ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-1225/20 от 08.09.2020 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

   Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                                            Дело № А 21-1225/2020

 «10» сентября  2020 года

Резолютивная часть решения объявлена 08.09.2020 года, полный текст изготовлен 10.09.2020  года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи  Талалас Е.А.,

При ведении протокола секретарем судебного заседания Клушиной В.А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Арбитражного суда по адресу: 236040, <...>, дело по исковому заявлению

АО «Янтарьэнерго» (ОГРН <***> ИНН <***>)

к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

О признании решения незаконным, обязании установить сервитут,

При участии:

от истца –  ФИО1 по доверенности, паспорту.

от ответчика – ФИО2  доверенности, паспорту;

установил: 

            Акционерное общество «Янтарьэнерго» (далее по тексту – Общество, истец)  обратилось в арбитражный суд с заявлением  к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),(далее – Министерство), уточнив требования в порядке статьи 49 АПК РФ, просит:

1.Признать незаконным отказ Министерства, выраженный в письме  от 24.12.2019 № 11048-ОС,  от  заключения Соглашения об установлении сервитута;

2.Обязать Министерство заключить с Обществом сроком на  два года одиннадцать месяцев Соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:237 (Единое землепользование), в составе которого образованы части земельного (лесного) участка 39:03:000000:237/ЧЗУ1 площадью 700 кв.м. и 39:03:000000:237/ЧЗУ2 площадью 469 кв.м, характеристика частей земельного участка: для размещения объекта «Строительство ТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-128 (инв. 5115996), ЛЭП 0,4 кВ восточнее п. Петрово, район озера Дивное Гурьевский ГО»,   с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка,   согласно следующим координатам (пространственным характеристикам части земельного участка) расположения в МСК-39, обозначенных на схеме границ, выполненной ООО «ГЕОИД» по состоянию на 20.11.2019: 

Условный номер части земельного участка  39:03:000000:237/чзу1

Площадь части земельного участка: 700 кв.м

№ точки

Координаты, м

X

Y

1

2

3

н1

364649.64

1185386.38

н2

364671.25

1185413.92

н3

364663.04

1185420.36

н4

364659.89

1185422.83

н5

364655.52

1185426.26

н6

364633.91

1185398.73

н1

364649.64

1185386.38

Условный номер части земельного участка  39:03:000000:237/чзу2

Площадь части земельного участка: 469 кв.м

№ точки

Координаты, м

X

Y

1

2

3

н3

364663.04

1185420.36

н7

364719.12

1185496.12

н8

364719.12

1185522.46

н9

364716.59

1185522.46

н10

364716.75

1185517.36

н11

364715.12

1185517.04

н12

364715.12

1185497.44

н4

364659.89

1185422.83

н3

364663.04

1185420.36

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования (с учетом уточнения) в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и письменных пояснениях на возражения Министерства.

Министерство возражает против удовлетворения заявления, в судебном заседании представитель изложил доводы, указанные  в возражениях.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в порядке статьи 71 АПК РФ, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между АО «Янтарьэнерго» и ФИО3 заключен Договор № 7043/10/17 от 07.11.2017 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с последующим Дополнительным соглашением №1 от 13.03.2019.

Согласно п. 10 Технических условий № Z-7043/17, являющихся неотъемлемой частью вышеуказанного Договора № 7043/10/17 от 07.11.2017, сетевая организация обязуется построить трансформаторную подстанцию (ТП) 15/0,4 кВ, выполнить проектирование и монтаж ЛЭП-15 кВ, а также от ТП 15/0,4 кВ до участка застройки заявителя построить ВЛИ с СИП 0,4 кВ.

При этом размещение ТП 15/0,4 кВ и прохождение трассы ВЛ 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ планируется на земельном (лесном) участке с кадастровым номером 39:03:000000:237 (Единое землепользование) (адрес (местоположение): Россия, Калининградская обл., Гурьевский район; площадь, м2: 99191508; категория земель: земли лесного фонда; виды разрешенного использования: занято и необходимо для использования под участки лесного фонда; правообладатель – РОССИЯ, собственность 39-39-01/024/2007-062).

25 ноября 2019 года в целях осуществления мероприятий по технологическому присоединению и строительства ТП 15/0,4 кВ, а также в целях необходимости размещения  трассы ВЛ 15 кВ, ВЛИ 0,4 кВ по землям лесного фонда,   Общество обратилось в Министерство с заявлением о заключении  на два года одиннадцать месяцев Соглашения об установлении сервитута с приложением Схемы границ сервитута на кадастровом плане территории (исх. № ЯЭ/Сов/356) в отношении части земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:237 (Единое землепользование), в составе которого образованы части земельного (лесного) участка 39:03:000000:237/ЧЗУ1 площадью 700 кв.м. и 39:03:000000:237/ЧЗУ2 площадью 469 кв.м., характеристика частей земельного участка: для размещение объекта «Строительство ТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-128 (инв. 5115996), ЛЭП 0,4 кВ восточнее п. Петрово, район озера Дивное Гурьевский ГО».

Письмом от 24 декабря 2019 года исх. № 11048-ОС  Министерство отказало в заключении Соглашения об установлении сервитута, сославших на непредоставление Обществом утверждённого проекта межевания территории (исх. № 11048-ОС).

Считая  отказ от подписания соглашения незаконным, нарушающим права Общества, заявитель обратился   с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд считает требования Общества  подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно статей 198, 200, 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо соблюдение двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

При признании судом недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления нарушенное право подлежит восстановлению или защите иными способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац второй статьи 13 названного Кодекса).

Таким образом, в судебном порядке могут быть признаны незаконными действия (решения) лишь при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав заявителя.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 1 ст. 426 ГК РФ, пункт 6 Правил № 861 от 27 декабря 2004 г.).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 № 304-ЭС16-16246, из характера обязательств сетевой организации и заявителя следует, что к правоотношениям по технологическому присоединению применимы как нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и общие положения об обязательствах и договоре (раздел III Гражданского кодекса Российской Федерации).

Наличие технической возможности технологического присоединения, разработку проектной документации, определение точки присоединения определяет исключительно сетевая организации (п. 3, п. 18, п. 28, пп. «б» п. 25(1), п. 82, п.87, п.88, п.89 Правил № 861 от 27 декабря 2004 г.).

В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, пп. 10 п. 21 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Калининградской области (утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 23.11.2015 № 642) Министерство устанавливает сервитут в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Таким образом, Министерство уполномочено заключать соглашения об установлении сервитута в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Объектами  электросетевого хозяйства являются: линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

В силу части 1 статьи 45 Лесного кодекса РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса РФ на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, - для использования линий электропередач и других линейных объектов.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, в том числе и для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 13 ч. 1 ст. 25, ч. 2 ст. 25 Лесного кодекса РФ).

Сами линии электропередачи не связаны с созданием лесной инфраструктуры (п.1, п.3, п.4, п.5, п. 6 Распоряжения Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов»).

Согласно п.1, п. 2, п.3, п.4 ст.23, ст. 39.23 Земельного кодекса РФ, п. 1 ст. 274 ГК РФ, Обзору  судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.) предусмотрена возможность установления сервитута (публичного сервитута) для размещения  (строительства, реконструкции и (или) эксплуатации) линейных объектов, к которым относятся, в том числе, и линии электропередачи (п. 10.1. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 № 190-ФЗ).

Согласно разъяснениям Минэкономразвития России понятие «размещение» подразумевает собой строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта капитального строительства (подпункт 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации) (вопрос 62, Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Согласно п.1.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации с учётом изменений статьи 12 Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ,  земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, с учетом вышеизложенных норм и в их системной взаимосвязи предусмотрено установление сервитута для линейных объектов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.

Кроме того, сервитут - единственный вид вещного права, который устанавливается помимо воли собственника земельного участка (п. 3 ст. 274 ГК РФ) и законодательство определяет плату за сервитут как плату за пользование земельным участком (а не как убытки от снижения стоимости земельного участка в связи с возникновением ограничений), а также устанавливает принцип соразмерности такой платы.

Прокладка и эксплуатация различных сетей и трубопроводов в целях обеспечения недвижимого имущества энергоресурсами (электро-, тепло-, водоснабжение) прямо отнесены законом к потребностям собственника, при наличии которых возможно предоставление ограниченного вещного права в виде сервитута.

Федеральным законом  от 18.12.2018 № 471-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование»      статья 9 Лесного кодекса Российской Федерации с 01.06.2019  была изложена в новой редакции.

  Согласно части 2 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В новой редакции данной статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствует норма, предполагающая, что сервитут может быть срочным или постоянным.

Кроме того, обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком (п. 5 ст. 23 Земельного кодекса РФ).

В этой связи, статьей 23 Земельного кодекса РФ, статьей 9 Лесного кодекса РФ предусмотрено установление как сервитута, так и публичного сервитута, где императивного не запрещено сетевой организации определять способ оформления земельных правоотношений для размещения линейных объектов, предполагающий только установление публичного сервитута. Таких норм действующее законодательство не содержит, что подтверждает верный способ защиты прав Общества.

Объектом земельных правоотношений является, в том числе, часть земельного участка (пп. 3 п. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ).

Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может заключаться для размещения линейных объектов на срок до трёх лет в отношении части такого земельного участка без проведения работ по осуществлению государственного кадастрового учета этой части и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута (ст. 39.23., п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса РФ).

В целях использования лесов для размещения линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью, допускается предоставление юридическим лицам в пользование частей лесных участков в составе земель лесного фонда в порядке, установленном для предоставления лесных участков. Не требуется осуществление государственного кадастрового учета частей лесных участков, которые предоставляются в аренду в целях, указанных в настоящей части, сроком до одного года (ч. 1.1. ст. 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

С учетом изложенного,  суд не может согласиться с доводами  Министерства о том, что государственному кадастровому учету подлежат все участки земель лесного фонда, независимо от целей их использования. Такая позиция не соответствует положениям части 1.1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

При этом сведения о таких частях лесных участков следует учитывать в форме № 7-ГЛР, утвержденной Приказом Минприроды России от 06.10.2016 № 514 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра», с указанием местоположения и списка координат их границ, определяемых на основании документов об образовании частей лесного участка, где такое образование частей лесного участка рассматривается как обременение такого лесного участка и не является образованием нового объекта недвижимости (Письмо Рослесхоза от 06.09.2017 № АВ-03-54/12668).

При таких обстоятельствах законодатель предусматривает возможность гражданского оборота частей лесных участков, не прошедших государственный кадастровый учет. Основаниями для применения такого исключения являются в совокупности два условия: цель, для которой испрашивается часть лесного участка (выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью), а также срок предоставления в аренду - до одного года.

ВЛ 15 кВ, ВЛ 0,4 кВ, ТП 15/0,4 кВ являются объектами электросетевого хозяйства до 35 киловольт, что не требует разрешения на строительство и проведение экспертизы проектной документации (пп. 5, пп.6, пп.7 п. 1 ст. 15 Закона Калининградской области от 05.07.2017 № 89 «О градостроительной деятельности на территории Калининградской области», ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).

В силу пунктов 18, 19, 20 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ вышеперечисленные  объекты  не относятся к объектам федерального, регионального и местного значения; их строительство осуществляется исключительно в рамках технологического присоединения по заявке физического или юридического лица, и, соответственно, не требует разработки проекта межевания территории.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории (п. 5, ч. 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.2017 № 269 не требуется подготовка документации по планировке территории для линейных объектов до 35 кВ включительно, когда расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Из представленного письма проектной организации ООО «Энергия» (исх. № 03 от 04.02.2020 г.) следует, что протяженность ВЛ 15 кВ составляет 15 м, а протяженность ВЛ 0,4 кВ 128 м, т.е. меньше 500 метров (пос. Петрово – сельская местность). 
Также Постановлением Правительства РФ от 07.03.2017 № 269 не требуется подготовка документации по планировке территории в отношении строительства, реконструкции электрических сетей, размещение которых осуществляется внутри одного квартала.
Как видно из материалов дела, ВЛ 15 кВ, ВЛ 0,4 кВ, ТП 15/0,4 кВ находятся в границах одного кадастрового квартала 39:03:000000.
Таким образом, в силу того, что Обществом осуществляется строительство объектов электросетевого хозяйства до 35 кВ включительно (ВЛ 15 кВ, ВЛ 0,4 кВ, ТП 15/0,4 кВ) не более 500 метров (пос. Петрово – сельская местность) в границах одного квартала без разрешения на строительство в рамках договора технологического присоединения по заявке заявителя в целях присоединения заявителем своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, то такие предполагаемые к строительству объекты (ВЛ 15 кВ, ВЛ 0,4 кВ, ТП 15/0,4 кВ) не соответствуют понятиям объекта федерального, регионального и местного значения, что, в свою очередь,  не требует вне зависимости от протяженности самого линейного объекта,   разработки проекта межевания, предполагающего исключительно образование самостоятельного земельного участка или изменение существующего земельного участка с кадастровым номером 39:03:000000:237.
Кроме того, отсутствие необходимости в разработке проекта межевания территории обусловлена также  тем, что сами ВЛ 15 кВ, ВЛ 0,4 кВ, ТП 15/0,4 кВ не относятся к объектам капитального строительства.  

Объекты электросетевого хозяйства - линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ).

В свою очередь линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 10.1. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ).

Линия электропередачи - электрическая  линия,   выходящая   за   пределы электростанции или подстанции и  предназначенная для передачи электрической энергии (Приказ Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22 января 2003 г. регистрационный № 4145, текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16, 23 июня 2003 г. № 24, 25, далее – Приказ №6 от 13.01.2003 г.).

Аналогичное определение содержится также  в п. 34 Государственного стандарта Союза ССР ГОСТ 19431-84 «Энергетика и электрификация. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 27 марта 1984 г. № 1019).

Трансформаторная подстанция – электрическая подстанция, предназначенная для преобразования электрической   энергии одного напряжения в электрическую   энергию другого напряжения с помощью трансформаторов (Приказ Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. № 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»).

Воздушная линия электропередачи (ВЛ)  – линия электропередачи,  провода   которой поддерживаются над землей с помощью  опор, изоляторов (п. 51 ГОСТ 24291-90, Приложение к ГОСТ 17613-80).

Таким образом, воздушная линия электропередачи является самостоятельным объектом электросетевого хозяйства в целях передачи     электроэнергии по проводам, расположенным на открытом   воздухе и прикрепленным с помощью изоляторов и арматуры к опорам.

Опора представляет собой определенную конструкцию, состоящую из совокупности элементов: стойки, приставки, ригели, опорные и анкерные плиты, траверсы, крюки, штыри, узлы крепления и т.д. (п. 6.1. Типовой инструкции по техническому обслуживаниюи ремонту воздушных линий электропередачинапряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами (РД 153-34.3-20.662-98).

Опора ВЛ – это конструкция, на которой подвешены провода и грозозащитные тросы ВЛ (РД 34.20.504-94 «Типовая инструкция по эксплуатации воздушных линий электропередачи напряжением 35-800 КВ», утверждено Департаментом электрических сетей РАО «ЕЭС России» 19. 09.94 г.).

Таким образом, опора, как самостоятельный элемент воздушной линии электропередачи, является строительной конструкцией, состоящей из несущих сборно-разборных конструкций (частей), и является главным конструктивным элементом воздушной линии электропередачи.

Трансформаторная подстанция не является объектом недвижимости, поскольку с экономической точки зрения такой объект недвижимости не приносит самостоятельного дохода и его использование возможно только исключительно по функциональному назначению.

Согласно разъяснениям, изложенным в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 4777/08, пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» объекты, которые хотя и прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью.

Таким образом, отдельные составные части линии электропередачи (в частности, опоры) не являются самостоятельными объектами недвижимости (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20.12.2016).

В материалы дела Обществом представлено Заключение специалиста №ЗС/019/12/2019 от 03.07.2020 г. ООО «ЭкспертПроектРеставрация», изготовленного по результатам строительно-технической экспертизы, который пришел к выводу, что  ВЛ 15 кВ, ВЛ 0,4 кВ, ТП 15/0,4 кВ, прокладываемая в целях осуществления технологического присоединения объектов в рамках договора на технологическое присоединения от 07.11.2017 № 7043/10/17,  не относятся к объектам капитального строительства

В этой связи указание Министерства на то, что лесные участки могут быть предоставлены в пользование заинтересованному лицу только после подготовки последним документов для государственного кадастрового учета (в том числе в отношении всего лесного участка, часть которого испрашивается заявителем), применительно к обстоятельствам настоящего дела,  не основано на положениях действующего законодательства. Такой подход при наличии прямо действующей нормы части 1.1 статьи 4.2 Вводного закона возлагает на заявителя ничем необоснованные, несоразмерные предоставляемому праву затраты.

Принимая во внимание изложенное,  суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя и необходимости их удовлетворения.

Учитывая результат рассмотрения дела, а также положения ч. 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины суд возлагает на Министерство.

Руководствуясь статьями 167-170, 198-200  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1.Признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), выраженный в письме  от 24.12.2019 № 11048-ОС,  от  заключения Соглашения об установлении сервитута   с Акционерным обществом «Янтарьэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>).

2.Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) заключить с Акционерным обществом «Янтарьэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) на два года одиннадцать месяцев Соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного (лесного) участка с кадастровым номером 39:03:000000:237 (Единое землепользование), в составе которого образованы части земельного (лесного) участка 39:03:000000:237/ЧЗУ1 площадью 700 кв.м. и 39:03:000000:237/ЧЗУ2 площадью 469 кв.м., характеристика частей земельного участка: для размещение объекта «Строительство ТП 15/0,4 кВ, ЛЭП 15 кВ от ВЛ 15-128 (инв. 5115996), ЛЭП 0,4 кВ восточнее п. Петрово, район озера Дивное Гурьевский ГО» с платой за каждый год срока действия сервитута в размере 0,01 процента кадастровой стоимости земельного (лесного) участка,   согласно следующим координатам (пространственным характеристикам части земельного участка) расположения в МСК-39, обозначенных на схеме границ, выполненной ООО «ГЕОИД» по состоянию на 20.11.2019 год: 

Условный номер части земельного участка  39:03:000000:237/чзу1

Площадь части земельного участка: 700 кв.м

№ точки

Координаты, м

X

Y

1

2

3

н1

364649.64

1185386.38

н2

364671.25

1185413.92

н3

364663.04

1185420.36

н4

364659.89

1185422.83

н5

364655.52

1185426.26

н6

364633.91

1185398.73

н1

364649.64

1185386.38

Условный номер части земельного участка  39:03:000000:237/чзу2

Площадь части земельного участка: 469 кв.м

№ точки

Координаты, м

X

Y

1

2

3

н3

364663.04

1185420.36

н7

364719.12

1185496.12

н8

364719.12

1185522.46

н9

364716.59

1185522.46

н10

364716.75

1185517.36

н11

364715.12

1185517.04

н12

364715.12

1185497.44

н4

364659.89

1185422.83

н3

364663.04

1185420.36

3.Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу Акционерного общества «Янтарьэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>) возмещение судебных расходов в размере 6 000 рублей. 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий одного месяца  со дня его принятия.

Судья                                                                     Е.А. Талалас

(подпись, фамилия)