Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2-4, г. Калининград, 236016
E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-6201/2014
22 сентября 2014 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Зинченко С.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области (ОГРН <***>; место нахождения: 236035, <...>)
о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>; место нахождения: 131000, <...>)
к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области (далее – управление, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (далее – предприятие, заинтересованное лицо) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 24.07.2014 данное заявление с учетом наличия признаков, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
При рассмотрении в порядке упрощенного производства дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, применяются также особенности, установленные разделом III настоящего Кодекса (часть 1 статьи 226 АПК РФ).
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом (в порядке статей 123, 228 АПК РФ) о принятии заявления к производству и рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 5 статьи 228 АПК РФ настоящее дело рассматривается без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьёй 71 АПК РФ, суд установил следующее.
02.07.2014 в Управление Роскомнадзора по Калининградской области поступила жалоба гражданина ФИО1 на неполучение в установленный срок ответа на поданную ФГУП «Почта России» письменную претензию о невручении и розыске направленного ему международного почтового отправления № RF205588898SG.
28.03.2014 ФИО1 в отделении почтовой связи Черняховск 238154 была зарегистрирована письменная претензия о невручении и розыске направленного ему международного почтового отправления (МПО) № RF205588898SG.
11.04.2014 ОСП Черняховский почтамт был направлен запрос по розыску данного отправления в Департамент претензионной работы по розыску МПО г. Москва.
15.04.2014 письмом № 20.8-2.1-6-С-З ОСП Черняховский почтамт проинформировало заявителя о направлении запроса по розыску данного отправления, а также сообщило о том, что в соответствии с «Порядком работы с обращениями пользователей услугами ФГУП «Почта России» в отделениях почтовой связи, почтамтах и филиалах и составления отчетности по ним в структуре Предприятия» ответ на претензию заявителя будет предоставлен непосредственно Департаментом претензионной работы по розыску МПО г. Москва.
Претензия была получена Департаментом претензионной работы по розыску МПО 17.04.2014.
26.05.2014 Департаментом претензионной работы по розыску МПО был подготовлен ответ № 82.2.4.2.2-10453-4/44 на претензию ФИО1
Однако в ходе проверки документов (реестр почтовых отправлений, уведомление о вручении почтового отправления), подтверждающих направление ответа на претензию у ФГУП «Почта России» выявлено не было.
Следовательно претензия Департаментом претензионной работы по розыску МПО не была рассмотрена должным образом.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для составления в отношении предприятия в присутствии его представителя протокола № 206 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а в дельнейшем – для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Суд, рассмотрев заявление и представленные доказательства, признает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Наличие в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ подтверждается материалами дела.
Пунктом 52 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2005 № 221 (далее Правила) предусмотрено, что Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Частью 7 статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» установлено, что претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме.
Согласно статье 17 (пункты 1, 2) Конвенции Всемирного почтового союза (ВПС), каждый назначенный оператор обязан принимать рекламации о любом почтовом отправлении, поданном в его собственной службе или службе другого назначенного оператора, если только они представлены в течение 6 месяцев со следующего дня после дня подачи отправления. В случае рассмотрения вопроса выплаты материального ущерба, в соответствии с положениями Конвенции ВПС, срок рассмотрения может быть продлен до 3 месяцев.
В соответствии с п. 3.6 статьи РП 145 Регламента почтовых посылок Всемирного почтового союза (далее - Регламент) бланк рекламации и прилагаемые к нему документы должны быть возвращены назначенному оператору страны подачи рекламации в кратчайший срок и не позднее чем через два месяца со дня подачи первоначальной рекламации. Согласно статье РП 153 Регламента выплата должна быть произведена в возможно короткий срок и не позднее чем в течение трехмесячного срока считая со дня, следующего за днем подачи рекламации.
Срок рассмотрения претензий - в течение 2-х месяцев - также установлен и порядком регистрации и рассмотрения претензий ФГУП «Почта России».
Согласно пункту 55 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, порядок регистрации и рассмотрения претензий устанавливается оператором почтовой связи (то есть ФГУП «Почта России»). Инструкцией СМК.ФГУП.И.1.8.4/1 «Порядок работы с обращениями пользователей услугами ФГУП «Почта России» в отделениях почтовой связи, почтамтах и филиалах и составления отчетности по ним в структуре Предприятия» (далее - Инструкция) ФГУП «Почта России» был установлен подобный порядок. Пунктом 7.4.13 Инструкции предусмотрено, что заявления относительно розыска исходящих международных почтовых отправлений, с имеющимися материалами о сдаче почтового отправления в ММПО и копией квитанции, в течение 10 дней с даты регистрации, направляются из почтамтов в ДПР (Департамент претензионной работы) почтовыми каналами. Заявитель уведомляется почтамтом о том, что заявление направлено в ДПР и по окончании проверки он получит ответ непосредственно из ДПР. В соответствии с пунктом 7.5.7. Инструкции заявления пользователей услугами почтовой связи по розыску международных почтовых отправлений рассматриваются в течение 2-х месяцев, с момента их регистрации в ДПР. В случае рассмотрения вопроса выплаты материального ущерба, в соответствии с положениями Всемирной почтовой конвенции, срок рассмотрения может быть продлен до 3 месяцев.
Таким образом, ответ на зарегистрированную 28.03.2014 претензию ФИО1, должен быть дан ФГУП «Почта России» не позднее 28.05.2014.
Однако никакого документа (реестра почтовых отправлений, кассового чека о направлении почтового отправления, уведомления о вручении почтового отправления), подтверждающего направление ответа на претензию до указанной даты у ФГУП «Почта России» не имеется.
Тем самым, ФГУП «Почта России» были нарушены обязательные требования:
-пункта 52 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2005 г. № 221 - претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
-пункта 7 статьи 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» -претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию, должно быть сообщено в письменной форме;
-пункта 5 лицензии ФГУП «Почта России» № 108074 -лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Время совершения нарушения: 28.05.2014 - окончание установленного обязательными требованиями срока направления письменного ответа с результатами рассмотрения претензии пользователя услугами связи.
Место совершения правонарушения: по месту неполучения ответа на претензию и адресу регистрации ФИО1
Вина ФГУП «Почта России состоит в непринятии им всей совокупности действий по соблюдению обязательных требований нарушенных нормативных правовых актов и условий лицензии.
У суда отсутствуют основания полагать, что нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Нарушение условий лицензии повлекло нарушение прав потребителей услуг связи.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены.
Оснований для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств наличия обстоятельств отягчающих административную ответственность предприятия, суд признает необходимым применить наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В определении суда лицам, участвующим в деле, предлагалось раскрыть и предоставить суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела, а также разъяснялись положения ч. 3 ст. 65 и ч. 1 ст. 66 АПК РФ. Также суд обращал внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Калининградской области (ОГРН <***>; место нахождения: 236035, <...>) удовлетворить.
Привлечь федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (ОГРН <***>; место нахождения: 131000, <...>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Штраф перечислить по следующим реквизитам:
УФК по Калининградской области (Управление Роскомнадзора по Калининградской области),
ИНН <***>; КПП 390601001; код ОКАТО 27701000001;
счет № 40101810000000010002;
наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области;
БИК 042748001;
Наименование платежа: административный штраф
Код бюджетной классификации: 096 1 16 900 40 04 6000 140.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья С.А. Зинченко