ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-2537/15 от 25.05.2015 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград                                                                            Дело №  А21-2537/2015

28 мая 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2015 года

Полный текст решения изготовлен 28 мая 2015 года

Арбитражный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Сычевской С. Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зеленовой Н. А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению председателя правления СНТ «Волна» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления Административно-технической инспекции (службы) Калининградской области № 274 от 16.02.2015 года,

третье лицо:

 - прокурор Зеленоградского района Калининградской области,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – Кенигсберг О. А. по доверенности, паспорт,

от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности, удостоверение,

от третьего лица – не явился, извещен

                                                   Установил:

         Садоводческое некоммерческое товарищество «Волна» (далее – заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административно-технической инспекции Калининградской области (далее – заинтересованное лицо, АТИ, административный орган) о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 274 от 16.02.2015 года о привлечении к административной ответственности, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, СНТ «Волна» является ненадлежащим лицом по данному административному делу

Третье лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилось, дело рассмотрено в его отсутствие, в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица возражала против удовлетворения заявленных требований, представлены отзыв о несогласии с заявлением, материалы административного дела.

Заслушав пояснения представителя сторон, исследовав материалы административного дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судом установлено  следующее.

Согласно части 3 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по содержанию элементов благоустройства, в том числе требований к внешнему виду фасадов зданий, строений и сооружений, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

На территории города Зеленоградска Калининградской области действуют Правила благоустройства, санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений, обустройства и содержания мест массового отдыха населения на территории муниципального образования "Зеленоградское городское поселение", утвержденные Решением городского Совета депутатов МО"Зеленоградское городское поселение" от 20 июня 2007 г. N 274.

Согласно п. 1.1. Правил, Правила устанавливают единый порядок благоустройства, обеспечения чистоты и порядка, содержания мест массового отдыха, охраны зеленых насаждений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами основных и прилегающих территорий.

В соответствии с п. 2.1. Правил, ответственными за содержание в чистоте территории муниципального образования, зданий, сооружений, малых архитектурных форм являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, физические лица в соответствии с установленным администрацией муниципального образования "Зеленоградское городское поселение" порядком, в том числе: на территориях гаражных и садоводческих обществ - председатели этих обществ.

Согласно п. 5.1. Правил, строительство и установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства, киосков, павильонов, палаток, сезонных базаров, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, павильонов на остановках транспорта, постов регулирования уличного движения, телефонных кабин, часов, ограждений тротуаров, лодочных спасательных станций, малых спортивных сооружений, элементов благоустройства кварталов, садов, парков, пляжей, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, вывесок, установок по декоративной подсветке зданий и памятников, фонарей уличного освещения, опорных столбов допускается лишь с разрешения и по проектам, согласованным с органами архитектуры, Госавтоинспекцией и владельцами городских инженерных коммуникаций. Помимо представленных чертежей малых архитектурных форм, в состав проекта должен быть включен генеральный план земельного участка с указанием границ обязательного благоустройства и санитарного содержания данного участка. Уровень суммарной засветки окон жилых домов и учреждений соцобеспечения, лечебно-профилактических учреждений от наружной рекламы и наружных световых приборов не должен превышать гигиенических нормативов.

Прокуратурой Зеленоградского района проведена проверка исполнения СНТ «Волна» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части санитарного содержания элементов благоустройства на территории муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», в ходе которой 26.01.2015 года в 15 часов 16 минут на въезде на ул. Звездная, ул. Хвойную и в районе земельного участка №346 поле «Шторм», на въезде с ул. Центральной на ул. Счастливую, обнаружена установка металлических ворот, препятствующих проезду. На въезде с ул. 3-й Магистральной на ул. Солнечную, на ул. Каштановой в районе земельного участка №219 поле № 2 обнаружена установка шлагбаумов, препятствующих проезду, чем нарушены требования пункта 5.1 Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений, обустройства и содержания мест массового отдыха населения на территории муниципального образования «Зеленоградское городское поселение».

Согласно    сведений,    представленных   администрацией   МО    «Зеленоградское городское поселение» в прокуратуру Зеленоградского района, разрешение на установкушлагбаумов,   заборов,   ограждений   на   территории   СНТ   «Волна»   не   выдавались, согласование установки шлагбаумов, заборов, ограждений с органами архитектуры не производилось.

В соответствии со сведениями, представленными ОГИБДД, ОМВД России по Зеленоградскому району разрешений на установку шлагбаумов, заборов, ограждений на территории СНТ «Волна» не выдавалось, установка указанных элементов благоустройства с ОГИБДД, ОМВД России по Зеленоградскому району не согласовывалось.

Проведенной проверкой установлено, что СНТ «Волна» располагается по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, пос. Прибой.

СНТ «Волна» является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством серии 39 №000336872 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 25.12.2002 г., ОГРН <***>.

СНТ «Волна» ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 391801001, зарегистрировано в Межрайонной инспекции №6 МНС России по Калининградской области Адрес (место  нахождения): Калининградская область, г. Зеленоградск, пос.Прибой.

В соответствии с протоколом собрания уполномоченных СНТ «Волна» от 26.05.2013г. на должность председателя правления избран ФИО2.

Результаты прокурорской проверки показали, что юридическим лицом - СНТ «Волна», расположенным по адресу: Калининградская область, г. Зеленоградск, пос. Прибой, не принято достаточных мер по надлежащему выполнению требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления по содержанию территории муниципального образования «Зеленоградское городское поселение».

В материалах дела имеется рапорт от 26.01.2015г. помощника прокурора Зеленоградского района юриста 3 класса Тюрина А.Ю. прокурору Зеленоградского района советнику юстиции Кондратьеву А.В. согласно которому в ходе проверки установлено, что на въезде на ул. Звездная установлены ворота, препятствующие проезду; на въезде на ул. Хвойную и в районе земельного участка №346 поле «Шторм» установлены ворота, препятствующие проезду; на въезде с ул. Центральной на ул. Счастливую установлены металлические ворота, препятствующие проезду; на въезде с ул. 3-й Магистральной на ул. Солнечную установлен шлагбаум, препятствующий проезду; на ул. Каштановой в районе земельного участка №219 поле №2 установлен шлагбаум, препятствующий проезду.

Согласно фототаблицам от 26.01.2015г., имеющимся в материалах дела, усматриваются вышеперечисленные признаки административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений, обустройства и содержание мест массового отдыха населения на территории муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», утвержденных решением городского Совета депутатов «Зеленоградское городское поселение» № 106 от 20 июня 2007 года, а именно: на въезде на ул. Звездная установлены ворота, препятствующие проезду; на въезде на ул. Хвойную и в районе земельного участка №346 поле «Шторм» установлены ворота, препятствующие проезду; на въезде с ул. Центральной на ул. Счастливую установлены ворота, препятствующие проезду; на въезде с ул. 3-й Магистральной на ул. Солнечную ■ установлен шлагбаум, препятствующий проезду; на ул. Каштановой в районе земельного участка №219 поле №2 установлен шлагбаум, препятствующий проезду.

Как следует из материалов дела, СНТ «Волна» является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц в юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г. серия 39 № 000336872, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица серия 392000543336.

Согласно пункту 2 Устава, СНТ «Волна» должна осуществляет, свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и другими действующими Федеральными и областными законами, нормативными актами и настоящим Уставом.

По данному факту 06.02.2015 прокурором Зеленоградского района вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении СНТ «Волна».

16.02.2015 инспекцией вынесено оспариваемое постановление, которым товарищество привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 73 КоАП в виде административного штрафа в размере 110 000 руб.

Не согласившись с постановлением, СНТ «Волна» подало в арбитражный суд рассматриваемое заявление.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, товарищество не выполнило требования пункта 5.1 Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, охраны зеленых насаждений, обустройства и содержания мест массового отдыха населения на территории муниципального образования «Зеленоградское городское поселение».

Наличие в действиях товарищества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 73 ККоАП, подтверждается материалами дела. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Согласно ч. 2 ст. 88 ККоАП Административно-техническая инспекция (служба) Калининградской области рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 29, 39, 58, 59, 60, 64, 73, 75, 77 настоящего Закона.

Порядок и срок привлечения товарищества к административной ответственности заинтересованным лицом соблюдены. Действия общества правильно квалифицированы административным органом по части 3 статьи 73 ККоАП.

Суду не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии обществом исчерпывающих мер, направленных на недопущение вменяемого правонарушения.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено.

Судом установлено, что  постановлением Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 16.02.2015 года  председатель правления СНТ «Волна» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.

 Посчитав, что постановление от 16.02.2015 года незаконно, ФИО2 обратился в районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление.

Решением Зеленоградского районного суда Калининградской области от 19 мая 2015 года по делу № 12-59/2015, постановление от 16.02.2015 признано законным, снижен размер штрафа до 10000 рублей, в остальной части жалоба председателя правления СНТ «Волна» оставлена без удовлетворения.

Данный судебный акт в соответствии с частью 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязателен для арбитражного суда.

Вместе с тем, ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Санкцией ч. 3 ст. 73 ККоАП РФ,  действовавшей в момент совершения правонарушения, предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении службой не выявлено предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, что отражено в тексте оспариваемого постановления.

Товарищество привлечено к административной ответственности впервые (доказательств иного суду не представлено).

При таких обстоятельствах, суд находит основания для признания оспариваемого постановления незаконным в части назначения административного штрафа в размере, превышающем пятьдесят тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 210 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

В определениях суда и судебном заседании лицам, участвующим в деле, предлагалось раскрыть и предоставить суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а также разъяснялись положения ч. 3 ст. 65 и ч. 1 ст. 66 АПК РФ. Также суд обращал внимание сторон на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                               Р Е Ш И Л:

Постановление должностного лица Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 16 февраля 2015 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №274, которым Садоводческое некоммерческое товарищество «Волна» (Калининградская область, Зеленоградский район, пос.Прибой; ОГРН <***>; ИНН <***>) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить в части назначения наказания в виде административного штрафа,  в размере, превышающем 50 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. 

Судья

С. Н. Сычевская

(подпись, фамилия)