ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-6011/17 от 04.09.2017 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Калининград Дело № А21-6011/2017

«07» сентября 2017 года

Резолютивная часть решения оглашена 04 сентября 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2017 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Любимовой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Косковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения Национальный парк «Куршская коса»

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области

об отнесении земельных участков к категории земель особо охраняемых территорий и объектов

при участии в заседании:

от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 07.06.2017 и паспорту

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный парк «Куршская коса» (ОГРН <***>, место нахождения: 238535, <...>) (далее – ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса», учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (ОГРН <***>, место нахождения: 236016, <...>) (далее – ТУ Росимущества в Калининградской области, заинтересованное лицо) и просит:

- Земельный участок с кадастровым номером 39:05:020401:15 площадью 3688 кв.м., адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, к северо-западу от п. Рыбачий, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 3688 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, к северо-западу от п. Рыбачий, вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

- Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:48 площадью 3130 кв.м., адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, г. Зеленоградск, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 3130 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, г. Зеленоградск, вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

- Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:41 площадью 341920 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир трехэтажное жилое здание. Участок находится примерно в 300м. от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., <...>, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 341920 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир трехэтажное жилое здание. Участок находится примерно в 300м. от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., <...>, вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

- Земельный участок с кадастровым номером 39:05:020402:171 площадью 44285 кв.м., адрес: Калининградская область, р-н Зеленоградский, Куршское с/п, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 44285 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Калининградская область, р-н Зеленоградский, Куршское с/п, вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

- Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:49 площадью 70508 кв.м., адрес: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир городское кладбище. Участок находится примерно в 1 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., <...> категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 70508 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир городское кладбище. Участок находится примерно в 1 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., <...> вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

- Земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:539 площадью 62237943 кв.м., адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, Куршское с/п, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 62237943 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, Куршское с/п, вид права: постоянное (бессрочное) пользование.

ТУ Росимущества в Калининградской области, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

Информация о месте и времени предварительного и судебного заседаний была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно статье 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 128 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, введенному Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.03.2010 № 12 «О внесении дополнений в раздел VII Регламента арбитражных судов Российской Федерации».

ТУ Росимущества в Калининградской области отзыв на заявление не представило.

Судебное заседание проведено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав представителя учреждения, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил.

Как следует из материалов дела, 05 июля 2017 года ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» обратилось в адрес ТУ Росимущества в Калининградской области с письмом, согласно которому Учреждение просило земельный участок с кадастровым номером 39:05:020401:15, земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:48, земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:41, земельный участок с кадастровым номером 39:05:020402:171, земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:49, земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:539 считать как земельные участки с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, а земельному участку с кадастровым номером 39:05:020401:15 и земельному участку с кадастровым номером 39:05:010101:48 изменить вид права с сервитута (ограниченного пользования) на постоянное (бессрочное) пользование.

Вышеуказанные земельные участки предоставлены Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования и сервитута.

13 июля 2017 года ТУ Росимущества в Калининградской области в своем письме (исх. №3513 от 13.07.2017 г.) указало, что вышеназванные земельные участки не могут считаться как земельные участки с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, а земельному участку с кадастровым номером 39:05:020401:15 и земельному участку с кадастровым номером 39:05:010101:48 изменён вид права на постоянное (бессрочное) пользование.

ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса», выражая несогласие с полученным ответом ТУ Росимущества в Калининградской области, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

По существу рассматриваемых требований суд находит основания для удовлетворения заявления.

Национальный парк «Куршская коса» учрежден постановлением Совета Министров РСФСР от 06.11.1987 г. № 423 «О создании государственного природного национального парка «Куршская коса» в Калининградской области». Общая площадь национального парка составляет 6621 га и состоит из 6 270 га земель государственного лесного фонда, находящихся в пользовании национального парка, а также включенных в состав парка 351 га земель территорий поселков Морское, Рыбачий, Лесное без изъятия их из хозяйственной деятельности.

Из Свидетельств о государственной регистрации права от 07.10.2015, от 31.03.2016, от 08.07.2015, 05.08.2015 видно, что общая площадь земель лесного фонда, находящихся в пользовании национального парка, составляет 3688 кв.м. + 3130 кв.м. + 341920 кв.м. + 44285 кв.м. + 70508 кв.м. + 62237943 кв.м. = 62 701 474 кв.м. (6 270 га), что соответствует требованиям Постановления Совета Министров РСФСР от 06.11.1987 г. № 423.

Национальный парк «Куршская коса» Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» отнесен к ведению Минприроды (в настоящее время - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации) и включен в Перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в основные задачи Учреждения входит: сохранение природных комплексов, уникальности эталонных участков и объектов и т.д.

Таким образом, правовая деятельность ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса» корреспондируется с исполнением им публично-значимых функций, возложенных государством на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации и делегированных в последующем Учреждению.

В силу специфики конституционно-правового регулирования указанных общественных отношений в Конституции Российской Федерации устанавливаются общие ориентиры, т.е. абстрактные нормы, предполагающие, что их детализация будет осуществляться федеральными законами (п. 5 Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 г. № 1261-О-О).

Такая детализация в отношении особо охраняемых природных территорий нашла свое отражение в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в Земельном кодексе Российской Федерации и иных Федеральных законах.

В силу того, что в данной ситуации необходимо исходить из позиции экологической безопасности государства (ст. 1 Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды») и требований Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», определяющего режим особой охраны данной территории, то приоритет иных Законов РФ не является безусловным. В частности, он может быть ограничен правилами о том, что в случае коллизии между различными нормативными правовыми актами равной юридической силы приоритетными признаются последующие нормативные правовые акты (в частности, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»), которые специально предназначены для урегулирования государственных функций в установленной сфере и соответствующих отношений.

Аналогичная позиция изложена в п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. № 673-О-О, согласно которому в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

Таким образом, специально предназначенными для урегулирования данного спора являются, прежде всего, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, который определяет сам оборот земельных участков исключительно в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 27), но одновременно вводит также и ограничения невозможности приватизации земель национальных парков в силу их принадлежности к федеральной собственности и выводит их из оборота (ч. 3, ч. 4 ст. 27 Закона № 136-ФЗ), а также является более поздним по отношению к вышеназванным федеральным законам.

Из Свидетельства о государственной регистрации права 39-39/003-39/003/007/2015-474/1 от 07.10.2015 г., Свидетельства о государственной регистрации права 39-39/003-39/003/007/2015-475/1 от 07.10.2015 г. видно, что земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:48 и земельный участок с кадастровым номером 39:05:020401:15 предоставлены Учреждению на праве сервитута.

В соответствии с п.1 ст.23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и, в частности, в следующих случаях: 1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; 2) проведение изыскательских работ; 3) ведение работ, связанных с пользованием недрами (ст. 39.23. Земельного кодекса РФ).

Однако вышеуказанные случаи не относятся к ФГБУ Национальный парк «Куршская коса».

В соответствии с пунктом 1 статьи 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Установление сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков в тех случаях, когда потребности одного из них, связанные с использованием принадлежащего ему имущества, не могут быть удовлетворены иным образом. Эти интересы могут быть обеспечены как путем добровольного подписания собственниками господствующего и обслуживающего земельных участков соглашения о сервитуте, так и в судебном порядке.

Кроме того, сервитут - единственный вид вещного права, который устанавливается помимо воли собственника земельного участка (п. 3 ст. 274 ГК РФ).

Однако не было учтено, что земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 1 ст. 268 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 39.9. Земельного кодекса Российской Федерации), то есть норма Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» является специальной по отношению к иным нормам, в том числе, нормам Земельного кодекса РФ.

Суд соглашается с доводом Учреждения о том, что в случае наличия вышеуказанных земельных участков с кадастровым номером 39:05:010101:48, с кадастровым номером 39:05:020401:15 в постоянном (бессрочном) пользовании у иного юридического лица и в случае удовлетворения данного заявления будет лишь свидетельствовать о техническом переоформлении Управлением данных правоотношений путем предоставления вышеназванных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению и установление сервитута для иного юридического лица, чьи объекты могут находиться на данных двух земельных участках.

Не может применяться и пункт 11 статьи 39.20. Земельного кодекса РФ, регламентирующий тот случай, что если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц. Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется. В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка.

Наличие помещений в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, которые находится непосредственно на территории национального парка и принадлежат иному юридическому лица, а земельный участок ему предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, не поставлены в правовую зависимость по не предоставлению земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование именно федеральному государственному бюджетному учреждению, осуществляющим управление национальным парком. Иное противоречило бы норме специального права, которая указывает на необходимость именно на территории национального парка предоставлять все земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование непосредственно федеральному государственному бюджетному учреждению, осуществляющим управление национальным парком (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

Таким образом, иного способа в силу прямого указания специальной нормы Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» по предоставлению земельных участков Учреждению как в постоянное (бессрочное) пользование во исполнение Учреждением своих публично-значимых функций по сохранению особо охраняемой природной территории не имеется.

В этой связи земельному участку с кадастровым номером 39:05:020401:15 и земельному участку с кадастровым номером 39:05:010101:48 может быть изменён вид права на постоянное (бессрочное) пользование в силу прямого указания закона.

В отношении отнесения земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:020401:15, 39:05:010101:48, 39:05:010101:41, 39:05:020402:171, 39:05:010101:49, 39:05:000000:539 к землям особо охраняемых территорий и объектов в силу прямого указания закона, суд отмечает следующее.

Согласно ст. 2, 12 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 94, 95 Земельного кодекса Российской Федерации национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Статьёй 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

Как уже указывалось выше, специально предназначенными для урегулирования данного вопроса являются, прежде всего, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также Земельный кодекс Российской Федерации.

Пункт 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков приватизации не подлежат; аналогичные положения содержатся и в федеральных законах «Об особо охраняемых природных территориях» (пункт 3 статьи 16), от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (пункт 5 статьи 58) и от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (пункт 8 статьи 28).

При этом развитие земельного и природоохранного законодательства свидетельствует о том, что специфика правового режима земельных участков особо охраняемых природных территорий складывается под воздействием системы природоохранных предписаний, запретов, определяющих пределы оборотоспособности и допустимые способы эксплуатации этих объектов гражданских прав. Законоположения, устанавливающие запрет на приватизацию земельных участков в границах государственных заповедников и национальных парков, направлены на сохранение и развитие земель особо охраняемых природных территорий как важнейшего компонента окружающей среды и - притом что право на приватизацию земли не относится к числу конституционных - не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан (аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. № 2742-0).

Также ни Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ни Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» не предусматривают возможность использования особо охраняемой зоны национального парка для спортивной и любительской охоты и рыболовства, что согласуется с позицией, изложенной в Решении от 24 апреля 2017 г. № АКПИ17-192 Верховного суда РФ.

Согласно п. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как указано выше, такими специальными федеральными законами являются Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Как указано в п. 6 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли особо охраняемых природных территорий используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами. Земля в соответствии с постановлением № 423 Совета Министров РСФСР от 06 ноября 1987 года была выделена в целях сохранения уникальных природных комплексов Куршской косы. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (п. 3 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

Кроме того, исходя из буквального толкования положений статей 1, 7, статей 94-95 ЗК РФ отнесение земель к той или иной категории зависит от фактического использования.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении ВАС РФ от 19.11.2013 г. №8536/13, вид разрешенного использования земельного участка приводится также в соответствии с фактическим.

К тому же разрешенное использование земельного участка не может противоречить разрешенному использованию и функциональному назначению объектов капитального строительства, которые на нем расположены (аналогичная позиция изложена и в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2015 г. № Ф05-1604/15 по делу № А40-10093/2014; Постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 октября 2013 г. № Ф03-4351/13 по делу № А51-24074/2012).

Согласно ст. 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. Вышесказанное также подтверждается Федеральным законом № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» указано, что для особо охраняемых природных территорий установлен режим особой охраны.

Из вышеуказанных норм и в их системной взаимосвязи, а также с учётом сложившейся судебной практики следует вывод о том, в рамках постановления Совета Министров РСФСР от 06.11.1987 г. № 423 «О создании государственного природного национального парка «Куршская коса» в Калининградской области» предоставленные Учреждению земельные участки фактически используются Учреждением для целей, связанных с сохранением особо охраняемых природных территорий в силу приоритета принципа публичных интересов, и в силу прямого указания закона могут считаться как земельные участки с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, вид права: постоянное (бессрочное) пользование.

В настоящее время национальный парк «Куршская коса» располагается на землях лесного фонда, порядок использования и распоряжения такими земельными участками осуществляется в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ.

Из разъяснений, данных в письмах Минэкономразвития России (исх. № 21802-ПК/Д23и от 11.10.2013 г., исх. № 26438-ПК/Д23и от 29.11.2013 г.), Минприроды России (исх. № 12-29/8969 от 29.03.2017 г.) следует, что государственные власти субъектов РФ принимают решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.

Однако такая позиция противоречит позиции Росимущества, изложенной в письме № ПП-10/30588 от 28.07.2015, согласно которой установленная категория земель: земли лесного фонда порождает правовую коллизию при использовании и распоряжении территорией национальных парков, создавая противоречия, которые возникают в процессе правоприменения и осуществления уполномоченными органами и должностными лицами своих действий, а также препятствует реализации интересов РФ и обеспечению надлежащей защиты особо охраняемых природных территорий.

Также установленная для указанных выше земельных участков категория земель противоречит действующему законодательству и препятствует осуществлению Росимуществом полномочий собственника имущества (письмо Росимущества № ПП-10/51617ж от 07.12.2015).

Таким образом, принятие решения государственными властями субъектов РФ о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда, на которых в настоящее время располагается национальный парк «Куршская коса», приведет к правовой неопределенности, изменению границ самого национального парка, невозможности осуществлять Учреждением свои публично-значимые функции по сохранению природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов Куршской косы, которая Комитетом по мировому наследию ЮНЕСКО внесена в список мирового наследия, что подлежит особой охране (ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Как указано в п. 4 Определения от 15 июля 2010 г. №931-О-О Конституционного Суда, избежать нанесения ущерба окружающей среде можно лучше всего с помощью предупредительных мер, что, по сути своей, предполагает отнесение нижеуказанных земельных участков к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и находит их подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Земельный участок с кадастровым номером 39:05:020401:15 площадью 3688 кв.м., адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, к северо-западу от п. Рыбачий, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 3688 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, к северо-западу от п. Рыбачий, вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:48 площадью 3130 кв.м., адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, г. Зеленоградск, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 3130 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, г. Зеленоградск, вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:41 площадью 341920 кв.м., адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир трехэтажное жилое здание. Участок находится примерно в 300м. от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., <...>, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 341920 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир трехэтажное жилое здание. Участок находится примерно в 300м. от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., <...>, вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

Земельный участок с кадастровым номером 39:05:020402:171 площадью 44285 кв.м., адрес: Калининградская область, р-н Зеленоградский, Куршское с/п, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 44285 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Калининградская область, р-н Зеленоградский, Куршское с/п, вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

Земельный участок с кадастровым номером 39:05:010101:49 площадью 70508 кв.м., адрес: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир городское кладбище. Участок находится примерно в 1 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., <...> категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 70508 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир городское кладбище. Участок находится примерно в 1 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Калининградская обл., <...> вид права: постоянное (бессрочное) пользование;

Земельный участок с кадастровым номером 39:05:000000:539 площадью 62237943 кв.м., адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, Куршское с/п, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: национальный парк считать как земельный участок площадью 62237943 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: национальный парк, адрес: Калининградская обл., р-н Зеленоградский, Куршское с/п, вид права: постоянное (бессрочное) пользование.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья С.Ю. Любимова