Арбитражный суд Калининградской области
236040, г. Калининград, ул. Рокоссовского, 2
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград | Дело № | А21-11914/2021 | ||
«09» | марта | 2022 года | ||
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2022 года. В полном объеме решение изготовлено 09 марта 2022 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
Судьи | Шанько О.А. | ||||
При ведении протокола судебного заседания секретарем Мелешко Д.Ю. | |||||
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску: ООО «Элекс Плюс» | |||||
к ИП ФИО1 3-лицо: ООО «Продукты питания комбинат» | |||||
о взыскании ущерба | |||||
При участии: стороны извещены | |||||
установил: общество с ограниченной ответственностью «Элекс плюс» (далее – ООО «Элекс плюс») (ОГРН <***>, ИНН <***>) обратилось в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1) о взыскании 1 078 387 руб. 20 коп. ущерба.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Продукты питания комбинат» (далее – ООО «Продукты питания комбинат» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Учитывая положения ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) истец, ответчик и третье лицо о месте и времени судебного заседания извещены, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в сроки, установленные ч.1 ст. 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, суд установил.
Между ООО «Элекс плюс» (Заказчик) и ИП ФИО1 (Перевозчик) заключен договор-заявка №115К от 27.09.2021 на оказание экспедиционно-транспортных услуг.
На основании указанного договора-заявки согласованы следующие условия: дата загрузки – 28.09.2021; адрес погрузки – <...>; срок доставки – 06.10.2021; адрес доставки – <...>.
28.09.2021 груз (гофротара) погружен в автомобиль ДАФ М 279 МР32, АМ 3245 32, водитель – ФИО2).
Груз был получен водителем на основании доверенности № 1957 от 28.09.2021, что подтверждается его подписью на УПД № 7475 от 28.09.2021.
Стоимость принятого на момент перевозки груза составляла 1 078 387 руб. 20 коп..
Поскольку груз, вверенный Перевозчику, до адреса разгрузки не доставлен, что подтверждается ответом Грузополучателя – ООО «Продукты питания комбинат», стоимость груза не в добровольном порядке ответчиком не компенсирована, несмотря на претензию от 08.10.2021, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
ООО «Элекс плюс» просит взыскать с ИП ФИО1 1 078 387 руб. 20 коп. ущерба.
Требования истца основаны на положениях ст.ст. 15, 309, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, как того требует ст. 71 АПК РФ, суд находит иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Пунктом 1 ст. 785 ГК РФ установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Статьей 7 ГК РФ определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации (пункт 1). Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, указанным в п.п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта (п. 2). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (пункт 3).
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), заключенная 19.05.1956 в Женеве (далее - Женевская конвенция), вступила в силу 02.07.1961, СССР присоединился к ней 02.09.1983, то есть для Советского Союза Женевская конвенция вступила в силу 01.12.1983 (Российская Федерация участвует в конвенции как государство - продолжатель СССР (нота Министерства иностранных дел Российской Федерации).
По смыслу положений Женевской конвенции именно местонахождение пунктов погрузки и доставки в различных государствах является определяющим основанием для применения к договору дорожной перевозки грузов положений конвенции (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.09.2003 N7127/03).
Буквальное толкование положений Женевской конвенции позволяет сделать вывод о том, что транзитные перевозки, осуществляемые через территорию иностранного государства, в сферу ее применения не попадают.
Вместе с тем согласно правилам толкования международных договоров, содержащимся в ст.ст. 31-33 Венской конвенции о праве международных договоров, заключенной 23.05.1969 в Вене (далее - Венская конвенция), международный договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора. При этом возможно обращение к дополнительным средствам толкования, в том числе к подготовительным материалам и к обстоятельствам заключения договора, чтобы подтвердить значение, вытекающее из применения ст. 31, или определить значение, когда толкование в соответствии со ст. 31 оставляет значение двусмысленным или неясным или приводит к результатам, которые являются явно абсурдными или неразумными.
Кроме того, в Венской конвенции содержится такое понятие, как "коренное изменение обстоятельств" (ст. 62), относящееся к международно признанной клаузуле rebus sic stantibus (оговорке о неизменности обстоятельств).
В настоящее время автомобильные перевозки из Калининграда в остальные субъекты Российской Федерации осуществляются посредством транзитного наземного сообщения через Литву и Беларусь, в связи с чем сопровождаются дополнительными организационными и временными затратами перевозчиков, обусловленными пересечением государственных и таможенных границ государств, необходимостью соблюдения иностранного законодательства (пограничного, таможенного, фитосанитарного, налогового и другого), в том числе требований иностранных государств о необходимости оформления накладных CMR при таких перевозках, а также рисками рассмотрения происшествий по праву иностранного государства. Эти обстоятельства отличают такие перевозки от внутренних перевозок, осуществляемых по территории Российской Федерации, и увеличивают их стоимость по сравнению с аналогичными по протяженности внутренними перевозками.
По смыслу общепризнанных норм международного права и международных договоров Российской Федерации, заключенных в области международных перевозок, подобные транзитные перевозки считаются международными (Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, заключенная 28.05.1999 в Монреале, Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, заключенная 12.10.1929 в Варшаве и др.).
Следовательно, в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 7 ГК РФ к правоотношениям сторон подлежат применению нормы Женевской конвенции.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 N 15497/12, согласно которой к автомобильным перевозкам между Калининградской области и остальными субъектами Российской Федерации, осуществляемых посредством транзитного наземного сообщения через Литву и Беларусь и оформленных по накладной CMR, должны применяться положения Женевской конвенции.
Пунктом 1 ст. 17 Женевской конвенции предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, произошедшее в промежуток между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за опоздание доставки.
В силу п. 2 названной статьи перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить.
В силу п. 1 ст. 18 Конвенции на перевозчике лежит бремя представления доказательств того, что потеря груза, его повреждение или опоздание были вызваны обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 17 Конвенции.
Пунктом 1 ст. 796 ГК РФ также предусмотрено, что перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Поскольку в нарушение требований ст. 65 АПК РФ ответчикне представил допустимых и относимых доказательств утраты груза ввиду наличия препятствий вне разумного контроля перевозчика, то есть обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, поскольку от него нельзя было разумно ожидать принятия этих препятствий в расчет при заключении договора, а равно их предотвращения и преодоления последствий, иск ООО «Элекс плюс» подлежит удовлетворению в полном объеме.
Расходы истца по уплате государственной пошлины следует отнести на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст.110, 169-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу общества с ограниченной ответственностью «Элекс Плюс» 1 078 387 руб. 20 коп. в возмещение ущерба и 23 784 руб. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
СУДЬЯ Шанько О.А.