Арбитражный суд Калининградской области
Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016
E-mail: info@kaliningrad.arbitr.ru
http://www.kaliningrad.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Калининград Дело № А21-7912/2013
« 03 » декабря 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена « 28 » ноября 2013 года
Полный текст решения изготовлен « 03 » декабря 2013 года
Арбитражный суд Калининградской области в составе
председательствующего судьи Шанько О.А.
судей Ефименко С.Г., Талалас Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумаковым В.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
ООО «Фидес-Строй» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации городского округа «Город Калининград» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
Городскому Совету депутатов города Калининграда (ОГРН <***>, ИНН <***>)
Третьи лица: Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград»,
Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград»
о признании Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» частично не соответствующими федеральным законам и недействующими в оспариваемой части
при участии:
от заявителя: генеральный директор ФИО1 выписка, паспорт; ФИО2 дов., паспорт
от заинтересованных лиц: извещены, явку представителей не обеспечили
от третьих лиц: извещены, явку представителей не обеспечили.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фидес-Строй» (далее – ООО «Фидес-Строй», Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Администрация), Городскому Совету депутатов города Калининграда (далее – Совет депутатов) о признании Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденных Решением Окружного Совета депутатов г.Калининграда (четвертого созыва) № 146 от 29.06.2009, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:133007:392, площадью 6500 кв.м., с разрешенным использованием «под строительство многоквартирного дома», расположенного по адресу: <...> к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности «РЗ-4» «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки» - «Лиеп», не соответствующими Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», и недействующими в оспариваемой части.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Комитет муниципального имущества) и Комитет архитектуры и строительства администрации городского округа «Город Калининград» (далее – Комитет архитектуры и строительства).
Заинтересованные лица и третьи лица о месте и времени судебного заседания извещены, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания была размещена арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» в установленные законом сроки, согласно статье 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заинтересованных и третьих лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представители ООО «Фидес-Строй» заявленные требования поддержали в полном объеме, просили суд заявление удовлетворить, сославшись на представленные в материалы дела документы.
Заслушав представителей Общества, исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что на основании определения Арбитражного суда Калининградской области от 17.05.2012 по делу № А21-3162/2012 между Администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Дельта» (далее – ООО «Дельта») 02.07.2012 заключен договор № 011429 на передачу в аренду городских земель, предметом которого выступает земельный участок площадью 6500 кв.м. с кадастровым номером 39:15:133007:392, имеющий разрешенное использование «под строительство многоквартирного дома», расположенный по адресу: <...>. Договор заключен сроком по 17.05.2015 (пункт 2.1 договора).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 13.09.2012 за номером 39-39-01/304/2012-064.
На основании соглашения № 011429-1/УА от 15.10.2012, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области 16.11.2012 за номером 39-39-01/390/2012-579, права и обязанности арендатора по вышеназванному договору ООО «Дельта» были уступлены заявителю.
Для целей проектирования и последующего строительства заявителем в Комитете архитектуры и строительства получен градостроительный план земельного участка № RU39301000-3751 от 11.01.2013 (далее – ГПЗУ), из которого следует, что являющийся предметом аренды земельный участок отнесен к зоне застройки среднеэтажными жилыми домами Ж-2. На странице 5 ГПЗУ указано, что земельный участок имеет ограничение в использовании по условиям охраны объектов культурного наследия, поскольку полностью размещен в зоне «РЗ-4» - «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки» - «Лиеп».
Как следует из ГПЗУ, зона Ж-2 предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными домами (5-8 этажей), допускается размещение объектов социальными и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Среди основных видов разрешенного использования закреплены «многоквартирные жилые дома 5-8 этажей» и «многоквартирные жилые дома 2-4 этажа». Среди условно разрешенных видов использования присутствуют «многоквартирные жилые дома до 10 этажей».
Как следует из пояснений заявителя, в этой связи в ГПЗУ закреплена максимальная этажность 8 этажей при максимальной высоте 35 м. При этом сведения о каких-либо обременениях или ограничениях в использовании в тексе самого договора, а также в кадастровом паспорте земельного участка от 08.06.2012 и кадастровой выписке о земельном участке от 07.12.2012 отсутствуют.
Намереваясь осуществить строительство многоквартирного жилого дома высотой в 10 этажей, заявитель 15.05.2013 обратился в Комитет архитектуры и строительства с запросом на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка – «многоквартирные жилые дома до 10 этажей».
Из материалов усматривается, что письмом от 23.05.2013 Комитет архитектуры и строительства отказал в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид со ссылкой на несоответствие проектного количества квартир и площади жилья требованиям законодательства (как следует из пояснений заявителя, данные замечания будут учтены и подлежат корректировке при проектировании). Однако основанием к отказу явилось нахождение земельного участка в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности с индексом «РЗ-4» - «предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки» - «Лиеп», в которой разрешается новое строительство высотой не более 4 этажей.
Учитывая, что указанные ограничения в использовании земельного участка не отвечают экономическим интересам Общества, полагая, что отнесение Правилами землепользования и застройки земельного участка к зоне с особыми условиями использования территорий по условиям охраны объектов культурного наследия: «РЗ-4»- «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки» - «Лиеп» не соответствует Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением в порядке главы 23 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные ООО «Фидес-Строй» требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 192 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения (вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 30 ГрК РФ, виды разрешенного использования земельных участков и ограничения использования земельных участков являются составной частью градостроительных регламентов.
Картой градостроительного зонирования городского округа «Город Калининград», являющейся Приложением № 1 к Правилам землепользования и застройки, установлены границы территориальных зон.
Согласно карте градостроительного зонирования городского округа «Город Калининград» (приложение № 1) спорный земельный участок с кадастровым номером 39:15:133007:392, находящийся в аренде у Общества, предоставленный под строительство многоквартирного дома по ул. Аксакова в г. Калининграде, полностью расположен в территориальной зоне Ж-2 и в зоне с индексом «РЗ-4» - «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки - «Лиеп».
Названная зона «Ж-2» предназначена для застройки многоквартирными среднеэтажными жилыми домами; допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
В указанной зоне РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки» согласно Правилам землепользования и застройки, разрешается выборочное малоэтажное индивидуальное строительство (преимущественно 2 этажа + мансарда).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зоны охраны объекта культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории. Зоны охраны включают в себя охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зону охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
При этом в силу пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Закона Калининградской области № 344 от 17.12.2003 № 344 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области» границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного значения, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются Правительством Калининградской области на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия и положительного заключения историко-культурной экспертизы.
Порядок подготовки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 (далее - Положение), предусматривающим, что проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Судом установлено, что указанное Положение предусматривает определенную последовательность действий по разработке и утверждению зон охраны объектов культурного наследия, включающую в себя разработку проекта зон охраны, организуемую соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, прохождение проектом зон охраны государственной историко-культурной экспертизы и утверждение его соответствующим органом государственной власти.
Согласно пунктам 13 и 14 названного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проект зон охраны объекта культурного наследия в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе, положительное заключение которой является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии с пунктом 16 данного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает по согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает, что границы зон охраны объекта культурного наследия могут быть утверждены соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы и предварительного согласования с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.
Однако на дату рассмотрения спора по существу документ об установлении ограничений на использование земельных участков и объектов недвижимости в границах охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, как и сами охранные зоны, Правительством Калининградской области не утвержден.
Таким образом, при принятии оспариваемых ООО «Фидес-Строй» Правил землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» был нарушен предусмотренный федеральным законодательством порядок установления зон охраны объектов культурного наследия, поскольку проект зон охраны, предусматривающий отнесение спорного земельного участка с кадастровым номером 39:15:133007:392 к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности РЗ-4 «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки», до настоящего времени не разработан, не согласован в установленном порядке с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Правительством Калининградской области не утвержден.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что указанные нарушения при подготовке и принятии оспариваемых Правил землепользования и застройки сделали невозможным использования земельного участка по назначению, что свидетельствует о нарушении прав Общества на застройку указанного земельного участка.
В силу части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, бремя доказывания соответствия действующему законодательству оспариваемого Обществом Решения Совета депутатов об утверждении Правил землепользования и застройки, возложено на заинтересованных лиц.
Однако заинтересованные лица не представили суду доказательств, подтверждающих полное соответствие оспариваемого Обществом нормативного акта требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Суд приходит к выводу о том, что при принятии оспариваемого в части нормативного правового акта нарушены права Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ООО «Фидес-Строй» лишено возможности осуществлять строительство многоквартирного жилого дома на территории принадлежащего ему на праве аренды земельного участка.
Доказательств, опровергающих данный вывод, заинтересованными лицами суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:133007:392, к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности «РЗ-4» - «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки» - «Лиеп», не соответствуют действующему законодательству, а именно: Конституции Российской Федерации, статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, статье 32 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, статье 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьям 7 и 23 Закона Калининградской области № 344 от 17.12.2003 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области».
При таком положении арбитражный суд считает указанные Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград» в оспариваемой части не действующими.
С учетом изложенного, заявленные ООО «Фидес-Строй» требования суд находит правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В этой связи, возмещение расходов Общества на оплату государственной пошлины в размере 2 000 рублей следует отнести на Совет депутатов.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление общества с ограниченной ответственностью «Фидес-Строй» удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные Решением Окружного Совета депутатов г.Калининграда (четвертого созыва) № 146 от 29.06.2009, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:15:133007:392, площадью 6500 кв.м., с разрешенным использованием «под строительство многоквартирного дома», расположенного по адресу: <...> к территориальной зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности «РЗ-4» - «Предместные поселения с преимущественно малоэтажным характером застройки» - «Лиеп», не соответствующими Конституции Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и не действующими в оспариваемой части.
Взыскать с Городского Совета депутатов г. Калининграда в пользу общества с ограниченной ответственностью «Фидес-Строй» уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца.
Председательствующий О.А. Шанько
Судьи С.Г.Ефименко
Е.А.Талалас