Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-5147/2014
20 августа 2014 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Иванова С.А., рассмотрев дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Амбер плюс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании постановления № 02/152/2014 от 10 июня 2014г. о назначении административного наказания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Амбер плюс» (далее – ООО «Амбер плюс», общество, заявитель,) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калининградской области (далее –управление, заинтересованное лицо) № 02/152/2014 от 10 июня 2014г. о назначении административного наказания, ответственность за которое предусмотрена часть. 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 25.06.2014 г. заявление принято к производству и дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Согласно п. 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными главой 29 Кодекса (часть 1 статьи 226 АПК РФ).
В связи с этим при рассмотрении дел в порядке упрощенного производства применяются общие правила извещения лиц, участвующих в деле (глава 12 Кодекса), с учетом правовых позиций, сформулированных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, считаются извещенными надлежащим образом, если ко дню принятия решения арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направленной ему в порядке, установленном АПК РФ, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом (в порядке статей 123, 228 АПК РФ) о принятии заявления к производству и рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. Сведения о принятии заявления к производству в порядке упрощенного производства размещены на сайте Арбитражного суда Калининградской области 22.05.2014 г.
Заявитель полагает, что отсутствует состав административного правонарушения.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования заявителя не признало, считает оспариваемый акт законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Россельхознадзора по Калининградской области от 15 апреля 2014 года № 377 отделом земельного надзора в отношении ООО «Амбер плюс» в период с 12 по 21 мая 2014 года проведена внеплановая выездная проверка исполнения ООО «Амбер плюс» ранее выданного предписания Управления от 28.10.2013 № 02/543 (п. 1).
В соответствии с вышеуказанным предписанием ООО «Амбер плюс» обязано в срок до 12 мая 2014 года провести рекультивацию с восстановлением мелиоративной системы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224, 39:05:051206:51, расположенных вблизи поселка Лужки Зеленоградского района Калининградской области.
При проведении визуального осмотра 20 мая 2014 года установлено, что ООО «Амбер плюс» не выполняет обязательные мероприятия по рекультивации, нарушенных в результате незаконной добычи янтаря, земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224 (площадь 299,4 га), 39:05:051206:51 (площадь 145,3 га), расположенных вблизи поселка Лужки Зеленоградского района Калининградской области:
-на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:051206:224 имеются котлованы различной глубины, площади, конфигурации, насыпи грунта неизвестного происхождения, поросшие сорной, древесно-кустарниковой растительностью общей площадью 0,41 га, часть земельного участка является деградированной;
-на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 39:05:051206:51 имеются котлованы различной глубины, площади, конфигурации, насыпи грунта неизвестного происхождения, поросшие сорной, древесно-кустарниковой растительностью общей площадью 3,7 га, часть земельного участка является деградированной.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 20.05.2014 года № 02/163 и послужили основанием для составления в отношении общества 28.05.2014г. протокола об административном правонарушении № 02/152/2014 по ч. 1 ст.8.7 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, управление, признало общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.7 КоАП РФ, и привлекло к административной ответственности, в виде штрафа в размере 40 000 руб. по постановлению № 02/152/2014 от 10 июня 2014г.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства Российской Федерации относятся, в том числе:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (п. 1);
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (п. 2);
- деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п. 8).
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Частью 2 статьи 12 ЗК РФ установлено, что целями охраны земель являются:
1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу пунктов 1, 6 части 1 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- сохранению почв и их плодородия;
- рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв.
Согласно пунктам 3 и 5 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказами Минприроды Российской Федерации от 22.12.1995 N 525 и Роскомзема от 22.12.1995 N 67, рекультивация нарушенных земель осуществляется для их восстановления для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивации, в частности, подлежат земли, нарушенные при проведении строительных, мелиоративных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Таким образом, осуществление работ, повлекших нарушение почвенного покрова, порождают у лица, осуществлявшего эти работы, обязанность по рекультивации земли за счет собственных средств.
Административным органом установлено и подтверждается материалами дела постановлениями Управления гражданин ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за проведение земляных работ на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224 и 39:05:051206:51 и ему Управлением были выданы предписания, в соответствии с которыми он должен:
-представить в Управление Россельхознадзора по Калининградской области копию проекта рекультивации земель, нарушенных при разработке месторождения на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224 и 39:05:051206:51,
-в соответствии с проектом провести рекультивацию на данных земельных участках.
Однако, согласно медицинскому свидетельству о смерти, свидетельству о смерти, выданному отделом ЗАГС администрации МО «Зеленоградский район» от 11.05.2012, гражданин ФИО1 умер 11.11.2011. Таким образом, обязанность по проведению рекультивации с восстановлением мелиоративной системы возложена на собственника данных земельных участков, т.е. на ООО «Амбер плюс».
На основании приказа Управления от 16 августа 2012 года № 948 в период с 24 сентября по 04 октября 2012 года проводилась плановая выездная проверка в отношении ООО «Амбер плюс» в сфере сохранения плодородия почв. По результатам проведенной проверки Обществу выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований законодательства РФ в области земельного надзора от 04.10.2012 № 02/402. В соответствии с п. 3 и п. 4
вышеуказанного предписания ООО «Амбер плюс» обязано в срок до 01 октября 2013 года:
-провести рекультивацию с восстановлением мелиоративной системы на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224, 39:05:051206:51, расположенных вблизи поселка Лужки Зеленоградского района Калининградской области;
-провести культуротехнические работы (расчистку земельных участков от древесно-кустарниковой растительности, мусора и иных предметов) на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:28, 39:05:051204:35, 39:05:051206:50, 39:05:051206:51.
Постановлением Управления от 18.10.2012 №02/335/2012 ООО ««Амбер плюс» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ. Постановление вступило в законную силу.
На основании приказов Управления от 11.09.2013 № 1090 и от 16.10.2013 № 1264 в период с 24 сентября по 04 октября 2012 года Управлением Россельхознадзора по Калининградской области проводилась внеплановая выездная проверка исполнения ООО «Амбер плюс» ранее выданного предписания от 04.10.2012 № 02/402 (п.п. 3, 4).
В ходе проведения проверки было установлено, что Общество не выполнило предписание (п.п. 3, 4). По результатам проведенной проверки был составлен протокол об административном правонарушении от 30.10.2013 № 02/341/2013 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Зеленоградского района Калининградской области от 17.12.1013 ООО «Амбер плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 12000 рублей. Постановление вступило в законную силу.
28.10.2013 Обществу было выдано Предписание по устранению нарушений обязательных требований законодательства РФ в сфере обеспечения плодородия почв и земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения) №02/543, которое не исполнено.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», Приказ Минприроды Российской Федерации от 22.12.1995 № 525 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» определяет общие для Российской Федерации требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и является обязательным для использования всеми юридическими, должностными и физическими лицами.
В соответствии с ГОСТ 17.5.1.01-83 «Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения»:
- рекультивация земель - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества;
-технический этап рекультивации земель - этап рекультивации земель, включающий их подготовку для последующего целевого использования в народном хозяйстве;
-биологический этап рекультивации земель - этап рекультивации земель -этап рекультивации земель, включающий комплекс агротехнических фитомелиоративных мероприятий по восстановлению плодородия нарушенных земель.
При рекультивации отвалов и карьерных выемок (в данном случае котлованов) должны выполняться следующие требования:
-предварительное снятие и складирование плодородного слоя почвы в соответствии с требованиями ГОСТ 17.4.3.02-85 «Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ»;
-селективная разработка потенциально плодородных вскрышных пород в объемах, необходимых для создания рекультивационного слоя соответствующих параметров;
-создание отвалов и карьерных выемок с учетом их рекультивации и ускоренного возврата рекультивируемых площадей для использования в народном хозяйстве;
-формирование отвалов и карьерных выемок, устойчивых к оползням и осыпям, защищенных от водной и ветровой эрозии путем их облесения, залужения и (или) обработки специальными химическими и другими материалами;
-обеспечение борьбы с эрозией на отвалах должно производиться на основе зональных требований к противоэрозионной организации территории отвалов;
-проведение мероприятий по организации концентрированного стока ливневых и технических вод путем устройства специальных гидротехнических сооружений;
-очистка или безвредное удаление дренированной из отвалов воды, содержащей токсичные вещества;
-обеспечение мероприятий по регулированию водного режима в рекультивационном слое из пород, обладающих неблагоприятными воднофизическими свойствами;
-создание экрана из капилляропрерывающих или нейтрализующих материалов, (песок, камень, гравий, пленка и т. д.) при наличии в основании рекультивационного слоя токсичных пород;
- формирование отвалов из пород, подверженных горению, но технологическим схемам, исключающим их самовозгорание.
Рекультивируемые земли и прилегающая к ним территория после завершения всего комплекса работ должны представлять собой оптимально организованный и экологически сбалансированный устойчивый ландшафт.
При проведении биологического этапа рекультивации должны быть учтены требования к рекультивации земель по направлениям их использования.
В нарушение вышеуказанного законодательства ООО «Амбер плюс» не провело мероприятия по рекультивации земель, нарушенных в результате незаконной добычи янтаря на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224 (площадь 299,4 га), 39:05:051206:51 (площадь 145,3 га), расположенных вблизи поселка Лужки Зеленоградского района Калининградской области.
При проведении внеплановой выездной проверки установлено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224, 39:05:051206:51 расположенные вблизи поселка Лужки Зеленоградского района Калининградской области, частично деградированы.
Деградация почв - совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно-хозяйственной значимости земель.
В соответствии с Письмом комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 27.03.1995 № 3-15/582, нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова и обусловлено открытыми и закрытыми разработками полезных ископаемых (янтаря) и торфа; строительными и геолого-разведочными работами.
В соответствии с ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требование к рекультивации земель» нарушение земель - процесс, происходящий при добыче полезных ископаемых, выполнении геологоразведочных, изыскательных, строительных и других работ и приводящий к нарушению почвенного покрова, гидрологического режима местности, образованию техногенного рельефа и других качественным изменениям состояния земель.
Нарушенные земли - земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную ценность и являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с ГОСТ 17.5.3.04-83 «Охрана природы. Земли. Общие требование к рекультивации земель» рекультивации подлежат нарушенные земли всех категорий, а также прилегающие земельные участки, полностью или частично утратившие продуктивность в результате отрицательного воздействия нарушенных земель. Рекультивация земель является составной частью технологических процессов, связанных с нарушением земель.
Таким образом, ООО «Амбер плюс» не выполняет обязательные мероприятия по рекультивации, нарушенных в результате незаконной добычи янтаря земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 39:05:051206:224 (площадь 299,4 га), 39:05:051206:51 (площадь 145,3 га), расположенных вблизи поселка Лужки Зеленоградского района Калининградской области.
Факт нарушения обществом земельного законодательства подтверждается актом обследования земель сельскохозяйственного назначения от 07.05.2013 актом проверки № 02/163 от 20.05.2014, фототаблицей, являющейся приложением к акту проверки. Факт бездействия обществом не оспорен.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ, суд считает, что наличие вины заявителя в совершении правонарушения установлено и подтверждено материалами дела, заявителем не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований федерального законодательства. Вина заявителя выразилась в непринятии всех необходимых и достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства.
Исходя из указанных обстоятельств, суд считает, что управлением правильно установлены признаки наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений административным органом процедуры в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также нарушений гарантированных законом процессуальных прав привлекаемого к административной ответственности лица, судом не установлено.
При назначении наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб., управлением учтены положения статьи 4.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Руководствуясь статьями 167-170 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Управления Россельхознадзора по Калининградской области № 02/152/2014 о назначении административного наказания от 10 июня 2014 года ООО «Амбер плюс» отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 (десяти) дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья | С.А.Иванов |
(подпись, фамилия) |