ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А21-9406/2017 от 16.04.2018 АС Калининградской области

Арбитражный суд Калининградской области

Рокоссовского ул., д. 2, г. Калининград, 236016 

E-mail: kaliningrad.info@arbitr.ru 

http://www.kaliningrad.arbitr.ru

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Калининград Дело № А21-9406/2017
«20» апреля 2018 года

«16» апреля 2018 года объявлена резолютивная часть решения 

Арбитражный суд Калининградской области в составе судьи Гурьевой  И. Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного  заседания Косковой Е.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску 

общества с ограниченной ответственностью «Энергия» (ОГРН  <***>, ИНН <***>) 

к ООО «Атлас» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

- об обязании прекратить производство работ по устройству примыкания  к автомобильной дороге Нивенское - Владимирово, ул. Железнодорожная,  п. Нивенское, для осуществления подъезда к земельному участку с  кадастровым номером 39:01:020102:108, через железнодорожную ветку  (литера 1) длиной 528,0 п.м., принадлежащую ООО «Энергия» на праве  собственности. 

– об обязании демонтировать результаты работ по устройству  примыкания к автомобильной дороге Нивенское - Владимирово. ул.  Железнодорожная, п. Нивенское, для осуществления подъезда к  земельному участку с кадастровым номером 39:01:020102:108, через  железнодорожную ветку (литера 1) длиной 528,0 п.м., принадлежащую  ООО «Энергия» на праве собственности; 

третьи лица:

 при участии:
от истца – ФИО2 по доверенности;
от ответчика – не явились, извещены;

от Администрации – ФИО3 по доверенности; 


От Ликиновой Е. В. - не явились, извещены;
От ГКУ К/о «Управление дорожного хозяйства Калининградской
области» - не явились, извещены;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Энергия» (далее – ООО  «Энергия», истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области  с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к  Администрации Муниципального образования «Нивенское сельское  поселение» и Администрации Муниципального образования  «Багратионовский городской округ» с требованиями: 

 - об обязании прекратить производство работ по устройству  примыкания к автомобильной дороге Нивенское - Владимирово, ул.  Железнодорожная, п. Нивенское, для осуществления подъезда к земельному  участку с кадастровым номером 39:01:020102:108, через железнодорожную  ветку (литера 1) длиной 528,0 п.м., принадлежащую ООО «Энергия» на праве  собственности. 

 – об обязании демонтировать результаты работ по устройству  примыкания к автомобильной дороге Нивенское - Владимирово. ул.  Железнодорожная, п. Нивенское, для осуществления подъезда к земельному  участку с кадастровым номером 39:01:020102:108, через железнодорожную  ветку (литера 1) длиной 528,0 п.м., принадлежащую ООО «Энергия» на праве  собственности. 

Определением от 12.03.2018 г. была произведена замена  ненадлежащего ответчика по исковому заявлению на общество с  ограниченной ответственностью «Атлас» (далее – ООО «Атлас», ответчик);  Администрация МО «Багратионовский ГО», Администрация МО «Нивенское  сельское поселение» исключены из ответчиков по делу. 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований относительно предмета спора, привечены  Администрация МО «Багратионовский ГО», ФИО1 и ГАУ КО  «Управление дорожного хозяйства К/о». 

 Ответчик, ФИО1, ГКУ К/о «Управление дорожного хозяйства  Калининградской области» своих представителей в судебное заседание не  направили, о времени и месте заседания извещались надлежащим образом  согласно ст. 123 АПК РФ, ответчик представил отзыв на исковое заявление  через канцелярию суда. 

Дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся сторон в  порядке статьи 156 АПК РФ

Представитель истца уточненные требования поддержал.

Представитель Администрации МО «Багратионовский ГО» против  удовлетворения искового заявления возражал по доводам отзыва. 


Исследовав материалы дела и дав им оценку в соответствии со статьей  71 АПК РФ, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению  по следующим основаниям. 

 Как следует из материалов дела, ООО «Энергия» является  собственником железнодорожной ветки литера I длинной 528,0 п.м.,  расположенной по адресу: Россия, <...>, что подтверждается  свидетельством о государственной регистрации права серии 39-АА №  552676. 

 Железнодорожная ветка является участком железнодорожного пути  необщего пользования и эксплуатируется для подачи грузов на объекты  истца. 

 Указанная железнодорожная ветка расположена на земельном участке,  с кадастровым номером 39:01:020108:9 и целевым назначением - под  существующие производственные здания, железнодорожную ветку и для их  обслуживания, арендатором которого ООО «Энергия» является на  основании договора аренды № 505 от 13 октября 2011 года. 

 Как указал истец, через принадлежащую ему железнодорожную ветку  ООО «Атлас» ведутся работы по устройству примыкания к автомобильной  дороге Нивенское – Владимирово, ул. Железнодорожная, п. Нивенское для  осуществления подъезда к земельному участку с кадастровым номером  39:01:020102:108. 

 Ссылаясь на отсутствие у ответчика законных оснований для  проведения указанных работ, ООО «Энергия» обратилось в арбитражный  суд с настоящим иском. 

 Ответчик в свою очередь указывает на то, что работы по устройству  примыкания к автомобильной дороге ведутся в соответствии с проектной  документацией, согласованной с ОГИБДД МО МВД России  «Багратионовский», с техническими условиями на устройство примыкания,  выданных 13 сентября 2016 года Государственным казенным учреждением  КО «Управление дорожного хозяйства Калининградской области». 

 Как следует из искового заявления, на дату подачи настоящего иска  выполнены следующие работы: засыпка песком кювета автомобильной  дороги примыкающей к железнодорожному пути, устройство армированной  отмостки под железнодорожный переезд, монтаж железобетонных плит  непосредственно на железнодорожные пути, монтаж железобетонных плит  на примыкание и железнодорожному пути. Указанное обстоятельство истец  подтверждает Актом б/н, от 26 сентября 2017 года, составленным  ФИО4 

 Пунктом 8 технических условий на устройство примыкания, выданных  13 сентября 2016 года Государственным казенным учреждением КО  «Управление дорожного хозяйства Калининградской области» установлено,  что возможность устройства примыкания необходимо согласовать  железнодорожной ветки; в пункте 19 указано на тот факт, что технические 


условия не дают права на ведение строительных работ по устройству  примыкания. 

 Требования предъявлены в форме негаторного иска со ссылкой на ст.  304 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), что всегда предполагает  препятствование в осуществлении правомочий собственника  неправомерными действиями. 

Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать  устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были  связаны с лишением владения; названным правом обладают также лица, хотя  и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве  пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения,  оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному  законом или договором (статья 305 ГК РФ). 

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 45 постановления  Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О  некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении  споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"  (далее - Постановление № 10/22), в силу статей 304 и 305 ГК РФ иск об  устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит  удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является  собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию,  предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не  связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или  законное владение; иск об устранении нарушений права, не связанных с  лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем  или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик  совершает действия (бездействие), нарушающие право истца. 

В пункте 46 Постановления № 10/22 указано, что при рассмотрении  исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения,  путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд  устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и  правил при строительстве соответствующего объекта; несоблюдение, в том  числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил  при строительстве может являться основанием для удовлетворения  заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или  законное владение истца. 

 Право собственность на железнодорожную ветку зарегистрировано в  установленном законом порядке, как и право аренды на земельный участок  под линейным объектом. 

 Учитывая изложенное и представленные в материалы дела документы,  суд считает, что у ответчика отсутствуют правовые основания для ведения  работ на спорном участке. 

Кроме того, необходимо учесть следующее.


В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ  "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской  Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации" устройство пересечений автомобильных дорог  железнодорожными путями на одном уровне (железнодорожные переезды) и  на разных уровнях осуществляется в соответствии с названным Федеральным  законом, федеральным законом о железнодорожном транспорте,  федеральным законом о безопасности дорожного движения, требованиями  технических регламентов, иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации. 

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона от  08.11.2007 № 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся  сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими  автомобильными дорогами (далее также - пересечение) и примыкания  автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее также -  примыкание) допускаются при наличии разрешения на строительство,  выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской  Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной  форме владельцев автомобильных дорог. 

В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий  разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом  исполнительной власти или подведомственным ему федеральным  государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта  Российской Федерации или подведомственным ему государственным  учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на  выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении  которой планируется осуществить пересечение или примыкание. 

 Кроме того, правовые, организационные и экономические условия  функционирования железнодорожного транспорта общего пользования,  основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и  выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте  индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и  организациями других видов транспорта, установлены Федеральным законом  от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской  Федерации" (далее - Закон № 17-ФЗ). 

Согласно пункту 4 статьи 21 Закона № 17-ФЗ порядок определения  пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами  (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных  путей, условия эксплуатации переездов, порядок их открытия и закрытия  устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области  железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом  исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом  исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений  органов государственной власти субъекта Российской Федерации. 


Во исполнение указанной нормы приказом Министерства транспорта  Российской Федерации от 26.03.2009 № 46 утвержден Порядок открытия и  закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами  (железнодорожных переездов). 

 Согласно пункту 2 Порядка инициатором открытия (закрытия)  железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или)  необщего пользования могут быть, в том числе, владельцы инфраструктуры  железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы  железнодорожных путей необщего пользования. 

Согласно пункту 3 (абзац 4) Порядка, если инициаторами открытия или  закрытия железнодорожных переездов являются владельцы инфраструктуры  железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы  железнодорожных путей необщего пользования, то материалы, содержащие  технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия)  железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения  транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные  переезды, готовят владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта  общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего  пользования. 

Согласно пункту 6 Порядка решение об открытии (закрытии)  железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного  транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей  необщего пользования принимается при наличии положительных  заключений всех органов государственной власти, органов местного  самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 Порядка. 

 В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в  деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на  основание своих требований и возражений. 

Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих  требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если  они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не  вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные  возражения относительно существа заявленных требований (часть 3.1 статьи  70 АПК РФ). 

 Учитывая изложенное, отсутствие соглашений между сторонами по  устройству пересечений линейных объектов, а также принимая во внимание  возможную угрозу безопасности, создаваемую несанкционированными  действиями ответчика, заявленные истцом требования подлежат  удовлетворению в полном объеме. 

 В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами,  участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются  арбитражным судом со стороны.  

Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального 

кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 


Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Атлас»  прекратить производство работ по устройству примыкания к автомобильной  дороге Нивенское – Владимирово, ул. Железнодорожная пос. Нивенское, для  осуществления подьезда к земельному участку с кадастровым номером  39:01:020102:108, через железнодорожную ветку (литера I) длиной 528,0 п.м.,  принадлежащую обществу с ограниченной ответственностью «Энергия» на  праве собственности. 

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Атлас»  демонтировать результаты работ по устройству примыкания к  автомобильной дороге Нивенское – Владимирово, ул. Железнодорожная пос.  Нивенское, для осуществления подьезда к земельному участку с кадастровым  номером 39:01:020102:108, через железнодорожную ветку (литера I) длиной  528,0 п.м., принадлежащую обществу с ограниченной ответственностью  «Энергия» на праве собственности. 

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Атлас» в  пользу общества с ограниченной ответственностью «Энергия» судебные  расходы в размере 6000 рублей. 

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия  в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. 

Судья И. Л. Гурьева