.2020;
- действовало ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером 07:07:27000000:85, предусмотренное статьями 56,56.1 ЗК РФ, «Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи РФ №578 от 09.06.1995, срок действия: 07.08.2020.
19.05.2020 (л.д.121-123 т.1) истец направил в адрес местной администрации Урванского муниципального района КБР письмо о нарушении ОЗ и МР газопровода отвода, вручение которого подтверждается отметкой в его получении на указанном письме.
09.11.2021 (л.д.124 т.1) истец направил ответчику претензию с требованием устранить нарушения, выявленные актом обследования. Однако, претензия оставлена без удовлетворения.
Поскольку требования претензии остались без удовлетворения, истец обратился с рассматриваемым иском в арбитражный суд.
Суд, принимая решение, руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пересечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301-304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Как указано выше, ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" является газотранспортной организацией и на основании заключенного с ОАО "Газпром" договора аренды эксплуатирует участок магистрального газопровода высокого давления.
На газотранспортную организацию возложены функции по транспортировке газа, она несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, обязана обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации.
Следовательно, истец как организация, владеющая газопроводом по основанию, предусмотренному договором, вправе предъявить в суд требование об устранении препятствий в пользовании имуществом (статьи 12, 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Согласно пункту 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", Гражданским кодексом Российской Федерации собственнику предоставлена возможность устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения (статья 304). Названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом по основанию, предусмотренному договором (статья 305). Такой иск подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Согласно пункту 35 названного постановления иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума № 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
В обоснование предъявленного негаторного требования истец ссылается на расположение спорных объектов ответчика в охранной зоне газопровода, а также в зонах минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, эксплуатируемых истцом.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ) Земельный кодекс Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) дополнен нормами главы XIX о зонах с особыми условиями использования территорий (статьи 104 - 107 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе:
-охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) (пункт 6);
-зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) (пункт 25).
Исходя из положений части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ до утверждения положений об охранных зонах, о зонах минимальных расстояний такие зоны устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 106 Земельного кодекса в порядке, определенном Правительством Российской Федерации до 04.08.2018.
Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и газоснабжении.
Согласно статье 28 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В силу статьи 8 Закона № 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе, утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, правила 11 ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.
В соответствии с пунктом 3 Правил охраны магистральных газопроводов №1083, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются: а) вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны; б) вдоль линейной части многониточного магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей крайних ниток магистрального газопровода; в) вдоль подводных переходов магистральных газопроводов через водные преграды - в виде части водного объекта от поверхности до дна, ограниченной условными параллельными плоскостями, отстоящими от оси магистрального газопровода на 100 метров с каждой стороны; г) вдоль газопроводов, соединяющих объекты подземных хранилищ газа, - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей газопроводов с каждой стороны; д) вокруг компрессорных станций, газоизмерительных станций, газораспределительных станций, узлов и пунктов редуцирования газа, станций охлаждения газа - в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны; е) вокруг наземных сооружений подземных хранилищ газа - в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны.
Соответственно, охранная зона необходима для исключения возможных случаев повреждения газопроводов газораспределительных станции от воздействия населения. Зона минимальных расстояний необходима для обеспечения безопасности населения, то есть для защиты от воздействия особо опасного объекта на население в случае возникновения аварии.
В свою очередь, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов нормативными актами Правительства Российской Федерации до настоящего времени не утверждено.
Понятие «минимальные расстояния» регламентировано СП 36.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*), согласно положениям которого минимальные расстояния от газопроводов - это расстояние от оси подземных магистральных газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Минимальные расстояния составляют от 100 до 350 метров в зависимости от диаметра трубы газопровода, степени ответственности объектов, указанных на знаках закрепления газопроводов, и служат для обеспечения безопасности этих объектов. Согласно пункту 7.15 (таблица 4 позиция 1, графа 2) Свода Правил нарушающие объекты не могут располагаться ближе, чем 150 м от оси магистрального газопровода диаметром 530 мм с рабочим давлением 1-го класса опасности.
Соответственно, зона минимальных расстояний необходима для обеспечения безопасности населения, то есть для защиты от воздействия особо опасного объекта на население в случае возникновения аварии. Охранная зона необходима для исключения возможных случаев повреждения газопроводов газораспределительных станции от воздействия населения.
В соответствии с положениями статьи 32 Закона № 69-ФЗ организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, 12 строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Согласно подпунктам «к» и «л» Правил № 1083 в охранных зонах запрещается огораживать и перегораживать охранные зоны; размещать какие-либо здания, строения, сооружения, не относящиеся к объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, за исключением объектов, указанных в подпунктах «д» - «к» и «м» пункта 6 настоящих Правил.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что параметры охранных зон газопроводов установлены нормативными правовыми актами, ненадлежащее оформление границ охранных зон и отсутствие регистрации соответствующих обременений земельного участка не исключают возможность предъявления законным владельцем газопровода требования об устранении нарушений вышеприведенных норм, суд пришел к выводу, что истец, являясь арендатором газопровода имеет право требовать устранения всяких нарушений его прав.
Федеральным законом от 03.08.2018 № 342-ФЗ Земельный кодекс был дополнен главой XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий» (статьи 104-107 Земельного кодекса).
Согласно пункту 24 статьи 106 Земельного кодекса зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Земельного кодекса со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 данной статьи.
Из выше приведенных положений Земельного кодекса, Закона № 69-ФЗ, Правил № 1083 и иных норм следует, что охранная зона необходима для исключения возможных случаев повреждения газопроводов газораспределительных станции от воздействия населения. Зона минимальных расстояний необходима для обеспечения безопасности населения, то есть для защиты от воздействия особо опасного объекта на население в случае возникновения аварии.
При этом с учетом изложенного и на основании оценки имеющихся в материалах дела документов, суд пришел к выводу о том, что охранная зона газопровода, эксплуатируемого истцом, установлена применительно Правил № 1083, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны, сведения об охранной зоне газопровода внесены в ЕГРН со сроком действия 21.02.2020 (л.д.1360137 т.1).
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что недопустимо придание обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, поскольку иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения, вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 46, 54 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Установление времени создания спорных объектов имеет значение не только для определения норм права, регулирующих спорные правоотношения, но и для выяснения вопроса о противоправности действий ответчика. Данные обстоятельства, имеют существенное значение для разрешения настоящего спора.
Изложенный правовой подход содержится в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 № 29-КГ18-3.
Учитывая, что договор аренды земельного участка заключен 19.01.2017, фруктовые деревья и иные объекты созданы именно в рамках указанного договора.
Действовавшая во время создания спорных объектов редакция статья 2 Закона № 69- ФЗ, определяла охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливалась в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В силу действовавшей во время создания спорных и начала правоотношений по осуществлению спорной деятельности объектов редакция статьи 8 Закона № 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляло свои полномочия в соответствии с Федеральным законом «О Правительстве Российской Федерации», в том числе к полномочиям Правительства Российской Федерации было отнесено утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральной программы газификации в Российской Федерации, правил охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядка доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядка использования газа в качестве топлива, перечня потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению (далее - неотключаемые потребители).
По смыслу приведенных норм, установление охранных зон систем газоснабжения с особыми условиями использования территории допускалось в порядке, определенном Правительством Российской Федерации на земельных участках, отнесенных к землям транспорта.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Кроме того, согласно подпункту «а» пункта 4 Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 № 578 (далее – Правила №578), на трассах кабельных и воздушных линий связи и линий радиофикации устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования: для подземных кабельных и для воздушных линий связи и линий радиофикации, расположенных вне населенных пунктов на безлесных участках, -в виде участков земли вдоль этих линий, определяемых параллельными прямыми, отстоящими от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи и линий радиофикации не менее чем на 2 метра с каждой стороны; для наземных и подземных необслуживаемых усилительных и регенерационных пунктов на кабельных линиях связи - в виде участков земли, определяемых замкнутой линией, отстоящей от центра установки усилительных и регенерационных пунктов или от границы их обвалования не менее чем на 3 метра и от контуров заземления не менее чем на 2 метра.
Охранные зоны линий и сооружений связи устанавливаются для обеспечения сохранности действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи.
В силу положений статьи 1 Закона № 122-ФЗ ограничениями (обременениями) признавалось наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других).
Согласно положениям части 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация являлась единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Частью 1 статьи 4 Закона № 122-ФЗ установлено, что государственной регистрации подлежали права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежали государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 1 и статье 4 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Вместе с тем, по сведениям ЕГРН, спорный земельный участок отнесен к категории земель –земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, , образованы и поставлены на государственный кадастровый учет 02.12.2013 с кадастровым номером 07:07:2700000:85. При этом, на дату заключения договора аренды, сведения о наличии охранных зон и зоны с минимальных расстояний в ЕГРН, не представлено.
Документы, свидетельствующие об установлении границ охранной зоны газопровода на момент начала создания спорных объектов и возникновения правоотношений по осуществлению спорной деятельности, суду не представлены.
Документы, свидетельствующие об установлении границ охранной зоны газопровода на момент начала создания спорных объектов и возникновения правоотношений по осуществлению сорной деятельности, а также сведения об отнесении в этот период земельных участков ответчика к землям транспорта, суду не представлены.
Понятие охранной зоны газопровода и порядок ее установления содержались в статье 2 Закона № 69-ФЗ, порядок утверждения правил охраны магистральных трубопроводов определялся статьей 8 Закона № 69-ФЗ.
При этом, приоритетом обладает часть 6 статьи 28 Закона № 69-ФЗ как специальная норма.
Согласно положениям статьи 3 Закона № 69-ФЗ законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Таким образом, федеральным законодателем, полномочия по определению порядка установления охранной зоны газопровода и утверждению правил охраны магистральных трубопроводов делегировались Правительству Российской Федерации, а не Министерству топлива и энергетики Российской Федерации и Федеральному горному и промышленному надзору России, постановлением которых утверждены Правила № 9.
Порядок установления охранной зоны газопровода и связанных с ее установлением запретов определен Правительством Российской Федерации принятием Правил № 1083. Действие данного документа, содержащего в себе нормы гражданского права в силу части 1 статьи 4 ГК РФ, не распространяются на правоотношения, возникшие до его принятия.
Федеральным законом Российской Федерации от 03.08.2018 № 339-Ф3 «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», который начал действовать с 04.08.2018, пункт 1 статьи 222 ГК РФ изложен в новой редакции, согласно которому самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату 23 начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Также, пункт 1 статьи 222 ГК РФ дополнен абзацем вторым, который предусмотрел, что «не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
С учетом положений абзаца второго пункта 1 статьи 222 ГК РФ для признания объекта, построенного с нарушением ограничений, установленных для соответствующей зоны, самовольной постройкой, суду необходимо установить, знал ли или должен был знать застройщик о распространении ограничений на принадлежащий ему земельный участок, в частности, имел ли он публичный доступ к таким сведениям.
Случаи и способы обеспечения публичного доступа к информации о зоне с особыми условиями использования территории определены частью 37 статьи 26 Закона № 342-ФЗ.
Так, согласно части 37 статьи 26 Закона № 342-ФЗ публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и границах такой зоны считается обеспеченным, если на дату начала создания объекта недвижимого имущества на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, соблюдалось хотя бы одно из следующих условий: 1) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории внесены в ЕГРН; 2) в документах, выданных в отношении земельного участка при его государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на него, отображены сведения о нахождении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории; 3) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории указаны в градостроительном плане земельного участка; 4) решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и границ такой зоны опубликовано в порядке, установленном для опубликования указанных решений, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; 5) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил 24 землепользования и застройки или в документации по планировке территории, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; 6) правообладатель земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, был уведомлен об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в порядке, установленном в соответствии с Земельным кодексом (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона); 7) сведения о здании, сооружении, в связи с размещением которых установлена зона с особыми условиями использования территории, включены в документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 07:07:27000000:85 находится в аренде у ответчика на основании зарегистрированного договора аренды от 19.01.2017, который прошел государственную регистрацию 22.02.2017 согласно выписке из ЕГРН. В документах, выданных ответчику в отношении спорного земельного участка при их государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на них, сведений о нахождении земельного участка полностью или частично в границах охранной зоны либо границах минимальных расстояний, не имелось.
Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 08.06.2020 (л.д.136 т.1), действовало ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером 07:07:27000000:85, предусмотренное статьями 56,56.1 ЗК РФ, Об утверждении правил охраны магистральных газопроводов №1083 от 08.09.2017, срок действия: 21.02.2020, а также действовало ограничение прав на земельный участок с кадастровым номером 07:07:27000000:85, предусмотренное статьями 56,56.1 ЗК РФ, »Об утверждении правил охраны линий и сооружений связи РФ №578 от 09.06.1995, срок действия: 07.08.2020.
Следовательно, впервые публичный доступ к зоне с особыми условиями использования территорий был обеспечен 08.06.2020 в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 37 статьи 26 Закона № 342- ФЗ путем внесения сведений о границах охранной зоны газопровода в ЕГРН , то есть после того, как все спорные объекты были созданы.
Ранее этой даты (до 08.06.2020) доказательств наличия ограничений суду не представлено.
Истцом суду не представлено доказательств о том, что на дату начала создания спорных объектов (при заключении спорного договоры аренды земельного участка) решение об установлении охранной зоны либо зоны минимальных расстояний и границ таких зон опубликовано в порядке, установленном для опубликования указанных решений, также не представлено доказательств того, что дату начала создания спорных объектов границы таких зон были обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Данных о том, что сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории на дату начала создания спорных объектов были отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил землепользования и застройки или в документации по планировке территории, а также о том, что границы такой зоны были обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации истцом суду не представлено.
Истцом также не представлены суду совместные акты предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя, которыми согласно пункта 3.1 Правил № 9 надлежало оформить установку опознавательных знаков трубопроводов.
Доказательств того, что ответчик как правообладатель земельных участков, по территории которых, пролегал спорный газопровод, на момент начала создания спорных объектов был уведомлен об ограничениях использования земельных участков в порядке, установленном в соответствии с Земельным кодексом (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования Закона № 342-ФЗ) в материалах дела также не имеется.
Следовательно, принятием части 37 статьи 26 Закона № 342-ФЗ законодатель установил, что в случае отсутствия на момент начала создания объекта, который находится в охранной зоне газопровода или ближе минимальных расстояний сведений в общедоступных источниках о наличии на территории земельного участка охранных зон газопровода, у суда отсутствуют основания для сноса либо демонтажа таких объектов.
Изложенный правовой подход содержится в постановлениях Арбитражного суда СевероКавказского округа от 17.03.2020 по делу № А32-45208/2016 и от 01.06.2022 по делу № А63- 18026/2020.
Согласно части 3 статьи 32 Закона № 69-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ) органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении ограничений использования земельных участков, осуществления хозяйственной деятельности в границах охранных зон газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов или в умышленном блокировании объектов систем газоснабжения либо их повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, как часть 3 статьи 32 Закона № 69-ФЗ в редакции, устанавливающей ответственность за осуществление хозяйственной деятельности в границах охранных зон 36 газопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, так и положения Правил № 1083 введены в действие после возникновения правоотношений по осуществлению ответчиком спорной деятельности, и в силу требований статьи 4 ГК РФ не могут применяться к спорным правоотношениям, которые возникли до введения указанных норм.
В соответствии с частью 38 статьи 26 Закона № 342-ФЗ до даты внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных 33 трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей̆ 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.
Довод о том, что сведения о минимальных расстояниях до объектов Единой системы газоснабжения в ЕГРН отсутствуют по независящим от воли общества и ПАО «Газпром» объективным обстоятельствам, не имеет правового значения, поскольку возложение на собственника строения обязанности по его сносу, является ответственностью и применяется только при установлении судом вины собственника такого строения (определения Конституционною суда Российской Федерации от 27.03.2018 № 701-О, от 06.10.2015 № 2318-0).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что в отношении магистрального газопровода, которым владеет истец, не установлена зона минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 ЗК РФ, охранная зона данного газопровода установлена и внесена в ЕГРН уже после создания спорных фруктовых садов с иными объектами, суд приходит к выводу о том, что принадлежащие ответчику спорные объекты, расположенные на спорном земельном участке, сносу (демонтажу) не подлежат, не подлежит также запрету и хозяйственная деятельность ответчика на указанном земельном участке.
При вышеприведенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что закладка многолетних насаждений и возведений спорных строений и сооружений осуществлялась без заведомого нарушения градостроительных, земельных норм и правил безопасности (отсутствует недобросовестное поведение), что соответствует выводам судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации в определении №38-КГ19-7 от 24.09.2019.
При этом, суд отмечает, что траншея глубиной 1 м на оси газопровода, ответчику не принадлежит (по пояснениям ответчика, траншея при аренде земельного участка располагалась на нем, но о его принадлежности, не обладает информацией).
Представитель администрации на одном из заседаний также пояснил, что данная траншея ранее предназначалась для прохождения воды в целях полива полей, но в последующем уже не использовалась, возможна остаток с прошлых времен. Документы, подтверждающие принадлежность траншеи администрации, не представил.
Доказательств обратного суду не представлено.
Ответчик является добросовестным арендатором земельного участка, который при создании фруктового сада и строений, не знал и не мог знать о действии ограничений в использовании земельного участка, проявив, при этом, разумную и достаточную в данном случае степень заботливости и осмотрительности.
Поскольку материалами дела не подтверждается то, что ответчик надлежаще уведомлен об ограничениях на территории арендуемого земельного участка и заведомо, будучи уведомленным о подобных ограничениях, осуществлял деятельность по нарушению зон с особыми условиями использования территории, уточненные исковые требования не могут быть удовлетворены.
Изложенный правовой подход содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021 (пункты 5 и 7) и постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2020 по делу № А32-45208/2016; от 27.07.2021, по делу № А63-186/2020 и от 01.06.2022, по делу № А63-18026/2020.
Доводы сторон, приведенные в ходе судебного разбирательства в письменной либо устной форме, не нашедшие отражения в настоящем решении, не имели существенного значения и не могли повлиять на изложенные в нем выводы суда
В соответствии с частью 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения арбитражный суд, в том числе, распределяет судебные расходы.
Истцом при подаче иска в суд уплачена платёжным поручением № 34382 от 17.11.2021,государственная пошлина в общем размере 6000 рублей, которая возмещению не подлежит в связи с отказом истцу в иске.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске истцу отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ф.М. Тишкова