ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-8390/20 от 21.10.2020 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2-4,  Калининград, 236040

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.  Калининград

Дело № А21-8390/2020

«22» октября 2020 года

Резолютивная часть решения объявлена «21» октября 2020 года.

Решение изготовлено  в  полном объеме «22» октября 2020 года.

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Сергеевой И.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шубиной Н.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть»

к    Балтийско-Арктическому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора)

о признании незаконным и отмене (в части) постановления о назначении административного наказания от 10.08.2020 № 08-18/173

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 24.10.2019, диплом, ФИО2 по доверенности от 16.10.2018, диплом.

установил: Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть», ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...> (далее – Общество,  заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее – Управление, административный орган) о назначении административного наказания от 10.08.2020 № 08-18/173 в части нарушений, изложенных в пунктах 1, 5, 6 мотивировочной части постановления.

        В обоснование ссылается на отсутствие нарушений лицензионных требований, указанных административным органом в вышеприведенных пунктах постановления.

       Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебное заседание не явилось. Заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 АПК РФ.

        В представленном в материалы дела отзыве Управление просит отказать в удовлетворении требований, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного постановления.

        Заслушав представителей Общества, которые в судебном заседании поддержали заявленные требования, исследовав доказательства по делу и дав им оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд установил следующее.

        Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) была проведена плановая документарная проверка Общества, по результатам которой составлен акт от 02.06.2020 № 001-2020-А.

 В ходе проверки установлено, что Общество допустило нарушение требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) и пунктов 3.6, 4.1.9, 4.1.7, 4.1.3 Дополнения № 1 к лицензии ШБТ 10808 НЭ на пользование недрами.

         Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, должностное лицо Росприроднадзора  составило в отношении него протокол от 25.06.2020 № 001-2020/2 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, который был направлен на рассмотрение по подведомственности в отдел государственного надзора на море по Калининградской области Балтийско-Арктического межрегионального управления  Росприроднадзора.

         Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении и представленные Обществом возражения, Врио начальника отдела Управления ФИО3 вынес постановление о назначении административного наказания от 10.08.2020 № 08-18/173, в соответствии с которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

         Посчитав постановление незаконным и нарушающим его права в части вмененных нарушений, указанных в пунктах 1, 5, 6 мотивировочной части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

         Суд признал требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

         В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

 В силу части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективной стороной данного административного правонарушения является пользование недрами с нарушениями условий лицензии.

В соответствии с положениями статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий.

Как установлено пунктом 10 части второй статьи 33 названного Закона  пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Федеральным агентством по недропользованию Обществу выдана лицензия ШБТ 10808 НЭ с целевым назначением – разработка Кравцовского (Д-6) нефтяного месторождения.

Условия пользования недрами Кравцовского месторождения, расположенного в акватории Балтийского моря, установлены в Дополнении № 1 к названной лицензии и являются ее неотъемлемой частью.

Как усматривается из оспариваемого постановления, заявителю вменены 14 нарушений требований Дополнения № 1 к лицензии.

Общество оспаривает нарушения, указанные в пунктах 1, 5, 6 мотивировочной части постановления.

Как указано Управлением в пункте 1 постановления, в фонде скважин Кравцовского месторождения (Д6) отсутствуют три поглощающие скважины, предназначенные для утилизации пластовой воды, предусмотренные   разделом   10.4 технического проекта «Дополнения к технологическому проекту разработки Кравцовского (Д-6) нефтяного месторождения на шельфе Балтийского моря», что является нарушением пункта 3.6 Дополнения № 1 к лицензии ШБТ 10808 НЭ.

Заявитель оспаривает данное нарушение, ссылаясь на раздел 10.4 вышеназванного технического проекта.

        Доводы Общества суд признал обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов.

Согласно пункту 3.6 Дополнения № 1 к лицензии владелец лицензии должен обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке проектных документов по разведке месторождения и добыче углеводородного сырья, в том числе, в части уровней добычи углеводородов и выхода на максимальную проектную мощность.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118   утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение).

В силу пункта 5 данного Положения  проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом.

        В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Положения в проектную документацию, направляемую для согласования в Федеральное агентство по недропользованию, включаются обоснованные варианты проектных решений, в том числе, в отношении мест размещения попутных вод, способов и режимов эксплуатации скважин.

        По результатам рассмотрения проектной документации комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе (пункт 20 Положения).

        Согласно пункту 24 Положения проектная документация, прошедшая согласование с комиссией (уполномоченным органом), утверждается пользователем недр.

        Как усматривается из материалов дела, протоколом Северо-Западной нефтегазовой секции ЦКР Роснедр по УВС от 11.10.2017 № 93, утвержденным Председателем ЦКР Роснедр по УВС 13.10.2017, работа «Дополнение к проекту разработки Кравцовского (Д-6) месторождения на шельфе Балтийского моря» была согласована в установленном порядке.

        В соответствии с разделом 10.4 Дополнения к технологическому проекту разработки Кравцовского (Д-6) нефтяного месторождения на шельфе Балтийского моря(далее - ДТПР Кравцовского н.м.) предусмотрен транспорт пластовой продукции на береговые сооружения (НСП Романово), где осуществляется утилизация пластовой воды в три поглощающие скважины (стр.238-240 ДТПР).

        При этом указано, что НСП «Романово» располагается в Зеленоградском районе Калининградской области, а не на шельфе.

        Согласно разделу 10.4 ДТПР Кравцовского н.м. данные поглощающие скважины находятся за границами лицензионного участка Кравцовского месторождения, в пределах иного - Романовского лицензионного участка,  следовательно, не должны относиться к фонду скважин Кравцовского месторождения.

        В названном разделе ДТПР отсутствуют указания о том, что упомянутые поглощающие скважины должны быть в фонде скважин Кравцовского  месторождения.      

        Указание Управления на нарушение статьи 19.1 Закона о недрах отклоняется судом.

        Согласно части 3 названной статьи пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с настоящим Законом горных отводов и (или) геологических отводов имеют право на основании утвержденного технического проекта размещать в пластах горных пород попутные воды и воды, использованные для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.

        Как следует из материалов дела, размещение промысловых стоков на Романовском участке недр, имеющем статус горного отвода, осуществляется Обществом в соответствии с лицензией КГЛ № 14970 ЗЭ с целевым назначением и видами работ - «размещение промышленных стоков», а также на основании протокола заседания ТКЗ Севзапнедра № 25-17/КО от 21.07.2017. 

        Согласно выписке из Приложения № 1 к протоколу заседания указанной комиссии, продукция с морской нефтяной платформы МЛСП Д-6 подается по подводному трубопроводу на нефтяной сборный пункт (НСП) «Романово», где нефть отделяется от попутной (пластовой) воды, попутного газа. 

        С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу об отсутствии нарушения, вменяемого Управлением в пункте 1 мотивировочной части постановления, поскольку Обществом выполняются все условия для размещения пластовых вод, предусмотренные как частью 3 статьи 19.1 Закона о недрах, так и разделом 10.4 ДТПР Кравцовского н.м.

Пунктом 5 оспариваемогопостановления указано на то, что в отсутствие утвержденных решений Дополнения к технологическому проекту разработки   Кравцовского   (Д-6)   нефтяного  месторождения на шельфе Балтийского моря в период с 01.01.2017 по 01.05.2020 изменено назначение нефтяных скважин№№ 1, 3, 6, 10 и 12, что является нарушением пункта 3.6 Дополнения № 1 к лицензии ШБТ 10808 НЭ.

Суд признал данное нарушение не доказанным Управлением.

В соответствии с пунктом 7.1 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Минприроды России от 14.06.2016 № 356 (далее – Правила), на стадиях поиска, разведки и разработки месторождений бурятся и выделяются скважины в соответствии с их назначением.

        Согласно пунктам 7.7 и 7.9 вышеуказанных Правил по назначению выделяются эксплуатационные скважины  (в том числе  добывающие), и контрольные скважины (в том числе наблюдательные и пьезометрические). 

        Пунктом 7.10 Правил предусмотрено, что назначение скважин может меняться в процессе разработки месторождения на основании утвержденных решений технического проекта.

       Согласно решениям ДТПР Кравцовского н.м. предусмотрено отключение скважин, то есть  выбытие их из эксплуатационного фонда, при достижении обводненности продукции 96% или минимального дебита нефти 10 т/сут(стр. 181 ДТПР).

        В силу пункта 9.11 Правил скважины, выбывшие из эксплуатационного фонда, могут переводиться в контрольный фонд для проведения исследовательских работ.  

        Согласно решениям ДТПР Кравцовского н.м. предусмотрено, что фонд наблюдательных скважин формируется по мере выбытия скважин из эксплуатации (раздел 12.7 стр.252 ДТПР).

        В данном разделе ДТПР прямо указано на уже состоявшееся к 2017 году  изменение назначения части скважин: скважина № 10 является контрольной и числится в наблюдательном фонде; скважины № 3 и № 12 выведены из эксплуатации по причине достижения предельной обводненности продукции (стр.93 ДТПР) и  указаны как пьезометрические (разновидность контрольной).

        Таким образом, вышеуказанные скважины не меняли свое назначение в период 2017-2020 годов. Доказательств обратного Управлением суду не представлено.  

Согласно имеющимся в материалах дела паспортам скважин № 1 и № 6 перед выводом этих скважин из эксплуатации их обводненность составляла свыше 96% (скважина № 1 - 97-98,2%, скважина № 6 - 96,1-100%).

        В соответствии с пунктом 5.12 Правил допускаются отклонения по действующему фонду добывающих скважин относительно установленных в ТСР (технологической схеме разработки месторождения), ТПР (технологическом проекте разработки месторождения), и дополнениях к ним.

Отклонения в сторону уменьшения количества добывающих скважин в действующем фонде устанавливаются в следующем объеме: при количестве действующих добывающих скважин на месторождении до 10 штук - в соответствии с фактически достигнутым количеством скважин.

Решением ЦКР Роснедр по УВС от 11.10.2017 № 93 установлено количество действующих скважин на Кравцовском н.м. в 2017-2018 годах в количестве 10 единиц, в 2019-2020 годах в количестве 9 единиц.

        Таким образом, допустимое отклонение при уменьшении количества добывающих скважин в действующем фонде устанавливается в соответствии с фактически достигнутым количеством скважин (то есть не ограничивается).

Следовательно, нарушений требований законодательства при уменьшении эксплуатационного фонда скважин путем вывода из него скважин № 1 и № 6 заявителем не допущено.

С учетом вышеизложенной позиции суд признал, что отсутствует  нарушение, вмененное Управлением в пункте 5 мотивировочной части постановления.

В пункте 6 оспариваемого постановления указано на отсутствие Актов приемки в эксплуатацию законченных бурением и обустройством скважин № 8 и № 10 нефтяного месторождения Кравцовское (Д-6) на Балтийском море, состоящих в фонде скважин Общества, содержащих сведения о сдаче подрядчиком заказчику геологической и технической документации, что является нарушением пункта 4.1.9 Дополнения № 1 к лицензии ШБТ 10808 НЭ.

Заявитель оспаривает данное нарушение, ссылаясь на представление в ходе проверки актов (по форме № КС-14) приемки в эксплуатацию законченных бурением и обустройством скважин № 8 от 01.09.2004 и № 10 от 21.06.2004.

Доводы заявителя суд признал обоснованными.

Согласно пункту 4.1.9 Дополнения № 1 к лицензии владелец лицензии должен постоянно вести документацию по добыче углеводородного сырья, геологическую, маркшейдерскую, промысловую и другую требуемую документацию в процессе выполнения всех видов работ на участке недр и обеспечивать ее сохранность.

Как усматривается из оспариваемого постановления, возражения Общества были приняты в части наличия Акта приемки в эксплуатацию скважины № 8.

По скважине № 10 возражения Управлением приняты не были по причине того, что Акт от 21.06.2004 является актом по приемке законченной бурением и обустройством в пробную эксплуатацию (для уточнения продуктивных характеристик пласта) скважины, что не подтверждает ее перевод в промышленную эксплуатацию.

Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» предусмотрено составление Актов приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14).

В соответствии с разделом 5 «По учету работ в капитальном строительстве» Указаний по применению и заполнению форм, Акт формы КС-14 является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности.

При этом указание цели ввода в эксплуатацию (пробная или промышленная), а также обязанность по составлению актов ввода скважины именно в промышленную эксплуатацию, действующим законодательством не предусмотрено.

Согласно приказу Общества от 21.06.2004 № 269 скважина № 10 была принята в эксплуатацию.

Кроме того, как указано в разделе 3.2 ДТПР Кравцовского н.м.  промышленная разработка Кравцовского (Д-6) нефтяного месторождения началась в июне 2004 года, вводом в эксплуатацию скважины №10.

При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений Обществом пункта 4.1.9 Дополнения № 1 к лицензии ШБТ 10808 НЭ.

С учетом вышеизложенного, требования Общества в части исключения из мотивировочной части постановления пунктов №№ 1, 5, 6 подлежат удовлетворению.

Оспариваемые в настоящем деле нарушения, указанные в постановлении, нарушают права и законные интересы Общества, поскольку содержатся также в выданном Росприроднадзором предписании № 001-2020-П от 02.06.2020 (под пунктами 6, 10, 11). На Общество возложена обязанность по устранению указанных нарушений в срок до 02.12.2020.

Между тем, исключение судом из оспариваемого постановления вышеозначенных пунктов не влияет на назначение Обществу наказания с учетом оставшихся 11 нарушений и с учетом уменьшения Управлением размера административного штрафа ниже низшего предела до 150 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

        Признать незаконным и отменить постановление Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) о назначении административного наказания от 10 августа 2020 года № 08-18/173, вынесенное в отношении  Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в части наличия нарушений, указанных в пунктах 1, 5, 6 постановления, а именно:

1)В фонде скважин Кравцовского месторождения (Д6) ООО «ЛУКОЙЛ-КМН» отсутствуют три поглощающие скважины, предназначенные для утилизации пластовой воды, предусмотренные   разделом   10.4   технического   проекта   «Дополнения   к технологическому проекту разработки Кравцовского (Д-6) нефтяного месторождения на шельфе Балтийского моря», что является нарушением пункта 3.6 Дополнения № 1 к лицензии ШБТ 10808 НЭ;

5)  В отсутствие утвержденных решений Дополнения к технологическому проекту разработки   Кравцовского   (Д-6)   нефтяного   месторождения на шельфе Балтийского моря в период с 01.01.2017 по 01.05.2020 изменено назначение нефтяных скважин№№ 1, 3, 6, 10 и 12, что является нарушением пункта 3.6 Дополнения № 1 к лицензии ШБТ 10808 НЭ;

6)  Отсутствуют Акты приемки в эксплуатацию законченных бурением и обустройством скважин № 8 и № 10 нефтяного месторождения Кравцовское (Д-6) на Балтийском море, состоящих в фонде скважин ООО «ЛУКОЙЛ-КМН», содержащие сведения о сдаче подрядчиком заказчику геологической и технической документации, что является нарушением пункта 4.1.9 Дополнения № 1 к лицензии ШБТ 10808 НЭ.

        Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                          И.С.Сергеева