Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, Калининград, 236040
kaliningrad.info@arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Калининград Дело №А21-702/2017
« 27 » марта 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена « 21 » марта 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме « 27 » марта 2017 года.
Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Залужной Ю.Д.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Андреевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Военной прокуратуры Балтийского гарнизона Балтийского флота
к ООО «Градстройпроект»
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 по удостоверению,
ФИО2 по удостоверению,
от лица, привлекаемого к ответственности: ФИО3 по доверенности от 10.02.2017, паспорту
установил:
Военная прокуратура Балтийского гарнизона Балтийского флота (далее – военная прокуратура, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) общества с ограниченной ответственностью «Градстройпроект» (ОГРН <***> ИНН <***>, юридический адрес: Москва, ул. Брянская, д. 2, пом. 2) (далее – Общество, ООО «Градстройпроект», лицо, привлекаемое к ответственности) в виде штрафа за осуществление строительства без разрешительных документов.
В судебном заседании представители военной прокуратуры поддержали заявленные требования, просили привлечь Общество к административной ответственности.
Представитель Общества возражал против заявленных требований, полагая, что состав правонарушения отсутствует.
В порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) сторонами раскрыты и предоставлены суду все известные им доказательства, имеющие значение для правильного и полного рассмотрения дела.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 15.09.2016 между Министерством обороны Российской Федерации и АО «ГУОВ» заключен государственный контракт № 1617187377432090942000000 на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации и строительству объекта: «Обустройство базового военного городка для размещения соединений и войсковых частей в военном городке № 67 г. Балтийск. 1 этап – строительство двух казарм кубрикового типа на 400 человек каждая с инженерными сетями, сооружениями и благоустройством» (шифр объекта КОР/Б-67/1).
21.11.2016 АО «ГУОВ» заключило договор № 1617187377432090942000000/2016/2-1173 с ООО «Сатстрой» на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации и строительству объекта: «Обустройство базового военного городка для размещения соединений и войсковых частей в военном городке № 67 г. Балтийск. 1 этап – строительство двух казарм кубрикового типа на 400 человек каждая».
В свою очередь, в соответствии с договором субподряда от 24.11.2016 № 1617187377432090942000000/2016/2-1173/Б1-06 во исполнение указанного государственного контракта фактическое строительство указанного объекта осуществляется ООО «Градстройпроект».
28.11.2016 военной прокуратурой совместно со специалистами 225 Отдела ГАСН в войсковой части 06017 установлено, что на участке строительства шифр КОР/Б-67/1, расположенного на территории военного городка № 67 войсковой части 06017 (г. Балтийск) работниками Общества произведены строительные работы – устройство монолитных железобетонных фундаментов, монтаж металлического каркаса зданий, вынос инженерных сетей из пятна застройки.
Однако, в ходе проверки выявлено и подтверждается актом от 29.11.2016, что на выполнение строительных работ разрешение на строительство в соответствии с требованиями статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) военной прокуратуре не представлено (отсутствует), а имеющееся разрешение на работы подготовительного периода подразумевает собой лишь проведение земляных работ, снятие плодородного слоя почвы, планировку территории, устройство ограждений и строительство временных зданий и сооружений производственного, складского, бытового и общественного назначения.
По результатам проверки военным прокурором 31.01.2017 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Градстройпроект», ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Материалы проверки вместе с постановлением, направлены в Арбитражный суд Калининградской области для принятия решения о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд находит требования военного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. В соответствии с пунктом 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Следовательно, только после получения разрешения на строительство появляется возможность осуществления строительства и использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
На основании части 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Факт самовольного осуществления строительства ООО «Градстройпроект» подтверждается актом проверки от 29.11.2016, утвержденным начальником отделения 255 Отдела ГАСН, рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения от 30.01.2017, фототаблицами.
Судом проверен субъектный состав лиц, несущих ответственность за осуществление строительства без разрешения.
В абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Таким образом, ООО «Градстройпорект» приступая к выполнению работ согласно договору субподряда № 1617187377432090942000000/2016/2-1173/Б1-06 от 24.11.2016 должно было убедиться в наличии разрешения на строительство.
Факт проведения строительных работ в отсутствие разрешения на строительство подтверждается материалами административного дела и не оспаривается Обществом.
При этом полученное в ходе рассмотрения дела разрешение на строительство от 07.02.2017 № 39-39313000-1004-2017-153, не может служить доказательством, исключающим административную ответственность за выявленное правонарушение.
Процессуальных нарушений при проведении проверки, а также производстве по делу об административном правонарушении военной прокуратурой не допущено.
Исходя из изложенного выше, в отсутствие у ООО «Градстройпроект» разрешения на строительство спорного объекта, следует признать наличие в действиях лица, привлекаемого к ответственности состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Вина Общества состоит в пренебрежительном отношении к требованиям действующего законодательства в области строительства, содержащего прямой запрет на осуществление строительства без необходимой разрешительной документации. Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, суду не представлено.
Обстоятельств смягчающих или отягчающих административную ответственность, предусмотренных в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
Никаких исключительных обстоятельств, позволяющих суду применить статьи 2.9, часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, судом не выявлено и о таких обстоятельствах суду не заявлено.
Учитывая изложенное, ООО «Градстройпроект» подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ с наложением административного штрафа в минимальном размере 500 000 рублей.
Административный штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Калининградской области, г. Калининград БИК 042748001
Получатель: ИНН <***> КПП 390601001
УФК по Калининградской области (ФКУ «УФО МО РФ по Калининградской области»)
л/сч <***>, р/сч <***> \
ОКАТО 27401000000 КБК 18711690010017000140.
Назначение платежа – административные штрафы.
В соответствии с частью 4.2 статьи 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Указать ООО «Градстройпроект» на необходимость представления в Арбитражный суд Калининградской области сведений об уплате административного штрафа с приложением копии платежного документа.
Разъяснить Обществу, что в случае если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего решения у арбитражного суда Калининградской области будут отсутствовать сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании статьи 32.2 КоАП РФ экземпляр настоящего постановления будет направлен для взыскания административного штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю, определяемому исходя из статьи 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь статьями 167 - 170, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требования Военного прокурора Балтийского гарнизона Балтийского флота удовлетворить.
Привлечь ООО «Градстройпроект» (ОГРН <***>) к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья Ю.Д. Залужная