ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А22-1461/10 от 18.01.2011 АС Республики Калмыкия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина,9

тел/факс – 3-31-66; info@kalmyk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации 

РЕШЕНИЕ

г. Элиста

25 января 2011 года Дело №А22 - 1461/2010

Резолютивная часть решения объявлена 18.01.2011г. Полный текст решения изготовлен 25.01.2011г.

Арбитражный суд Республики Калмыкия в составе председательствующего судьи Челянова Д.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Убушиевым Б.Б., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Целинному району, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 320 120 руб. 23 коп., при участии в заседании:

от истца – ФИО1, доверенность от 13.01.2011;

от Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по РК – ФИО2, доверенность от 26.01.2010;

от Отдела социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК по Целинному району – не явился, извещен;

от Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия – не явился, извещен;

от Министерства финансов Республики Калмыкия – не явился, извещен;

установил:

открытое акционерное общество «Калмэнергосбыт» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к отделу социальной защиты населения МЗ и СР РК по Целинному району, к Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия о взыскании убытков в связи с предоставленным льгот педагогическим работникам Целинного района Республики Калмыкия в сумме 681 059 руб. 41 коп.

Определением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 13.08.2010г. заявление принято к производству, делу присвоен номер А22-1162/2010.

Определением арбитражного суда от 29.09.2010 по делу № А22-1162/2010 в качестве ответчика для участия в деле привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Определением арбитражного суда от 29.09.2010 исковое требование открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 320 120 руб. 23 коп. (без НДС) выделено в отдельное производство.

Определением арбитражного суда от 25.10.2010 делу присвоен № А22-1461/2010.

Определением арбитражного суда от 25.10.2010 отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Целинному району, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия привлечены к участию в деле № А22-1162/2010 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.

В обоснование исковых требований ОАО «Калмэнергосбыт» указанно, что в соответствии с условиями государственных контрактов на финансирование мер социальной защиты педагогических работников Целинного района Республики Калмыкия в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» истец в период май, июнь июль 2010 оказал услуги по предоставлению электроэнергии педагогическим работникам Целинного района Республики Калмыкия на сумму 320 120 руб. (без НДС). Однако задолженность в размере 320 120 руб. не погашена. В связи с чем, истцу причинены убытки. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов, за предоставленные коммунальные услуги, обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. В соответствии со статьями 15,16,1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Ответчиком представлен отзыв с дополнениями, в котором ответчик исковые требования не признает и указывает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является Республика Калмыкия. В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка в сфере образования относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25.11.2009 № 437 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, рабочих поселков (поселков городского типа) по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.07.2010 № 231 «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, рабочих поселков (поселков городского типа)» органы соцзащиты возмещают расходы по оплате жилого помещения с отоплением и освещением педагогическим работникам путем перечисления им ежемесячной денежной компенсации, финансирование расходов, связанных с реализацией положения абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В судебном заседании 13.01.2011 объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин 18.01.2011.

В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования и просила взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 320 120 руб. 23 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию в период май, июнь июль 2010 педагогическим работникам Целинного района Республики Калмыкия, а также судебные издержки в размере 1 963 руб. 59 коп., всего - 322 083 руб. 82 коп.

Представитель ответчика в судебном заседании повторила доводы, изложенные в отзывах, иск не признала и просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК по Целинному району, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили. При таких обстоятельствах, учитывая мнения сторон, арбитражный суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствии представителей вышеуказанных лиц.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно ст. ст. 8, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, - путем возмещения убытков.

В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Таким образом, нарушенное право субъекта гражданских правоотношений может быть восстановлено путем полного возмещения причиненных убытков (реального ущерба и упущенной выгоды). Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации или нет. Убытки представляют собой негативные имущественные последствия, возникающие у лица вследствие нарушения его личного неимущественного или имущественного права.

Как следует из материалов дела, Истец (Поставщик), Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (Заказчик) и отдел социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития РК по Целинному району (Плательщик) заключили Государственные контракты на возмещение расходов по оплате электроэнергии педагогическим работникам образовательных учреждений № 25 от 11.01.2010 и № 413 от 01.07.2010 с приложениями №1 «Реестр педагогических работников образовательных учреждений Целинного района РК», приложение № 2 «Отчет по льготам (реестр потребителей льготной категории)», приложение № 3 «Форма ежемесячного отчета о предоставлении льгот за отпущенную электроэнергию льготной категории абонентов», приложение № 4 «Тарифы на электроэнергию для потребителей РК, действующие с 01.01.2010 по 31.12.2010».

В соответствии с условиями контрактов Плательщик поручил, а Поставщик принял обязательство предоставить льготы по оплате электроэнергии по фактически произведенным расходам электроэнергии подтвержденных сетевой организацией, потребителям, имеющим право на меры социальной поддержки, на основании представленных Плательщиком реестром Поставщику (приложение №1), в соответствии с нормативно-правовыми актами. В свою очередь Плательщик принял обязательство своевременно и в полном объеме оплачивать Поставщику предоставленные в соответствии с контрактами льготы по оплате электроэнергии.

В соответствии с условиями контрактов Поставщик принял следующие обязательства:

- ежемесячно, до 25 числа расчетного месяца, выставлять Плательщику счет-фактуру за предоставленные в расчетном месяце льготы, по оплате электроэнергии, в соответствии с приложенным реестром потребителей, имеющих право на льготу (приложение №2) и отчетом поставщика о предоставленных льготах за электроэнергию, в расчетном месяце, по форме приложения №3 к контракту. Расчетным периодом является один календарный месяц;

- по месту проживания льготника, согласно его регистрации 9прописки), предоставлять льготу для расчета за потребленную электроэнергию по одному прибору учета, установленного в жилом помещении, на основании его заявления льготополучателя.

В соответствии с условиями контрактов Заказчик принял следующие обязательства:

- осуществлять распределение и своевременное направление финансовых средств из соответствующего бюджета на исполнение Плательщиком контракта;

- осуществлять контроль за своевременным перечислением денежных средств Плательщиком на расчетный счет Поставщика.

В соответствии с условиями контрактов Плательлщик принял следующие обязательства:

- в трехдневный срок, с момента выставления счета-фактуры, проверить, подтвердить обоснованность предоставленных льгот за потребленную электроэнергию;

- в течение пяти дней с момента выставления счета-фактуры, но не позднее последнего рабочего дня расчетного месяца, перечислять на расчетный счет Поставщика сумму возмещения в полном объеме, по предоставленным льготам по оплате за электроэнергию;

- ежемесячно, до десятого числа следующего за отчетным, предоставлять поставщику дополнительные корректирующие (вновь зарегистрировавшихся или выбывших с территории района) списки граждан – потребителей электроэнергии, имеющих право на льготы, с указанием Ф.И.О., адреса прописки, а также сведения о прекращении предоставления льгот по конкретным потребителям. Льгота предоставляется Поставщиком по месту проживания льготника согласно его регистрации (прописки).

Как следует из материалов дела, в государственных контрактах стороны установили следующий порядок расчетов: заказчик осуществляет финансирование расходов по предоставленным льготам по оплате за электроэнергию, льготной категории граждан из соответствующего бюджета, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Плательщику. Плательщик, согласно выставленным Поставщиком счетам-фактурам и отчету поставщика перечисляет финансовые средства на расчетный счет Поставщика.

В судебном заседании установлено, что истец надлежащим образом выполнил свои обязательства по государственным контрактам и выставил отделу социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия по Целинному району для оплаты счета-фактуры от 31.05.2010, 30.06.2010 и 31.07.2010 на общую сумму 320 120 руб. (без НДС).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (подписанными истцом и отделом отчетами о предоставлении льгот за отпущенную электроэнергию льготной категории абонентов за май, июнь и июль 2010, списками педагогических работников, с указанием номеров лицевых счетов, и приложением копий заявлений, паспортов и справок с места работы последних) и сторонами не оспорены.

Однако, в судебном заседании установлено, что в связи с отсутствием в бюджете республики достаточных денежных средств на реализацию мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в сельской местности, задолженность перед ОАО «Калмэнергосбыт» в размере 320 120 руб. до настоящего времени не погашена.

Как следует из представленных министерством финансов Республики Калмыкия сведений от 29.11.2010г. о расходовании средств республиканского бюджета, направляемых на реализацию мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в сельской местности, выделенных бюджетном Республики Калмыкия и реально профинансированных средств (29 491,2 руб.) на покрытие расходов по указанному виду льгот для педагогических работников оказалось явно недостаточно.

Кроме того, как следует из письма заместителя директора департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2009 № 06-05-13/3-31 выделение Республике Калмыкия средств из федерального бюджета для финансового обеспечения мер социальной поддержки по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением педагогическим работникам, работающим в сельской местности не предусмотрено; данные средства не являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что доказательств финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, в имеющихся материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлено.

В качестве правового основания заявленного иска ОАО «Калмэнергосбыт» указывает статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31, 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»,

Исходя из смысла ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 06.05.2003 № 52-ФЗ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлениях от 16 декабря 1997г. № 20-П, от 24 мая 2001г. № 8-П, от 19 июня 2002г. № 11-П, от 23 апреля 2004г. N 9-П, а также определениях от 4 декабря 2003г. № 415-О, от 15 февраля 2005г. № 17-О, от 1 декабря 2005 года № 521-О, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Статьей 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту - Закона № 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъекта Российской Федерации (за исключением субвенции из федерального бюджета).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 01.03.2007г. № 129-О-П, порядок предоставления с 1 января 2005г. мер социальной поддержки работников сельской местности, на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004г. № 12-П и от 15.05.2006г. № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

В определении от 08.02.2007г. № 322-О-П Конституционный Суд РФ указал, что, обязав в 2003 году (ст.5 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52-ФЗ) субъекты Российской Федерации установить и до 01.01.2005г. ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это означает, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, перекрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.

Таким образом, внесение изменений в редакцию пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» в части возложения на субъект Российской Федерации обязанности по установлению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с указанными в данном пункте Закона мерами социальной поддержки, не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих (а также вышедших на пенсию) и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержавшееся в Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».

Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 01.01.2005г., когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьи пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» уровня мер социальной поддержки. Финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории, ежегодно предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете, создающем, как указал Конституционный суд РФ в постановлении от 23.04.2004г. № 9-П, надлежащее финансовые условия для реализации, норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость таких расходов.

Кроме того, возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов.

В соответствии с пунктом 18 Постановления ВАС РФ от 22.06.2006г. №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого п.1 ст.85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 № 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В соответствии с пунктом 19 Постановления ВАС РФ от 22.06.2006г. №23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ не предусматривает финансирование спорных льгот за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации либо бюджета муниципального образования.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации «Об образовании» поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей могут быть возложены на публично-правовое образование независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.

Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников и работников здравоохранения, проживающих в сельской местности, не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.

С учетом изложенного, поскольку предоставление льгот работникам сельской местности предусмотрено федеральным законом, источником финансирования является федеральный бюджет. Следовательно, финансирование предусмотренных федеральным законом льгот осуществляет Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа Министерства финансов РФ (Постановление Правительства Российской Федерации № 329 от 30.06.2004 «О Министерстве финансов Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что данные обязательства относится к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, финансируемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, не соответствуют действующему законодательству, подлежащему применению к рассматриваемым правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела.

Доказательства надлежащего финансирования Республики Калмыкия и муниципального образования из федерального бюджета в спорный период по реализации льгот, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании»,  а также доказательства нецелевого использования Республикой Калмыкия и муниципальным образованием денежных средств Министерством финансов Российской Федерации в материалы дела не представлены. Следовательно, Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В связи с тем, что органы государственной власти не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, учитывая, что в спорный период Республике Калмыкия из федерального бюджета не выделялись достаточные средства на финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам; действие Закона Российской Федерации «Об образовании» не отменялось и не приостанавливалось; возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений не исключает обязанности Российской Федерации по компенсации выпадающих доходов, арбитражный суд на основании ст.ст.16, 1069, 1071 ГК РФ приходит к выводу, что исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской федерации в пользу ОАО «Калмэнергосбыт» 320 120 руб. 23 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию в период май, июнь июль 2010 педагогическим работникам Целинного района Республики Калмыкия являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Кроме того, истец на основании ст.ст.101 и 106 АПК РФ просит взыскать с ответчика судебные издержки, связанные с приобретением бумаги и распечаткой доказательств по настоящему делу. При этом истец представил расчет, товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения и копии сопроводительных писем.Согласно представлено истцом расчету размер судебных издержек составляет 1 963 руб. 59 коп.

В судебном заседании представитель ответчика представил контррасчет и просил в удовлетворении требований о взыскании сумм судебных издержек отказать.

В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Частью 1 ст. 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, проигравшей спор.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и проверив представленные сторонами расчеты, арбитражный суд приходит к выводу, что требование истца о возмещении судебных издержек подлежит частичному удовлетворению на сумму 1 758 руб. 15 коп.

В связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма судебных издержек в размере 1 758 руб. 15 коп.

Расходы по госпошлине в порядке ст. 110 АПК РФ относятся на ответчика. Однако согласно ст. 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 12, 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Исковые требования открытого акционерного общества «Калмэнергосбыт» удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 320 120 руб. 23 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию в период май, июнь июль 2010 педагогическим работникам Целинного района Республики Калмыкия, а также судебные расходы в размере 1 758 руб. 15 коп., всего - 321 878 руб. 38 коп.

После вступления решения в законную силу выдать исполнительный лист.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Ессентуки) либо со дня вступления решения в законную силу в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа (г. Краснодар) через Арбитражный суд Республики Калмыкия.

Судья (подпись) Д.В.Челянов