Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236040
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21- 5020/2021
«02» августа 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2021 года. Решение изготовлено в полном объеме 02 августа 2021 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
судьи Брызгаловой А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Радченко Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление
Акционерного общества «Агроскандия» (ОГРН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении №214/2021
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: ФИО1 по доверенности от 26.04.2021, паспорту
установил:
Акционерное общество «Агроскандия» (ОГРН <***>) (далее по тексту – АО «Агроскандия», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд (далее по тексту - суд) с заявлением об изменении постановления Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее по тексту – Министерство, административный орган, заинтересованное лицо) от 26.04.2021 о назначении административного наказания по делу № №214/2021 об административном правонарушении в части назначения наказания, снизив размер административного штрафа до 400 000 рублей.
Спор разрешен с учетом отсутствия возражений участвующих в деле лиц против завершения предварительного судебного заседания и открытия судебного заседания в суде первой инстанции и разбирательства дела по существу 26.07.2021, по материалам дела на основании ст.ст. 123, 124, 137 АПК РФ, п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству».
Дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя, в порядке ст. 156 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства представитель Министерства не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав представителя Министерства, исследовав материалы административного дела, доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, судом установлено следующее.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности АО «АГРОСКАНДИЯ» в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является «Разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока» (код ОКВЭД 01.41), дополнительными видами деятельности - «Выращивание зерновых культур» (код ОКВЭД 01.11.1), «Выращивание зернобобовых культур» (код ОКВЭД 01.11.2), «Разведение прочих пород крупного рогатого скота и буйволов, производство спермы» (код ОКВЭД 01.42).
10.03.2021 в адрес Министерства (вх. № 4192-ОС) из прокуратуры Нестеровского района Калининградской области письмом от 02.03.2021 поступил материал проверки, согласно которому с 15 ч. 04 мин. по 15 ч. 50 мин. 24.02.2021 входе проверки прокуратурой Нестеровского р-на Калининградской обл. установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 39:08:380005:218, расположенном в пос. Бабушкино Нестеровского р-на Калининградской обл., который находится в пользовании у АО «АГРОСКАНДИЯ», указанное юридическое лицо осуществляет пользование недрами без лицензии на пользование недрами путем добычи подземных вод из артезианской скважины № 1742 с кадастровым номером 39:08:380005:99, а также на земельном участке с кадастровым номером 39:08:20003:115 и адресом: <...>, находящемся в аренде у АО «АГРОСКАНДИЯ», данное юридическое лицо осуществляет пользование недрами без лицензии на пользование недрами путем добычи подземных вод из артезианской скважины, расположенной на данном участке.
Согласно выписке из ЕГРН от 19.02.2021 артезианская скважина № 1742 (сооружение водозаборное с кадастровым номером 39:08:380005:99), расположенная на земельном участке с кадастровым номером 39:08:380005:218 и адресом: Калининградская обл., ФИО2 р-н, пос. Бабушкино, является собственностью АО «АГРОСКАНДИЯ» с 19.11.2013. Глубина артезианской скважины № 1742 составляет 111м.
Согласно материалам проверки прокуратуры Нестеровского р-на, в том числе фотоматериалам от 24.02.2021 над местом залегания скважины № 1742 обустроено сооружение, в котором установлено оборудование для добычи подземных вод.
В соответствии с договором аренды земельного участка от 30.01.2019 № 16, заключенным между администрацией муниципального образования «ФИО2 городской округ» и АО «АГРОСКАНДИЯ», земельный участок с кадастровым номером 39:08:20003:115 и адресом: <...>, принят АО «АГРОСКАНДИЯ» с 30.01.2019 в аренду на 49 лет.
Согласно материалам проверки прокуратуры Нестеровского р-на, на указанном земельном участке расположена скважина, для доступа к подземному сооружению которой обустроен люк, внутри подземного сооружения установлено оборудование для добычи подземных вод.
На основании вышеизложенного, 08.04.2021 заместителем начальника отдела экологического надзора, охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области (далее - Министерство) ФИО1 составлен протокол № 214/2021 об административном правонарушении в отношении АО «АГРОСКАНДИЯ» по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ в связи с тем, что указанное юридическое лицо в нарушение требований ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» осуществило пользование недрами без лицензии на пользование недрами, а именно пользование недрами путем добычи подземных вод из артезианской скважины № 1742 с кадастровым номером 39:08:380005:99, а также пользование недрами без лицензии на пользование недрами путем добычи подземных вод из артезианской скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 39:08:20003:115 и адресом: <...>.
Рассмотрев материалы дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования (в области охраны собственности), должностным лицом Министерства вынесено постановление № 214/2021от 26.04.2021, которым АО «Агроскандия» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с размером административного наказания назначенным оспариваемым постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе вопросы о наличии события административного правонарушения и виновности лица в совершении административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований статьи 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра при недропользовании. Недра не могут быть переданы в собственность предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. Недра предоставляются только в пользование.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, образует пользование недрами без специального разрешения.
В соответствии с Законом «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу лиманов и озер.
Статьей 6 Закона «О недрах» определены виды пользования недрами. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование для эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В силу положений статьи 7 Закона «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
В соответствии со статьей 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1 предусмотрено, что недра в соответствии с Законом «О недрах» предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Разделом 6 Положения о порядке лицензирования пользования недрами предусмотрены виды лицензий на пользования недрами, так пунктом 6.1 предусмотрены следующие виды лицензий: для геологического изучения недр; добычи полезных ископаемых; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых объектов.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Согласно материалам дела лицензии на пользование вышеуказанными участками недр для добычи подземных вод АО «АГРОСКАНДИЯ» не выдавались.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 куб.м в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно 2 ст. 19 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящей статьи понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в связи с чем АО «АГРОСКАНДИЯ» для пользования участками недр местного значения - артезианской скважины № 1742, а также скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 39:08:20003:115 и адресом: <...>, для добычи подземных вод в целях технологического обеспечения водой предприятия требуется в обязательном порядке получение лицензии на пользование недрами.
Таким образом, исходя из изложенного установлено, что АО «АГРОСКАНДИЯ» в нарушение требований ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» осуществляет пользование недрами без лицензии на пользование недрами, а именно пользование недрами путем добычи подземных вод из артезианской скважины № 1742 с кадастровым номером 39:08:380005:99, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 39:08:380005:218 и адресом: Калининградская обл., ФИО2 р-н, пос. Бабушкино, а также пользование недрами без лицензии на пользование недрами путем добычи подземных вод из скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 39:08:20003:115 и адресом: <...>.
Доказательства невозможности исполнения АО «АГРОСКАНДИЯ» публично-правовой обязанности по соблюдению требований законодательства в области в области использования и охраны недр в силу чрезвычайных ситуаций и обстоятельств, которые указанное юридическое лицо не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах настоящего дела отсутствуют, что свидетельствует о том, что юридическое лицо - АО «АГРОСКАНДИЯ» имело возможность не нарушать обязательные требования нормативно-правовых актов в области использования и охраны недр, однако не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, согласно материалам дела № 214/2021 об административном правонарушении АО «АГРОСКАНДИЯ» владеет лицензией на право пользования недрами КЛГ 80174 ВЭ (зарегистрирована в Министерстве 21.07.2019) с целевым назначением и видами работ - для добычи подземных вод для технологического обеспечения водой предприятия. Добыча подземных вод на предоставленных в пользование участках недр местного значения осуществляется посредством скважины № 478 (сооружение водозаборное с кадастровым номером 39:08:380005:101), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 39:08:380005:218 и адресом: Калининградская область, ФИО2 район, п. Бабушкино; скважины № 2673 (сооружение водозаборное с кадастровым номером 39:08:380006:140), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 39:08:380006:100 и адресом: Калининградская область, р-н. ФИО2; скважины № 1053 (сооружение водозаборное с кадастровым номером 39:08:380006:141), расположенной на земельном участке с кадастровым номером 39:08:380006:97 и адресом: Калининградская область, р-н. ФИО2, собственником которых, также как и скважины № 1742, является АО «АГРОСКАНДИЯ».
В ходе рассмотрения административного дела от общества поступили пояснения, согласно которым АО «АГРОСКАНДИЯ» в настоящее время проводятся работы по включению скважины № 1742 в действующую лицензию АО «АГРОСКАНДИЯ» на пользование недрами КЛГ 80174 ВЭ, которые планируется завершить до конца 2021 года, а в отношении скважины, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 39:08:20003:115 и адресом: <...>, решается вопрос о полном отказе от ее использования и консервации либо о легализации использования данного участка недр.
Суд полагает, что факты указанного выше нарушения подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении № 214/2021 от 08.04.2021 и другими материалами административного дела.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства, что свидетельствует о виновности данного юридического лица в совершении правонарушения.
При рассмотрении дела об административном правонарушении Министерством применена санкция в размере 800 000 рублей.
Суд считает, что при определении меры административной ответственности Министерством не в полной мере учтены требования статей 4.1, 4.2 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для применения конкретной меры ответственности, суд вправе принять решение об его изменении.
Суд считает, что взысканный размер штрафа является чрезмерным и приводит к ограничению экономической свободы и права собственности при привлечении общества к административной ответственности.
На основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд приходит к выводу о том, что назначенный оспариваемым постановлением административный штраф в размере 800 000 руб. не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем может быть снижен ниже предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
В этой связи суд усматривает основания для изменения оспариваемого постановления в части назначения обществу административного штрафа в размере, превышающем 400 000 руб.
Указанную сумму штрафа суд признает соразмерной совершенному правонарушению и достаточной для дальнейшего побуждения заявителя к соблюдению требований законодательства (статья 1.2 КоАП РФ).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, следовательно, уплаченная государственная пошлина в размере 3 000 рублей признается судом ошибочно уплаченной.
С учетом подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ государственная пошлина в сумме 3000 руб. должна быть возвращена обществу из федерального бюджета как ошибочно уплаченная.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, и руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Постановление Министерства природных ресурсов и экологии по Калининградской области от № 214/2021 от 26.04.2021 о назначении административного наказания, которым АО «Агроскандия» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить в части назначения административного штрафа, снизив его размер до 400 000 руб.
Возвратить АО «Агроскандия» из федерального бюджета госпошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по платежному поручению № 1663 от 20.05.2021, как ошибочно уплаченную.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Калининградской области.
Судья А.В. Брызгалова